Слайд 2Тема 17. Финансовая политика государства. Государственный бюджет, его виды.
Бюджетная система
Учебное время – 4 часа
Учебные вопросы:
1. Финансовая политика государства
её сущность
2. Бюджетная политика государства и её функциональная роль. Государственный бюджет
Слайд 31. Финансовая политика государства её сущность
Совокупность мероприятий государства по мобилизации
финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства
страны составляет государственную финансовую политику.
Финансовая политика является органической частью экономической политики государства, состоящей из мер в области формирования и использования денежных фондов.
Содержание финансовой политики включает:
— выработку научной концепции развития финансов;
— определение главных направлений их использования в стратегическом и тактическом планах;
— практические действия по реализации целей и задач финансовой политики.
Слайд 4Основными задачами финансовой политики являются:
— учет действия объективных экономических законов;
—
необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и
поддержание макроэкономической стабилизации;
— определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
— обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
— концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
— сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
— либерализация внешнеэкономической деятельности;
— выработка финансового механизма реализации финансовой политики государства.
Слайд 5В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на
финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период
развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений, исходя из его текущих потребностей.
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой.
В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособной продукции.
Слайд 6Проведение финансовой политики и общее руководство организацией финансов в Российской
Федерации осуществляет Министерство финансов РФ.
Финансовая политика в Российской Федерации включает
следующие основные направления:
- налоговую политику;
- бюджетную политику;
- страховую политику;
- инвестиционную политику;
- политику доходов (заработной платы, пенсий, стипендий и т.д.).
Основными субъектами финансовой системы являются финансы:
- государственные;
- предприятий и организаций;
- населения.
В государственных финансах важнейшую роль играет государственный бюджет.
Слайд 7Вопрос 2. Бюджетная политика государства и её функциональная роль. Государственный
бюджет
Бюджетная политика – совокупность мер государственного воздействия в области регулирования
бюджета.
Задачами бюджетной политики являются:
- совершенствование бюджетной системы и бюджетного процесса;
- обеспечение сбалансированности бюджета при полном исполнении всех расходных обязательств;
- уменьшение зависимости федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;
- совершенствование бюджетного законодательства;
- разработка среднесрочных (двух-трехлетних) бюджетных планов;
- сохранение и наращивание финансового резерва;
- централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
- проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- реструктуризация государственного долга;
- инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
Слайд 8Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов страны в их
взаимодействии.
Целостность бюджетной системы обеспечивается тщательным согласованием доходов и расходов
правительства, закрепленным в юридических нормах.
Бюджетная система зависит от государственного устройства страны, экономической, политической и других подсистем и состоит из двух или трех частей.
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Слайд 9Бюджет выполняет распределительную и контролирующую функции.
Распределительная заключается в аккумуляции
денежных средств в руках государства и их использовании для решения
общегосударственных, региональных и местных задач.
Контролирующая функция бюджета заключается в контроле за финансовым обеспечением программы социально-экономического развития страны на каждый финансовый год, за эффективностью государственного регулирования экономики с помощью финансов (в частности, регулирования темпов экономического роста, осуществления структурной перестройки народного хозяйства, проведения рациональной региональной политики и др.).
Слайд 10Государственный бюджет состоит из центрального бюджета и бюджета иных уровней
государственной власти.
В странах имеющих федеральное устройство есть бюджеты на
уровне федераций.
Источником государственных (центральных) бюджетов являются такие виды налогов, как:
- подоходный;
- налог на прибыль компаний;
- акцизы;
- таможенные сборы;
- доходы от государственных займов, которые выпускает центральное правительство;
- доходы от объектов государственной собственности и торговли.
Слайд 11В зависимости от соотношения доходной и расходной части бюджета различают:
Сбалансированный
бюджет (доходы = расходам).
С положительным сальдо или профицитный ( доходы
> расходов).
Дефицитный или несбалансированный бюджет ( доходы < расходов)
Различают:
- Первичный
- Общий дефицит государственного бюджета
Первичный дефицит – это дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.
Общий дефицит государственного бюджета складывается из фактического, структурного и циклического дефицита.
Слайд 12Фактический дефицит – это отрицательная разница между действительными доходами и
расходами правительства.
Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами
государственного бюджета рассчитанная для уровня национального дохода, который соответствует полной занятости (это разница, которая существовало бы, если при существующей системе налогообложения и наблюдалось бы полная занятость).
Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета.
Слайд 13Государство пытается покрыть бюджетный дефицит за счет эмиссии денег и
государственных займов.
Государственный долг – это сумма накопленных в стране за
определённый период бюджетных дефицитов за минусом накопленных бюджетных профицитов (излишков).
Различают:
- внутренний;
- внешний долги государства.
Внутренний – это долг, взятый внутри страны у граждан и организаций.
Внешний – это займы у государства, граждан, организаций находящихся за рубежом.
Рефинансирование долга – это выпуск государственных ценных бумаг выручка от которых идёт на выплату процентов по предыдущим сериям выпущенных ценных бумаг.
Слайд 14Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в
следующем:
- снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного
сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
- перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
- усиливается неравенство в доходах;
- рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
- необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
- создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
- возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;
- выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;
- может появиться угроза долгового и валютного кризиса.