Слайд 1АСОУ
Введение в профессию ГМУ
Раздел 7. Система муниципального управления
Слайд 2Васильев Алексей Алексеевич
доцент кафедры государственного и муниципального управления АСОУ
Слайд 3Опубликованные работы Васильева А.А.
Слайд 5Введение
Переход к профессиональному обучению предъявляет особые требования к личности студента
как будущего профессионала. Став студентом, он из фазы школьника, вступает
в фазу студента, что знаменует переход от выбора профессии к ее непосредственному освоению.
В курсе лекций «Введение в специальность» вы получите представление о том, где и кем вы сможете работать после окончания ВУЗа и какие знания, умения и навыки необходимы для овладения избранной вами непростой и почетной профессии, которую можно назвать «публичным администрированием».
Специальность «Государственное и муниципальное управление» открывает перед студентами широкие возможности. АСОУ готовит кадры для:
государственной службы (в федеральных государственных органах, в государственных органах субъектов Российской Федерации);
службы в органах местного самоуправления (муниципальной службы);
работы в государственных и муниципальных учреждениях, в бюджетных организациях;
работы в организациях общественного сектора на управленческих должностях;
работы в международных организациях и международных органах управления по специальностям управленческого профиля;
работы в некоммерческих общественных организациях (НКО) на управленческих должностях;
научно-исследовательской и преподавательской работы в области государственного и муниципального управления;
работы в различных аналитических структурах на должностях аналитиков в области государственного управления;
службы в иных организациях, в том числе в компаниях на должностях по связям с государственными органами (GR-департаменты).
В данных лекциях систематизирован материал с помощью схем, таблиц и рисунков. Использование наглядной учебной информации является наиболее приемлемой формой для организации восприятия, осмысления, усвоения и запоминания материала. Обобщенная, систематизированная информация, представленная схематично, сопровождается комментариями, которые направлены на уточнение, конкретизацию и разъяснение используемых понятий и терминов.
Выделение и раскрытие содержания основных понятий способствует их осмыслению, верной интерпретации, корректности использования и в целом овладению научной терминологией как одним из элементов профессиональной культуры.
Слайд 8Система начисления баллов по дисциплине ВВП
Основные факторы
1. Посещаемость занятий: 0,5
балла за каждый час х 36 часов = 18 баллов.
2. Доклады на семинарах: 1 доклад (5-7 минут) – 5 баллов х 9 семинаров = 45 баллов, но не более 2-х за один семинар.
3. Письменная работа, максимально 5 баллов.
4. Компьютерная игра, при положительном состоянии бюджета и без кредитной задолженности: 10 тыс. жителей – 5 баллов; 20 тыс. жителей – 10; 30 тыс. жителей – 15; максимально за 1 игру - 15 баллов.
5. Тест, за каждый правильный ответ – 5 баллов, 5x9=45 баллов.
Максимальное количество баллов: 18+45+5+15+45=128=100%
Дополнительные факторы
6. Логические схемы в виде презентаций к докладу, дополнительно: 1 балл за каждую, но не более 5 к докладу.
7. Дополнительная работа по учебной программе по заданию преподавателя.
Итоговая оценка определяется по следующей формуле: Х/128*100, в процентах,
где Х- количество набранных баллов. Зачет с 60%, максимальное количество -100%.
Присылать свои работы необходимо по адресу: prepodovatelasoy@yandex.ru
Слайд 9Балльно-рейтинговая система
для заочной формы обучения
Основные факторы
1. Посещаемость занятий: 0,5 балла
за каждый час х 12 часов = 6 баллов.
2.
Контрольная работа, максимально 10 баллов.
3. Логические схемы в виде презентаций по темам, дополнительно: 1 балл за каждую, 5-10 штук. 9х5=45 (за плагиат: -10 баллов за каждую презентацию!).
4. Тест, за каждый правильный ответ – 5 баллов, 5x9=45 баллов.
