Слайд 2Основные вопросы:
Предложение как экономическая категория
Функция предложения
Закон предложения
Факторы, влияющие на объем
предложения
Взаимодействие спроса и предложения
Слайд 3определения
Предложение —
это количество товара, которое
хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Слайд 4определение
Предложение –
сложившаяся
в определенный момент времени зависимость величин предложения на рынке определенного
товара в течение определенного периода времени (месяца, года) от уровней цен, по которым этот товар может быть продан
Слайд 5определение
ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке
в определенный момент или период.
В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ
Слайд 6Можно определить предложение
Как совокупность товаров и услуг, которые находятся
в данный момент на рынке и которые продавцы ( про
- изводители) готовы продать при существующих ценах
Слайд 7Величина предложения
Или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать
в данное время, в данном месте и при данных ценах,
не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющих место на рынке
Слайд 8Цена предложения
Характеризует минимальную цену за данное количество товара, на которую
продавец готов согласиться в данное время и в данном месте
Слайд 9Функция предложения
Аналогично объему спроса (Qd) объемом предложения (Qs) называют максимальное
количество единиц товара, которое согласен поставить продавец на рынок в
единицу времени при определенных условиях. Зависимость объема предложений от факторов, его определяющих, называется функцией предложения:
Qs = f (P, Pa, Pb, … K,C, Z).
Слайд 10Факторы предложения
Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы.
Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен
продать определенное количество данного блага.
Слайд 11Детерминанты предложения
К факторам, определяющим объем предложения (детерминанты предложения), относятся:
P,
Pa, Pb – цена данного и других товаров;
К – характер
применяемой технологии; С – налоги и дотации;
Z – природно-климатические условия.
Слайд 12детерминанты
К детерминантам предложения также относятся:
Технологии производства
Цены на другие товары
Ожидания изменения
цен
Число продавцов на рынке
Слайд 13Зависимость от цены
Если все факторы, определяющие объем предложения (детерминанты предложения),
кроме цены рассматриваемого товара Р, считать неизменными, то от функции
предложения можно перейти к функции предложения от цены:
Qs = f (P)
Эта функция характеризует зависимость объема предложения данного товара только от цены.
Слайд 14Закон предложения
Связь между ценой блага и объемом его предложения находит
отражение в законе предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой
и величиной предложения блага в течение определенного периода.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Слайд 15Кривая предложения
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы
выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения.
Чем выше
цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход.
Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Слайд 16Закон предложения имеет две формы выражения:
шкала предложения (это табличное
выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое
по этой цене будут предлагать продавцы)
кривая предложения (это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы)
Слайд 17Кривая предложения
Кривая предложения - это графическое выражение связи между рыночной
ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут
предлагать продавцы
Слайд 18Кривая предложения
иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного
блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было
выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание
Слайд 19Восходящая кривая предложения
выражает сущность закона предложения, который заключается в том,
что
для значительного объема благ, чем выше цена на них,
тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке
Слайд 20«вогнутость» кривой предложения
объясняется следующим образом:
с повышением цены блага в
его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым
значительный прирост объема предложенного блага.
По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизиру-ется независимо от уровня цен.
Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
Слайд 21Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:
издержки производства, или
производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и
техническим прогрессом;
технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;
цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
Слайд 22продолжение
цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить
друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного
сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
Слайд 23продолжение
налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот,
вызывают расширение производства;
государственная политика. Например, отказ от квот и
таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство. «форс-мажор» - непредсказуемые явления ( войны, забастовки, техногенные катастрофы, землетрясения, наводнения и пр.)
Слайд 24Выделяют также:
Прибыльность товаров совместного производства (при производстве одного товара попутно
производится другой)
Ожидание будущих изменений цены (производители сокращают объем продаж и
накапливают запасы для того, чтобы выбросить их на рынок при росте цены)
Слайд 25Изменение предложения
Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на
него, кроме цены блага.
По отношению к кривой предложения при
каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
Не следует путать понятия
"движение вдоль кривой предложения" и "сдвиг кривой предложения".
Слайд 26ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
реакция продавцов на изменение цены блага при
прочих равных условиях;
отражает изменение объема блага, которое производители желают
и могут продать.
Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения
Слайд 27ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Из рис. видно, что происходит перемещение от
одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой
(В).
Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
Слайд 28СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает
изменение предложения (характера предложения).
Изменение предложения - это изменение того
объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения .
