Слайд 1Экономическая теория
К.Э.Н., Доцент
Алексеенко
Татьяна
Степановна
Кафедра экономической теории Ауд. 2-26
http://www.i-bteu.by/ru/
Факультетыикафедры/
Факультетэкономикииуправления/
Кафедраэкономическойтеории
Слайд 3Всего по курсу – 72 часа
из них:
Лекций – 42 часа
Семинарских
занятий – 32 часа
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА
Амосова, В.В. Экономическая теория: учебник для вузов / В. В.
Амосова, Г. М. Гукасьян, Г. А. Маховикова. – СПб.: Питер,
2001.- 480 с.
Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учеб. для вузов: [пер. с англ.] / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: ИНФРА-М. 2003. – 972 с.
Экономическая теория / под общ. ред. акад. В. И. Видяпина. А. И. Добрыника. Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 714 с.
Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Мн.: БГЭУ. 2001. – 752 с.
Экономическая теория. В 2 ч. учеб. пособие для вузов / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Мн. : Акад. упр. при Президенте РБ, 2008. - 230 с.
Базылев, Н. И. Экономическая теория: учеб. для вузов / Н. И. Базылев, М. Н. Базылев. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 608 с.
Грис, Т. Мировая экономика / Т. Грис, А. Леусский, Е. Лозовская; под. ред. Л. С. Тарасавича. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
Вечканов, Г. С. Микроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р.Вечканова. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.
Симкина, Л.Г. Экономическая теория : учеб. для вузов / Л.Г. Симкина. - СПб. : Питер, 2007. - 384 с.
Шишкин, А.Ф. Экономическая теория : учеб. для вузов. В 2 т. Т. 2 / А.Ф. Шишкин, Н.В. Шишкина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 711с.
Слайд 5Раздел I.
Основные закономерности функционирования экономики
Тема 1.
Экономическая теория: предмет
и метод
Слайд 6Вопросы:
Экономика как сфера жизни общества. Составные части экономики. Предмет и
функции экономической теории.
Экономические категории. Экономические законы.
Позитивная и нормативная экономика. Экономические
цели общества.
Этапы развития экономической науки. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
Методы экономической науки.
Слайд 71.
Экономика как сфера жизни общества. Составные части экономики. Предмет и
функции экономической теории.
Слайд 8В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все
то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных
трудом человека благ.
Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.
Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования — продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления.
Экономическая сфера — главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.
Слайд 9Экономическая теория — наука о наиболее общих закономерностях и тенденциях
производства, распределения, обмена и потребления благ человеческого общества.
Это наука
о рациональном поведении субъектов в условиях ограниченных ресурсов.
Слайд 10Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе
производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченных ресурсов.
Слайд 11Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук:
отраслевых (экономика
торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.);
функциональных (финансы, кредит,
маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.);
межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).
Слайд 142.
Экономические категории. Экономические законы.
Слайд 15Экономические категории — наиболее общие понятия, характеризующие экономические процессы или
явления (спрос, предложение).
Экономический закон — причинно-следственная, устойчивая, постоянно повторяющаяся,
объективная связь между двумя и более явлениями.
Слайд 173.
Позитивная и нормативная экономика. Экономические цели общества.
Слайд 18Нормативная экономика — охватывающая все стороны экономики, проблемы справедливости и
распределения продукта. (Изучает то, каким должно быть)
Позитивная экономика — анализирует
связь между фактами, ищет закономерности в происходящих процессах.
(Изучает то, что есть)
Слайд 19Цель – то, к чему стремятся.
Цель направляет и регулирует человеческую
деятельность.
Конечная цель общества— удовлетворение потребностей.
Так как потребности многообразны необходимо выстраивать
систему (дерево) непосредственных целей.
Слайд 214.
Этапы развития экономической науки. Основные научные школы и современные направления
развития экономической теории.
Слайд 22Экономическая теория в своем развитии прошла ряд этапов.
В процессе
этого развития изменялся и предмет экономической теории.
Слайд 23С 16 века до середины 19 предметом экономической теории (политэкономии)
являлось:
Ф. Кене
Томас Мен
А. Монкретьен
Адам Смит
Давид
Рикардо
Слайд 24С середины 19 века представители школы марксизма предложили в качестве
предмета политэкономии исследовать капиталистический способ производства, а также экономические отношения,
складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
Слайд 25Во второй половине 19 века предметом ЭТ (ЭКОНОМИКСА) стало изучение
деятельности людей, связанной с эффективным, рациональным использованием ограниченных ресурсов с
целью достижения максимального удовлетворения потребностей.
Альфред Маршалл
Карл Менгер
Леон Вальрас
Фридрих фон
Визер
Ойген фон
Бём-Баверк
Слайд 26Современная экономическая теория объединяет предметы политической экономии и экономикса и
включает следующие
Слайд 28Метод — совокупность приёмов, способов с помощью которых изучается объект.
Методология
— это наука о том каким должен быть метод, на
каких принципах он должен основываться, каким критериям должен отвечать, по каким направления развиваться.