Максимальное количество баллов: 6+10+45+45=106.
Дополнительные факторы
1. Доклады по темам на семинаре: 1 доклад (5-7 минут) – 5 баллов.
2. Компьютерная игра, при положительном состоянии бюджета и без кредитной задолженности: 10 тыс. жителей – 10 баллов; 20 тыс. жителей – 20; 30 тыс. жителей – 30; максимально за 1 игру - 30 баллов.
Итоговая оценка определяется как Х/106*100, в процентах,
где Х- количество набранных баллов. Зачет с 60%, максимальное количество -100%.
Присылать свои работы необходимо по адресу: prepodovatelasoy@yandex.ru
Слайд 10Раздел 7.
Система муниципального управления
Слайд 11Содержание
Теоретические основы местного управления
Местное самоуправление в РФ
Правовая основа местного самоуправления
Территориальная
организация местного самоуправления
Исторические особенности развития отечественного опыта организации местного самоуправления
Зарубежный
опыт местного самоуправления
Система и элементы, объект и субъект муниципального управления
Слайд 12«Местное самоуправление чуждо политике и имеет свою особую сферу деятельности»
А.
И. Васильчиков
«О самоуправлении»
С.-Петербург, 1869–1871 гг.
Слайд 13«Коммунальные институты делают
для свободы то, что начальная школа для
науки; они делают ее доступной
для народа, позволяют вкушать ее
плоды и привыкать ею пользоваться.
Нация может ввести у себя свободное правление и без коммунальных институтов, но у нее не будет
духа свободы»
А. Де Токвиль. Демократия в Америке
Слайд 14«Когда возникает необходимость привести в движение глубинные
силы общества или
же резко ускорить его развитие, централизованная власть незамедлительно
теряет свою
силу»
А. Де Токвиль. Демократия в Америке
Слайд 151. Теоретические основы местного управления
самоуправление - это есть государственное управление
через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, -
управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц (Г.Еллинек.)
местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением (Н.Лазаревский)
Местное самоуправление - осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательною властью или которые принадлежат им по общему праву (Редлих и П.Ашлей ).
Слайд 16Основные теории местного самоуправление
Историческая теория (ХIХ в.): обосновывает необходимость ограничения
вмешательства государства в дела общин. Поскольку общины исторически предшествовали государству,
которое возникло в результате их объединения по экономическим и политическим причинам, то «родители» должны оставаться независимыми от своего «дитя», лишь совместно с ним решая проблемы, которые затрагивают и государство, и общины.
Государственная теория (ХIХ в. Немецкие ученые Л.Штейн, Р.Гнейст): органы местного самоуправления по своей сути органы государственного управления, их компетенция не имеет какой-либо «естественной» природы, а целиком и полностью делегируется (создается и регулируется) государством.
Политическая теория (Р.Гнейст, О.Майер): сущность местного самоуправления состоит в том, что оно осуществляется в порядке неосновной деятельности представителей местного населения, обладающих авторитетом среди последнего, деятели местного самоуправления «по определению» не принадлежат к профессиональным чиновникам, они занимаются чисто общественной деятельностью.
Хозяйственная теория: местное самоуправление - есть ничто иное, как заведование делами местного хозяйства: собственные дела общины являются делами общинного хозяйства, и самоуправление - это, следовательно, управление общинным хозяйством. Определить контуры и границы местного самоуправления, отделяющие его от государства - значит определить, какие именно процессы, идущие на территории локальной общины, имеют сугубо хозяйственный характер.
