Слайд 1Лекция 1
08.09.2015
Экономика как хозяйственная система, закономерности ее развития
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Слайд 2Т.Е. Березкина
Содержание и задачи дисциплины
«Экономика»
представить в
логической последовательности содержание и функции экономической деятельности (хозяйствования);
сформировать понимание углубляющихся
взаимосвязей и взаимозависимости современной практики хозяйствования в масштабе страны и в мире в целом с правовыми нормами;
акцентировать внимание на особенностях функционирования рыночной экономики, возможностях и границах ее оптимального использования;
Слайд 3Т.Е. Березкина
продолжение
показать роль государства в обеспечении долгосрочных экономических интересов граждан
и общества в целом;
содействовать развитию у студентов навыков анализа экономических
процессов, необходимых для последующей профессиональной деятельности
Слайд 4Т.Е. Березкина
Учебник
Борисов Е.Ф., Петров А.А., Березкина Т.Е.
Экономика
для бакалавров
М.: изд-во Проспект,
2012
Слайд 5Т.Е. Березкина
Балльно-рейтинговая система
Модуль 1 (ПЗ № 1 – 4)
Слайд 6Т.Е. Березкина
Балльно-рейтинговая система
Модуль
2 (ПЗ № 6 –10)
Слайд 7Вопросы для рассмотрения
1. Экономика как объект хозяйственной деятельности.
2. Современное производство
и особенности его структуры. Трехзвенный механизм хозяйственной деятельности.
3. Кругооборот экономических
благ и его фазы.
4. Возвышение и расширение потребностей общества.
5. Факторы роста производства и закономерности их развития.
6. Этапы развития общественного производства. Характерные особенности стадий прогресса производства.
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Слайд 8Вопрос 1. Экономика как объект хозяйственной деятельности
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Экономика как понятие
определяет:
реальную экономику, или хозяйственную деятельность (семьи, предприятия, населения страны и
всего мира в целом);
экономическую теорию, или науку, которая изучает практическую деятельность людей с целью выявления закономерностей ее развития.
Слайд 908.09.2015
Березкина Т.Е.
Объектом экономики является хозяйственная деятельность физических и юридических лиц
= предприятий и организаций различных форм собственности, которая осуществляется в
рамках действующего законодательства и связанная с производством или торговлей, предоставлением услуг или выполнением определенного вида работ с целью удовлетворения социальных, экономических интересов не только собственника, но и трудового коллектива.
Слайд 10Основные объекты экономики
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических единиц
(домашних хозяйств и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и
ресурсов.
Мезоэкономика – изучает деятельность предприятий на уровне отдельных отраслей и/или регионов.
Макроэкономика – изучает крупномасштабные экономические явления и процессы, относящиеся к экономике страны, ее хозяйству в целом.
Магаэкономика - изучает экономические явления в мировом масштабе.
Слайд 11Основные субъекты экономики
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Домашние хозяйства – обозначают отдельных людей и
целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью, присущего
человеческим существам поведения , интересов и мотивов.
Предприятия (компании, фирмы) - это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.
Государство - собирает налоги с домохозяйств и предприятий, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты и т.п.
Слайд 12Вопрос 2. Современное производство и особенности его структуры
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Современное производство
- это совокупная (совместная) организованная деятельность людей по преобразованию веществ
и сил природы с целью создания материальных и нематериальных благ, необходимых для их существования и развития.
Что она должна включать?
Какие блага создавать?
Каковы особенности ее развития?
Слайд 13Т.Е. Березкина
Структура общественного производства
Общественное производство
Материальное
производство
Нематериальное
производство
Производство
материальных
благ
Производство
Материальных
услуг
Производство
нематериальных
благ
Производство
нематериальных
услуг
Сфера услуг
Слайд 16Вопрос 3. Кругооборот экономических благ и его фазы
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Каковы фазы
кругооборота?
1. Производство – создание экономических благ.
2. Распределение – определение доли
каждого человека в созданном богатстве.
3. Обмен – вместо одного продукта приобретается нужный другой продукт.
4. Потребление – использование людьми благ для удовлетворения своих потребностей.
