Слайд 1Экснер Юлия Константиновна
Повышение уровня сплоченности спортивной команды подростков в процессе
групповых занятий
Научный руководитель:
к. психол. н.,
доцент кафедры ПиПНО
М.В. Сафонова
Слайд 2Разработка и апробирование программы по повышению уровня сплоченности спортивной команды
подростков.
Цель исследования
Слайд 3Предмет исследования:
процесс повышения уровня групповой сплоченности спортивной команды подростков
Объект исследования:
групповые
занятия как средство повышения уровня сплоченности спортивной команды подростков
Слайд 4В ходе исследования реализовывались задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
спортивную литературу по теме исследования. Раскрыть сущность и специфику понятия
«сплоченность».
Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня сплоченности в спортивной команде.
Выявить актуальный уровень сплоченности спортивной команды.
Разработать и апробировать программу по повышению уровня групповой сплоченности спортивной команды.
Проследить динамику уровня сплоченности экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента.
Проверить гипотезу исследования с помощью методов статистического анализа.
Слайд 5Гипотеза:
групповые занятия с элементами тренинга, направленные на улучшения коллективных взаимоотношений,
сотрудничества и взаимопонимания, будут способствовать развитию групповой сплоченности подросткового коллектива
с позитивным вектором развития.
Слайд 6В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2.
Тестирование.
3. Социометрия.
4. Наблюдение.
5. Эксперимент.
6. Методы математической обработки данных.
Слайд 7«Малая группа – это собрание людей, включенных в последовательно координированную
деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит
участникам удовлетворение» (Ш. Бюлер)
Слайд 8
«Сплоченность группы – это взаимное тяготение ее членов, один из
процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе» (Карвасарский Б.Д.)
«Групповая сплоченность – ценностно-ориентационное единство членов группы, результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней» (Л. Фестингер )
Слайд 9Ценностно-ориентационное единство
это один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий
степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к
целям деятельности и ценностям, особенно значимым для группы в целом.
(Показателем единства служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания).
Слайд 10Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы,
как:
степень психологической общности, единства членов группы;
теснота и устойчивость
межличностных взаимоотношений и взаимодействия;
степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Слайд 11Диагностический комплекс:
Метод социометрии
Опросник «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ)
Тест-опросник «Коммуникативные и организаторские
склонности» (КОС-2).
Метод математической обработки данных:
U-критерий Манна-Уитни
Слайд 12Критерии для выявления уровня групповой сплоченности спортивных команд подростков:
Потребность в
принадлежности к группе
Ценностно-ориентационное единство
Социометрическая структура
Слайд 13Экспериментальная база исследования
На базе ДЮСШ №10,
команда гимназии №13 в
составе 15
человек, в качестве экспериментальной группы;
команда школы №95 в
составе 10 человек, в качестве контрольной группы.
Всего 25 девочек в возрасте 13-14 лет
Слайд 14Рис 1. Степень групповой сплоченности экспериментальной и контрольной групп до
формирующего эксперимента по «Социометрии»
Рис 2. Уровень выраженности групповой сплоченности
экспериментальной и контрольной групп до формирующего эксперимента при измерении ЦОЕ
Средний уровень
Высокий уровень
Слайд 15Формирующий эксперимент
Целью программы является развитие групповой сплоченности подросткового коллектива с
позитивным вектором развития ее направленности.
Слайд 16Задачи программы:
1. Способствование развитию эмоциональной привлекательности участников друг для друга.
2.
Повышение уровня взаимопонимания членов команды.
3. Развитие ценностно ориентационного единства членов
команды.
4. Развитие умения принятия командных решений.
5. Повышение уровня сработанности команды.
6. Получение опыта позитивного командного взаимоотношения.
Слайд 17Задачи I этапа:
1. Знакомство подростков с целями и спецификой занятий,
правилами работы в группе.
2. Создание рабочей атмосферы в группе.
Задачи II
этапа:
1. Развитие эмоциональной привлекательности участников друг для друга.
2. Повышение уровня взаимопонимания членов команды.
3. Развитие ценностно ориентационного единства членов команды.
Задачи III этапа:
1. Развитие умения принятия командных решений.
2. Диагностика изменений, произошедших в уровне групповой сплоченности подросткового коллектива.
Слайд 18Групповые занятия с элементами тренинга
Слайд 23Рис.3 . Степень групповой сплоченности экспериментальной и контрольной групп до
и после формирующего эксперимента по «Социометрии»
Рис.4 . Уровень выраженности
групповой сплоченности экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента при измерении ЦОЕ