Слайд 17Европейская Хартия о местном самоуправлении
«под местным самоуправлением понимается право и
реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел
и управлять ею ... в интересах местного населения».(ст.3 п.1)
осуществление государственных полномочий, как правило, должно возлагаться преимущественно на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Тем самым органы местного самоуправления наделяются правом осуществлять государственные полномочия. То есть эти органы являются продолжением государственного управления на местах, и государственная природа самоуправления заложена в выполняемых им функциях.(ст.4 п.3 )
Государственность местного самоуправления проявляется в том, что государство регулирует распределение финансовых средств между органами местного самоуправления, предоставляет им финансовые субсидии на осуществление определенных проектов и т.п. (ст.9)
Слайд 18Отличительные признаки местного управления
различие в характере власти: центральная государственная власть
есть власть суверенная, верховная, которая может сама себя реформировать; органы
же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью;
разграничение сфер компетенции, т.е. ограниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению;
более или менее самостоятельные источники средств (местное налогообложение);
территориально-ограниченный, выборный принцип.
Слайд 19РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
МЕЖДУ УРОВНЯМИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
Слайд 202.Местное самоуправление в РФ
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного
строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории
РФ.
Система современного муниципального управления в Российской Федерации основывается на реализации законодательно закрепленных принципов местного самоуправления и состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления (муниципальное образование, муниципальное хозяйство).
Слайд 21ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛНОМОЧИЯ
ПОЛНОМОЧИЯ
ПРЕДМЕТЫ
ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Слайд 22ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ИСПОЛНЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СУБЪЕКТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
отдельные полномочия по предметам ведения субъекта Российской Федерации
отдельные полномочия по предметам совместного ведения
отдельные полномочия Российской Федерации
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ
Слайд 233.Правовая основа местного самоуправления
Общепризнанные принципы и нормы международного права
Международные договоры
РФ
Конституция РФ и конституционные законы
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Издаваемые нормативные правовые акты РФ
Конституции, Уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ
Уставы муниципальных образований
Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан
Иные муниципальные правовые акты
Слайд 24Хартия местного самоуправления (1985г.)
В этом документе под местным самоуправлением понимается:
во-первых, право органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел
и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;
во-вторых, это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону";
в-третьих, Хартия устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в ее Конституции.
Слайд 25Конституция РФ о местном самоуправлении
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а
также через органы государственной власти и органы местного самоуправления
Местное самоуправление
в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами
Ст.33
Ст. 12
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
Ст.32
Ст. 3
Слайд 26Конституция РФ о местном самоуправлении
Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной
собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Ст. 130
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий
Ст. 131
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Ст. 132
Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.
Ст. 133
Глава 8. Местное самоуправление
Слайд 27Первоочередные задачи
Совершенствование структуры муниципальных исполнительных органов
Повышение востребованности кадрового потенциала муниципальной
службы
Слайд 28Полномочия в области местного самоуправления
определение общих принципов организации местного самоуправления
в РФ, устанавливаемых №131-ФЗ
правовое регулирование по предметам ведения РФ и
в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов МСУ и должностных лиц по решению вопросов местного значения
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены ФЗ в порядке, установленном № 131-ФЗ
Федеральных органов государственной власти
правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных настоящим № 131-ФЗ
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном № 131-ФЗ
Органов государственной власти субъектов РФ
Слайд 294. Территориальная организация
местного самоуправления
По состоянию на 1 марта 2009
г. в Российской Федерации образовано:
24 136 муниципальных образований
Из
них:
- 521 городских округа
- 1790 муниципальный район
- 1733 городских поселений
- 19858 сельских поселения
- 234 внутригородских муниципальных образований федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
(на 6.09.2003 в РФ было 11 733 муниципальных образования)
Слайд 30 Часть 1 статьи 130 Конституции РФ:
Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование
и распоряжение муниципальной собственностью.
