Слайд 1Электронный бизнес
Лекция 1
Основные понятия и определения
1
Слайд 2Учебные вопросы
1.
Основные направления и виды электронного
бизнеса
3.
Краткая характеристика сетевых
электронных магазинов
2.
Электронная коммерция.
Ценность
для покупателя и продавца
Слайд 3Литература
2.
1.
3.
Юрасов А.В. Электронная коммерция: Учеб. Пособие. -М.: Дело, 2003, 2008,
2010.
Кобелев О.А. Электронная коммерция : учеб. пособие рек. УМО/О.А.Кобелев. –
3-е изд. - М.: Дашков и К, 2008.
Электронная коммерция: учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / под общ. ред. Л. А.
Брагина. - М. : Экономистъ, 2005.
Слайд 41.
Основные виды
электронного бизнеса
Учебные вопросы
Слайд 5электронный бизнес
ЭБ – это преобразование основных бизнес-процессов при помощи Internet-технологий.
ЭБ
- это любая деловая активность, в которой все стороны деловых
отношений, в частности, продажи, маркетинг, платежи, финансовый анализ, поиск сотрудников, поддержка клиентов и партнеров и др., перенесены в среду Internet.
ЭБ подразумевает:
внутреннюю организацию компании на базе единой информационной системы (КИС), повышающую эффективность взаимодействия сотрудников и стимулирующую процессы планирования и управления;
внешнее взаимодействие с партнерами, поставщиками, клиентами.
Слайд 6Управление деятельностью предприятия
Уровни управления
Слайд 7Информационная
система (ИС)
Это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых
для поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации в интересах
достижения поставленной цели
Автоматизированная
информационная система
(АИС)
Это информационная система, построенная на основе вычислительной (компьютерной) техники.
Слайд 8Информационное
Обеспечение
Программное
Обеспечение
Техническое
Обеспечение
Правовое
Обеспечение
Организационное
Обеспечение
Методическое
Обеспечение
Лингвистическое
Обеспечение
Математическое
Обеспечение
Эргономическое
Обеспечение
Комплекс средств
АИС
Слайд 9Основные виды
электронного бизнеса
Торговые площадки (Интернет-биржи, Аукционы, Каталоги товаров и услуг);
Электронное
управление закупками и продажами (e – commerce) или (m –
commerce) - коммерция с помощью мобильного телефона;
Порталы (Корпоративные, Информационные, Коммерческие, Персональные);
Организация, содержание и обслуживание общественных глобальных сетей (осуществляется операторами сетей);
Финансовые услуги (Онлайновые платежные системы (e-cash), Обменные пункты, Интернет-банкинг (e-banking), Онлайн – трейдинг (e-traiding), т.е. фин. посредничество);
Слайд 10Основные виды
электронного бизнеса
Инвестиционные фонды (Консолидированные инвестиционные фонды или буферные фонды
и Паевые инвестиционные фонды);
Интернет-магазины;
Контент-проекты (e-content) (действия по визуальному наполнению сайта
информацией - бесплатной и востребованной для привлечения посетителей с целью ведения рекламного бизнеса);
Информационные посредники (каталоги, рейтинги, поисковые системы);
Информационный бизнес в Интернет (периодические Интернет – издательства, новостные сайты и т.д.);
Слайд 11Основные виды
электронного бизнеса
Интернет-маркетинг (сбыт) (Продвижение сайта в поисковых системах) (e-marketing)
Рекламный
бизнес;
Услуги связи – электронная почта (e-mail) и средство общения (e-telecommuting);
WEB-мастеринг
(создание сайтов, веб-программирование, веб-дизайн, раскрутка сайтов);
Сетевой маркетинг (форма ведения внемагазинной розничной торговли);
Разработка ПО и цифровых товаров;
Услуги сервис-провайдеров (поставщики сетевых услуг, поставщики хостинга, доменов);
Слайд 12Основные виды
электронного бизнеса
Предоставление услуг (дистанционное обучение (e-education), сетевые библиотеки, электронное
здравоохранение и оказание медицинских консультаций в сети (e-health), Интернет -
консалтинг и т.д.);
Игорный бизнес в сети (Виртуальные казино, Букмекерские конторы, Тотализаторы, Лотереи);
Биржи труда (агентства по трудоустройству);
Партнерские программы (Аффилат – программы и др., т.е. подчиненные программы, часть единого целого);
Интернет-франчайзинг, т.е. передача права на определённый вид бизнеса или на товарный знак , бренд причем обязательно за плату (аренда по сути);
Интернет-лизинг т.е. передача права на имущество (тоже аренда, по сути)
Слайд 13Начало
электронного бизнеса
Создание личной рекламной Web-странички на сервере провайдера (с картинками,
фотографиями, видео, аудио, мультиками на основе MS W или MS
PP);
Создание своего Web-сервера:
физического (на ПК пользователя)
виртуального (на ПК узла сети);
Создание тематической Web-базы данных.
