Слайд 1Экзаменационные вопросы.
Монументальное искусство Древнего Египта. Египетский стиль. Общая характеристика.
Монументальное искусство
Древней Греции и Древнего Рима. Общая характеристика.
Основные особенности храмового зодчества
Древней Руси.
Основные этапы развития иконописи и основные иконописные школы Древней Руси.
Слайд 2Монументальное искусство Древнего Египта. Египетский стиль. Общая характеристика.
Периодизация Египетской культуры.
Создание
первого единого централизованного государства. Народ был полностью подчинён правящему классу.
Складывается египетский стиль.
Французский учёный Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) - основоположник науки египтологии.
Заупокойный культ, вера в бессмертие души и забота о сохранении тела умершего повлияли на совершенствование искусства бальзамирования и развитие специальной погребальной архитектуры, скульптуры.
Архитектура становится главным видом искусства, починяя себе живопись, скульптуру, ДПИ.
Слайд 3Периодизация
1. Додинастический период. Кон. 5 - 4 тыс.
до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г.
до н.э.
2. Раннее царство. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.)
3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.
4. Среднее царство. 21 в. – 19 в. до н.э.
5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.
7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской империи.
Слайд 4Додинастический период
Кон. 5 - 4 тыс. до н.э.
В изобразительном искусстве
постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности –
древнеегипетский стиль.
Плита (палетка) фараона Нармера.
Ок. 3000 г. до н. э. Шифер. Высота - 64 см.
Основные черты канона древнеегипетского стиля:
- Построчное изображение в одной плоскости;
- Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения);
- Выразительность силуэтов;
- Последовательность и симметрия в изображении фигур;
- Фигуры фараонов и богов делали большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.
Слайд 5Плита (палетка) фараона Нармера.
Ок. 3000 г. до н. э. Шифер.
Высота - 64 см.
Слайд 6Архитектура Древнего Египта.
Мастаба – скамьеобразная гробница (облик сформировался концу Раннего
царства).
Пирамиды - гигантские гробницы (Древнее царство 28-23 вв. до
н.э.).
Скальные гробницы (Новое царство 16-11вв. до н.э.).
Храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону (Среднее царство 21-18 вв. до н.э., Новое царство 16-11вв. до н.э.).
Слайд 7Мастаба – скамьеобразная гробница.
Представляет собой прямоугольное сооружение из камня или
кирпича. Верх сооружения плоский, стены – наклонены к центру. Состояли
из десятка помещений, расположенных под землёй (их функция - кладовые).
Слайд 8Мастаба.Схема.
Мастаба Шепсескафа в Саккара.
Слайд 9Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Древнее царство, середина 27 в.
до н.э.
Зодчий Имхотеп.
Слайд 10Пирамида Снофру в Дахшуре.
Начало 26 в. до н.э. Древнее
царство.
Высота свыше 100 м.
Слайд 13Архитектура Среднего царства
(21 в. — начало 19 в. до
н.э.).
Увеличение площади заупокойного храма по сравнению с пирамидой.
Новым в
храмовом строительстве было появление пилона (ворота в виде двух башен с узким проходом между ними).
Перед храмом ставили два обелиска.
Колонны и колоннады играли большую роль в оформлении всего сооружения. Постепенно многочисленные и разнообразные колоннады стали характерной чертой храмов, построенных фараонами Среднего царства (папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные).
Колоссальные статуи, поставленные внутри и вне здания, отмечены ростом реалистических тенденций в скульптуре (живописи).
Слайд 15Храмовая архитектура
Нового Царства (16-11вв. до н.э.).
Распространение получил тип храма
с четким прямоугольным планом.
Храм имел ансамблевый характер и был
рассчитан на постоянную смену впечатлений.
Аллея сфинксов приводила ко входу. Перед пилоном воздвигали колоссальные статуи, обелиски.
За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами (перистильный зал).
Гипостильный зал – многоколонный зал (103х52м).
В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнака (16 в.до н.э.) и Луксора (15 в до н.э.).
Слайд 17Луксор. Аллея сфинксов и пилоны.
У северного входа Луксорского храма
— четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен
в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия
Слайд 19Монументальность каменной архитектуры.