Территориальные основы местного самоуправления
Часть 1 Статьи 131 Конституции РФ:
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Часть 2 Статьи 131 Конституции РФ:
Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Слайд 31 Часть 1 статьи 10 Федерального закона №131-ФЗ:
Местное самоуправление осуществляется
на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных
районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с требованиями, закрепленными в статье 11 Федерального закона №131-ФЗ:
территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;
территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
Территориальные основы местного самоуправления
Слайд 32 территорию поселения составляют:
исторически сложившиеся земли населенных пунктов
прилегающие
к ним земли общего пользования
территории традиционного природопользования населения соответствующего
поселения
рекреационные земли
земли для развития поселения
- в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
Территориальные основы местного самоуправления
Слайд 33 в состав территории сельского поселения могут входить, как правило,
один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более
1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);
сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;
границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав;
в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения региона и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;
Территориальные основы местного самоуправления
Слайд 34 территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории
поселения;
территория поселения не может входить в состав территории
другого поселения;
административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района;
Территориальные основы местного самоуправления
Слайд 35 границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий
для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления
муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ и отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в 3 раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.
К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ и отдельных муниципальных районов, плотность сельского населения в которых более чем в 3 раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации.
Перечень таких территорий устанавливается Правительством РФ.
Территориальные основы местного самоуправления
Слайд 36
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ
при наличии:
сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного
решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий;
2) сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий.
При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.
Территориальные основы местного самоуправления
Слайд 37Признаки муниципального образования
Слайд 38Система муниципальных образований на территории субъекта РФ
Слайд 39Распределение муниципальных образований по типам
Слайд 40Территориальные основы местного самоуправления
Адм.-тер.
единица
Район
Город обл.
подчинения
ЗАТО
Тер.
единица
Город
районного
подчинения
Сельский
нас.
пункт
Сельское
поселение
Поселок
городского
типа
Слайд 41Территориальные основы местного самоуправления
Городской
округ
Сельское
поселение
Городское
поселение
Муниципальный
район
Слайд 42Территориальные основы местного самоуправления
Количество
муниципальных образований
в Московской области в
2006-2007 гг.
Количество вновь образованных муниципальных образований в Московской области в
2006
Слайд 435. Исторические особенности развития отечественного опыта организации местного самоуправления
Мировой опыт
показывает: если государство желает развиваться – оно передает местным властям
необходимые полномочия. Основным содержанием исторического процесса становления и развития местных сообществ является поиск устойчивого равновесия между местным сообществом и государством.
В Европе местное самоуправление исторически рассматривается в большей мере как социальный механизм, гарантирующий демократический характер власти.
В России становление местного управления – на различных этапах было не только данью демократии, но и в значительной степени – поиском эффективных механизмов хозяйствования и управления.
Слайд 44
Специфика развития местного самоуправления в России
Во-первых, России присуще историческое и
природное своеобразие;
Во-вторых, исторический опыт самоуправления проявился, прежде всего, в сельских
общинах, городском (посадском) общественном управлении, земских учреждениях и советах;
В-третьих, реформирование системы местного самоуправления является результатом определенной эволюции социальной системы, показателем отхода государства от административно-командной системы управления.
Слайд 45Развитие органов местного самоуправления в России
Иван IV - Грозный
Из состава
«двора» выбирались «наместники» и «волостели». Их деятельность наделялась уставными грамотами
- размер содержания «корма» - деньги, мясо, рыба, овес
Земские и губные управления
Россия поделена на волости («губы»). Властные и судебные полномочия передаются губным старостам. В волостях действовали земские избы – выборные органы МСУ
Алексей Михайлович Романов (1645-1676)
Приказное –ведомственное управление
Назначение в города воевод, отмена местничества. Воеводы сосредотачивают в своих руках всю военную и гражданскую власть. Земские и губные учреждения превращаются в исполнительные органы воевод.
Петр I
Губернская система управления
Первоначально страна разделена на 8 губерний (Московская, Смоленская, Азовская, Киевская, Петербургская, Архангельская, Сибирская, Казанская + Астраханская, Нижегородская, Рижская, Воронежская)
Период кормлений
Иван III
Слайд 46Органы земского и городского управления (конец XIX века)
Губернское местное собрание
Губернская
управа
Органы самоуправления губернии:
Состояла из гласных, избираемых Уездными земскими собраниями из
своих составов (численность: 29-62 чел.). Собрание одного созыва действовало 3 года и созывалось ежегодно на 20 дней. Члены собрания исполняли свои обязанности безвозмездно.