Слайд 17Т.Е. Березкина
Исторически исходный кругооборот
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Слайд 18Т.Е. Березкина
Уточненный кругооборот
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Потребности
Слайд 19Т.Е. Березкина
Что такое потребности?
Потребности – это нужда или недостаток в
чем-либо необходимом для жизнедеятельности человека.
Потребности людей постоянны
или они изменяются?
Слайд 20Т.Е. Березкина
Закон возвышения потребностей
РАЗВИТИЕ потребностей по вертикали – это их
качественный рост.
РАЗВИТИЕ потребностей по горизонтали – это их количественный рост.
Самостоятельно
к обсуждению на ПЗ:
1) пирамида потребностей А.Маслоу;
2) продумать, какие нормативные акты в России обеспечивают гарантию и защиту удовлетворения потребностей по пирамиде А.Маслоу.
Слайд 21Т.Е. Березкина
Достаточно ли одного такого возвышения потребностей для перехода кругооборота
на более совершенный путь движения?
Слайд 22Т.Е. Березкина
Противоречие между возвышением потребностей и отставанием от него производства.
Именно основное противоречие реальной экономики является источником движения хозяйственной деятельности
от ее низкого уровня к более высокому.
Основное противоречие реальной экономики
Слайд 23Т.Е. Березкина
Уточненный кругооборот
Производство
Распределение
Обмен
Потребление
Потребности
НТП
Слайд 24Вопрос 5. Факторы роста производства и
закономерности их развития
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Все
три фактора связываются воедино с помощью технологии.
Технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Слайд 26Т.Е. Березкина
Технический прогресс и информация как условия совершенствования факторов производства
Благодаря
сбережению ресурсов многократно увеличивается общий объем богатства, развитие информатизации обеспечивает
его рациональное использование
Темпы роста экономических благ сближаются со скоростью возвышения потребностей
Наука и техника производят новые ресурсы, в том числе информационные, которые не создает природа
В масштабе предприятий и общества возникают и действуют научно-технический и информационный секторы производства
Слайд 27Вопрос 6. Этапы развития общественного производства
08.09.2015
Березкина Т.Е.
Доиндустриальная стадия
Индустриальная стадия
Постиндустриальная стадия
Слайд 28Т.Е. Березкина
Признаки возникновения прогрессивных стадий производства
техническая революция, удовлетворяющая возросшим потребностям;
новая
сфера хозяйственной деятельности, соответствующая возросшим потребностям;
новые научные открытия, используемые в
хозяйстве;
обновленные источники энергии;
более сложные формы информационного обмена.
Слайд 29Т.Е. Березкина
Первая доиндустриальная стадия.
Признаки
Техническая
революция
Сфера хоз. деят-ти
Научные открытия
Источники энергии
Формы информац. обмена.
Проявление на 1 стадии
Неолитическая
рев-ция
Сельское хозяйство
Наука не связана с производством
Ручной труд
Устная и письменная
Слайд 30Т.Е. Березкина
Вторая индустриальная стадия
Признаки
Техническая
революция
Сфера хоз. деят-ти
Научные открытия
Источники энергии
Формы информац. обмена.
Проявление на 2 стадии
1.Промышленный
переворот
2. Промышленность
3. Явились основой переворота
4. Пар, электричество
5. Бумажные носители, радио, телефон, телеграф
Слайд 31Т.Е. Березкина
Третья постиндустриальная стадия
Признаки
Техническая
революция
Сфера хоз. деят-ти
Проявление на 2 стадии
НТР с 40-50 г.г. ХХ
в.:
1 этап – ведущая отрасль - электронная
2 этап – (1970-1990 г.г.)
- микроэлектронная,
-информац. революция, компьютер, Интернет
2. Сфера услуг
Слайд 32Определите, что было главным видом богатства на разных стадиях производства
на
1 стадии –
на 2 стадии –
на 3 стадии
–
Слайд 33На каких уровнях развития фактически находится экономика разных стран мира?
Самостоятельно:
обдумать, изучить по учебнику и дополнительной литературе, подготовить примеры.