Слайд 21Погребальный комплекс царицы Хатшепсут
в Дейр-эль-Бахри.
Слайд 22Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Новое царство 12 в.
до н.э..
Фасад храма представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались
20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II. Стены храмов покрыты рельефами и росписями.
Слайд 23Изобразительное искусство
Древнего Египта.
Скульптура.
Рельеф.
Роспись.
Слайд 24Скульптура
Древнего Царства.
Статуя фараона Хефрена. Из заупокойного храма при пирамиде
Хефрена в Гизе. IV династия. 28 в. до н.э. Каир,
Египетский музей
Слайд 25Фараон Микерин
с богинями.
Древнее царство.
Слайд 26Статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт.
Древнее Царство.
Из
гробницы Рахотепа в Медуме.
IV династия. 28 в. до н.э.
Каир, Египетский музей
Слайд 27Статуи царевича Рахотепа и его жены Неферт.
Слайд 28Портрет царского писца Каи.
Из его гробницы в Саккара.
25
– 1 пол. 24 века
до н.э.
Известняк с раскраской.
инкрустация
глаз.
Высота 53 см.
Слайд 29Скульптура нового Царства.
Статуи Аменхотепа, жреца Амона и Раннаи, «певицы» Амона.
XVIII династия. 15 в. до н.э.
Черное (эбеновое) дерево, золото.
Высота 40 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Слайд 30Портрет царицы Нефертити.
XIV век до н. э.
раскрашенный
известняк.
Слайд 32Рельеф из Мемфиса. «Плакальщики».
14 век до н.э. ГМИИ им.
А.С. Пушкина.
Слайд 33Росписи.
В изображение человеческой фигуры рисовали упрощённо, стремясь выявить самое выразительное
– глаза, вытянутый профиль лица, ступни ног, опирающиеся на землю.
Египтяне
не использовали перспективу, их росписи – плоскостное изображение.
Росписи включали семь цветов: синий, зелёный, красный, коричневый, желтый, белый и чёрный.
Египтяне не смешивали цвета.
Слайд 35Охота на Ниле. Фрагмент стенной росписи из гробницы в Фивах,
середина II тысячелетия до н. э.
Слайд 36Монументальное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Общая характеристика.
Периодизация искусства
Древней Греции.
Полисный тип государственного устройства (полис – город-государство).
Греков объединяла религия
(единый пантеон богов) и состязательные игры (Олимпийские, Пифийские). Культ героя.
В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры. Создан единый архитектурный язык – ордерная система.
Периптер – основной тип древнегреческого храма периода архаики и классики.
В период архаики складывается тип греческой статуи (куросы и коры.)
Слайд 37Периодизация искусства Древней Греции.
Крито - микенский или эгейский – III
–II тыс. до н.э.
Гомеровский - XI -VIII вв., до
н.э.
Архаика - VII – VI вв., до н.э.
Классика - V – IV вв. до н.э.
Эллинизм - IV – I вв. до н.э.
Слайд 38Одновременно с Египтом и Месопотамией на островах Эгейского моря в
III-II тыс. до н.э. процветала одна из самых загадочных цивилизаций,
получившая название Крито-микенской или Эгейской.
На о. Крит Зевс, в образе золотого быка, привез похищенную у финикийского царя дочь – Европу.
Серов «Похищение Европы»
Слайд 39План Кносского дворца.
16 век до н.э.
Слайд 40Макет-реконструкция Кносского дворцового комплекса на Крите.
Слайд 41Кносский дворец. Общий вид. Компьютерная реконструкция.
Слайд 42Лестница, ведущая во дворец из Южных Пропилей.
Слайд 43ВНУТРЕНИЙ ДВОРИК Кносского дворца.
Световой колодец.
Слайд 49Богиня со змеями. Фаянс.
Найдена в 1903 году Артуром Эвансом при
раскопках Кносского дворца в небольшом тайнике в полу вместе с
еще двумя изображениями богинь- заклинательниц змей. Высота - 34 см.
Особенности: ритуальная юбка с передником. широко раскрытые глаза.
