Слайд 1Экология как наука. История становления экологии.
Слайд 3Предметом исследования экологии является совокупность или структура связей между организмами
и средой, а также между самими организмами.
Объект изучения в экологии
– экосистемы, единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания.
Слайд 4Задачи экологии:
исследует закономерности взаимоотношений различных групп организмов с факторами внешней
среды и их влияние на среду обитания;
разрабатывает основы рационального использования
природных ресурсов человеком, прогнозирует антропогенные изменения среды;
разрабатывает и внедряет биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур и сорняками;
разрабатывает и рекомендует безотходные технологии производства;
формирование биосферного мышления и экологического сознания у людей, выработка норм экологической этики и морали
Слайд 5
В общей экологии выделяют следующие разделы:
Аутэкология исследует индивидуальные связи отдельного
организма с окружающей средой.
Демэкология, или популяционная экология изучает структуру
и динамику изменения популяций.
Синэкология, или биоценология изучает взаимоотношения популяций внутри сообщества и сообществ между собой в рамках одной экосистемы
Слайд 6
1 этап.
Зарождение и становление экологии как науки
До 60-х г.г.
XIX века
На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со
средой их обитания, делались первые научные обобщения.
Слайд 7Аристотель (384-322 до н.э.)
В «Истории животных» различал водных и сухопутных
животных, плавающих, летающих, ползающих.
Интересовали такие вопросы, как приуроченность
организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.
Слайд 8
Вопросы строения и жизни организмов рассматривались
в трудах таких античных мыслителей
и философов, как
Теофраст (372–287 гг. до н.э.)
«История растений»
Плиний Старший 923-79 н.э.) «Естественная история»
Слайд 9
Важные наблюдения, оказавшие влияния
на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук
в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.:
Степан Петрович Крашенинников (1713-1755) – «Описание земли Камчатки»,
Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) – «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства»
Петр Симон Паллас (1741-1811) – «Описание животных российско-азиатских»
Слайд 10Роберт Бойль (1627-1691)
Первым осуществил экологический эксперимент
Изучал влияние низкого атмосферного давления
на различных животных
Слайд 11Карл Линней (1707-1778 гг.)
«Экономия природы»
«Общественное устройство природы»
Под
«Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел.
Сравнивал природу
с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Слайд 12Жан Батист Ламарк (1744-1829)
Автор первого эволюционного учения
Считал, что важнейшей причиной
приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних
условий среды.
Слайд 13Карл Францевич Рулье (1814-1858)
Профессор Московского университета
В своих трудах и
публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и
объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.
Слайд 14
2 этап.
Оформление экологии
в самостоятельную отрасль знаний
60-е гг. XIX в. – 50-е гг. XX в.
Слайд 15Александр фон Гумбольдт
Основоположником экологии растений.
На основе своих многолетних наблюдений в
Центральной и Южной Америке он показал влияние климатических условий, особенно
температурного фактора, на распределение растений.
Слайд 16Чарльз Дарвин (1809-1882)
Основатель учения
об эволюции органического мира.
Вывод Ч. Дарвина
о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Слайд 17Эрнст Геккель (1834-1919)
Предложил термин «экология»
Дал определение науки «экологии»
Экология
- познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с
органическими и неорганическими компонентами среды, включая взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
Слайд 18Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)
Создавал учение о биосфере.
Показал, какую
огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей
планете.
Приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы.
Вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», т .е. сфера разума.
Слайд 19В XX в. большой вклад
в развитие экологии внесли
такие всемирно известные
ученые, как
Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920)
Василий Васильевич Докучаев (1846-1903)
Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)
Слайд 20
3 этап.
Превращение экологии
в
комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной
и окружающей человека среды
50-е гг. XXв. – до настоящего времени
Слайд 21Юджин Одум (1913 –2002)
1953 г. публикует один из лучших учебников
по экологии «Основы экологии»
Слайд 22Начало природоохранной деятельности Советского государства совпало с рядом первых декретов,
начиная с «Декрета о земле» от 26 октября 1917 г.
Слайд 23
В период своего возникновения экология была составной частью биологии.
Современная экология
тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, география, геология,
физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т.д.)
Слайд 24Научные отрасли и дисциплины экологии
Популяционная экология
Географическая экология
Химическая экология
Промышленная экология
Экология
растений
Экология животных
Экология человека
Слайд 25
Набор основополагающих теоретических представлений экологии.
В 1977 году американский эколог Барри
Коммонер, изучив все исследования в области экологии, в области создания
теоретической основы науки выдвинул 4 закона:
Первый «закон» экологии: все связано со всем;
Второй «закон» экологии: все должно куда- то деваться;
Третий «закон» экологии: природа знает лучше;
Четвертый «закон» экологии: ничто не дается даром.
Слайд 26Вывод:
1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая
большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.
2. Экология
– наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.