Состояла из председателя и 2-6 членов. Председатель утверждался министром внутренних дел, члены – губернатором. Председателем мог быть только тот, кто имел право поступления на госслужбы (дворянин или лицо с высшим образованием.
Уездное местное собрание
Земская управа
Органы самоуправления уезда:
Состояла из гласных, избираемых на избирательных собраниях землевладельцев и представителей городской общины и крестьян на волостных сходах. Право выбора имели лица с определенным имущественным цензом. Выборы проводились 1 раз в 3 года. Собрание созывалось ежегодно на 10 дней. Гласные исполняли свои обязанности безвозмездно.
Состояла из избираемых Уездным собранием председателя и 2-6 членов, утверждавшихся губернатором. Избирались не только гласные, но и лица, обладающие избирательным правом.
Слайд 47 Советский этап развития местного самоуправления
Революционные события 1917 г.
в России положили начало принципиально новому, беспрецедентному по своим последствиям этапу организации власти на местах. Была организована власть Советов, что означало создание и государственное оформление диктатуры пролетариата.
Советская модель устройства местного управления, противопоставленная «буржуазному» местному самоуправлению, стала порождением общества тоталитарного типа, превратилась в важный инструмент централизованной системы управления страной. К 1918 г. почти все органы земского и городского самоуправления заменялись советским самоуправлением. Для выполнения возложенных на органы советской власти задач по ведению хозяйственной деятельности на местах при Советах были образованы соответствующие отделы. Таким образом, аппарат местного самоуправления, создававшийся в течение полувека, был разрушен большевиками менее чем за год.
Слайд 48В основе советской организации местной власти:
принцип единства системы Советов как
органов государственной власти с жесткой иерархией власти и подчиненности нижестоящих
органов – вышестоящим.
особенностью местного самоуправления советского периода являлось включение органов местной власти в систему государственного управления при абсолютизации руководящей роли партийных комитетов. Высшим организационным принципом выступал демократический централизм. Такое положение закреплялось Конституцией Советского государства.
Слайд 49Особенности организации и деятельности местных Советов
партийное руководство, которое
включало:
выработку политической линии и установок по основным вопросам реализации политики
партийных органов;
руководство формированием представительных органов, подбор, расстановку и воспитание кадров, работающих в Советах;
контроль за деятельностью Советских органов по реализации партийных директив и решений.
Слайд 50Местное самоуправление в РФ
В качестве субъектов муниципального управления на местном
уровне выступают органы местного самоуправления. Самоуправляемость проявляется в совокупности структурных
составляющих муниципальной системы, направленной на ее развитие, самосохранение, адаптацию к социально-политическим изменениям.
Объект муниципального управления – предприятия и учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, различные социальные группы населения, организации различных форм собственности.
Предметом муниципального управления выступают управленческие отношения, которые складываются в органах местного самоуправления. Главная цель муниципального управления – повышение уровня жизни населения муниципального образования.
Слайд 516. Зарубежный опыт местного самоуправления
В мировой практике принято различать модели
местного самоуправления: англосаксонскую, континентальную, иберийскую и советскую муниципальную системы.
Выделение
моделей базируется на принципах, которые положены в основу отношений местных органов между собой и с вышестоящими органами.
Слайд 52
Англосаксонской модели (Великобритания, США, Канада, Австралия)
присущи черты:
местные представительные органы формально выступают как действующие автономно от
центральной власти и власти вышестоящего уровня;
прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует;
на местах нет уполномоченных центрального правительства;
контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путем через центральные министерства, суд;
на местах населением избираются представительные органы и некоторые должностные лица.