Слайд 142.
Электронная коммерция.
Ценность для покупателя
и продавца
Учебные вопросы
Слайд 15Основные отличия ЭК от ЭБ
Электронный бизнес может как иметь,
так и не иметь коммерческой составляющей;
Электронная коммерция – ограниченное проявление
электронного бизнеса, представляющее собой маркетинг, продажу, приобретение товаров/услуг с использованием телекоммуникационных технологий;
Электронный бизнес поддерживает цепочку добавление потребительской стоимости, интегрируя в цепочки несколько компаний;
Электронный бизнес находится в сфере управления цепочками поставщиков и внутренней деятельности компании;
Электронная коммерция - это то, что делает Ваша компания, а электронный бизнес - это то, чем компания является.
(По материалам фирмы "ПрайсвотерхаусКуперс")
Слайд 17Электронная коммерция
Электронная коммерция (или, по-другому, электронная торговля, e-business, сетевой бизнес,
интерактивный бизнес, электронный бизнес, трейдинговые системы) – это любая форма
бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами сделки (продавец-посредник-покупатель) происходит электронным образом (с использованием Интернет-технологий).
Электронная коммерция – процесс покупки/продажи товаров или услуг, в котором весь цикл коммерческой транзакции или ее часть осуществляется электронным образом.
Электронная коммерция - это торговля через сеть Интернет при помощи компьютеров покупателя и продавца товара.
Слайд 18История развития электронной коммерции
В 1960 американские компании American Airlines и
IBM приступили к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на
авиарейсы.
Система SABRE (Semi-Automatic Business Research Environment) делала воздушные перелёты более доступными для рядовых пассажиров, помогая им ориентироваться в тарифах и рейсах.
За счёт автоматизации процесса расчёта тарифов при резервировании мест снижалась стоимость услуг.
Так был создан самый первый опыт создания системы электронной коммерции.
Слайд 19Субъекты электронной коммерции и взаимодействие между ними
Слайд 20Сектора ЭК
Администрация A
Власть G
Бизнес B
Потребитель С
Инвестор I
Слайд 21направления электронной
коммерции
B2B (business-to-business) или "бизнес - бизнес"
B2C (business-to-consumer) или
"бизнес - потребитель"
B2A (business-to-administration) или "бизнес - администрация"
C2A (consumer-to- administration)
или "потребители – администрация”
Слайд 22направления электронной
коммерции
B2B включает все уровни информационного взаимодействия между компаниями.
B2C
– электронная розничная торговля, в первую очередь - электронные магазины.
B2A-
взаимодействие коммерческих структур с государством.
C2A взаимодействие пользователей с госорганами.
Слайд 23Схема С2С или потребитель-потребитель
С2С - заключается в продаже
товаров и услуг между потребителями. В данном случае сайт выступает
в роли посредника между покупателем и продавцом. В качестве примера можно привести www.molotok.ru - одни из ведущих российских аукционов, где каждый желающий может продать или купить.
Слайд 24Схема B2G или бизнес-государство
B2G-системы электронной торговли применяются и
для взаимодействия государства с бизнесом. Через такие системы государственные учреждения
и ведомства осуществляют свои закупки на открытом рынке.
Слайд 25Официальный сайт Российской федерации для размещения информации о размещении заказов
www.zakupki.gov.ru
Слайд 26Способы осуществления госзакупок
открытый конкурс
конкурс с ограниченным участием
двухэтапный конкурс
электронный аукцион
запрос котировок
запрос
предложений
закрытые способы осуществления закупок товаров, работ и услуг
из единственного источника
Слайд 27Функции электронной
коммерции
Реклама,
Представление товара средствами Интернет;
Проведение покупки через Интернет;
Послепродажное обслуживание
через Интернет;
Налаживание контактов с клиентом через Интернет;
Преодоление высокого уровня затрат
для выхода на рынки;
Уменьшение затрат для проведения рекламных компаний;
Оптимизация и автоматизация взаимоотношений с поставщиками, дилерами, партнерами;
Мобильность бизнеса
Слайд 28Инструменты электронного
бизнеса
Корпоративный Web-сайт;
Интернет-магазин;
Интернет-аукцион;
Информационный корпоративный портал;
Интернет-биржа;
Интернет –
маркетинг;
Интернет-клуб.
Слайд 29Ценность электронной торговли для покупателя
Она значительно экономит время покупателя на
поиск и покупку нужного ему товара. Виртуальный магазин, работая все
24 часа в сутки, способен быстро и адекватно реагировать на запросы покупателей, у которых поиск нужной информации может занять менее одной минуты.
Слайд 30Ценность электронной торговли для продавца
Потенциальная возможность охватить своей торговлей бесчисленное
количество покупателей, поскольку при такой форме торговли в сферу деятельности
фирмы попадает практически вся территория земного шара.
