Разделы презентаций


ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Содержание

Зоопсихология наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии, фило- и онтогенезе.Сравнительная психология 1) синоним зоопсихологии 2) наука, изучающая сравнительные аспекты поведения животных разных видов и человека, эволюционные истоки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Слайд 2Зоопсихология
наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и

развитии, фило- и онтогенезе.
Сравнительная психология
1) синоним зоопсихологии
2) наука,

изучающая сравнительные аспекты поведения животных разных видов и человека, эволюционные истоки человеческой психики наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в видовом и индивидуальном аспектах.
Зоопсихология наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии, фило- и онтогенезе.Сравнительная психология 1) синоним

Слайд 3Этология 
.
Н. Тинберген в статье «Задачи и методы этологии» (1963) сформулировал


4 основных вопроса, на которые призваны ответить исследования в области

этологии.
1. Каковы причины совершения животным того или иного поведенческого акта?
2. Как происходит становление поведенческого акта в процессе индивидуального развития особи?
3. В чем значение этого поведенческого акта для выживания особи?
4. Как проходило эволюционное становление этого поведенческого акта?

наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных ( наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения. Термин "этология" был введен в биологию в 1859 г. И. Жоффруа Сент Илером

Этология .Н. Тинберген в статье «Задачи и методы этологии» (1963) сформулировал 4 основных вопроса, на которые призваны ответить

Слайд 4Этология человека 
Антропология –
изучает эволюционную историю человека во времени и в

пространстве: процессы антропогенеза, этногенеза, развитие рас, изменчивость морфологических, биохимических, иммунологических

и других особенностей человека

Психология –
наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения психические структуры и процессы, с целью объяснить поведения человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов

изучает прежде всего внешние проявления поведения; биологические эволюционные и культурные аспекты становления поведения человека на разных этапах онтогенеза и в различном социальном контексте

Основной инструмент – сравнительный анализ поведенческих моделей 

Основные методы - наблюдение за поведением (составление этограмм и т.д.), этологические эксперимента

Этология человека Антропология –изучает эволюционную историю человека во времени и в пространстве: процессы антропогенеза, этногенеза, развитие рас, изменчивость

Слайд 5Типы поведения
Понятие "инстинкт" появилось в трудах философов еще в III

в. до нашей эры. Древние философы давали этому понятию следующее

определение: инстинкт - это бессознательное, внутреннее побуждение, целесообразность которого обусловлена божеством (от латинского instinktus - побуждение).

Инстинктивное поведение

Под инстинктами понимают поведенческие стратегии в ответ на возникновение в организме какой – либо биологической потребности: голода, жажды, потребности во сне, в обладании территорией, половой потребности, познавательной потребности, которая имеется у высших млекопитающих, др. Инстинкт, кроме того, отождествляют с понятием “драйв”, что значит влечение, страсть.

Современные
представления

В большей степени, в психологии

Под инстинктами понимают конкретные,
строго фиксированные
действия (движения),
одинаковые в одинаковых ситуациях у
всех представителей
данного вида

В этологии

Типы поведенияПонятие

Слайд 6Типы поведения
Инстинктивное поведение
Реймарус (XVIII в): все акты поведения, которые предшествуют

индивидуальному опыту и исполняются животными одинаковым образом, должны быть рассматриваемы

как инстинкты. 

Ч. Дарвин: "Такой акт, который может быть выполнен нами лишь после некоторого опыта или одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой он производится, обыкновенно называют инстинктом". ..."(Инстинкты) не нарочно дарованные или созданные, а только следствие одного общего закона, обусловливающего развитие всех органических существ, именно размножения, изменения, переживания наиболее сильных и гибели слабых".

Типы поведенияИнстинктивное поведение Реймарус (XVIII в): все акты поведения, которые предшествуют индивидуальному опыту и исполняются животными одинаковым образом,

Слайд 7Г. Э. Циглер (1914).

Инстинктивное поведение наследственно обусловлено и является характерным

свойством определенного вида или расы.

Оно не требует предварительного научения.

Оно выполняется

по существу одинаково у всех нормальных индивидуумов вида или расы.

Инстинктивное поведение соответствует анатомическому строению животного, т. е. находится в связи с нормальным функционированием его органов.

Оно приспособлено к естественным условиям жизни вида и находится в связи с регулярными естественными изменениями условий жизни, например, с временами года.

Типы поведения

Инстинктивное поведение

Г. Э. Циглер (1914). Инстинктивное поведение наследственно обусловлено и является характерным свойством определенного вида или расы.Оно не требует

Слайд 8Типы поведения
И.П. Павлов отождествлял с инстинктами сложные безусловные рефлексы, в силу:
невозможности

провести резкую границу между инстинктом и рефлексами;
высокой сложности рефлексов наравне

с инстинктами, поскольку рефлексы, как и инстинкты, образуют "многоэтажные" цепи, захватывающие весь организм, причем конец одного рефлекса возбуждает начало другого;
того, что отдельные звенья сложной цепи рефлексов, так же как и инстинкт, зависят от гуморального состояния организма и от взаимодействия друг с другом.

Инстинктивное поведение

Этологи находят такие отличия в проявлениях инстинктов и рефлексов как определенная спонтанность инстинктов (независимостью от средовых влияний), сложность, многоступенчатость

Типы поведенияИ.П. Павлов отождествлял с инстинктами сложные безусловные рефлексы, в силу:невозможности провести резкую границу между инстинктом и рефлексами;высокой

Слайд 9 

Инстинктивное поведение
Типы поведения
Ранние исследователи инстинктивного поведения к проблеме инстинкта

относились статически , то есть как к факту существования инстинкта

в противовес существованию выученного, приобретенного в процессе индивидуального развития поведения. Проблема ставилась таким образом : “ Чем отличается врожденное поведение от приобретенного поведения? Является ли данный тип поведения врожденным или это поведение приобретено в процессе жизни?”

В последние десятилетия к проблеме инстинктивного поведения стали относится динамически , то есть как к проблеме формирования поведения. Вопрос ставится таким образом: “Каковы закономерности взаимодействия врожденного компонента поведения и условий внешней среды ?”

Современные исследователи считают , что у высших животных и человека инстинктивное поведение и научение не существуют в поведении сами по себе , а переплетаются в единый поведенческий акт

 Инстинктивное поведение Типы поведенияРанние исследователи инстинктивного поведения к проблеме инстинкта относились статически , то есть как к

Слайд 10Типы поведения
Поведение, основанное на научении
Торп: научение – это появление адаптивных

изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта
? Насколько стойкими должны

быть изменения поведения, чтобы считать их обучением?

Возможно, разные критерии для позвоночных и беспозвоночных животных

? Всегда ли научение адаптивно ?

Результаты научения проявляются в повторяющихся ситуациях

Научение направлено на адаптацию, однако на практике не все изменения в поведении в результате приобретения опыта являются адаптивными, научение - попытка адаптации

Типы поведенияПоведение, основанное на наученииТорп: научение – это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта?

Слайд 11Типы поведения
Рассудочная деятельность
Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их

способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей

среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность - это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации.

обеспечивающие те виды поведения животных и человека, в основе которых лежит не условно-рефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними.

Когнтивные (познавательные) процессы

Типы поведенияРассудочная деятельностьНаиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы

Слайд 12Система (мысленных) представлений о событиях и связях между ними -
Типы поведения
 по И.С.