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Слайд 29Сдвиг кривой предложения
Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения
блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.
Слайд 30обобщение
если изменяются цены на неценовые факторы - это сдвиг
кривой предложения, т. е. изменение предложения.
если происходит изменение объема
предложения в ответ на изменение цены данного блага - это движение вдоль кривой предложения.
Слайд 31Рыночное предложение
На местном рынке действуют три фирмы, реализующие стройматериалы по
ценам, не ниже следующих:
Слайд 32При этом
Если цена меньше минимально допустимого уровня 240, то ни
одна фирма не предложит свой товар на рынке
При цене
240 величина предложения составит 1000 ед.
При цене 250 – 3000 ед.
При цене 280 на рынок выйдут все три фирмы и величина предложения составит 4000
Слайд 33Спрос и предложение
мы рассматривали спрос и предложение по отдельности.
Как объединить эти две стороны рынка. Как это сделать?
Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Слайд 34Равновесная цена
Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и
продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены
купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители.
В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.
Слайд 35Графическое изображение равновесной цены
На рис. показано, что рыночная равновесная цена
определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является
точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения
Слайд 36Равновесная цена
Цена, при которой объем спроса равен объему предложения,
выступает как равновесная цена.
Равенство объема спроса и объема предложения
представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.
Слайд 37равновесие
Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать
с равновесной ценой.
реальный объем продаж также может не совпадать
с равновесным объемом.
Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене
Слайд 38важно
!!!!! равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное
равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения.
Слайд 39При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для
повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока
все прочие условия сохраняются равными.
Слайд 40Закон рыночного ценообразования
Цена на рынке стремится к такому уровню, при
котором спрос равен предложению.
Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение
в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Слайд 41РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
- ситуация на рынке, при которой нет тенденции к
изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Рыночное равновесие устанавливается, когда
цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения.
Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
Слайд 42Рыночное равновесие
Можно определить как состояние, при котором ни у кого
из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению
Слайд 43механизмы
Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда
его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем
предложения.
Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо.
Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены.
Слайд 44В ответ на это продавцы начинают повышать цены.
По мере
того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения
увеличивается.
Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.
Когда минимальные уровни цен устанавли-ваются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ
Слайд 45Рыночное равновесие и отклонение от него
Слайд 46четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену
и объем благ
Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса
вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
Слайд 47проблемы
Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига
их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний
спроса и предложения.
Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложе-ния, т.к. часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложе-ния, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.
Слайд 48Анализ спроса
Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:
а)
отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой,
от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.
Слайд 49проблемы
Изложенная выше модель рынка статическая, поскольку :
распространяется на определенный фиксированный
период (год, квартал, месяц),
связи ее переменных во времени не
анализируются.
Включение в модель зависимости спроса, предложения и цен во времени трансформирует модель в динамическую модель.
Слайд 50Паутинообразная модель
Если допустить, что под воздействием спроса реакция предложения будет
более медленной, возникает иной вариант, который в экономической науке называется
"паутинообразной моделью", предполагающей, что осуществление нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров функций спроса и предложения
Слайд 51ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ
- модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда
реакция предложения или спроса запаздывает.
Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию
корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому;
используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.
Слайд 52Динамическая модель рынка одного продукта
Предположим, что объем спроса зависит от
уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня
цен предшествующего периода:
QiD=QiD(Pt),
QiS = QiS(Pt-1),
где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т).
Слайд 53 варианты
Это значит, что производители в период t - 1
определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1
сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt).
В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели.
Возможны три варианта изменения рыночной цены во времени.
Слайд 54Вариант 1
Если наклон линии предложения более крутой, чем наклон линии
спроса, то со временем отклонение от равновесия уменьшается, равновесие восстанавливается
Слайд 55Вариант 2
Если наклон линии предложения более пологий, чем наклон линии
спроса, отклонение от равновесия увеличивается
Слайд 56Вариант 3
При одинаковом наклоне линий предложения и спроса рынок колеблется
вокруг точки равновесия
Слайд 57Вариант 3
Допустим, что начальная цена Ро.
На эту цену ориентируются
производители в период t = 1, предлагая продукцию в объёме
Q1, что ниже равновесного уровня QE.
Тогда возникает дефицит, в результате чего цены повышаются до P1.
В ответ на это производители увеличат объем предложения до Q2, надеясь, что уровень цен сохранится и в период t = 2.
