Слайд 1Екатеринбург, 2019
«Особенности адаптации ребенка
в 1 классе»
Слайд 2
АДАПТАЦИЯ - ЭТО МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ВКЛЮЧЕНИЕ ЕЕ В СИСТЕМУ
НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ.
В БОЛЕЕ УЗКОМ СМЫСЛЕ - АДАПТАЦИЕЙ
СЧИТАЕТСЯ ПРОЦЕСС ПРИВЫКАНИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЩАЕТСЯ НА ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ, Т.Е., ПЕРВОКЛАССНИК ДОЛЖЕН ОСВОИТЬ РОЛЬ УЧЕНИКА.
РОЛЬ УЧЕНИКА СЧИТАЕТСЯ ОСВОЕННОЙ, ЕСЛИ:
- УСТАНОВЛЕН КОНТАКТ С УЧИТЕЛЕМ;
- РЕБЕНОК ОСОЗНАЕТ И ВЫПОЛНЯЕТ КРУГ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ПОДЧИНЯЕТСЯ ОБЩИМ ПРАВИЛАМ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ;
- ОТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ НАЛАЖЕНЫ, НОСЯТ ПОЗИТИВНЫЙ ХАРАКТЕР;
- РЕБЕНОК ВЛАДЕЕТ НЕОБХОДИМЫМИ УЧЕБНЫМИ НАВЫКАМИ.
Слайд 3
АДАПТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ:
ФИЗИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ.
ФИЗИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
– ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ТАКИМ ПАРАМЕТРАМ, КАК ФИЗИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ, УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ,
СОН, АППЕТИТ, НАЛИЧИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОБОСТРЕНИЕ ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ - ПРЕДПОЛАГАЕТ СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ И К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ), УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ (СЧЕТ, ПИСЬМО, ЧТЕНИЕ), РАЗВИТЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ( ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, ВНИМАНИЯ, РЕЧИ, ВОСПРИЯТИЯ). КРОМЕ ТОГО, УСПЕШНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ И УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ (ПРЕОБЛАДАНИЕ У ПЕРВОКЛАССНИКА ПОЗИТИВНОГО НАСТРОЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ НОВЫХ СИТУАЦИЯХ, УМЕНИЯ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С УЧИТЕЛЕМ, КОЛЛЕКТИВОМ ОДНОКЛАССНИКОВ, УМЕНИЯ ПОДЧИНЯТЬ СВОИ ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ ОБЩИМ И Т.Д.)
Слайд 4СОГЛАСНО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫМ КРИТЕРИЯМ, АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ОХВАТЫВАЕТ ВСЕ СФЕРЫ РЕБЕНКА, КОТОРЫЕ
ПОДВЕРГАЮТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ТОГО, КАК ПРОТЕКАЕТ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ У РЕБЕНКА, ЕГО ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА СЛЕДУЮЩИЕ УРОВНИ:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ – ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ БЫСТРЫМ ПРИВЫКАНИЕМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ ( В ТЕЧЕНИЕ 2-6 НЕДЕЛЬ). ОН ИМЕЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ К ШКОЛЕ, БЫСТРО И ЛЕГКО ОСВАИВАЕТ ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ. МОЖЕТ РЕШАТЬ ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ. ОБЛАДАЕТ НАВЫКАМИ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННО ОТНОСИТСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОРУЧЕНИЙ УЧИТЕЛЯ. ИМЕЕТ ДРУЗЕЙ В КЛАССЕ. БОЛЕЕТ ОЧЕНЬ РЕДКО ИЛИ ВООБЩЕ НЕ БОЛЕЕТ.
Слайд 5
Средний уровень – ребенок привыкает к школе в течение 2-3
месяцев, но не испытывает отрицательных переживаний
от ее посещения. У
него иногда бывают перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение, основной материал по программе усваивает. Решает типовые задачи и задания под контролем взрослых. В основном усидчив и внимателен, старается добросовестно выполнять указания учителя, но нуждается в контроле взрослого. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
Низкий уровень адаптации – ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет познавательного интереса к урокам. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на плохое самочувствие. Может часто и долго болеть простудными и другими заболеваниями. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
Слайд 6
Рекомендации.
1.Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями счастливых моментов, проведенных вами сами
в школе. Вспомните и расскажите своему ребенку какую то веселую,
забавную историю, которая случилась с вами в школе. Посмейтесь вместе от души! Главное – дать вашему ребенку позитивную установку по поводу школьной жизни!
