Слайд 21.Исторический обзор становления наук о труде
В эволюции теоретических и практических
представлений о труде можно выделить три периода:
донаучный (III тыс. до
н.э.- ХVIII в н.э);
классический (XIXв. – нач. XXв.);
современный ( нач. XXв.).
Слайд 3Донаучный период
Древневосточные документы (III-II тыс.до н.э.) дают богатейшую информацию о
социальной стратификации общества, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении
рабочей силы, механизмах стимуляции труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня.
Древневосточная цивилизация дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует и по сей день.
Использование физического и малопрестижного труда как социального наказания с тех пор прочно утвердилось в человеческом обществе: русских крестьян и даже дворян (декабристов) ссылали на каторжные работы, советских граждан – в ГУЛАГ.
Греческий мыслитель Платон считал специализацию труда необходимым условием улучшения качества продукции и увеличения ее количества. И чем дольше кто-либо специализируется в своем ремесле, тем больших успехов он достигает. Отсюда – платоновское оправдание пожизненного закрепления работника за данной профессией.
Платон предложил первое теоретическое оправдание института профессионального закрепощения.
В период средневековья Августин и Ф.Аквинский придали христианское звучание древневосточному учению, что труд – недостойное для свободного человека занятие.
Труд – наказанье божье, трудом человек искупает первородный грех, труд обеспечивает лишь биологическое существование, а духовное дается через "нетруд", т.е. отвлеченное созерцание.
Слайд 4Классический период
Протестантизм (М.Лютер, Ж.Кальвин) обновил смысл христианского учения о предопределении.
Если прежде труд был выведен из системы приоритетных ценностей, как
нечто неценное, то протестантизм впервые возвышает обыденный трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей.
Напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленный капитал – вот ценностная шкала капитализма. Она лежит в основе того, что западные социологи называют "трудовым обществом".
Школой, внесшей заметный вклад в развитие социологии труда, является французская социологическая школа. Основные представители – Огюст Конт, Эмиль Дюркгейм.
Конт первым изучил характерные особенности индустриального общества, пытаясь сформулировать законы его функционирования и развития (закон разделения и кооперации труда).
С О.Конта начинается социология вообще, с него же начинается и позитивистская методология (опора теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, эксперименте и сравнительном исследовании).
Слайд 5Классический период
Главным вкладом марксистской школы социологии труда (К.Маркс, Ф.Энгельс) считается
созданная на базе категории "социальная борьба" теория социального конфликта.
Разделение
труда ведет не просто к зарождению социальной структуры общества (по Дюркгейму), а к расколу на два антагонистических класса: эксплуататоров и эксплуатируемых.
Первые существуют за счет присвоения прибавочного продукта, созданного трудом вторых, отсюда неизбежность революционной замены старого режима и установления нового, социально- справедливого общества (коммунизма).
Основные представители немецкой школы социологии труда – Г.Зиммель, М.Вебер. Теория бюрократии Вебера имела сильные выходы на практику и заложила фундамент современной социологии организаций.
Огромное значение для формирования научных основ организации труда на уровне первичных производственных подразделений имели работы Ф. Тейлора. Появившись на рубеже XIX и XX вв., они ознаменовали начало системного подхода к изучению методов повышения экономической эффективности трудовой деятельности.
Многие годы система Тейлора служила основой управленческой политики, касающейся организации и рационализации трудовых процессов.
Слайд 6Современный этап
Современный период характеризуется разработкой различных теорий мотивации на базе
доктрины “человеческих отношений”: иерархическая теория потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория
мотивации Ф.Герцберга, теория “X” и “Y” стилей управления Д.Макгрегора и другие теории.
В сфере общесоциологических теорий наибольшую известность получили теории “постиндустриального общества” (Д. Белл) и “революции менеджеров” (Дж. Бернхейм, Т. Парсонс).
Параллельно общетеоретическим концепциям в США разрабатывались прикладные концепции и программы в рамках так называемой “гуманизации труда”.
Программа “гуманизации труда” создавалась как попытка синтезировать достоинства тейлоризма (рационализация производства) и концепции “человеческих отношений” (изучение психологических процессов). Гуманизация труда как общее понятие означает приспособление (адаптацию) той или иной стороны трудовой жизни к человеку. На современном этапе данное направление справедливо считается одним из наиболее перспективных.
Слайд 7гуманизация труда
внедрение новых форм организации труда;
программы улучшения качества рабочей жизни
(характер взаимоотношений между работником и его производственным окружением).
Слайд 8Современный этап. Россия.
Для отечественной социологии труда послеоктябрьского периода характерна
ориентация, с одной стороны, на разработку общетеоретических вопросов социализма, а
с другой стороны – на практические рекомендации по совершенствованию организации труда.
Остро обсуждались в 20-е годы такие принципиальные вопросы, как единоначалие, коллегиальность, проблема повышения производительности труда.
Наиболее яркие деятели – А.Гастев, С.Струмилин (факторы трудового поведения работников), А.Макаренко (проблемы коллективного труда).
В этот период в социологии труда получили развитие и другие направления: исследования условий жизни и быта рабочего класса (Е.Кабо) изучение интересов рабочей молодежи (А.Тодорский), бюджеты рабочего времени рабочих и служащих (В.Михеев), трудовые конфликты (А.Стопань).
Слайд 92.Социально-экономическая сущность труда; общественная организация труда, ее элементы
Труд – сознательная,
целесообразно направленная деятельность, приложение людьми умственных и физических усилий для
создания полезных продуктов производства, вещей, оказания услуг, переработки, накопления и передачи информации, идущих на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей.