Бериташвили: психонервные образы, или психонервные представления
по Л.А. Фирсову (1972; 1993) - образная

память

 по Толмену: когнитивные карты (в широком смысле понятия)
В узком смысле когнитиные карты – это система представлений о пространственном расположении объектов внешней среды

Пример двух когнитивных карт, взаимодействующих между собой

Система (мысленных) представлений о событиях и связях между ними -Типы поведения по И.С. Бериташвили: психонервные образы, или психонервные представленияпо Л.А. Фирсову

Слайд 13
"экстренное появление ответа в отсутствии готового решения" (Лурия);

"познавательное выделение объективных условий,

существенных для действия" (Рубинштейн);

"обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие

существенно нового" (Брушлинский)

"наличие и выполнение промежуточных целей" (Леонтьев).

Типы поведения

Критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:


Слайд 14Инстинктивное поведение

Инстинктивное поведение

Слайд 15Структура поведенческого акта
У. Крэйг выделил в инстинктивном поведении
аппетентную и консумматорную

части.
Это последовательные реакции особи, проявление которых зависит от опыта животных.

В аппетентной («начальной», «поисковой) фазе инстинктивные движения у животных различны , вариабельны, их проявление во многом определяется состоянием внешней среды. Аппетентое поведение подготавливает “выплёскивание” консумматорной (заключительной) части

Завершающая часть, стереотипна, не зависит от влияний окружающей среды

Структура поведенческого актаУ. Крэйг выделил в инстинктивном поведенииаппетентную и консумматорную части.Это последовательные реакции особи, проявление которых зависит

Слайд 16К. Лоренц выделил в поведенческом акте поисковую (гибкую) фазу, которая

оканчивается обнаружением соответствующего ключевого стимула, «включающем» комплекс фиксированных действий. Инстинктивное

поведение, по Лоренцу – это КФД.

В поведении животных в естественной среде КФД чаще не завершает изолированный поведенческий акт, но ведет к началу нового.

1. С удлинением дня, весной, солнечные лучи активизируют половые железы канарейки, стимулируя выделение первичных гормонов: андрогена у самца и эстрогена у самки. Это лишь первое звено в длинной цепи событий, которые в конце концов приведут к откладыванию яиц и выкармливанию молоди.

Пример: стимулы, управляющие размножением канарейки (по Н.Тинбергену, 1978):

Структура поведенческого акта

К. Лоренц выделил в поведенческом акте поисковую (гибкую) фазу, которая оканчивается обнаружением соответствующего ключевого стимула, «включающем» комплекс

Слайд 17Структура поведенческого акта (пример)
2. Выделение андрогена оказывает заметное влияние на

поведение самца: он начинает ухаживания, выражающиеся в пении и демонстрировании

привлекающих
внимание поз, что дополнительно стимулирует выделение эстрогена у его избранницы.

З. В результате продолжающейся стимуляции со стороны самца самка начинает собирать материал, который она потом использует при сооружении гнезда.
Почти в это же время крошечные яйца, которые развиваются в ее яичнике, начинают быстро увеличиваться. На этой стадии они достигают размеров зернышка.

Структура поведенческого акта (пример)2. Выделение андрогена оказывает заметное влияние на поведение самца: он начинает ухаживания, выражающиеся в

Слайд 18Структура поведенческого акта (пример)
4. Под действием эстрогена и вторичных гормонов

на брюшке самки начинают
выпадать перья и постепенно образуется наседное пятно.

Оголенный участок чувствительной кожи приходит в непосредственное соприкосновение с гнездом, что служит для самки не менее сильным стимулом, чем присутствие самца.

5. Незадолго до окончания постройки гнезда самка готова к спариванию. Под влиянием присутствия самца и собственных гормонов
она выражает свою готовность, птицы спариваются несколько раз, прежде чем будет отложено первое яйцо. Затем активность самца угасает и спаривание прекращается — приходит время насиживания.

Структура поведенческого акта (пример)4. Под действием эстрогена и вторичных гормонов на брюшке самки начинаютвыпадать перья и постепенно

Слайд 196. Из-за расширения подкожных кровеносных сосудов наседное пятно становится ярко-красным,

особенно во время откладывания яиц. Действие эстрогена и вторичных гормонов

приводит к значительному увеличению яйцевода. Гнездо в это время служит основным стимулом для самки.

Структура поведенческого акта (пример)

7. Завершающая стадия постройки гнезда наступает, когда самка, реагируя на возросшую чувствительность наседного пятна, начинает выстилать гнездо мягкими перьями. Примерно в это же время совместное воздействие ощущений от гнезда и многочисленных гормонов, циркулирующих в крови самки, приводит к созреванию яиц.

6. Из-за расширения подкожных кровеносных сосудов наседное пятно становится ярко-красным, особенно во время откладывания яиц. Действие эстрогена

Слайд 20Структура поведенческого акта (пример)
8. Самка начинает откладывать по одному яйцу

в день и продолжает кладку
несколько дней. Стимул, получаемый от соприкосновения

наседного пятна с гнездом, побуждает самку выполнять почти все насиживание. Другие семейные заботы, например охрана гнезда, ложатся на самца.
Структура поведенческого акта (пример)8. Самка начинает откладывать по одному яйцу в день и продолжает кладкунесколько дней. Стимул,

Слайд 21Ключевые стимулы –
это врожденные раздражители, запускающие фиксированный комплекс действий
Пятна- «глаза»

- признак хищника. Используется «обманщиками» для того, чтобы напугать охотника

и успеть скрыться.

Красное пятно на груди зарянки – сигнал для самки «Здоров, готов к размножению», для самца-конкурента – «Я сильный противник»

Ключевые стимулы –это врожденные раздражители, запускающие фиксированный комплекс действийПятна- «глаза» - признак хищника. Используется «обманщиками» для того,

Слайд 22Ключевые стимулы
Согласно модели К. Лоренца, обычно, т. е. в

отсутствие крайнего обострения потребности, эндогенная активность центров инстинктивных действий заторможена,

или блокирована. Адекватные стимулы снимают эту блокировку, действуя наподобие ключа, который открывает замок. Поэтому такие стимулы и получили название ключевых. Другое название их – релизеры («освобождающие» – инстинктивные действия).

Ночная цапля, или кваква Nycticorax, приближаясь к своему гнезду, наклоняет головку и показывает три стоящих торчком перышка: птенцы узнают мать по этому признаку (по Н.Тинбергену).

Ключевые стимулы Согласно модели К. Лоренца, обычно, т. е. в отсутствие крайнего обострения потребности, эндогенная активность центров

Слайд 23Сверхстимулы –
это стимулы, вызывающие более сильную реакцию, чем естественные

Сверхстимулы –это стимулы, вызывающие более сильную реакцию, чем естественные

Слайд 24Исследования ключевых стимулов предполагают использование моделей, имитирующих различные признаки естественного

объекта, иногда усиленные
Выявление ключевых стимулов, по которым рыжие лесные муравьи

распознают топических конкурентов – хищных жужелиц
Исследования ключевых стимулов предполагают использование моделей, имитирующих различные признаки естественного объекта, иногда усиленныеВыявление ключевых стимулов, по которым

Слайд 25Исследования ключевых стимулов
Схемы, показывающие воздействие цвета клюва чайки на птенцов.