Следовательно, электронная торговля через сеть Интернет означает для фирмы укрепление ее конкурентных позиций на рынке. Важным фактором укрепления интерактивного бизнеса в целом и электронной торговли в частности является оперативность сделки.
Слайд 31Интернет дает возможность продавцу:
прорекламировать свою продукцию и товар как на
региональном, так и на международном уровнях. При этом реклама может
носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т. п., причем номенклатура может быть сколь угодно большой;
прорекламировать свою фирму (предприятие) с целью привлечения к взаимодействию отечественных и зарубежных партнеров;
оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;
прорекламировать свои проекты для привлечения инвесторов;
организовать систему заказов продаваемого товара как своими торговыми представителями, так и покупателями;
организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров
Слайд 32Интернет дает возможность покупателю:
найти фирмы, реализующие нужный товар;
оценить конъюнктуру рынка
и выбрать подходящую фирму-продавца нужного товара;
сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам
с помощью электронной почты и получить ответы;
заказать товар;
выбрать поставщика транспортных и экспедиторских услуг;
заказать доставку груза;
произвести платежи.
Слайд 33Инструментарий электронной торговли
Слайд 34Инструментарий электронной коммерции
Основными производителями инструментария для создания систем электронной коммерции
в мире являются следующие компании:
Ariba
Broadvision
iCAT
IBM
Information
Builders
Intershop Communications
Microsoft
Netscape
Open Market
Oracle
VeriSign.
Слайд 353.
Краткая характеристика
сетевых электронных
магазинов
Учебные вопросы
Слайд 36Инфраструктура электронной торговли
- это комплекс операций, имеющих по отношению к
ЭТ подчиненный и вспомогательный характер, который обеспечивает условия для нормального
функционирования электронной торговли.
Уровни Инфраструктуры электронной торговли
производственная инфраструктура;
инфраструктура перемещения;
инфраструктура сбыта;
инфраструктура обслуживания.
Слайд 38Сравнительная характеристика традиционной и электронной торговли
Слайд 391. Интернет-витрина – простейший вариант Internet-магазина – представляет собой обычный
Web-сайт, содержащий подробную информацию о предлагаемых товарах и способы связи
с продавцом товара. Содержимое сайта периодически обновляется.
2. Торговый автомат – реализация, которая кроме функций Интернет – витрины должна принимать заказы. Отличие от Интернет - витрины состоит в том, что заказы на покупку и счета на оплату заказанного товара выписываются без участия человека.
3. Автоматический магазин. Эти сайты позволяют производить поиски (в том числе с использованием рубрикатора), производить заказ товара как в интерактивном режиме, так и при помощи электронной почты.
4. Интернет - аукцион. Лучшими представителями данного класса магазинов можно назвать проекты http://www.Amazon.com, http://www.oZon.com.ru, http://www.Lycos.com.
Виртуальный магазин — это реализованный в сети Интернет Web-сервер для продажи товаров и услуг другим пользователям сети.
Слайд 40Схема расчетов в автоматическом магазине
Оn-line - заполняется специальная форма заказа
прямо в программе просмотра Internet-страниц.
При помощи почтовой службы формируется
письмо с указанием E-mail адреса клиента, названия или кода товара.
Телефонный способ регистрации заказа.
Способы расчета
Слайд 41Схема расчетов в автоматическом магазине
Слайд 42Схема расчетов в автоматическом магазине
доставка курьером. Этот вид доставки обладает
максимальной оперативностью и стоит максимум несколько сот руб.
доставка по почте
наложенным платежом. Этот способ доставки используют при доставке в малонаселенную область или если заказан экзотический товар.
заказ доставляется в один из офисов или представительство организации, имеющей электронный магазин, откуда его необходимо забрать заказчику (самовывоз).
Способы доставки
Слайд 43Производственная инфраструктура электронной торговли (см. Схему сетевой инфраструктуры – слайд
26)
товар и услуги,
база данных,
мультимедийный продукт,
информационный продукт и услуги.
инфраструктура перемещения
Интернет,
кабельное
телевидение,
телефонная сеть,
защищенная сеть для электронного обмена деловыми документами между компьютерными программами разных фирм в стандартной форме - VAN (Value added network).
Слайд 44Инфраструктура сбыта
электронная почта,
Web-cepвер,
открытые базы данных,
электронные каталоги и др.
инфраструктура обслуживания
платеж (банковские
карты, цифровые деньги и др.),
безопасность,
электронная почта,
Web-сервер,
различные каталоги,
послепродажное обслуживание и др.
Слайд 45Преимущества электронных магазинов
Глобальное присутствие. Торговля через Интернет-магазин не имеет географических
или национальных границ.
Круглосуточный режим работы. Интернет - магазины открыты 24
часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.