Труд с точки зрения содержания - процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они видоизменяют предметы природы и приспосабливают их для удовлетворения потребностей.
Труд с точки зрения формы - процесс расходования энергии.
Слайд 10Выделяют следующие функции труда
1. участие наряду с другими факторами производства
в производстве благ, направленных на удовлетворение потребности человека;
2. формирование
общественного богатства и развития общества (также наряду с другими факторами производства);
3. развитие всего человеческого сообщества, науки и культуры, общественного прогресса;
4. формирование человека;
5. способ самовыражения личности;
6. обеспечение безопасности жизни человека и общества, окружающей среды, сохранение природы, социальной среды.
Слайд 11Роль труда
Социальная роль труда заключается в развитии и совершенствовании производства,
которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и
культурного уровня.
Экономической ролью труда является то, что вследствие трудовой деятельности происходит насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, а также происходит прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.
Слайд 123.Основные понятия, связанные с трудом
Тяжесть труда - расходование физической силы
человека.
Напряженность труда - расходование нервной энергии человека.
Разделение труда – это
обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников, возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.
Процесс труда - это совокупность трудовых действий и приемов, осуществляемых работником в определенной последовательности при производстве материальных благ, оказании услуг и/или выполнения иного вида деятельности.
Любой процесс труда предполагает наличие, прежде всего, следующих элементов:
• Рабочая сила, которой обладает работник;
• Предметы труда;
• Средства труда.
Слайд 13Основные понятия
Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств,
характеристик человека, необходимых и используемых им для осуществления какой-либо трудовой
деятельности.
Предметы труда - это все то, на что направлен труд, т.е. претерпевает изменения.
Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда (машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, здания и сооружения)
Взаимодействие человека с предметом и средством труда определяется технологией.
Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда.
Слайд 144.Трудовой потенциал общества, его характеристики
Трудовой потенциал общества — совокупная общественная
способность к труду, потенциальная трудовая дееспособность общества. Трудовой потенциал общества
имеет количественные и качественные характеристики.
Количественные характеристики:
численность трудоспособного населения — трудовые ресурсы;
количество рабочего времени, отрабатываемое трудоспособным населением.
Качественные характеристики:
состояние здоровья,
развитие и физическая дееспособность трудоспособных членов общества,
профессионально-квалифицированный уровень трудоспособного населения,
социально-личностные характеристики.
Слайд 15Структура трудового потенциала общества включает в себя:
1. трудовой
потенциал личности,
2. трудовой потенциал коллектива предприятия, организации, фирмы,
3. трудовой потенциал отрасли, региона.
Уровни трудового потенциала:
1. личный (возможности каждого человека);
2. локальный (коллектива предприятия, фирмы);
3. отрасли, региона;
4. совокупный (соединение и взаимодействие личных (групповых) потенциалов).
Понятие «трудовой потенциал» отражает три временных аспекта:
1. потенциал накопленный (прошлый);
2. использование трудового потенциала (в настоящем);
3. возможность развития трудового потенциала в будущем.
Слайд 165.Трудовые ресурсы: понятие, структура, воспроизводство
Трудовые ресурсы — главная производительная сила
общества, включающая трудоспособную часть населения страны, которая способна участвовать в
общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги.
Численность трудовых ресурсов страны в целом или отдельного региона может быть определена следующим образом:
ТР = Чтр — Чнераб + Чподр + Чраб.пенс,
где Чтр — численность населения в трудоспособном возрасте;
Чнераб — численность неработающих лиц того же возраста, признанных в соответствии с государственными правовыми положениями нетрудоспособными (инвалиды 1 и 2 групп, лица льготных пенсионных возрастов);
Чподр — численность работающих подростков (в возрасте до 16 лет);
Чраб.пенс — численность работающих лиц пенсионного возраста.
В РФ трудоспособный возраст для мужчин составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно).
Слайд 17Классификация населения
В стране с развитой экономикой принято различать
экономически активное и
неактивное (пассивное) население.
К экономически активному населению относятся все занятые
и безработные.
К экономически неактивному населению относятся те, кто по каким-либо причинам не желает работать (занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за больными, детьми и т.д.), лица, получающие пенсии по старости на льготных условиях, а также инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью, а также те, кто отчаялся найти работу. В эту же категорию в западной статистике включают учащихся очных форм образования. В российской статистике таких учащихся относят к категории занятых.
Слайд 18Воспроизводство трудовых ресурсов
Воспроизводство трудовых ресурсов — это процесс непрерывного возобновления
количественных и качественных характеристик экономически активной части населения, включающий фазы
1.
формирования,
2. распределения и перераспределения,
3. использования трудовых ресурсов.
Фаза формирования трудовых ресурсов складывается из:
• производства индивидуальной рабочей силы;
• производство новой рабочей силы;
• производства квалифицированной рабочей силы.
Слайд 19фазы
Фаза распределения и перераспределения трудовых ресурсов представляет социально-экономический и временной
процесс движения экономически активного населения в целях его первичного распределения
по видам работ, роду и сферам деятельности, отраслям, организациям, регионам и перераспределения в соответствии со спросом и предложением на рынке труда.
Фаза использования трудовых ресурсов состоит в трудовой деятельности, в процессе которой рабочая сила непосредственно реализуется как способность к труду, и, таким образом, обеспечивается занятость трудоспособного населения, желающего трудиться.
Слайд 20Виды воспроизводства
Экстенсивный тип - количественное увеличение численности трудовых ресурсов без
изменения их качественных характеристик.
Интенсивный тип - рост качества трудовых
ресурсов: образовательного уровня, квалификации, культуры и т.д.