Слайд 53Континентальная (европейская), или французская, муниципальная система (континентальная Европа, франкоязычная Африка,
Латинская Америка, Ближний Восток):
1. сочетание прямого государственного управления на местах
с местным самоуправлением
2.передача директив от центра на места;
3. существование серии агентов центра на локальном уровне;
4. подчинение напрямую нижестоящих звеньев вышестоящим;
5. представительные органы создаются в административно-территориальных единицах.
Слайд 54Иберийская модель (Испания, Португалия, страны латинской америки:
избираемые населением советы (хунты,
муниципалитеты)
избираемые советами или населением непосредственно единоличные органы (регидор, алкальды)
регидор после
избрания утверждается центральной властью в качестве ее представителя
Слайд 55Система советов
(Вьетнам, Куба, Китай):
советы одновременно являются и органами государственной
власти и органами местного самоуправления
Слайд 567. Система и элементы, объект и субъект муниципального управления
7.1. Система
местного самоуправления
14-15
Слайд 577.2. Место муниципального управления в системе местного самоуправления
Место и роль
муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление
– определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательных актах - местного самоуправления);
в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
14-15
Слайд 58Васильев А.А. КРЭУ ВВАГС
Содержание категории “муниципальное управление”
В настоящее время существует
около 200 определений содержания понятия “управление”, исходя из них, можно
утверждать, что:
муниципальное управление – это функция муниципального образования, как организации, обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как самоуправляющейся территориальной целостности;
муниципальное управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) – субъект и само муниципальное образование – объект, постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;
муниципальное управление служит интересам взаимодействия (субъектов и объектов), как элементов этой системы и составляющих единое целое - муниципальное образование, с общими для этих элементов целями и задачами;
муниципальное управление – это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;
муниципальное управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе). Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации муниципальное образование ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления
Слайд 59Васильев А.А. КРЭУ ВВАГС
Содержание понятия “муниципальное управление”
Слайд 60Васильев А.А. КРЭУ ВВАГС
Объекты муниципального управления
Слайд 61Васильев А.А. КРЭУ ВВАГС
База муниципального управления
В целом, можно утверждать, что
муниципальное управление – это управленческая деятельность, базирующаяся на муниципальном праве,
муниципальной службе и муниципальной собственности, где муниципальное право определяет, что делают органы муниципального управления, а муниципальное управление, как они это делают.
Слайд 62Васильев А.А. КРЭУ ВВАГС
Муниципальное управление - это составная часть местного
самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления)
на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни его населения.
Слайд 63Васильев А.А. КРЭУ ВВАГС
1.4. Содержание понятия “муниципальный менеджмент”
Слайд 64Итак, можно сделать следующие выводы, что в “менеджменте” субъектом является
“менеджер”, объектом – фирма, ее персонал или процесс, а целью
является получение прибыли и соответственно существует своя правовая база.
В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, а главной целью – повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект – население муниципального образования, цель – решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.
Слайд 65Муниципальный менеджмент – это только использование инструментов менеджмента в муниципальном
управлении. То есть, отсюда следует, что муниципальный менеджмент – это
одно из направлений муниципального управления, связанное с использованием инструментов менеджмента (современных принципов, методов, средств и форм управления) с целью повышения его эффективности.
Слайд 66Васильев А.А. КРЭУ ВВАГС
Ранжирование понятий
Слайд 73Система и элементы, объект и субъект муниципального управления
Типы градообразующей базы
Слайд 77 «Местное самоуправление – это один из ключевых институтов.
Причем это не только институт публичной власти, но и общественной
самоорганизации»
«Мы должны стремиться к тому, чтобы вся система местного самоуправления работала эффективно и приносила пользу людям»
В.Путин
Слайд 78«Во все времена местное самоуправление играло, играет
и будет играть
важнейшую роль
в сохранении целостности страны
и преемственности власти»
(Из доклада
ВСМС «О развитии МСУ
и задачах ВСМС», 2011 г.)
Слайд 79Рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003г.
