Слайд 1Экологическое законодательство Российской Федерации
Слайд 2
Система экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, по существу
является системой законодательства и находится в постоянном совершенствовании.
В системе источников
экологического права Российской Федерации различают восемь уровней:
- международный;
- конституционный;
- законодательный;
- указы Президента РФ;
- подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти;
- подзаконные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;
- руководящие постановления пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
-вспомогательные нормативно-правовые акты.
Слайд 3Общепризнанные принципы и нормы международного права
Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью
ее правовой системы и в том числе экологического законодательства.
Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ, если он заключен в установленном порядке и ратифицирован или утвержден компетентным органов государственной власти.
Это важно так как:
- участниками правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.
- каждый гражданин РФ имеет право на обращение в международные органы по защите прав и свобод человека.
Слайд 4Конституция Российской Федерации
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие
и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые
акты принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст.15).
Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное взаимодействие общества и природы:
- природопользование;
- охрана окружающей среды;
- обеспечение экологической безопасности;
Конституция РФ значительно расширила круг взаимоотношений в сфере взаимодействия общества и природы, обозначив объектом правоотношений окружающую среду в целом (ст.42, 58 Конституции РФ).
Слайд 5Федеральные законы
Ст. 106 Конституцией РФ устанавливает перечень Федеральных законов, которые
после принятия их Госдумой подлежат обязательному рассмотрению их Советом Федерации.
На
основании Конституции РФ были приняты следующие Федеральные законы:
«Об охране окружающей среды»
«Об особо охраняемых природных территориях »
«О животном мире»
«Об экологической экспертизе»
«О недрах»
«Об охране атмосферного воздуха»
«Об отходах производства и потребления»
«Водный, Земельный, Лесной Кодексы»
«О Континентальном шельфе» и др.
Слайд 6Указы президента РФ
Статьей 90 Конституции РФ установлено, что Указы Президента
РФ занимают особое место среди источников экологического права и не
относятся к подзаконным нормативным актам
- Указ Президента РФ от 04.02.1994г. №»236
«О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»
- Указ Президента РФ от 01.04.1996г. №440
«О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».
Слайд 7Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти
Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами
исполнительной власти, можно подразделить на три основные группы:
Правительственные нормативно-правовые акты;
Межведомственные
нормативные акты, принимаемые органами управления межведомственной компетенции;
ведомственные нормативные акты принимаемые министерствами и ведомствами.
Слайд 8Нормативно-правовые акты субъектов РФ
В республиках, входящие в состав РФ, роль
источников экологического права выполняют Конституции республик, а также законодательные акты
по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и охраны окружающей среды
В роли источников также выступают нормативные Указы Президентов республик, а также Нормативные Постановления и Распоряжения Правительств в субъектах РФ
Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты с учетом Федеральных законов.
Приняты законы: об охране природы, о лесе, о недрах и недропользовании, об административной ответственности за экологические правонарушения и др.
Слайд 9Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления
В соответствии со ст.12 Конституции РФ
в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое является
самостоятельным в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
Компетенция органов местного самоуправления в РФ определена Указом Президента РФ от 26.10.1993г. №1760 «О реформе местного самоуправления в РФ».
Слайд 10Законы РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Полномочия в области
природопользования и охраны окружающей среды:
- организация и обеспечение санитарного благополучия
населения;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
- регулирование использование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- использования недр для строительства подземных сооружений местного значения.
Слайд 11Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда
РФ
Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен, и чтобы
подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое является правосудием.
В ходе правосудия неизбежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому судам дано право в случае применять аналогию закона или аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи
Согласно ст.126 Конституции РФ Верховный суд РФ осуществляет судебный надзор в сфере правосудия и дает разъяснение по вопросам судебной практики
Арбитражный суд РФ осуществляет судебный надзор и дает разъяснение по вопросам судебной практики и совершенствует сферу природопользования двумя путями:
- воздействием на экологические отношения через рассмотрение экономических споров.
- непосредственным участием в создании и совершенствовании экологического законодательства.
Руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ нельзя относить к числу источников экологического права, но они оказывают определенное влияние на совершенствование экологических отношений
Слайд 12Вспомогательные нормативно-правовые акты
Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют
стандарты, так например:
- ГОСТ 17.5.1701-79-»Охрана природы, Рекультивация земель».
- ГОСТ 17.2.1.0477-»
Охрана природы. Атмосферный воздух» и др.
Данные вспомогательные нормативно-правовые акты не устанавливают для субъектов экологических правоотношений каких-либо обязанностей и не представляют каких-либо прав в отношении использования и охраны отдельных природных ресурсов.
Однако стандарты обеспечивают расшифровку содержания нормативно правовых актов, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике.
Слайд 13Определение источника экологического права
Источником экологического права называется система законодательных актов,
регулирующих взаимоотношения природы и общества.
Слайд 14Предмет регулирования экологического права
Экологическое право регулирует общественные отношения в области
взаимодействия общества и окружающей среды.
Слайд 15ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.Экологические правонарушения различны по составу, но всегда складываются в
сфере природы, будь то загрязнение природы или незаконная вырубка леса
или нарушение законодательства о континентальном шельфе.
2.Общий критерий всех экологических нарушений- причинение вреда окружающей природной среде.
3.Экологические правонарушения, не относящиеся общественно опасных, именуют экологическими проступками
4.Когда они представляют общественную опасность и посягают на экологическую безопасность общества причиняют ощутимый вред окружающей природе и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.
Слайд 16Юридическая ответственность - это обязательство юридических и физических лиц перед
обществом и государством относительно соблюдения действующих законов по охране окружающей
среды.
Правовая система предусматривает 4 формы ответственности:
1) дисциплинарную
2) административную
3) имущественную
4) уголовную.
Физические лица несут все виды ответственности, а юридические привлекаются к административной и имущественной.
Слайд 17Дисциплинарные наказания
Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, понижение в должности, в
окладе, увольнение с работы) налагаются на должностных лиц, рабочих, служащих
предприятий, организаций за невыполнение ими производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.
Следует учитывать два важных момента:
1. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя.
2.Недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время.
Слайд 18К административной ответственности могут привлекаться:
1. Организации
2. Предприятия
3. Должностные лица
4. Отдельные
граждане
Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство
об охране окружающей среды:
порчу, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ.
Виды административной ответственности:
Денежный штраф, предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции.
Имущественная ответственность возлагается на предприятие загрязнитель за вред, который нанесен вследствие его хозяйственной деятельности на природную среду или здоровье человека.
Слайд 19Административное наказание за умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и
достоверной информации о состоянии окружающей природной среды
Влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
На должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
На юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Слайд 20Уголовная ответственность
Предусмотрена уголовная ответственность(лишение свободы, конфискация имущества, денежный штраф и
пр.) за экологические правонарушения:
1. УМЫШЛЕННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЛЕСНЫХ
МАССИВОВ ПУТЕМ ПОДЖОГА
2. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОДОЕМОВ И АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
3. НЕЗАКОННУЮ ПОРУБКУ ЛЕСА
4. НЕЗАКОННУЮ ОХОТУ И ДР.
Применение ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом РФ, ОСНОВАНИЕМ НАЗНАЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИГОВОР СУДА.
Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда ,несут материальную ответственность.