Длина горизонтальных полос пропорциональна интенсивности реакции.
влияние цвета пятна на

кончике клюва (клюв окрашен одинаково

влияние цвета клюва; красный клюв представляет собой более действенный раздражитель, чем желтый, т. е., чем клюв естественной окраски

Изображение птичьей головы, вырезанное из картона. Опыты Н. Тинбергена и Берендса

Исследования ключевых стимуловСхемы, показывающие воздействие цвета клюва чайки на птенцов. Длина горизонтальных полос пропорциональна интенсивности реакции. влияние

Слайд 26Примеры фиксированных комплексов действий

Примеры фиксированных комплексов действий

Слайд 27

Последовательность стереотипных двигательных паттернов в брачном поведении селезня
Примеры фиксированных

комплексов действий

Последовательность стереотипных двигательных паттернов в брачном поведении селезня Примеры фиксированных комплексов действий

Слайд 28Ритуальные движения краба, меченосца, полевого воробья, лошади (по К.Э. Фабри,

2001)
Примеры фиксированных комплексов действий

Ритуальные движения краба, меченосца, полевого воробья, лошади (по К.Э. Фабри, 2001)Примеры фиксированных комплексов действий

Слайд 29Психогидравлическая теория инстинкта, предложенная К.Лоренцем
Факты:

Наблюдаются «холостые» действия инстинкта, то есть

проявление КФД в отсутствие внешних раздражителей, если данный тип поведения

(половое, агрессивное, др.) слишком долго не реализовалось.

2)После длительного воздействия стимула и продолжения поведения наблюдается«самоистощение» КФД, то есть ситуацию, при которой фиксированные действия больше не проявляются, несмотря на продолжающееся воздействие стимулов.

К. Лоренц предположил: существует специфическая энергия действия, то есть относящаяся относится только к данному типу активности, не связанная ни с какими другими типами поведения.

Психогидравлическая теория инстинкта, предложенная К.ЛоренцемФакты:Наблюдаются «холостые» действия инстинкта, то есть проявление КФД в отсутствие внешних раздражителей, если

Слайд 30Психогидравлическая теория инстинкта, предложенная К.Лоренцем
К – «кран» (по нему поступает

спейифическая энергия действия),
Р – «резервуар» (здесь она накапливается), Кл

– «клапан» (открываясь, выпускает энергию – и возникает поведение),
Пр – «пружина»,
Л – «лоток» (поведение),
ЧВ - чашка весов (на ней находится стимул).

Поведение тем легче возникает и тем интенсивнее, чем 1) больше накопилось энергии; 2) больший стимул предъявляется

Психогидравлическая теория инстинкта, предложенная К.ЛоренцемК – «кран» (по нему поступает спейифическая энергия действия), Р – «резервуар» (здесь

Слайд 31Иерархическая теория инстинкта, предложенная Н. Тинбергеном
Факты:

Между различными стереотипными двигательными реакциями

существует ряд закономерных отношений.
В некоторых ситуациях группы инстинктивных движений появляются

совместно. Они характеризуют определенное внутреннее состояние животного и имеют общие флуктуации порога поведенческой реакции. Повышение порога реакции А поднимает порог реакции В (и наоборот), а это свидетельствует о том, что обе они зависят от общего функционального "центра".

Н. Тинберген выдвинул ипотезу об иерархии центров, управляющих отдельными поведенческими реакциями. Согласно Тинбергену, инстинкт представляет собой завершенную иерархическую организацию поведенческих актов, реагирующую на определенный раздражитель четко координированным комплексом действий. Понятие «центр» у Тинбергена является главным образом функциональным и не может быть полностью отождествлено с анатомическим понятием нервного центра.

Иерархическая теория инстинкта, предложенная Н. ТинбергеномФакты:Между различными стереотипными двигательными реакциями существует ряд закономерных отношений.В некоторых ситуациях группы

Слайд 32Конфликт мотиваций
Как особый случай проявления взаимодействия «центров» можно рассматривать так

называемое конфликтное поведение, когда у животного наблюдается одновременно несколько тенденций

к различным (часто противоположным) типам поведения.

Позы серых гусей, соответствующие разным мотивационным состояниям

Конфликт мотивацийКак особый случай проявления взаимодействия «центров» можно рассматривать так называемое конфликтное поведение, когда у животного наблюдается

Слайд 33Конфликт мотиваций
Выполнение иного действия, чем предполагает мотивация
Смещение специфической активности
«Высвобождение» третьего

действия, пока две более сильных мотивации уравновешивают друг друга
Сочетаются

движения, соответствующие обеим конфликтующим мотивациям

Реакция смещается на иной объект

Конфликт мотивацийВыполнение иного действия, чем предполагает мотивацияСмещение специфической активности«Высвобождение» третьего действия, пока две более сильных мотивации уравновешивают

Слайд 34ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ
«Ложная щенность» у таксы

ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ«Ложная щенность» у таксы

Слайд 35Поведение, основанное на научении

Поведение, основанное на научении

Слайд 36
Чему Умный Ганс
научил ученых?
…то или иное действие ни в

коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической

функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале

Правило экономии или канон Ллойда-Моргана:

Чему Умный Ганснаучил ученых?…то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления

Слайд 37Clever
Ant
Clever Hans
Существуют ли гениальные животные?
Чему можно научить животных

и чему они учатся сами?

CleverAntClever Hans Существуют ли гениальные животные? Чему можно научить животных и чему они учатся сами?

Слайд 38Исследования научения – от инфузории до шимпанзе

Исследования научения – от инфузории до шимпанзе

Слайд 39Классификация типов обучения по Торпу (1963)

Неассоциативное научение:
привыкание и сенсибилизация (сенситизация)
(2)

Ассоциативное обучение
(3) Классические условные рефлексы
(4) Оперантное (или инструментальное) научение
(5) Научение

путем проб и ошибок
(6) Выбор по образцу
(7) Установка на обучение
(8)Латентное обучение
(9) Инсайт
(10)Имитация
(11)Игра
(12) Импринтинг (запечатление)

Классификация типов обучения по Торпу (1963)Неассоциативное научение:привыкание и сенсибилизация (сенситизация)(2) Ассоциативное обучение(3) Классические условные рефлексы(4) Оперантное (или

Слайд 40Новая классификация типов обучения

Ассоциативное научение
Классические (Павловские) условные рефлексы

(S-R: стимул-реакция)
Оперантное (Скиннеровские) условные рефлексы
(S-R-S)
(2) Извлечение правил
Классификация
Абстрагирование
Экстраполяция
Понимание закономерностей
Установка на обучение
Способность к количественным оценкам
(3) Латентное обучение
(4) Социальное обучение
(5) Наведенное обучение
Предрасположенность к формированию определенных ассоциаций
Импринтинг
(6) Обучение из каталога (S-P: стимул - паттерн)


Новая классификация типов обученияАссоциативное научениеКлассические (Павловские) условные рефлексы

Слайд 41Привыкание
ослабление (исчезновение) первичной ориентировочной реакции на повторяющийся стимул, если он

безразличен для организма
Сенситизация (сенсибилизация)
увеличение реакции при суммации значимых для организма

стимулов или параллельном воздействии слишком сильного или угрожающего стимула

Реакция восстанавливается не только при изменении параметров стимула, но и при смене окружающей обстановки. «Возможно, в этой обстановке стимул значим»

Неассоциативное (простое) обучение

Привыканиеослабление (исчезновение) первичной ориентировочной реакции на повторяющийся стимул, если он безразличен для организмаСенситизация (сенсибилизация)увеличение реакции при суммации