Слайд 50
Ритон
головы быка
из Малого Дворца
в Кноссе.
Камень (чёрный
стеатит), золото. Глаза из горного хрусталя.
(1550-1500 до н.э.)
Слайд 53Архитектура города Микены.
древний город расположен в Арголиде.
Является одним из
центров греческой цивилизации во втором тысячелетии до н. э.
Поражает,
монументальными размерами сооружений.
В настоящее время находится в руинах, в 90 км к юго-западу от Афин.
Слайд 54Город Микены. Окружен крепостной стеной длиной 900 м, которая ограждала
территорию свыше 30 000 м2.
Слайд 55Микены
Кладку стены называли циклопической. Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся
возведенными великанами – циклопами.
Слайд 56Пелопоннес. Львиные ворота в Микенах
(14 в. до н. э.).
Слайд 57Крепостные ворота –
“Львиные ворота”.
Жители ахейцы строили свои поселения
и дворцы на холмах, тщательно продумывая безопасность на случай осады
Слайд 58Развитие архаической скульптуры.
В период архаики складывается тип греческой статуи
(куросы и коры.)
Греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на
олимпиадах.
Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигали статуи.
Скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела.
Фигура юноши монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра, глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи.
Слайд 59Курос из Тенеи.
Мрамор. 560 г. до н.э
Атлетическое строение
подчеркнуто широкими плечами, мощными ногами. Мягче и объемнее, чем прежде
передана мускулатура.
Прическа трактована декоративно, сильно выпуклые глаза, условная «архаическая» улыбка.
Слайд 60Курос.
Еще более объемный и реалистичный.
Слайд 61Кора с Акрополя.
Мрамор. Деталь.
Попытки согласовать складки одежды с
движением тела. Превосходно обработаны. Красиво раскрашены. Грациозные позы - изображение
девушек аристократического круга.
Слайд 62Храмовая скульптура
(метопы, фронтоны, зофорные фризы).
В основном мифологические сюжеты.
Афина и
Персей, убивающий Горгону. Метопа из храма в Селинунте.
2 пол. 6 в. до н.э.
Слайд 63Архитектура в период архаики (VII –VI века до н.э.).
Город
в эпоху архаики возводили вокруг холма акрополя, на вершине которого
находилось святилище с храмом.
У подножья акрополя размещались жилые кварталы. Дома строили стихийно, улочки были кривые.
Ремесленники каждой профессии селились отдельными районами.
Центром нижнего города была площадь, или агора, — место сбора горожан для проведения различных собраний.
В эпоху архаики начинается строительство из камня.
Слайд 64Типы древнегреческих храмов:
1. Храм в Антах.
2. Простиль — более сложный
тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре
колонны.
3. Амфипростиль - имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу.
4. Периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине VII в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций. Явился основным типом храма.
5. Диптер – храм, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру 2 рядами колонн.
6. Псевдодиптер - отличается от диптера отсутствием внутреннего ряда колонн, хотя пространство для них оставлено.
7. Толос – храм круглый в плане, окружен колоннадой, имеет коническое покрытие.
Слайд 65Стоечно–балочная система.
Стоечно–балочная система - система соотношения, равновесия несомых и несущих
частей — ордер (от латинского «ордо» — строй, порядок).
Первые
ордера назывались дорическим и ионическим (по местам их возникновения), затем появился коринфский, близкий к ионическому.
Ордерная система помогала достичь индивидуальности каждого здания. Греческие зодчие разных стран, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между ними создавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему.
Слайд 68Храм Посейдона в Пестуме (южная Италия). Вторая четверть 5 в.
до н. э.
Слайд 70Классический период
(5-4 вв. до н.э.).
Ансамбль греческого классического искусства.
Афинский
акрополь.
Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis
– город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.
Слайд 72Афинский акрополь. Реконструкция.
Слайд 79Скульптура эпохи классики.
Главная задача греческой скульптуры эпохи классики - утверждение
достоинства и величия человека -гражданина.
«Слишком в беде не горюй и
не радуйся слишком при счастье. То и другое умей доблестно в сердце носить».
Слайд 81Трон Людовизи. Рождение Афродиты. Мрамор. Около 470 г. до н.