2. Федеральный закон «О
муниципальной службе в Российской Федерации» №25-ФЗ от 02.03.2007г.
3. Васильев А.А. Система муниципального управления: учебник (Гриф УМО)/ А.А. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2010.-736 с.
4. Гладышев. Устойчивое развитие местного сообщества: теория, методология, практика. –М.: Экономика, 2007.
5. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. –М.: Юркнига. 2005.
6. Рыбушкин Н.Н., Зазнаев О.И. Муниципальные системы зарубежных стран. Учебное пособие. –Казань, 1997.
7. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства. Учебное пособие. –М.: Логос. 2001.
8. Салов О.А. Земство - первый реальный институт местного самоуправления в России. - .М.: Экономика, 2004.
9. Система муниципального управления: Учебник для вузов. /Под редакцией В.Б.Зотова. / - СПб.: Лидер. 2005.
10. Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации. -М. 2004.
Слайд 80Основная литература
Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика.
- М.: Экономика, 2003.
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс
лекций. - М.: Изд-во Омега - Л., 2004.
Бабун Р.В. Введение в специальность. Конспект лекций для специальности 061000 ГиМУ, Новокузнецк, 2002.
Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е исправ. и доп. - Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2005.-552с.
Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник для вузов. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Государственная служба (комплексный подход) /Отв. ред. А.В. Оболонский. М.: Дело, 2000.
Государственная служба. Учебник /Отв. ред. В.Г. Игнатов. - М.: Изд-во «МарТ», 2004.
Государственная служба: нормативные акты основных правовых систем. М.: Книгодел, 2004.
Государственная служба: сборник нормативных документов. М.: Дело, 2003.
Демин А.А. Государственная служба. Учеб. пособие. М.: Книгодел, 2004.
Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Учебное пособие. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. М. - Ростов н/Д. Изд-во «МарТ», 2004.
Зотов В.Б., Макашева В.М. Муниципальное управление. - М.:ЮНИТИ, 2002.
Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба в современной России. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004.
Игнатов В.Г. Государственная служба и ее реформирование в России: история и современность. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004.
Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление как специальность и система научных знаний. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004.
Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
Игнатов В.Г. Становление местного самоуправления в современной России. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004.
Игнатов В.Г., Акопов Л.В. Государственная служба Российской Федерации как система, ее правовое регулирование и проблемы реформирования. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004.
История государственного управления в России. Учебник /Отв. ред. В.Г. Игнатов. - М.: Проспект, 2004.
История государственного управления в России. Учебник /Под ред. Р.Г. Пихои. - М.: РАГС, 2003.
История государственного управления России: Учебник. 3-е изд. /Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс» , 2003.
Кнорринг В.М. Основы государственного и муниципального управления. Учебник. М: Изд-во «Экзамен» , 2004.
Козбаненко В.А. Государственное управление. Основы теории и организации. М., 2002.
Мельников В.П., Нечипоренко В.Г. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. Учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2003.
Муниципальная кадровая политика. Учеб. пособие. М.: Муниципальный мир, 2003.
Павлов В.П. Государственная и муниципальная служба (Словарь). - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004.
Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник для вузов. 2-е изд. - Ростов н/Д.: Ростиздат, 2001.
Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. - СПб: Питер, 2003.
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М.: Юристъ, 2004.
Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. - М.: Экономика, 2003.
Шумякова Н.В. Муниципальное управление. Учеб пособие. М.:«Экзамен» , 2004.
Щепетев В. И. История государственного управления в России. Учебник. - М.: Владос, 2003.
Эффективность государственного управления в России. Хрестоматия. М., 1998.
Слайд 81Дополнительная литература
Васильев А.А. Муниципальное управление [Текст]: понятия, термины, библиография /
А.А. Васильев. – Изд. 2-е, исп. и доп. – Н.Новгород:
Гладкова О.В., 2006. – 304 с.
Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1999.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у М. Вебера. // Вопросы философии. 1991г. №3.
Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности структуры. М., 2002.