Слайд 42Ориентировочная реакция на новый стимул в определенной обстановке

Механизм привыкания
Угасание ориентировочной

реакции при повторении стимула, если он незначим
Восстановление реакции при изменении

параметров стимула

Восстановление реакции при изменении параметров обстановки

Не формируется, если стимул значим сам по себе или имеет сигнальное значение

Ориентировочная реакция на новый стимул в определенной обстановкеМеханизм привыканияУгасание ориентировочной реакции при повторении стимула, если он незначимВосстановление

Слайд 43Механизмы сенситизации
Стимул
Дополнительный стимул































Усиленная реакция на стимул
Усиление общей активации































(1)
Стимул
Стимул
Стимул….
(2)
Суммация возбуждения
Усиленная реакция

на стимул
«суммационный
рефлекс» -
не предполагает
Формирования временной связи между раздражителями

Механизмы сенситизацииСтимулДополнительный стимулУсиленная реакция на стимулУсиление общей активации(1)СтимулСтимулСтимул….(2)Суммация возбужденияУсиленная реакция на стимул«суммационныйрефлекс» -не предполагаетФормирования временной связи между

Слайд 44Ассоциативное обучение
предполагает образование временной связи
получение подкрепления, положительного или отрицательного,

связывается по времени с новым раздражителем или с новой собственной

реакцией
Ассоциативное обучение предполагает образование временной связиполучение подкрепления, положительного или отрицательного, связывается по времени с новым раздражителем или

Слайд 45В.Л. Дуров, “ученый-
самоучка”, 1864-1934

Дуров против Павлова?
И.П. Павлов, 1849-1936
Нобелевский лауреат
1904

г.

В.Л. Дуров, “ученый-самоучка”, 1864-1934 Дуров против Павлова?И.П. Павлов, 1849-1936Нобелевский лауреат1904 г.

Слайд 46Явление одно: ассоциативное
обучение
Методы разные:
- формирование условных рефлексов
(ответов)
- формирование

желаемых реакций на основе
“свободного” поведения

Явление одно: ассоциативноеобучение Методы разные: - формирование условных рефлексов(ответов)- формирование желаемых реакций на основе “свободного” поведения

Слайд 47Для ассоциативного научения необходим процесс дискриминации
(различения)

Для ассоциативного научения необходим процесс дискриминации(различения)

Слайд 48Иллюстрация П. Рябко к книге
“Animal Intelligence”
С развитием когнитивной этологии

павловские эксперименты
стали сюжетами триллеров для собак

Иллюстрация П. Рябко к книге “Animal Intelligence”С развитием когнитивной этологии павловские экспериментыстали сюжетами триллеров для собак

Слайд 49Схема экспериментальной установки Павлова по формированию условных рефлексов

Схема экспериментальной установки Павлова по формированию условных рефлексов

Слайд 50Фрагменты экспериментальной установки, которую использовал в И.П. Павлов

Фрагменты экспериментальной установки, которую использовал в И.П. Павлов

Слайд 51Классический условный рефлекс (до формирования)
безусловный стимул
реакция
нейтральный стимул
нет реакции
Классический условный рефлекс

(после формирования)
Классический условный рефлекс (формирование)
безусловный стимул сочетается с ранее нейтральным

стимулом

реакция

Нейтральный стимул становится условным и вызывает реакцию

безусловный стимул

реакция

Схема формирования условного рефлекса

Классический условный рефлекс (до формирования)безусловный стимулреакциянейтральный стимулнет реакцииКлассический условный рефлекс (после формирования)Классический условный рефлекс (формирование)безусловный стимул сочетается

Слайд 52«Собака Павлова»

«Собака Павлова»

Слайд 54Эксперименты Э. Торндайка

Научение методом проб и ошибок

«Проблемный ящик» (животному
нужно

выбраться из ящика, снаружи
его ожидает подкрепление)
«Кривая научения» (число ошибок

снижается с числом попыток решить задачу)
Эксперименты Э. ТорндайкаНаучение методом проб и ошибок«Проблемный ящик» (животному нужно выбраться из ящика, снаружи его ожидает подкрепление)«Кривая

Слайд 55Закон эффекта (Э. Торндайк):

для реакции, за которой следует состояние вознаграждения

или удовольствия, вероятность повторения возрастает, для реакции, вызывающей вредное или

неприятное последствие, вероятность повторения ослабевает

Thorndike , 1898 “Animal Intelligence:
An Experimental Study of the
Associative Processes in Animals”

Закон эффекта (Э. Торндайк):для реакции, за которой следует состояние вознаграждения или удовольствия, вероятность повторения возрастает, для реакции,

Слайд 56Оперантное поведение спонтанно, оно не является реакцией на
действие стимула.

Оперантное обучение формируется
собственными последствиями. Ключевые слова: вознаграждение
и режим вознаграждения.
Эксперименты

Б. Скиннера
(1904-1990)


Оперантное поведение спонтанно, оно не является реакцией на действие стимула. Оперантное обучение формируется собственными последствиями. Ключевые слова:

Слайд 57Оперантное обучение

Оперантное обучение

Слайд 58Скиннеровский ящик
рычаг
дозатор пищи
сигнальная лампочка
кнопка подачи пищи
громкоговоритель
электроды
генератор электрического удара

Скиннеровский ящикрычагдозатор пищисигнальная лампочкакнопка подачи пищигромкоговорительэлектродыгенератор электрического удара

Слайд 59Животному в «ящике Скиннера» необходимо было выполнить действия, чтобы получить

вознаграждение
В отличие от экспериментов И.П. Павлова, животное – активно действует
Это

очень интересное явление. Каждый раз, когда я давлю на эту кнопку, вон тот аспирант что-то пишет в своем блокноте!
Животному в «ящике Скиннера» необходимо было выполнить действия, чтобы получить вознаграждениеВ отличие от экспериментов И.П. Павлова, животное

Слайд 60Примеры скиннеровских ящиков

Примеры скиннеровских ящиков

Слайд 61Проект Скиннера “Голубиная бомба”

Проект Скиннера “Голубиная бомба”

Слайд 62Формирование поведения по Скиннеру –
последовательное подкрепление действий животных или человека,

ведущее к нужной цели

Формирование поведения по Скиннеру –последовательное подкрепление действий животных или человека, ведущее к нужной цели

Слайд 63Общие свойства ассоциативного обучения
Генерализация

Распространение реакции на круг сходных объектов

2. Дифференциация

Свойство,

обратное генерализации: если подкрепляется строго определенный раздражитель, формируется реакция именно

на него

3.Угасание

Реакция угасает, если прекращается подкрепление
Общие свойства ассоциативного обученияГенерализацияРаспространение реакции на круг сходных объектов2. ДифференциацияСвойство, обратное генерализации: если подкрепляется строго определенный раздражитель,

Слайд 64Джон Уотсон (John Broadus Watson)
1878-1958

Формирование реакции страха у младенца
Пример

генерализации
До формирования реакции
После генерализации реакции малыш боится даже бороды Санта-Клауса

Джон Уотсон (John Broadus Watson)1878-1958 Формирование реакции страха у младенцаПример генерализацииДо формирования реакцииПосле генерализации реакции малыш боится

Слайд 65Джон Уотсон, «отец» бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы

страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался

возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть. В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве.

Формирование реакции страха у младенца

Джон Уотсон, «отец» бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон,

Слайд 66Механизмы классического
и оперантного обусловливания,
возможно, сходны.