Расширение рынка сбыта.
Меньшие затрат на рекламу - исследования показали, что в среднем реклама через Web вчетверо дешевле, чем прямая почтовая рассылка.
Уменьшение операционных издержек и затрат на инфраструктуру. Организация торговли и обслуживания через Интернет-магазин делает наличие зданий магазинов, офисов, а также всевозможного торгового оборудования необязательным.
Слайд 46Уменьшение себестоимости затрат. Посчитано, что заключение сделки электронным путем на
порядок уменьшает стоимость затрат на ее обработку. Затраты на оформление
автомобиля через Интернет уменьшились в 2 раза.
Персонализация обслуживания. Правильно организованный процесс покупки в Интернет-магазине позволяет максимально учесть сугубо индивидуальные запросы каждого покупателя.
Опережение конкурентов. Интернет-магазин предоставляет новые возможности ведения бизнеса.
Конкуренция на равных с корпоративными гигантами. Если Покупатели убедятся, что Интернет-магазин небольшой компании выглядит лучше по этим параметрам, чем магазин очень известной торговой корпорации, то они будут покупать в нем.
Преимущества электронных магазинов
Слайд 47Управление бизнесом из любой точки мира. Интернет-магазин может управляться с
любой точки планеты, с любого компьютера, имеющего подсоединение к Интернет.
Широкие
маркетинговые возможности. Интернет-магазины обычно имеют встроенные средства для получения маркетинговой информации. Анализ статистики и динамики продаж;
Создание нового канала сбыта. Сегодня большинство Дистрибуторов и Дилеров отдают предпочтение тем поставщикам и производителям, которые создают каналы сбыта через Интернет.
Торговля без посредников. При этом Фирма–Производитель сама можетустанавливать и контролировать цены на свою продукцию.
Преимущества электронных магазинов
Слайд 48Индивидуализация продукции.
Координация хозяйственных связей вдоль технологических цепочек при помощи технологий
электронного рынка.
Увеличение объема продаж.
Online склад. Информация о состоянии склада всегда
находится в состоянии online и доступна всем дилерам.
Преимущества электронных магазинов
Слайд 51Дополнительные выгоды в процентах
Слайд 52Недостатки электронных магазинов
Далеко не все там можно купить;
Сделанную покупку весьма
не просто оплатить;
Получить покупку, сделанную в другом городе, трудно.
Слайд 53Недостатки электронных магазинов
Поиск самой дешевой модели- процесс долгий;
Не всегда internet-магазины
предоставляют самый удобный вариант оплаты;
Продавцам создание и поддержание internet-магазина стоит
недешево;
При неправильной организации навигации пользователь может утонуть в море информации;
Возрастает риск получить устаревшую или недостоверную информацию.
Слайд 54Недостатки электронных магазинов
Несовершенство нормативно-правовой базы;
Небольшое количество пользователей internet;
Проблема информационной и
сетевой безопасности;
Неустойчивость финансовых и кредитных организаций;
Созданием internet-магазинов занимаются не профессионалы
электронной коммерции;
Неразвитость платежных средств;
Бедность населения в целом.
Слайд 55Этапы построения Internet-магазина
Определение целей и задач, планирование Web –
сайта:
проведение маркетинговых исследований,
определение рыночной ниши и потребителей,
формирование рекламной компании, создание
бюджета, финансирование, построение бизнес-плана
Первоначальная реализация Web-сервера:
выбор места размещения и провайдера,
регистрация имени домена,
разработка его дизайна,
написание обрабатывающей части и связи с базой данных,
определение связи с клиентами,
интеграция с информационной средой предприятия,
установка сервера в Web-пространстве.
Слайд 56Этапы построения Internet-магазина
Поддержка сервера и его совершенствование:
обновление содержания,
использование при
коррекции новых технологий,
применение механизма обратной связи,
проверка корректности функционирования
Реализация маркетинговой
программы продвижения Web-сервера.
Слайд 57Функции менеджера Web сайта
Internet-магазина
Создание и корректировка каталога товаров;
Ввод и модификация
информации о товарах;
Регистрация новых поступлений в Интернет-магазин;
Настройка системы сообщений для
пополнения запасов в Интернет - магазине.;
Просмотр всей информации о зарегистрированных покупателях ;
Оперативный контроль за состоянием Интернет - магазина;
Обработка статистических и бизнес-отчетов по посетителям, по товарам, по периодам времени и т.д.
Слайд 58На 2011 год в России насчитывается порядка 30 000 интернет
- магазинов, большая часть из которых находится в регионах страны.
За год, в среднем, закрывается около 10% интернет- магазинов, но на их место приходит 20-30% новых компаний.
Количество интернет-магазинов в Рунете достигает 30 000
Слайд 59Прогноз развития электронной коммерции до 2015 г. (млрд. руб)