э. Рим. Музей Терм.
Слайд 84Статуя Зевса Олимпийского работы Фидия (реконструкция).
статуя из золота и слоновой
кости в главном храме Олимпии.
высота 12 метров.
Слайд 85Дискобол. Около 450 г. до н. э. Мраморная римская копия
с утраченного бронзового оригинала. Рим. Музей Терм.
Слайд 86Поликлет
«Дорифор».
Ок. 440 до н. э.
Римская копия.
Национальный музей.
Неаполь.
«Дорифор» («Копьеносец») — это статуя, которую скульптор сделал как
иллюстрацию к своему сочинению «Канон» («Мера»).
Слайд 88Лиссип
«Апоксиомен».
Высота 205 см
Мрамор. Музей Пио Клементино,
Ватикан.
Переосмыслил
канон Поликлета и изображал людей не «какими они есть», но
«какими они кажутся».
Слайд 89Скульптура эпохи эллинизма.
IV – I вв. до н.э.
Скульптура
перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность,
повествовательность и иллюстративность («Лаокоон»).
Для эллинистической пластики характерны драматизм, экспрессия, призванные активно воздействовать на зрителя.
Внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской.
Слайд 92«Лаокоон».
Музей Пия-Климента. Ватикан.
«Лаокоон» словно переносит нас в другой
мир. До сих пор перед нами были цветущие мужчины, здесь
— старик и дети; до сих пор был величавый покой, здесь — мучительная борьба.
Лаокоон - жрец, предостерегший троянцев, что город их может пасть от деревянного коня; за это Посейдон выслал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и двух его сыновей.
Статую открыли в начале XVI в., и Микельанджело твердо сказал, что это лучшая статуя в мире.
Слайд 94Искусство Древнего Рима.
Как единое государство Рим образовался VI в. до
н.э.
На формирование древнеримской культуры повлияли художественные ценности этрусков и греков.
Культура
Древнего Рима создала образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительство.
Этапы развития Древнего Рима: царский (7-нач.6 в. до н.э.), республиканский (510 – 30 гг. до н.э.), период империи (30 гг. до н.э. – 476 г. н.э.).
Слайд 95 Этруски были владыками западных морей и полностью господствовали на
Тирренском море (греки называли этрусков тирренами).
Этруски многое дали римлянам:
музыкальные инструменты, якорь, горное дело, металлообработку, керамику, театр, города в Италии, мелиорацию, траволечение, судостроительство, искусство вождения кораблей и т. д.
"Вечный город"- Рим был основан этрусками в 753 г. до н.э.. В царский период Рим сложился как город – государство греческого типа и трое из семи царей Рима имели этрусское происхождение.
Этруский мастер создал символ "вечного города"- "капитолийскую волчицу",младенцы Ромул и Рем были созданы римлянами позже.
Слайд 96Основные архитектурные элементы:
Арка, аркада, колонна, свод, купол.
Монолитно-оболочная конструкция (бетон).
Инженерные конструкции.
Мосты
(виадуки);
Водопровод (акведуки);
Дороги (мощеные);
Канализация.
Культовые постройки (Пантеон);
Гражданская архитектура (домус, инсула, термы,
амфитеатры, базилики);
Триумфальные сооружения (колонны, арки).
Слайд 98«Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал».
Слайд 107Портрет
римлянки из
семьи Флавиев,
80–90 н. э., Рим.
Слайд 110Император Август. Статуя с виллы Ливии в Прима Порта.
Конец
I в. до н.э. Ватиканский музей, Рим.
Слайд 111Конная статуя Марка Аврелия. Бронза. Около 170 г. Рим. Капитолийская
площадь.
Слайд 113Помпеи.
I век н. э.
Роспись в доме Публия Фанния Синистора.
Слайд 114Персики и стеклянный кувшин. Фреска из Геркуланума . Около 50
г. Фреска. Археологический музей, Неаполь.
Слайд 116Геракл борется с Немейским львом. Геркуланум, I век.
Слайд 121Атлеты. Мозаика пола Терм Каракаллы. III в. Ватиканские музеи, Рим.