С другой стороны, есть различия:

согласно нейрофизиологичеким данным, ведущей в процессах формирования классических условных рефлексов

является ацетилхолинергическая система, оперантного обучения – ДОФАминергическая, т.е. система подкрепления

Обусловливание служит основой для сложных форм обучения,
требующих вовлечения когнитивных ресурсов

Механизмы классическогои оперантного обусловливания, возможно, сходны.С другой стороны, есть различия: согласно нейрофизиологичеким данным, ведущей в процессах формирования

Слайд 67КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ

КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ

Слайд 68Эдвард Толмен
(1886 – 1959)
Purposive behavior in
animals and men (1932)
Small

(1900/1901) "An Experimental Study of the Mental Processes of the

Rat"

Когнитивный подход

Эдвард Толмен(1886 – 1959)Purposive behavior in animals and men (1932)Small (1900/1901)

Слайд 69Латентное научение – это научение, которое происходит путем образования ассоциации

между индифферентными раздражителями или ситуациями в отсутствие явного подкрепления.
Первые

эксперименты на латентное научение были проведены Блоджетом (1929г). 3 группы крыс пробегали через лабиринт, имеющий 6 коридоров . Одна группа была контрольной, а две другие – экспериментальные.
I - контрольная группа. Эти животные осуществляли пробег по лабиринту традиционным образом. Эксперимент проводился один раз в день, в конце опыта крысы находили в кормушке пищу.
Группы II и III были экспериментальными. Животных II группы (не кормили в лабиринте в течение первых шести дней, они получали пищу в своих клетках через 2 ч после опыта. На 7-й день (отмечено маленьким крестом) крысы впервые находили пищу в конце лабиринта и продолжали находить ее там и в последующие дни.
С животными III группы поступали подобным образом, с той только разницей, что они впервые находили пищу в конце лабиринта на 3-й день и продолжали находить ее в последующие дни.

Латентное научение – это научение, которое происходит путем образования ассоциации между индифферентными раздражителями или ситуациями в отсутствие

Слайд 70Наблюдалось, что экспериментальные группы, пока не находили пищу, по-видимому, не

научались (их кривая ошибок не снижалась). Но в дни, непосредственно

следующие за первым подкреплением, их кривая ошибок поразительно снижалась. Обнаружилось, что в течение неподкрепляемых проб животные научились значительно более того, чем они проявляли до этого. Это научение, которое не проявляется до тех пор, пока не вводится пища, Блоджет назвал "латентным научением".

Схема лабиринта (Блоджет, 1929)

Кривые научения для трех групп крыс

Наблюдалось, что экспериментальные группы, пока не находили пищу, по-видимому, не научались (их кривая ошибок не снижалась). Но

Слайд 71Способности к абстрагированию
Абстрагирование –
Есть врожденные предпочтения в выборе основных

признаков для к
классификации
выделение значимого признака, объединяющего группу объектов
Категоризация, классификация


отнесение объектов к одной группе на основании какого-либо признака, на основе способности к абстрагированию

Способности к абстрагированиюАбстрагирование – Есть врожденные предпочтения в выборе основных признаков для кклассификации выделение значимого признака, объединяющего

Слайд 72Лаборатория Мазохина-Поршнякова (МГУ)
Абстрагирование и категоризация у пчел и ос
RULE

EXTRACTION
(понимание
закономерностей)

Лаборатория Мазохина-Поршнякова (МГУ)Абстрагирование и категоризация у пчел и ос RULE EXTRACTION(понимание закономерностей)

Слайд 73СПОСОБНОСТь К ЭКСТРАПОЛЯЦИИ (ОДНО ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ) -
возможность по куску траектории

объекта предсказать его дальнейшее движение при исчезновении из поля зрения

СПОСОБНОСТь К ЭКСТРАПОЛЯЦИИ (ОДНО ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ) -возможность по куску траектории объекта предсказать его дальнейшее движение при исчезновении

Слайд 74Learning set formation
(Harlow, 1949) WGTA
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ОБУЧЕНИЕ
Установки на научение

обычно требуют способности устанавливать различия между двумя объектами. Под один

из них прячут пищу, и задача животного состоит в том, чтобы выбрать объект, скрывающий приманку. Этому заданию легко научаются животные многих видов. Как только животное научается выполнять первое задание, ему предлагают следующее, затем еще; можно

научить устанавливать сотни различий. Многие животные при последовательных заданиях на различение действуют все лучше и лучше: они "научаются учиться" или "демонстрируют установку на научение". Другие научаются устанавливать последнее из различий столь же медленно, как и в начале опытов. Крысы, белки и тупайи демонстрируют весьма слабую динамику, даже решив сотни задач, тогда как шимпанзе, гориллы и макаки-резусы показывают быстрое улучшение результатовтов. Остальные приматы и хищники занимают промежуточное положение.

Learning set formation(Harlow, 1949) WGTAФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ОБУЧЕНИЕУстановки на научение обычно требуют способности устанавливать различия между двумя

Слайд 75Matching-to-sample (MTS)
Выбор по образцу

Matching-to-sample (MTS)Выбор по образцу

Слайд 76Выбор по образцу
Эксперименты
Надежды Ладыгиной-Котс
(1889 -1963)

Выбор по образцуЭксперименты Надежды Ладыгиной-Котс(1889 -1963)

Слайд 77Gestalt perception,
Max Wertheimer. 1912
Уровень понимания
задачи
Epstein et al. 1984 «Insight»

in the pigeon: Antecedents and
determinants of an intelligent
performance.

Nature
Gestalt perception,Max Wertheimer. 1912 Уровень пониманиязадачиEpstein et al. 1984 «Insight» in the pigeon: Antecedents and determinants of

Слайд 78Уровень понимания
задачи

Уровень пониманиязадачи

Слайд 79Методика: трубка-ловушка

Методика: трубка-ловушка

Слайд 80НУМЕРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

НУМЕРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

Слайд 81Способности животных к оценке числа объектов
сравнение групп: больше-меньше
точная оценка числа

объектов

Способности животных к оценке числа объектовсравнение групп: больше-меньшеточная оценка числа объектов

Слайд 82Способности животных к оценке числа объектов

Способности животных к оценке числа объектов

Слайд 83Кто считает лучше?

Кто считает лучше?

Слайд 84Установка для исследования способности к счету у муравьев

Установка для исследования способности к счету у муравьев

Слайд 88Способности к счету

Способности к счету

Слайд 89Способности животных к оценке числа объектов
Экспериментальные установки для изучения нумерической

компетентности у разных видов животных

Способности животных к оценке числа объектовЭкспериментальные установки для изучения нумерической компетентности у разных видов животных

Слайд 90Способности животных к оценке числа объектов
Экспериментальная установка для изучения нумерической

компетентности у грызунов

Способности животных к оценке числа объектовЭкспериментальная установка для изучения нумерической компетентности у грызунов

Слайд 91ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМИ ОРУДИЙ ТРУДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМИ ОРУДИЙ ТРУДА

Слайд 92ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМИ ОРУДИЙ ТРУДА
позволяет исследовать когнитивные способности животныхт

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМИ ОРУДИЙ ТРУДАпозволяет исследовать когнитивные способности животныхт

Слайд 93ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ

Слайд 94ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Знание о себе
Животные, имевшие опыт наблюдения

себя и окружающей обтановки в зеркале (человекообразные обезьяны, попугаи –

серые жако – способны пользоваться зеркалом, чтобы удалять краску с невидимых без зеркала частей тела, для поиска предметов
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХЗнание о себеЖивотные, имевшие опыт наблюдения себя и окружающей обтановки в зеркале (человекообразные

Слайд 95ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Знание о себе

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХЗнание о себе

Слайд 96ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Социальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХСоциальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»

Слайд 97Социальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Сойки,

имевшие собственный опыт воровства у других, перепрятывают еду из тайника,

спрятанную на виду у сородичей, после их удаления. Не имевшие такого опыта – не перепрятывают.
Социальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХСойки, имевшие собственный опыт воровства у других, перепрятывают

Слайд 98ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Социальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»
Способность

обманывать – инстинкт или понимание?