Государственные служащие: штрихи коллективного портрета. // Социологические исследования. 1997. №6.
Курашвили Б.Н. Очерк теории государственного управления. М., 1987.
Лоушок А., Роуз Э. Организация и управление в государственном учреждении. М., 1993.
Малышев А.Ю. Современная Российская государственность. Новосибирск. 1999.
Малышев А.Ю. Становление гражданского общества и многопартийности в России. Новосибирск. 2001.
Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. Перевод с английского. М., 1993.
Ноздричев А.Ф. Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. М., 1999.
Старилов Ю.Н. Служебное право. учебник. М., 1996.
Иванов В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.Н. Технологии муниципального управления. Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
Гимпельсон В.Е. Численность и состав российской бюрократии: между советской номенклатурой и госслужбой гражданского общества. ВШЭ. Москва.2002. с. 14
Филиппов В.В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России,1996,№ 3.
Слайд 82Литература в интернете
Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные
предпосылки и гипотезы государственной науки. Московское научное издательство. 1919 г.
Белковец Л.П. История государства и права России.
Васильев, В.И. Местное самоуправление
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник.
Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общ. ред. Иванова В.П. - М.: Известия, 2003. - 410 с.
Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность
Государственное и региональное управление Уткин Э. А. Денисов А. Ф., 2002 год
Государственное управление. Козбаненко В.А.
Гумплович Л. Общее учение о государстве.
Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права.
Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление.
Емельянов, Николай Алексеевич. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения: монография
Игнатов В.Г. История государственного управления России.
Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления
Исаев И.А. История государства и права России.
История государства и права России. Учебник.
История государственного управления России (IX-XX вв.)
История отечественного государства и права.
История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие
Керимов. Исполнительная власть в системе разделения властей
Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России - теоретико-правовые основы взаимодействия.
Кое-что о местном ведении и самоуправлении
Конституционное право РФ
Кузнецов В. В., Ваховский В. В., Чебурашкина И. С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. – Ульяновск, 2004. – 192 с.
Кузнецов И. Учебник по информационно-аналитической работе. Информация - сбор, защита, анализ
Лекции по административному праву
Мартынов С.Д. Государство и экономика: система Витте. - СПб.: Наука, 2002. - 405 с.: ил.
Местное самоуправление в Российской Федерации
Местное самоуправление. Учебное пособие. 2003
Местное самоуправление: проблемы методологии и организации
Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы (Сборник). -.: МОНФ, 1998-204 с.
Механизм современного Российского государства
Слайд 83Литература в интернете
Муниципальная служба в Российской Федерации
Общая теория права
и государства: Учебник
Окуньков. Президент и Правительство (в механизме государственной
власти)
Основы местного самоуправления
Основы местного самоуправления и муниципального управления: В 2-х ч.
Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы
МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА
Региональная экономика и управление
Становление местного самоуправления в разных типах муниципальных образований
Уткин Э. А. Денисов. Государственное и региональное управление
Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление
Фабричный С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации. - М.: МОНФ, 2001. - 184 с. (е)
Федеральная реформа 2000-2003. Т. 1. Федеральные округа/ Ред. Н.Петров - М.: МОНФ;Carnegie Corporation of New York, 2003. – 500 с.
Федеральное Собрание. (Совет Федерации. Государственная Дума). Справочник. – М.: 2000. – 355 c.
Формирование муниципальной службы: теория и практика
Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства
Халиков М.И., Кунакбаев Р.Х. Государственная кадровая политика. Учеб. пособие. Уфа: РИО БАГСУ, 2002. - 77 с.
Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти
Циганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление
Шарце. Теория государства и права. Учебник
Ясюнас Виктор Альфонсович. Основы местного самоуправления
Слайд 84Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Компьютерная имитационная игра «SIM CITY».
Сайт «Территориальное управление:
государственное, региональное, муниципальное, территориальное общественное самоуправление» http://www.vasilievaa.narod.ru/