Слайд 122Фаюмский портрет. 1- 3 вв. н.э.
Характерные черты местного портрета:
фронтальное положение лица, фигуры и преувеличенно большие глаза.
Портреты исполняли на
тонких деревянных дощечках в технике энкаустики (т.е. восковых красок), в смешанной технике восковых красок с темперой и, наконец, одной темперой.
Слайд 123Обычай, возникший в Египте, вероятно, среди эллинизированной верхушки египетского общества,
— класть на мумию написанный красками портрет вместо обычной маски.
Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.
Слайд 124Портрет юноши в золотом венке из Фаюма. 2 в. Москва.
Музей изобразительных искусств
им. А. С. Пушкина.
Слайд 125Основные особенности храмового зодчества Древней Руси.
Деревянная и каменная архитектура Древней
Руси.
Главным сооружением древнерусского кремля был собор.
Формирование облика Москвы и Кремля
в XV веке ( при правлении Ивана III). Архитектура Соборной площади.
Архитектура XVI века отмечена расцветом столпообразного и шатрового типа храма. Строительство монастырей - крепостей (Соловецкий, Кириллов - Белозерский).
Слайд 126Многоярусность
строений
Увенчанность строений
башенками и теремами
Наличие пристроек
Художественная резьба
по
дереву
Крестово-купольные
В основе квадрат,
расчлененный четырьмя
столбцами
Прямоугольные ячейки,
примыкающие к
подкупольному
пространству,
образуют архитектурный крест
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Слайд 127Крестово-купольный храм
тип христианского храма,
возникший в Византии,
использовался в храмовом
строительстве Киевской
Руси.
Четыре, шесть и более
столпов в плане образовывали
крест, над которым
возвышался купол.
Восточная
часть имела выступы –
апсиды, составляющие алтарь
храма, в западной части
располагался балкон - хоры,
где во время богослужения
находился князь с семьёй.
Алтарь отделён от зала
перегородкой с иконами
(иконостас).
КРЕСТОВО - КУПОЛЬНЫЙ
ХРАМ
Слайд 128Софийский собор в Киеве –
главный православный храм домонгольской Руси.
Слайд 136Новгородская София.1045-1050 гг. построен князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого.
Слайд 138Успенский собор во Владимире. 1158 г.
Слайд 141Архитектура XVI века отмечена расцветом столпообразного и шатрового типа храма
.
Церковь Вознесения
в селе Коломенском.
Покровский собор.
1551-1560 гг.
Слайд 142Основные этапы развития иконописи и основные иконописные школы Древней Руси.
С
принятием христианства с кон.X века из Византии на Русь пришли
монументальная живопись (фрески, мозаики) и иконопись (византийская живопись) с уже выработанными иконографическими типами и системой символов.
По своей иконографии иконы XI – XIII вв.находились под влиянием византийской школы (сумрачный колорит, суровость образа, отсутствие декоративности и развлекательности).
Русская иконопись стала обретать свой художественный язык в северных областях с XII в. (Новгород, Псков), отличалась монументальностью. Здесь появились оригинальные многофигурные композиции «Покров св.Богородицы».
Слайд 143Спас Нерукотворный.
Новгород, XII в. ГТГ.
Слайд 144Благовещение Устюжское. XII в. ГТГ,
Архангел Гавриил XII в. ГРМ.
Слайд 145Иконопись конца XIV – сер. XV вв.
Москва – художественный центр
Руси.
Излюбленный сюжет XIV в. – «Христос во гробе».
Новгородская икона сохраняет
любовь к ярким краскам с преобладанием киновари.
Творчество Феофана Грека (Богоматерь Донская, иконостас Благовещенского собора, фрески в Новгороде).
Творчество Андрея Рублёва.
Русский высокий иконостас.
Слайд 146СПАС ПАНТОКРАТОР. НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ.
Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
Слайд 147Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде.
Нач. 15 в. ГТГ
Слайд 148Иконопись конца XV – XVI вв.
Творчество Дионисия. О тебе радуется.
Слайд 149Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1658 г. ГТГ
Слайд 150Симон Ушаков.
Троица ветхозаветная.
1671 г. ГРМ