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХСоциальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»Способность обманывать – инстинкт или понимание?

Слайд 99Формирование поведения в онтогенезе

Формирование поведения в онтогенезе

Слайд 100Из жизни австралийских большеногов: самец строит инкубатор; птенец, вылупляясь, сам

выкапывается и растет сам, ни разу не видя своих родителей


Родительский вклад в развитие потомства и «стратегии роста» резко различаются у разных видов животных

Из жизни австралийских большеногов: самец строит инкубатор; птенец, вылупляясь, сам выкапывается и растет сам, ни разу не

Слайд 101Птенцы так называемых «гнездовых птиц» появляются на свет совершенно беспомощными

и требуют длительного родительского ухода
Возрастание родительской заботы

Птенцы так называемых «гнездовых птиц» появляются на свет совершенно беспомощными и требуют длительного родительского уходаВозрастание родительской заботы

Слайд 102Опыты У. Дилгера (1962) на попугаях-неразлчниках
Переносят одну полоску в клюве
Переносят

несколько полосок под перьями
Первый год – не справляются с задачей,

поскольку ищут компромисный поиск переноски

В дальнейшем научаются переносить в клюве

Скрещивал два вида, различающихся по манере переноски материала для гнезда (в лаборатории это были полоски газет), наблюдал за развитием гнездостроительного поведения у гибридов

Противоречивые «врожденные указания» препятствуют быстрому обучению гибридов

Опыты У. Дилгера (1962) на попугаях-неразлчникахПереносят одну полоску в клювеПереносят несколько полосок под перьямиПервый год – не

Слайд 103Влияние раннего опыта на развитие поведения
Каспар Гаузер
Влияние раннего опыта на

развитие поведения у животных чаще всего выясняется в депривационных экспериментах

(от слова «лишение», когда животное выращивается в обедненной среде (лишенной какого-либо компонента»
Влияние раннего опыта на развитие поведенияКаспар ГаузерВлияние раннего опыта на развитие поведения у животных чаще всего выясняется

Слайд 104Материнская и социальная депривация у детенышей макак-резусов
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ

Материнская и социальная депривация у детенышей макак-резусовЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ

Слайд 105Отлученным от матери детенышам обезьян предлагали «искусственных матерей» - из

проволоки, с бутылкой с молоком, и плюшевую, но «не кормящую».


ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ

Отлученным от матери детенышам обезьян предлагали «искусственных матерей» - из проволоки, с бутылкой с молоком, и плюшевую,

Слайд 106Все детеныши выбирали «мягкую» мать, изредка отправляясь попить молока и

быстро возвращаясь обратно.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ

Все детеныши выбирали «мягкую» мать, изредка отправляясь попить молока и быстро возвращаясь обратно.ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ

Слайд 107ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Детеныши переставали играть, исследовать новые предметы. В присутствии

проволочной матери они сидели в углу комнаты в защитной позе.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУДетеныши переставали играть, исследовать новые предметы. В присутствии проволочной матери они сидели в углу комнаты

Слайд 108ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
В присутствии плюшевой матери в игровой комнате они

забирались на нее и не исследовали комнату.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУВ присутствии плюшевой матери в игровой комнате они забирались на нее и не исследовали комнату.

Слайд 109В дальнейшем поведение этих детенышей оказывалось сильно измененным. При возвращении

в группу они сидели в одиночестве, не проявляли исследовательской активности,

не общались, совершали стереотипные раскачивающиеся движения.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ

В дальнейшем поведение этих детенышей оказывалось сильно измененным. При возвращении в группу они сидели в одиночестве, не

Слайд 110ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Вырастая, обезьяны с опытом депривации не контактировали с

другими, не спаривались. Когда от нескольких самок удалось получить потомство,

они не проявляли материнского поведения, бросали детенышей, могли жевать их конечности.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУВырастая, обезьяны с опытом депривации не контактировали с другими, не спаривались. Когда от нескольких самок

Слайд 111ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
В других экспериментах Г. Харлоу использоал крайнюю двигательную

депривацию, помещая животных в очень тесные клетки, что приводило к

еще большим нарушениям поведения.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУВ других экспериментах Г. Харлоу использоал крайнюю двигательную депривацию, помещая животных в очень тесные клетки,

Слайд 112ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Использование обогащенной среды, напротив, усиливает

разнообразие поведенческих моделей, эффективность решения проблемных ситуаций.

ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯИспользование обогащенной среды, напротив, усиливает разнообразие поведенческих моделей, эффективность решения проблемных ситуаций.

Слайд 113Как воспитать
вундеркинда?




ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА
НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Генно-средовое взаимодействие:

положительное: действие

среды направлено «в ту же сторону», что и действие генов;
отрицательное


воздействия генов и среды разнонаправлены

Как воспитать вундеркинда?ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯГенно-средовое взаимодействие:положительное: действие среды направлено «в ту же сторону», что

Слайд 114ИМПРИНТИНГ
Импринтинг – это механизм, в соответствии с которым впечатление или

образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в

мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу. 
ИМПРИНТИНГИмпринтинг – это механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития,

Слайд 115Гесс (1959), Готлиб (1961)
Характеристики импринтинга:

Импринтинг приурочен к критическому (чувствительному) периоду
2.

Обучение почти “мгновенное”
3. Импринтинг необратим (обучение не угасает)
4. Отрицательные воздействия

не мешают “впечатыванию” – скорее, наоборот
5. Существует «смутный врожденный образ» биологически значимого объекта – если предложить выбор между искусственным и естественным, запечатлен будет «настоящий» объект

ИМПРИНТИНГ

Гесс (1959), Готлиб (1961)Характеристики импринтинга:Импринтинг приурочен к критическому (чувствительному) периоду2. Обучение почти “мгновенное”3. Импринтинг необратим (обучение не

Слайд 116“дуду”
ВИДЫ ИМПРИНТИНГА
Сексуальный (запечатлевается не конкретная особь, но образ потенциального партнера

собственного вида; оканчивается до полового созревания
Родительский (родители запечатлевают детей
Детский (дети

запечатлевают родителей)
“дуду”ВИДЫ ИМПРИНТИНГАСексуальный (запечатлевается не конкретная особь, но образ потенциального партнера собственного вида; оканчивается до полового созреванияРодительский (родители

Слайд 117“впечатывание” запаха у
лососей
ИМПРИНТИНГ

“впечатывание” запаха улососейИМПРИНТИНГ

Слайд 118ИМПРИНТИНГ

ИМПРИНТИНГ

Слайд 119Импринтинг ярко выражен у зрело-рождающихся млекопитающих
и выводковых птиц
ИМПРИНТИНГ

Импринтинг ярко выражен у зрело-рождающихся млекопитающих и выводковых птицИМПРИНТИНГ

