Слайд 1Экономика деятельности управления социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Выполнила студентка
4
курса ФКП и СР
отделения социальной работы
Попова Анастасия
Слайд 2Органы местного самоуправления согласно статье 20 пункту 5 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от
06.10.2003 г. № 131-ФЗ вправе устанавливать за счет собственных средств «дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», осуществление и финансирование дополнительных мер социальной защиты «не является обязанностью муниципального образования» и «осуществляется при наличии возможности»
Слайд 3На сегодняшний день не все муниципальные образования РФ осуществляют дополнительные
мероприятия социальной защиты за счет собственных средств. Соответственно данные муниципальные
образования не имеют муниципальных учреждений социальной защиты населения, а полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания реализуются на областном уровне.
Слайд 4Фонд социального страхования РФ, начиная с 2005 г. и по
настоящее время, осуществляет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением льготных категорий граждан. Данная функция закреплена статьей 4 федерального закона от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год», хотя при организации Фонда данный вид деятельности не предусматривался.
Слайд 5Статья 5 пункт 3, 4 федерального закона от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ
«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год
и на плановый период 2012 и 2013 годов» регламентирует деятельность Фонда по финансированию инвалидам технических средств реабилитации и стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения на 2011 год. Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту в 2011 году на социальное обеспечение и социальную помощь из Фонда социального страхования направляется 435 673 131,3 тыс. руб., в 2012 году на данную статью планируется выделить 472 808 135,6 тыс. руб., в 2013 году - 519 617 412,2 тыс. руб. При этом сумма, выделяемая на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы, остается неизменной и составляется 6 972 430, 2 тыс. руб. На фоне тенденции ежегодного увеличения числа инвалидов данное обстоятельство указывает на несоответствие финансового обеспечения проводимых мероприятий реальным потребностям маломобильных групп населения (инвалидов). В то время как экономическая нагрузка на работоспособное население возросла: с 01.01.2010 г. был отменен единый социальный налог, взносы организаций во внебюджетные фонды увеличились и с 01.01.2011 г. составляют 34% (единый социальный налог составлял 26%).
Слайд 6Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением Фондом социального
страхования и его региональными отделениями осуществляется в большинстве субъектах РФ.
Однако, в настоящее время на территории РФ имеются субъекты, которые заключили соглашения с Министерством здравоохранения и социального развития о передаче субъекту осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. В соответствие с вышеназванным соглашением правительства областей, начиная с 2010 – 2011 годов, осуществляют функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение.
Слайд 7Государство же в свою очередь ежеквартально предоставляет регионам субвенции. Предоставление
межбюджетных трансфертов в виде субвенций позволяет осуществлять контроль за целевым
использованием средств в установленные сроки и соответственно усиливает зависимоть субъекта от федерации. На сегодняшний день соглашения о передачи полномочий заключили 20 субъектов и один город федерального значения – Москва.
Слайд 8Передача части полномочий по осуществлению социальной защиты населения на уровень
региона в значительной степени способствует повышению эффективности и качества результатов
деятельности органов государственной власти по данному вопросу.
В сложившейся ситуации требуется повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем финансирования социальной защиты путем увеличения степени ответственности за организацию социальной защиты на уровне муниципальных программ, а также переориентация ресурсов в местные бюджеты в целях финансирования мероприятий социальной защиты.
Слайд 9Определенную часть средств (бюджетных ассигнований) из бюджетов государственных внебюджетных фондов,
сформированных за счет взносов организаций, целесообразно направлять на поддержку муниципальных
учреждений социальной защиты населения. Это позволит расширить их повсеместно и создать там, где социальная помощь и обслуживание населения осуществляется только на региональном уровне, а муниципалитеты не имеют возможности проведения дополнительных мероприятий по социальной защите. В свою очередь муниципалитеты могут оказывать поддержку государственным внебюджетным фондам по вопросам размещения части полученных отчислений в качестве временно свободных средств в инвестиционных фондах. Таким образом, предлагается осуществлять взаимовыгодное взаимодействие.
Слайд 10Также желательна финансовая поддержка муниципальных образований по вопросам социальной защиты
населения со стороны органов управления субъектов РФ на безвозвратной основе
в виде субсидий и субвенций на условиях долевого финансирования, что позволит активизировать деятельность муниципальных образований в привлечении дополнительных источников дохода. Это относится, в первую очередь, к выделяемым из федерального бюджета субсидиям, которые предлагается направлять не только на муниципальные образования, но и на структуры бизнеса, занимающиеся вопросами социальной защиты населения.
Слайд 11Предложенные меры по совершенствованию организации социальной защиты населения позволяют осуществлять
высокоэффективное управление данной системой и обеспечить удовлетворение гарантированных минимально достаточных
условий существования и жизнедеятельности уязвимых групп населения. Что имеет особую актуальность для нового, находящегося в стадии разработки законодательства, предусматривающего: пересмотр нормативов количества социальных учреждений на определенную численность населения; изменения в порядке софинансирования социальных программ субъектов; проведение конкурса на получение государственного заказа на оказание государственных услуг в регионах; а также изменение статуса государственных учреждений на статус автономных, бюджетных или казенных.