2. Развивайте в ребенке самостоятельность. Приучать к самостоятельности нужно еще начиная с раннего возраста. Поначалу приучайте малыша убирать за собой игрушки, дошкольника - содержать в порядке свои вещи, обслуживать себя, развивать навыки опрятности. А своего первоклассника необходимо научить содержать в порядке свои личные вещи, школьные принадлежности, самому собирать портфель ( на первых порах под вашим контролем), иметь небольшие обязанности по дому ( например, делать уборку в своей комнате, ухаживать за домашним животными, цветами )
Слайд 7
3.Не пугайте ребенка трудностями и неудачами, не настраивайте его на
то, что в школе будет трудно, и он многое не
умеет.
4.Создайте комфортные бытовые условия для своего первоклассника: обязательно соблюдайте режим дня, если ребенок сильно устает в школе, предоставьте ему возможность поспать днем. Утром будите его постепенно, собираясь в школу – не торопите (для этого надо заранее рассчитать время, с вечера собрать портфель и школьную одежду). Обязательно утром покормите ребенка завтраком – даже если в школе они едят после первого или второго урока. При необходимости проконсультируйтесь с врачом –педиатром о возможном медикаментозном сопровождении ребенка ( если ребенок соматически ослаблен- пусть врач подберет для него комплекс витаминов или профилактических средств для повышения иммунитета и т .д)
Слайд 8
5. Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте
ребенку время на восстановление сил.
6. Во время выполнения уроков делайте
небольшие паузы, чтобы ребенок мог отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности.
7. Во время уроков исключите отвлекающие факторы, такие как телевизор, гаджеты, разговоры домочадцев в комнате, где находится ребенок.
8. И конечно же, уделяйте в этот непростой для ребенка период ему как можно больше внимания: ведите доверительные разговоры, делитесь информацией и впечатлениями за день. Поддерживайте вашего первоклассника почаще.
9. А если все же, процесс адаптации у вашего ребенка затянулся, вы видите, что рекомендации не помогают, и ему трудно привыкнуть к новым условиям, вы можете обратиться к школьному психологу.
Слайд 9Получение психолого - педагогической помощи:
Федеральный закон об образовании в РФ
№273
Статья 42 . Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
П.1 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Слайд 10П.2 Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1)
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2)коррекционно-развивающие
и компенсирующие занятия, логопедическую помощь;
3)комплекс реабилитационных и других мероприятий;
4)помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Слайд 11Экспрессивная речь
Грамотная и красивая речь – залог успеха
Лексика
Грамматика
Звукопроизношение
Словарь
Связная речь
Фонематический слух
Импрессивная
речь
Мелкая моторика
Артикуляционная гимнастика
Просодика
Слайд 12Речь – является важнейшей психической функцией человека, универсальным средством общения.
Вместе с развитием речи, тесно связано развитие высших психических функций
( восприятие, память, мышление, внимания, воображения)
Слайд 13Дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения.
Которое проявляется в виде нарушения учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений
с одноклассниками и взрослыми, а также повышенного уровня тревожности и нарушений личностного развития.
Слайд 14Речевые нарушения включают в себя: нарушение формирования всех компонентов речевой
системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексико -
грамматического строя, смысловой стороны речи, связной речи)
Слайд 15 Нарушение чтения
Замены и смешения звуков при чтении:
Фонетически сходных звуков (Ш-С, Ж-З и др.)
Графически сходных по написанию (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)
Побуквенное чтение (буквы называются поочередно – р,а,м,а)
Искажения звукослоговой структуры слова:
пропуски гласных и согласных звуков (паровоз – парвоз)
добавление звуков (под дождем – под дождием)
перестановка звуков (лопата- лотапа)
пропуск, перестановка слогов (канава – кавана)
Нарушение понимания прочитанного
(на уровне слова, предложения, текста)
Аграмматизмы при чтении (нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. Например: открыл форточка, из-под листьях, у товарищах)
Слайд 16Нарушения письма
Замены на письме похожих по написанию букв (П-Н, П-И,
Ц-Щ, М-Л, П-Т И др.)
Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам
(Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-С и др.)
Недописывание элементов букв
Зеркальное изображение букв
Неправильное обозначение мягкости согласных на письме (лубит, писмо)
Замены гласных даже в ударном положении (лес-лис)
Пропуски гласных, согласных, слогов (диктант-диктат, собака-сбака, комната-кота)
Перестановка букв, слогов (тропа-прота, стакан-ката)
Добавление букв, слогов (таскали-тасакали)
Слитное написание слов, особенно предлогов (в доме – вдоме)
Раздельное написание приставки и корня (наступила – на ступила)
Аграмматизмы (козлята-козленки, много деревов, около него – около ним, дети бежит, белая дом).