Слайд 120ИМПРИНТИНГ

ИМПРИНТИНГ

Слайд 121ИМПРИНТИНГ

ИМПРИНТИНГ

Слайд 122г. Шеньчжень
ИМПРИНТИНГ

г. ШеньчженьИМПРИНТИНГ

Слайд 123ИМПРИНТИНГ

ИМПРИНТИНГ

Слайд 124“Импринтированные на человека” животные включают его в
свою социальную среду
“Берегись кролика!”
ИМПРИНТИНГ

“Импринтированные на человека” животные включают его всвою социальную среду“Берегись кролика!”ИМПРИНТИНГ

Слайд 125«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Guided learning (Gould, Marler, 1987)
это врожденная склонность
формировать одни ассоциации
быстрее,

легче, чем другие.
У сойки, съевшей ядовитую бабочку-данаиду, мгновенно формируется

связь между обликом бабочки и неприятными ощущениями
«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»Guided learning (Gould, Marler, 1987)это врожденная склонностьформировать одни ассоциациибыстрее, легче, чем другие. У сойки, съевшей ядовитую

Слайд 126«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Легко обучить дельфина прыгать, а енота-полоскуна – полоскать белье

– эти реакции есть в их видоспецифическом поведенческом репертуаре.

«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»Легко обучить дельфина прыгать, а енота-полоскуна – полоскать белье – эти реакции есть в их видоспецифическом

Слайд 127«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Почему собаку легче научить подавать переднюю лапу, чем заднюю?

«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»Почему собаку легче научить подавать переднюю лапу, чем заднюю?

Слайд 128Мильтрихт – массирование молочной железы матери – врожденный паттерн поведения
«НАВЕДЕННОЕ

ОБУЧЕНИЕ»

Мильтрихт – массирование молочной железы матери – врожденный паттерн поведения«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Слайд 129«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Необходимо отметить, что данная форма поведения широко распространена среди

млекопитающих

«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»Необходимо отметить, что данная форма поведения широко распространена среди млекопитающих

Слайд 130СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Три источника “знаний” для животных:
1. Врожденные программы поведения
2. Индивидуальный

опыт
3. Социальный опыт (социальное обучение)


СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕТри источника “знаний” для животных:1. Врожденные программы поведения2. Индивидуальный опыт3. Социальный опыт (социальное обучение)

Слайд 131Различные аспекты социального обучения
 Социальное: обучение у других

 с другими
 о других

 Обучение:  разные формы
 экспериментальные
подходы

Распространение инноваций и
“культура”

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Различные аспекты социального обучения  Социальное: обучение у других

Слайд 132Подходы, методы, термины
Самая сложная форма-
“Истинная имитация”

возможна ли
истинная

имитация
у животных?

возможно ли
“учительство” у
животных?

From: T. Zentall, Ch.Akins
«Imitation

in Animals: Evidence,
Function and Mechanisms»

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Подходы, методы, терминыСамая сложная форма- “Истинная имитация”возможна ли истинная имитация у животных?возможно ли “учительство” у животных?From: T.

Слайд 133 «Apes

badly ape».
Торндайк (1911), Обезьяны плохо обезьянничают
Обезьянничают ли обезьяны? Обезьянничают

ли крысы?
Обезьянничают ли муравьи?

«Истинная имитация» :

Наблюдатель понимает цель демонстратора и понимает, что
этой цели можно достичь лишь копируя действия
демонстратора ( Call, Tomasello, 1995).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

«Apes badly ape». Торндайк (1911), Обезьяны плохо обезьянничаютОбезьянничают

Слайд 134Истинное подражание у обезьян, воспитанных людьми

«rotten» («воняет»)

«sorry» («извиняюсь»)

Использование жестового языка-посредника основано на
способности приматов к подражанию

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Истинное подражание у обезьян, воспитанных людьми «rotten» («воняет»)

Слайд 135СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Слайд 139Имитация и “передразнивание”
Подражатель (“зритель”) должен уметь
“транспонировать” движения “актера”
Meltzoff (1998)

человек обладает врожденной
склонностью к подражанию

Имитация и “передразнивание”Подражатель (“зритель”) должен уметь “транспонировать” движения “актера”Meltzoff (1998) человек обладает врожденнойсклонностью к подражанию

Слайд 140“Дикие дети” и эксперименты с перекрестным воспитанием
Amala and Kamala
Наш вид

-
чемпион подражания
(способность к смене
поведенческого
репертуара)

“Дикие дети” и эксперименты с перекрестным воспитаниемAmala and Kamala	Наш вид -чемпион подражания(способность к сменеповеденческогорепертуара)

Слайд 141По Фрейду (1933), имитация – часть процесса
самоидентификации, в том числе,

идентификации
половой принадлежности

Животные “задаются” более простыми вопросами:

 что, когда и

где добыть поесть?
 кого бояться?
 с кем драться?
По Фрейду (1933), имитация – часть процессасамоидентификации, в том числе, идентификацииполовой принадлежности Животные “задаются” более простыми вопросами:

Слайд 142Экспериментальные методы
Исследования социального обучения
«два способа – один результат» ,

с помощью
«искусственного фрукта».
Эксперименты Губера
Huber et al (2001)
с

кеа:
Два демонстратора
обучены разным
способам открывания
«фрукта».
Экспериментальные методы Исследования социального обучения«два способа – один результат» , с помощью «искусственного фрукта». Эксперименты ГубераHuber et

Слайд 143 Формы социального обучения

(1) Contagion – заразительное

поведение
(2) Social facilitation – социальное облегчение
в присутствии сородичей реакции проявляются
с

большей легкостью
(3) Stimulus enhancement – расширение стимулирования
более вероятный и сходным образом выраженный
ответ на тот же стимул
(4) observational conditioning – образование
условных связей, основанное на подражании
(5) emulation – подражание
действия в том же направлении, цель достигается
различными способами
(6) Imitation – имитация (обучение технике исполнения)
Формы социального обучения (1) Contagion – заразительное поведение(2) Social facilitation – социальное облегчениев присутствии

Слайд 144Простые формы социального обучения широко
распространены
Заразительное
поведение

Простые формы социального обучения широко распространеныЗаразительноеповедение

Слайд 145Экологические аспекты социального
обучения
Крысы обучаются избегать
и пробовать новую пищу у
сородичей

Экологические аспекты социального обученияКрысы обучаются избегатьи пробовать новую пищу усородичей

Слайд 146Формирование пищевых предпочтений у
млекопитающих: генетическая
предрасположенность,
молоко и экскременты матери,


запах ее пищи,
подражание

Формирование пищевых предпочтений у млекопитающих: генетическая предрасположенность,молоко и экскременты матери, запах ее пищи,подражание

Слайд 147Крыса – “спящая красавица”


(Galef et al.,1985).

Если крыса обнаруживает запах

незнакомой пищи на мордочке
другой крысы, то соглашается
ее пробовать.

Если на хвосте –
не соглашается.

Нужно быть уверенным,
что демонстратор ел
новую пищу

Крыса – “спящая красавица” (Galef et al.,1985).Если крыса обнаруживает запах незнакомой пищи на мордочке другой крысы, то

Слайд 148Обучение есть незнакомую пищу
(social facilitation + stimulus enhancement)


Sherwin et al., 2002
Чем больше
энтузиазма
у демонстратора, тем
больше вероятность,
что

зрители будут
подражать

Демонстратор клюет
синие зерна

Обучение есть незнакомую пищу (social facilitation + stimulus enhancement)  Sherwin et al., 2002Чем больше энтузиазмау демонстратора,

Слайд 149Подражание (emulation)

Подражание (emulation)

Слайд 150Роль иерархического положения и мотивации
(1)Подражают
высокоранговой
особи
(2) Лакомство доставать
не хотят
Мотивация:

мышь
(поиздеваться) вместо
еды
Vančatova (1984)

Роль иерархического положения и мотивации (1)Подражают высокоранговойособи(2) Лакомство доставатьне хотятМотивация: мышь(поиздеваться) вместоедыVančatova (1984)

Слайд 151В лаборатории экспериментаторы сами готовят “новаторов”. Как инновации распространяются
в природе?