Избыток предложения приведет к понижению цены до Ро и т. д.
Слайд 58Эластичность предложения
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на
вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение
цены.
Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер.
.
Слайд 59Эластичность предложения по цене -
показатель степени чувствительности, реакция предложения на
изменение цены товара.
Она рассчитывается по формуле:
Es = (процентное изменение
объема предложения)/(процентное изменение цены)
Слайд 60Эластичность предложения по цене
Нет необходимости в условном изменении знака эластичности
предложения.
Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая
цена стимулирует производителей увеличивать выпуск
Слайд 61Важно!!!
Основным фактором эластичности предложения является
время,
поскольку оно позволяет производителям
отреагировать на изменение цены товара.
Слайд 62Выделяют три временных периода:
текущий период - период времени, в течение
которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;
короткий
период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен;
длительный период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.
Слайд 63Эластичность предложения выступает в следующих основных формах
эластичное предложение, когда объем
предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма характерна
для долгого периода;
неэластичное предложение, когда объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма характерна для короткого периода;
абсолютно эластичное предложение присуще долгому периоду. Кривая предложения строго горизонтальна;
абсолютно неэластичное предложение характерно для текущего периода. Кривая предложения строго вертикальна.
Слайд 64Эластичное (а) и
неэластичное (б) предложение
Слайд 65Основные формы использования эластичности в микроэкономическом анализе
анализ поведения
потребителя;
определение ценовой политики фирмы;
определение стратегии фирм и деловых
предприятий, максимизирующей их прибыль;
выработка мероприятий государственного регулирования экономики, особенно политики занятости населения;
разработка структуры налогообложения;
прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах продавцов из-за изменения цены благ.
Слайд 66важно
для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к
ценам на сырье отрицательна,
т.к. повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы,
что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции
Слайд 67Эластичность предложения зависит от многих факторов:
возможности длительного хранения и стоимости
хранения
специфики производственного процесса.;
фактора времени
цены других благ, в
том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;
степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных.
Слайд 68Кривая предложения и эластичность предложения
Кривая предложения - линия, отражающая все
соотношения количества предлагаемых благ и равновесной цены; характеризует предложение блага.
Сдвиг кривой предложения означает изменение предложения.
Слайд 69продолжение
Увеличение предложения соответствует сдвигу кривой предложения вправо, а уменьшение -
сдвигу кривой предложения влево
Сопоставление кривых предложения S1 и S2
в точке А показывает, что кривая S1 в сравнении с кривой S2 более "пологая" и обладает большей эластичностью.
Слайд 70продолжение
Анализ кривых предложения свидетельствует о том, что доход предпринимателя увеличивается
с ростом и уменьшается с понижением равновесной цены товара РА
при любых значениях эластичности предложения. Заметим, что кривые спроса отражают противоположную зависимость:
доход предпринимателя увеличивается с уменьшением равновесной цены РАпри эластичном спросе и сокращается при неэластичном спросе.
Слайд 71Анализ рисунка
Из рис. видно, что при эластичном предложении доход по
мере увеличения равновесной цены увеличивается быстрее, нежели при неэластичном предложении.
Так, если равновесная цена повысилась до значения Р1, то в точке равновесия В1 доход предпринимателя составит Р1 х QB1, в точке С1 доход равен P1 x QB1.
Поскольку QB1 > QC1, то и доход в точке В1 на эластичной кривой S1 больше чем в точке C1.
Однако более высокая эластичность предложения предполагает и более высокие темпы уменьшения доходов предпринимателя, если снижается равновесная цена (сопоставим точки С2 и В2 при цене Р2).
Слайд 72Общие выводы
на рынке любого блага действуют два потока: потребители благ,
предъявляющие спрос на определенный объем благ, и производители благ, предлагающие
различные объемы благ;
объем предлагаемых благ зависит от ряда факторов, основным из которых выступает цена блага;
предложение блага иллюстрирует кривая предложения;
любой сдвиг кривой предложения означает изменение предложения. Увеличению предложения соответствует сдвиг кривой предложения вправо, а сокращению предложения - сдвиг влево.
Слайд 73вывод
Из рассмотренного следует ответ на вопрос, почему понижение цены блага
в результате изменения спроса обусловливает банкротство мелких производителей, ибо предложение
их благ более эластично в сравнении с благами крупных фирм.
Слайд 74важно
Избыток предложения – превышение предложения товаров над спросом, приводящее к
затовариванию