Возможна ли культура у животных?

Инноватор – тот, кто изобретает новый

способ поведения
Конформист – тот, кто действует привычным способом


В лаборатории экспериментаторы сами готовят “новаторов”. Как инновации распространяютсяв природе? Возможна ли культура у животных?Инноватор – тот,

Слайд 152Примеры: сбор камней и
раскалывание орехов;
доставание воды из дупла
(“губка” наколота

на палку)
Культурные традиции у шимпанзе (Nature, 1999)

Примеры: сбор камней ираскалывание орехов;доставание воды из дупла (“губка” наколота на палку)Культурные традиции у шимпанзе (Nature, 1999)

Слайд 154The cultural variation in tool technology and social
customs in

chimpanzees across Africa
(Goodall, McGrew, Whiten, Boesch, Nishida and others).



Из многих сотен
наблюдений только
два случая
“учительства”.
Основной механизм
передачи культурных
традиций –
эмуляция.

The cultural variation in tool technology and social customs in chimpanzees across Africa (Goodall, McGrew, Whiten, Boesch,

Слайд 155Обучают ли родители своих детей?
(птенцы скопы в изоляции тоже ныряют

за рыбой)

Обучают ли родители своих детей?(птенцы скопы в изоляции тоже ныряют за рыбой)

Слайд 157У сурикат “хелперы” обучают детенышей охоте на скорпионов

У сурикат “хелперы” обучают детенышей охоте на скорпионов

Слайд 159Group-specific trait of washing sweet potatoes in


Japanese monkeys (Imanishi, 1950).
The habit spread to

others within a decade from one
juvenile innovator. Again, by emulation.
Group-specific trait of washing sweet potatoes in      Japanese monkeys (Imanishi, 1950). The

Слайд 160Разные обычаи у японских макак

Разные обычаи у японских макак

Слайд 161Бывший классический пример “культурных традиций” (Fisher, Hind, 1949).
Позднее оказалось, что

основную роль
играет социальное облегчение
( Sherry, Galef, 1990).

Бывший классический пример “культурных традиций” (Fisher, Hind, 1949).Позднее оказалось, что основную рольиграет социальное облегчение( Sherry, Galef, 1990).

Слайд 162Сообщества животных

Сообщества  животных

Слайд 163Классификации сообществ
Анонимные (эквипотенциальные)
Индивидуализированные
Открытые
Закрытые
Территориальные
Не приуроченные к определенной территории
Одиночный образ жизни
Эусоциальность
Парасоциальность
Квазисоциальность
Семисоциальность

Классификации сообществАнонимные (эквипотенциальные) ИндивидуализированныеОткрытыеЗакрытыеТерриториальныеНе приуроченные к определенной территорииОдиночный образ жизниЭусоциальностьПарасоциальностьКвазисоциальностьСемисоциальность

Слайд 164Эусоциальные сообщества
Вместе живут особи не менее чем двух последовательных поколений
Между

членами группы существует кооперация
Имеется репродуктивная дифференциация

Эусоциальные сообществаВместе живут особи не менее чем двух последовательных поколенийМежду членами группы существует кооперацияИмеется репродуктивная дифференциация

Слайд 165Экологические корреляты
социальных систем

Гибкость структуры сообщества в
зависимости от условий

(сезон,
местоообитание, плотность популяции)
Райские птицы: полигамные и
моногамные виды. Определяющий


фактор: тип питания
Экологические корреляты социальных системГибкость структуры сообщества в зависимости от условий (сезон, местоообитание, плотность популяции)Райские птицы: полигамные и

Слайд 166Иерархические отношения в сообществах

Типы иерархии:
линейная
параллельная
абсолютное доминирование
иерархия группировок
Т.д.

Иерархические отношения в сообществахТипы иерархии: линейная параллельнаяабсолютное доминирование иерархия группировокТ.д.

Слайд 167Разделение ролей в сообществах

Разделение ролей в сообществах

Слайд 168Эволюционно стабильные стратегии

Эволюционно стабильные стратегии

Слайд 169Теория отбора родичей

Родственный альтруизм

… и инфантицид

Теория отбора родичейРодственный альтруизм … и инфантицид

Слайд 170Реципрокный альтруизм
Дружба
Чувство справедливости

Реципрокный альтруизмДружбаЧувство справедливости

Слайд 171Макивеализм
Обман без
участия «сознания»
… и понимание намерений других

МакивеализмОбман без участия «сознания»… и понимание намерений других

Слайд 172Чем орудийная деятельность отличается от
конструктивной?


Конструктивная деятельность – манипулирование предметами

и изготовление сооружений (гнезда,
плотины…). Орудийная – использование предметов для

достижения (долговременной) цели, воздействие предметами

Чем орудийная деятельность отличается от конструктивной?Конструктивная деятельность – манипулирование предметами и изготовление сооружений (гнезда, плотины…). Орудийная –

Слайд 173Конструктивная деятельность может
быть сложнее орудийной

Конструктивная деятельность может быть сложнее орудийной

Слайд 174“сшивание” гнезд,
украшение беседок-
конструктивная
деятельность
Шалашник использует для украшения
беседки орудие - “кисточку”

“сшивание” гнезд,украшение беседок-конструктивнаядеятельностьШалашник использует для украшениябеседки орудие - “кисточку”

Слайд 175Tool use – использование орудий
Tool manufacture – изготовление орудий
Горилла использует

палку, чтобы измерить глубину

Tool use – использование орудийTool manufacture – изготовление орудийГорилла использует палку, чтобы измерить глубину

Слайд 176Орангутан ловит рыбу “копьем”

Орангутан ловит рыбу “копьем”

Слайд 177Капуцины выбирают камень, чтобы
расколоть орех

Капуцины выбирают камень, чтобырасколоть орех

Слайд 178Преобразование предметов – отщепление, редукция,
комбинирование

Преобразование предметов – отщепление, редукция, комбинирование

Слайд 179Орагутаны используют листья как зонтики

Орагутаны используют листья как зонтики

Слайд 180Распространение орудийной деятельности в мире
животных
В эксперименте грызуны дегу достают

приманку с помощью
“грабель”

Распространение орудийной деятельности в мире животныхВ эксперименте грызуны дегу достают приманку с помощью“грабель”

Слайд 183Каланы используют “молот и наковальню”

Каланы используют “молот и наковальню”

Слайд 184Дельфины используют губки,
чтобы защитить свой рострум
(как “перчатку”)

Дельфины используют губки,чтобы защитить свой рострум(как “перчатку”)

Слайд 186Когнитивные аспекты орудийной деятельности

Когнитивные аспекты орудийной деятельности

Слайд 189Дарвиновы вьюрки
“трубка с
ловушкой”

Дарвиновы вьюрки“трубка словушкой”

Слайд 190
Врожденные элементы орудийной

деятельности

Врожденные элементы орудийной деятельности

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика