Слайд 1ЭЛЕКТРОННЫЙ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЗООПСИХОЛОГИЯ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Слайд 2Зоопсихология
наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и
развитии, фило- и онтогенезе.
Сравнительная психология
1) синоним зоопсихологии
2) наука,
изучающая сравнительные аспекты поведения животных разных видов и человека, эволюционные истоки человеческой психики наука о психической деятельности животных, её проявлениях, происхождении и развитии в видовом и индивидуальном аспектах.
Слайд 3Этология
.
Н. Тинберген в статье «Задачи и методы этологии» (1963) сформулировал
4 основных вопроса, на которые призваны ответить исследования в области
этологии.
1. Каковы причины совершения животным того или иного поведенческого акта?
2. Как происходит становление поведенческого акта в процессе индивидуального развития особи?
3. В чем значение этого поведенческого акта для выживания особи?
4. Как проходило эволюционное становление этого поведенческого акта?
наука, изучающая поведение животных в естественных условиях; уделяет преимущественное внимание анализу генетически обусловленных ( наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, а также проблемам эволюции поведения. Термин "этология" был введен в биологию в 1859 г. И. Жоффруа Сент Илером
Слайд 4Этология человека
Антропология –
изучает эволюционную историю человека во времени и в
пространстве: процессы антропогенеза, этногенеза, развитие рас, изменчивость морфологических, биохимических, иммунологических
и других особенностей человека
Психология –
наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения психические структуры и процессы, с целью объяснить поведения человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов
изучает прежде всего внешние проявления поведения; биологические эволюционные и культурные аспекты становления поведения человека на разных этапах онтогенеза и в различном социальном контексте
Основной инструмент – сравнительный анализ поведенческих моделей
Основные методы - наблюдение за поведением (составление этограмм и т.д.), этологические эксперимента
Слайд 5Типы поведения
Понятие "инстинкт" появилось в трудах философов еще в III
в. до нашей эры. Древние философы давали этому понятию следующее
определение: инстинкт - это бессознательное, внутреннее побуждение, целесообразность которого обусловлена божеством (от латинского instinktus - побуждение).
Инстинктивное поведение
Под инстинктами понимают поведенческие стратегии в ответ на возникновение в организме какой – либо биологической потребности: голода, жажды, потребности во сне, в обладании территорией, половой потребности, познавательной потребности, которая имеется у высших млекопитающих, др. Инстинкт, кроме того, отождествляют с понятием “драйв”, что значит влечение, страсть.
Современные
представления
В большей степени, в психологии
Под инстинктами понимают конкретные,
строго фиксированные
действия (движения),
одинаковые в одинаковых ситуациях у
всех представителей
данного вида
В этологии
Слайд 6Типы поведения
Инстинктивное поведение
Реймарус (XVIII в): все акты поведения, которые предшествуют
индивидуальному опыту и исполняются животными одинаковым образом, должны быть рассматриваемы
как инстинкты.
Ч. Дарвин: "Такой акт, который может быть выполнен нами лишь после некоторого опыта или одинаково многими особями без знания с их стороны цели, с которой он производится, обыкновенно называют инстинктом". ..."(Инстинкты) не нарочно дарованные или созданные, а только следствие одного общего закона, обусловливающего развитие всех органических существ, именно размножения, изменения, переживания наиболее сильных и гибели слабых".
Слайд 7Г. Э. Циглер (1914).
Инстинктивное поведение наследственно обусловлено и является характерным
свойством определенного вида или расы.
Оно не требует предварительного научения.
Оно выполняется
по существу одинаково у всех нормальных индивидуумов вида или расы.
Инстинктивное поведение соответствует анатомическому строению животного, т. е. находится в связи с нормальным функционированием его органов.
Оно приспособлено к естественным условиям жизни вида и находится в связи с регулярными естественными изменениями условий жизни, например, с временами года.
Типы поведения
Инстинктивное поведение
Слайд 8Типы поведения
И.П. Павлов отождествлял с инстинктами сложные безусловные рефлексы, в силу:
невозможности
провести резкую границу между инстинктом и рефлексами;
высокой сложности рефлексов наравне
с инстинктами, поскольку рефлексы, как и инстинкты, образуют "многоэтажные" цепи, захватывающие весь организм, причем конец одного рефлекса возбуждает начало другого;
того, что отдельные звенья сложной цепи рефлексов, так же как и инстинкт, зависят от гуморального состояния организма и от взаимодействия друг с другом.
Инстинктивное поведение
Этологи находят такие отличия в проявлениях инстинктов и рефлексов как определенная спонтанность инстинктов (независимостью от средовых влияний), сложность, многоступенчатость
Слайд 9
Инстинктивное поведение
Типы поведения
Ранние исследователи инстинктивного поведения к проблеме инстинкта
относились статически , то есть как к факту существования инстинкта
в противовес существованию выученного, приобретенного в процессе индивидуального развития поведения. Проблема ставилась таким образом : “ Чем отличается врожденное поведение от приобретенного поведения? Является ли данный тип поведения врожденным или это поведение приобретено в процессе жизни?”
В последние десятилетия к проблеме инстинктивного поведения стали относится динамически , то есть как к проблеме формирования поведения. Вопрос ставится таким образом: “Каковы закономерности взаимодействия врожденного компонента поведения и условий внешней среды ?”
Современные исследователи считают , что у высших животных и человека инстинктивное поведение и научение не существуют в поведении сами по себе , а переплетаются в единый поведенческий акт
Слайд 10Типы поведения
Поведение, основанное на научении
Торп: научение – это появление адаптивных
изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта
? Насколько стойкими должны
быть изменения поведения, чтобы считать их обучением?
Возможно, разные критерии для позвоночных и беспозвоночных животных
? Всегда ли научение адаптивно ?
Результаты научения проявляются в повторяющихся ситуациях
Научение направлено на адаптацию, однако на практике не все изменения в поведении в результате приобретения опыта являются адаптивными, научение - попытка адаптации
Слайд 11Типы поведения
Рассудочная деятельность
Наиболее характерное свойство рассудочной деятельности животных - их
способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей
среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.
По определению Л.В. Крушинского, рассудочная деятельность - это выполнение животным адаптивного поведенческого акта в экстренно сложившейся ситуации.
обеспечивающие те виды поведения животных и человека, в основе которых лежит не условно-рефлекторный ответ на воздействие внешних стимулов, а формирование внутренних (мысленных) представлений о событиях и связях между ними.
Когнтивные (познавательные) процессы
Слайд 12Система (мысленных) представлений о событиях и связях между ними -
Типы поведения
по И.С.
Бериташвили: психонервные образы, или психонервные представления
по Л.А. Фирсову (1972; 1993) - образная
память
по Толмену: когнитивные карты (в широком смысле понятия)
В узком смысле когнитиные карты – это система представлений о пространственном расположении объектов внешней среды
Пример двух когнитивных карт, взаимодействующих между собой
Слайд 13
"экстренное появление ответа в отсутствии готового решения" (Лурия);
"познавательное выделение объективных условий,
существенных для действия" (Рубинштейн);
"обобщенный, опосредованный характер отражения действительности; отыскание и открытие
существенно нового" (Брушлинский)
"наличие и выполнение промежуточных целей" (Леонтьев).
Типы поведения
Критериями наличия у животных зачатков мышления могут быть следующие признаки:
Слайд 15Структура поведенческого акта
У. Крэйг выделил в инстинктивном поведении
аппетентную и консумматорную
части.
Это последовательные реакции особи, проявление которых зависит от опыта животных.
В аппетентной («начальной», «поисковой) фазе инстинктивные движения у животных различны , вариабельны, их проявление во многом определяется состоянием внешней среды. Аппетентое поведение подготавливает “выплёскивание” консумматорной (заключительной) части
Завершающая часть, стереотипна, не зависит от влияний окружающей среды
Слайд 16К. Лоренц выделил в поведенческом акте поисковую (гибкую) фазу, которая
оканчивается обнаружением соответствующего ключевого стимула, «включающем» комплекс фиксированных действий. Инстинктивное
поведение, по Лоренцу – это КФД.
В поведении животных в естественной среде КФД чаще не завершает изолированный поведенческий акт, но ведет к началу нового.
1. С удлинением дня, весной, солнечные лучи активизируют половые железы канарейки, стимулируя выделение первичных гормонов: андрогена у самца и эстрогена у самки. Это лишь первое звено в длинной цепи событий, которые в конце концов приведут к откладыванию яиц и выкармливанию молоди.
Пример: стимулы, управляющие размножением канарейки (по Н.Тинбергену, 1978):
Структура поведенческого акта
Слайд 17Структура поведенческого акта (пример)
2. Выделение андрогена оказывает заметное влияние на
поведение самца: он начинает ухаживания, выражающиеся в пении и демонстрировании
привлекающих
внимание поз, что дополнительно стимулирует выделение эстрогена у его избранницы.
З. В результате продолжающейся стимуляции со стороны самца самка начинает собирать материал, который она потом использует при сооружении гнезда.
Почти в это же время крошечные яйца, которые развиваются в ее яичнике, начинают быстро увеличиваться. На этой стадии они достигают размеров зернышка.
Слайд 18Структура поведенческого акта (пример)
4. Под действием эстрогена и вторичных гормонов
на брюшке самки начинают
выпадать перья и постепенно образуется наседное пятно.
Оголенный участок чувствительной кожи приходит в непосредственное соприкосновение с гнездом, что служит для самки не менее сильным стимулом, чем присутствие самца.
5. Незадолго до окончания постройки гнезда самка готова к спариванию. Под влиянием присутствия самца и собственных гормонов
она выражает свою готовность, птицы спариваются несколько раз, прежде чем будет отложено первое яйцо. Затем активность самца угасает и спаривание прекращается — приходит время насиживания.
Слайд 196. Из-за расширения подкожных кровеносных сосудов наседное пятно становится ярко-красным,
особенно во время откладывания яиц. Действие эстрогена и вторичных гормонов
приводит к значительному увеличению яйцевода. Гнездо в это время служит основным стимулом для самки.
Структура поведенческого акта (пример)
7. Завершающая стадия постройки гнезда наступает, когда самка, реагируя на возросшую чувствительность наседного пятна, начинает выстилать гнездо мягкими перьями. Примерно в это же время совместное воздействие ощущений от гнезда и многочисленных гормонов, циркулирующих в крови самки, приводит к созреванию яиц.
Слайд 20Структура поведенческого акта (пример)
8. Самка начинает откладывать по одному яйцу
в день и продолжает кладку
несколько дней. Стимул, получаемый от соприкосновения
наседного пятна с гнездом, побуждает самку выполнять почти все насиживание. Другие семейные заботы, например охрана гнезда, ложатся на самца.
Слайд 21Ключевые стимулы –
это врожденные раздражители, запускающие фиксированный комплекс действий
Пятна- «глаза»
- признак хищника. Используется «обманщиками» для того, чтобы напугать охотника
и успеть скрыться.
Красное пятно на груди зарянки – сигнал для самки «Здоров, готов к размножению», для самца-конкурента – «Я сильный противник»
Слайд 22Ключевые стимулы
Согласно модели К. Лоренца, обычно, т. е. в
отсутствие крайнего обострения потребности, эндогенная активность центров инстинктивных действий заторможена,
или блокирована.
Адекватные стимулы снимают эту блокировку, действуя наподобие ключа, который открывает замок. Поэтому такие стимулы и получили название ключевых. Другое название их – релизеры («освобождающие» – инстинктивные действия).
Ночная цапля, или кваква Nycticorax, приближаясь к своему гнезду, наклоняет головку и показывает три стоящих торчком перышка: птенцы узнают мать по этому признаку (по Н.Тинбергену).
Слайд 23Сверхстимулы –
это стимулы, вызывающие более сильную реакцию, чем естественные
Слайд 24Исследования ключевых стимулов предполагают использование моделей, имитирующих различные признаки естественного
объекта, иногда усиленные
Выявление ключевых стимулов, по которым рыжие лесные муравьи
распознают топических конкурентов – хищных жужелиц
Слайд 25Исследования ключевых стимулов
Схемы, показывающие воздействие цвета клюва чайки на птенцов.
Длина горизонтальных полос пропорциональна интенсивности реакции.
влияние цвета пятна на
кончике клюва (клюв окрашен одинаково
влияние цвета клюва; красный клюв представляет собой более действенный раздражитель, чем желтый, т. е., чем клюв естественной окраски
Изображение птичьей головы, вырезанное из картона. Опыты Н. Тинбергена и Берендса
Слайд 26Примеры фиксированных комплексов действий
Слайд 27
Последовательность стереотипных двигательных паттернов в брачном поведении селезня
Примеры фиксированных
комплексов действий
Слайд 28Ритуальные движения краба, меченосца, полевого воробья, лошади (по К.Э. Фабри,
2001)
Примеры фиксированных комплексов действий
Слайд 29Психогидравлическая теория инстинкта, предложенная К.Лоренцем
Факты:
Наблюдаются «холостые» действия инстинкта, то есть
проявление КФД в отсутствие внешних раздражителей, если данный тип поведения
(половое, агрессивное, др.) слишком долго не реализовалось.
2)После длительного воздействия стимула и продолжения поведения наблюдается«самоистощение» КФД, то есть ситуацию, при которой фиксированные действия больше не проявляются, несмотря на продолжающееся воздействие стимулов.
К. Лоренц предположил: существует специфическая энергия действия, то есть относящаяся относится только к данному типу активности, не связанная ни с какими другими типами поведения.
Слайд 30Психогидравлическая теория инстинкта, предложенная К.Лоренцем
К – «кран» (по нему поступает
спейифическая энергия действия),
Р – «резервуар» (здесь она накапливается), Кл
– «клапан» (открываясь, выпускает энергию – и возникает поведение),
Пр – «пружина»,
Л – «лоток» (поведение),
ЧВ - чашка весов (на ней находится стимул).
Поведение тем легче возникает и тем интенсивнее, чем 1) больше накопилось энергии; 2) больший стимул предъявляется
Слайд 31Иерархическая теория инстинкта, предложенная Н. Тинбергеном
Факты:
Между различными стереотипными двигательными реакциями
существует ряд закономерных отношений.
В некоторых ситуациях группы инстинктивных движений появляются
совместно. Они характеризуют определенное внутреннее состояние животного и имеют общие флуктуации порога поведенческой реакции. Повышение порога реакции А поднимает порог реакции В (и наоборот), а это свидетельствует о том, что обе они зависят от общего функционального "центра".
Н. Тинберген выдвинул ипотезу об иерархии центров, управляющих отдельными поведенческими реакциями. Согласно Тинбергену, инстинкт представляет собой завершенную иерархическую организацию поведенческих актов, реагирующую на определенный раздражитель четко координированным комплексом действий. Понятие «центр» у Тинбергена является главным образом функциональным и не может быть полностью отождествлено с анатомическим понятием нервного центра.
Слайд 32Конфликт мотиваций
Как особый случай проявления взаимодействия «центров» можно рассматривать так
называемое конфликтное поведение, когда у животного наблюдается одновременно несколько тенденций
к различным (часто противоположным) типам поведения.
Позы серых гусей, соответствующие разным мотивационным состояниям
Слайд 33Конфликт мотиваций
Выполнение иного действия, чем предполагает мотивация
Смещение специфической активности
«Высвобождение» третьего
действия, пока две более сильных мотивации уравновешивают друг друга
Сочетаются
движения, соответствующие обеим конфликтующим мотивациям
Реакция смещается на иной объект
Слайд 34ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ
«Ложная щенность» у таксы
Слайд 35Поведение, основанное на научении
Слайд 36
Чему Умный Ганс
научил ученых?
…то или иное действие ни в
коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-либо высшей психической
функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале
Правило экономии или канон Ллойда-Моргана:
Слайд 37Clever
Ant
Clever Hans
Существуют ли гениальные животные?
Чему можно научить животных
и чему они учатся сами?
Слайд 38Исследования научения – от инфузории до шимпанзе
Слайд 39Классификация типов обучения по Торпу (1963)
Неассоциативное научение:
привыкание и сенсибилизация (сенситизация)
(2)
Ассоциативное обучение
(3) Классические условные рефлексы
(4) Оперантное (или инструментальное) научение
(5) Научение
путем проб и ошибок
(6) Выбор по образцу
(7) Установка на обучение
(8)Латентное обучение
(9) Инсайт
(10)Имитация
(11)Игра
(12) Импринтинг (запечатление)
Слайд 40Новая классификация типов обучения
Ассоциативное научение
Классические (Павловские) условные рефлексы
(S-R: стимул-реакция)
Оперантное (Скиннеровские) условные рефлексы
(S-R-S)
(2) Извлечение правил
Классификация
Абстрагирование
Экстраполяция
Понимание закономерностей
Установка на обучение
Способность к количественным оценкам
(3) Латентное обучение
(4) Социальное обучение
(5) Наведенное обучение
Предрасположенность к формированию определенных ассоциаций
Импринтинг
(6) Обучение из каталога (S-P: стимул - паттерн)
Слайд 41Привыкание
ослабление (исчезновение) первичной ориентировочной реакции на повторяющийся стимул, если он
безразличен для организма
Сенситизация (сенсибилизация)
увеличение реакции при суммации значимых для организма
стимулов или параллельном воздействии слишком сильного или угрожающего стимула
Реакция восстанавливается не только при изменении параметров стимула, но и при смене окружающей обстановки. «Возможно, в этой обстановке стимул значим»
Неассоциативное (простое) обучение
Слайд 42Ориентировочная реакция на новый стимул в определенной обстановке
Механизм привыкания
Угасание ориентировочной
реакции при повторении стимула, если он незначим
Восстановление реакции при изменении
параметров стимула
Восстановление реакции при изменении параметров обстановки
Не формируется, если стимул значим сам по себе или имеет сигнальное значение
Слайд 43Механизмы сенситизации
Стимул
Дополнительный стимул
Усиленная реакция на стимул
Усиление общей активации
(1)
Стимул
Стимул
Стимул….
(2)
Суммация возбуждения
Усиленная реакция
на стимул
«суммационный
рефлекс» -
не предполагает
Формирования временной связи между раздражителями
Слайд 44Ассоциативное обучение
предполагает образование временной связи
получение подкрепления, положительного или отрицательного,
связывается по времени с новым раздражителем или с новой собственной
реакцией
Слайд 45В.Л. Дуров, “ученый-
самоучка”, 1864-1934
Дуров против Павлова?
И.П. Павлов, 1849-1936
Нобелевский лауреат
1904
г.
Слайд 46Явление одно: ассоциативное
обучение
Методы разные:
- формирование условных рефлексов
(ответов)
- формирование
желаемых реакций на основе
“свободного” поведения
Слайд 47Для ассоциативного научения необходим процесс дискриминации
(различения)
Слайд 48Иллюстрация П. Рябко к книге
“Animal Intelligence”
С развитием когнитивной этологии
павловские эксперименты
стали сюжетами триллеров для собак
Слайд 49Схема экспериментальной установки Павлова по формированию условных рефлексов
Слайд 50Фрагменты экспериментальной установки, которую использовал в И.П. Павлов
Слайд 51Классический условный рефлекс (до формирования)
безусловный стимул
реакция
нейтральный стимул
нет реакции
Классический условный рефлекс
(после формирования)
Классический условный рефлекс (формирование)
безусловный стимул сочетается с ранее нейтральным
стимулом
реакция
Нейтральный стимул становится условным и вызывает реакцию
безусловный стимул
реакция
Схема формирования условного рефлекса
Слайд 54Эксперименты Э. Торндайка
Научение методом проб и ошибок
«Проблемный ящик» (животному
нужно
выбраться из ящика, снаружи
его ожидает подкрепление)
«Кривая научения» (число ошибок
снижается с числом попыток решить задачу)
Слайд 55Закон эффекта (Э. Торндайк):
для реакции, за которой следует состояние вознаграждения
или удовольствия, вероятность повторения возрастает, для реакции, вызывающей вредное или
неприятное последствие, вероятность повторения ослабевает
Thorndike , 1898 “Animal Intelligence:
An Experimental Study of the
Associative Processes in Animals”
Слайд 56Оперантное поведение спонтанно, оно не является реакцией на
действие стимула.
Оперантное обучение формируется
собственными последствиями. Ключевые слова: вознаграждение
и режим вознаграждения.
Эксперименты
Б. Скиннера
(1904-1990)
Слайд 58Скиннеровский ящик
рычаг
дозатор пищи
сигнальная лампочка
кнопка подачи пищи
громкоговоритель
электроды
генератор электрического удара
Слайд 59Животному в «ящике Скиннера» необходимо было выполнить действия, чтобы получить
вознаграждение
В отличие от экспериментов И.П. Павлова, животное – активно действует
Это
очень интересное явление. Каждый раз, когда я давлю на эту кнопку, вон тот аспирант что-то пишет в своем блокноте!
Слайд 61Проект Скиннера “Голубиная бомба”
Слайд 62Формирование поведения по Скиннеру –
последовательное подкрепление действий животных или человека,
ведущее к нужной цели
Слайд 63Общие свойства ассоциативного обучения
Генерализация
Распространение реакции на круг сходных объектов
2. Дифференциация
Свойство,
обратное генерализации: если подкрепляется строго определенный раздражитель, формируется реакция именно
на него
3.Угасание
Реакция угасает, если прекращается подкрепление
Слайд 64Джон Уотсон (John Broadus Watson)
1878-1958
Формирование реакции страха у младенца
Пример
генерализации
До формирования реакции
После генерализации реакции малыш боится даже бороды Санта-Клауса
Слайд 65Джон Уотсон, «отец» бихевиористского направления в психологии, занимался исследованиями природы
страхов и фобий. Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался
возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть. В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы. Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве.
Формирование реакции страха у младенца
Слайд 66Механизмы классического
и оперантного обусловливания,
возможно, сходны.
С другой стороны, есть различия:
согласно нейрофизиологичеким данным, ведущей в процессах формирования классических условных рефлексов
является ацетилхолинергическая система, оперантного обучения – ДОФАминергическая, т.е. система подкрепления
Обусловливание служит основой для сложных форм обучения,
требующих вовлечения когнитивных ресурсов
Слайд 67КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ
Слайд 68Эдвард Толмен
(1886 – 1959)
Purposive behavior in
animals and men (1932)
Small
(1900/1901) "An Experimental Study of the Mental Processes of the
Rat"
Когнитивный подход
Слайд 69Латентное научение – это научение, которое происходит путем образования ассоциации
между индифферентными раздражителями или ситуациями в отсутствие явного подкрепления.
Первые
эксперименты на латентное научение были проведены Блоджетом (1929г). 3 группы крыс пробегали через лабиринт, имеющий 6 коридоров . Одна группа была контрольной, а две другие – экспериментальные.
I - контрольная группа. Эти животные осуществляли пробег по лабиринту традиционным образом. Эксперимент проводился один раз в день, в конце опыта крысы находили в кормушке пищу.
Группы II и III были экспериментальными. Животных II группы (не кормили в лабиринте в течение первых шести дней, они получали пищу в своих клетках через 2 ч после опыта. На 7-й день (отмечено маленьким крестом) крысы впервые находили пищу в конце лабиринта и продолжали находить ее там и в последующие дни.
С животными III группы поступали подобным образом, с той только разницей, что они впервые находили пищу в конце лабиринта на 3-й день и продолжали находить ее в последующие дни.
Слайд 70Наблюдалось, что экспериментальные группы, пока не находили пищу, по-видимому, не
научались (их кривая ошибок не снижалась). Но в дни, непосредственно
следующие за первым подкреплением, их кривая ошибок поразительно снижалась. Обнаружилось, что в течение неподкрепляемых проб животные научились значительно более того, чем они проявляли до этого. Это научение, которое не проявляется до тех пор, пока не вводится пища, Блоджет назвал "латентным научением".
Схема лабиринта (Блоджет, 1929)
Кривые научения для трех групп крыс
Слайд 71Способности к абстрагированию
Абстрагирование –
Есть врожденные предпочтения в выборе основных
признаков для к
классификации
выделение значимого признака, объединяющего группу объектов
Категоризация, классификация
–
отнесение объектов к одной группе на основании какого-либо признака, на основе способности к абстрагированию
Слайд 72Лаборатория Мазохина-Поршнякова (МГУ)
Абстрагирование и категоризация у пчел и ос
RULE
EXTRACTION
(понимание
закономерностей)
Слайд 73СПОСОБНОСТь К ЭКСТРАПОЛЯЦИИ (ОДНО ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ) -
возможность по куску траектории
объекта предсказать его дальнейшее движение при исчезновении из поля зрения
Слайд 74Learning set formation
(Harlow, 1949) WGTA
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА ОБУЧЕНИЕ
Установки на научение
обычно требуют способности устанавливать различия между двумя объектами. Под один
из них прячут пищу, и задача животного состоит в том, чтобы выбрать объект, скрывающий приманку. Этому заданию легко научаются животные многих видов. Как только животное научается выполнять первое задание, ему предлагают следующее, затем еще; можно
научить устанавливать сотни различий. Многие животные при последовательных заданиях на различение действуют все лучше и лучше: они "научаются учиться" или "демонстрируют установку на научение". Другие научаются устанавливать последнее из различий столь же медленно, как и в начале опытов. Крысы, белки и тупайи демонстрируют весьма слабую динамику, даже решив сотни задач, тогда как шимпанзе, гориллы и макаки-резусы показывают быстрое улучшение результатовтов. Остальные приматы и хищники занимают промежуточное положение.
Слайд 75Matching-to-sample (MTS)
Выбор по образцу
Слайд 76Выбор по образцу
Эксперименты
Надежды Ладыгиной-Котс
(1889 -1963)
Слайд 77Gestalt perception,
Max Wertheimer. 1912
Уровень понимания
задачи
Epstein et al. 1984 «Insight»
in the pigeon: Antecedents and
determinants of an intelligent
performance.
Nature
Слайд 80НУМЕРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЖИВОТНЫХ
Слайд 81Способности животных к оценке числа объектов
сравнение групп: больше-меньше
точная оценка числа
объектов
Слайд 82Способности животных к оценке числа объектов
Слайд 84Установка для исследования способности к счету у муравьев
Слайд 89Способности животных к оценке числа объектов
Экспериментальные установки для изучения нумерической
компетентности у разных видов животных
Слайд 90Способности животных к оценке числа объектов
Экспериментальная установка для изучения нумерической
компетентности у грызунов
Слайд 91ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМИ ОРУДИЙ ТРУДА
Слайд 92ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМИ ОРУДИЙ ТРУДА
позволяет исследовать когнитивные способности животныхт
Слайд 93ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫХ
Слайд 94ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Знание о себе
Животные, имевшие опыт наблюдения
себя и окружающей обтановки в зеркале (человекообразные обезьяны, попугаи –
серые жако – способны пользоваться зеркалом, чтобы удалять краску с невидимых без зеркала частей тела, для поиска предметов
Слайд 95ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Знание о себе
Слайд 96ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Социальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»
Слайд 97Социальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Сойки,
имевшие собственный опыт воровства у других, перепрятывают еду из тайника,
спрятанную на виду у сородичей, после их удаления. Не имевшие такого опыта – не перепрятывают.
Слайд 98ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАЧАТКОВ СОЗНАНИЯ У ЖИВОТНЫХ
Социальная компетентность, «осведомленность об осведомленности других»
Способность
обманывать – инстинкт или понимание?
Слайд 99Формирование поведения в онтогенезе
Слайд 100Из жизни австралийских большеногов: самец строит инкубатор; птенец, вылупляясь, сам
выкапывается и растет сам, ни разу не видя своих родителей
Родительский вклад в развитие потомства и «стратегии роста» резко различаются у разных видов животных
Слайд 101Птенцы так называемых «гнездовых птиц» появляются на свет совершенно беспомощными
и требуют длительного родительского ухода
Возрастание родительской заботы
Слайд 102Опыты У. Дилгера (1962) на попугаях-неразлчниках
Переносят одну полоску в клюве
Переносят
несколько полосок под перьями
Первый год – не справляются с задачей,
поскольку ищут компромисный поиск переноски
В дальнейшем научаются переносить в клюве
Скрещивал два вида, различающихся по манере переноски материала для гнезда (в лаборатории это были полоски газет), наблюдал за развитием гнездостроительного поведения у гибридов
Противоречивые «врожденные указания» препятствуют быстрому обучению гибридов
Слайд 103Влияние раннего опыта на развитие поведения
Каспар Гаузер
Влияние раннего опыта на
развитие поведения у животных чаще всего выясняется в депривационных экспериментах
(от слова «лишение», когда животное выращивается в обедненной среде (лишенной какого-либо компонента»
Слайд 104Материнская и социальная депривация у детенышей макак-резусов
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Слайд 105Отлученным от матери детенышам обезьян предлагали «искусственных матерей» - из
проволоки, с бутылкой с молоком, и плюшевую, но «не кормящую».
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Слайд 106Все детеныши выбирали «мягкую» мать, изредка отправляясь попить молока и
быстро возвращаясь обратно.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Слайд 107ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Детеныши переставали играть, исследовать новые предметы. В присутствии
проволочной матери они сидели в углу комнаты в защитной позе.
Слайд 108ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
В присутствии плюшевой матери в игровой комнате они
забирались на нее и не исследовали комнату.
Слайд 109В дальнейшем поведение этих детенышей оказывалось сильно измененным. При возвращении
в группу они сидели в одиночестве, не проявляли исследовательской активности,
не общались, совершали стереотипные раскачивающиеся движения.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Слайд 110ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
Вырастая, обезьяны с опытом депривации не контактировали с
другими, не спаривались. Когда от нескольких самок удалось получить потомство,
они не проявляли материнского поведения, бросали детенышей, могли жевать их конечности.
Слайд 111ЭКСПЕРИМЕНТЫ ГАРРИ ХАРЛОУ
В других экспериментах Г. Харлоу использоал крайнюю двигательную
депривацию, помещая животных в очень тесные клетки, что приводило к
еще большим нарушениям поведения.
Слайд 112ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Использование обогащенной среды, напротив, усиливает
разнообразие поведенческих моделей, эффективность решения проблемных ситуаций.
Слайд 113Как воспитать
вундеркинда?
ВЛИЯНИЕ РАННЕГО ОПЫТА
НА РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ
Генно-средовое взаимодействие:
положительное: действие
среды направлено «в ту же сторону», что и действие генов;
отрицательное
–
воздействия генов и среды разнонаправлены
Слайд 114ИМПРИНТИНГ
Импринтинг – это механизм, в соответствии с которым впечатление или
образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в
мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.
Слайд 115Гесс (1959), Готлиб (1961)
Характеристики импринтинга:
Импринтинг приурочен к критическому (чувствительному) периоду
2.
Обучение почти “мгновенное”
3. Импринтинг необратим (обучение не угасает)
4. Отрицательные воздействия
не мешают “впечатыванию” – скорее, наоборот
5. Существует «смутный врожденный образ» биологически значимого объекта – если предложить выбор между искусственным и естественным, запечатлен будет «настоящий» объект
ИМПРИНТИНГ
Слайд 116“дуду”
ВИДЫ ИМПРИНТИНГА
Сексуальный (запечатлевается не конкретная особь, но образ потенциального партнера
собственного вида; оканчивается до полового созревания
Родительский (родители запечатлевают детей
Детский (дети
запечатлевают родителей)
Слайд 117“впечатывание” запаха у
лососей
ИМПРИНТИНГ
Слайд 119Импринтинг ярко выражен у зрело-рождающихся млекопитающих
и выводковых птиц
ИМПРИНТИНГ
Слайд 124“Импринтированные на человека” животные включают его в
свою социальную среду
“Берегись кролика!”
ИМПРИНТИНГ
Слайд 125«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Guided learning (Gould, Marler, 1987)
это врожденная склонность
формировать одни ассоциации
быстрее,
легче, чем другие.
У сойки, съевшей ядовитую бабочку-данаиду, мгновенно формируется
связь между обликом бабочки и неприятными ощущениями
Слайд 126«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Легко обучить дельфина прыгать, а енота-полоскуна – полоскать белье
– эти реакции есть в их видоспецифическом поведенческом репертуаре.
Слайд 127«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Почему собаку легче научить подавать переднюю лапу, чем заднюю?
Слайд 128Мильтрихт – массирование молочной железы матери – врожденный паттерн поведения
«НАВЕДЕННОЕ
ОБУЧЕНИЕ»
Слайд 129«НАВЕДЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Необходимо отметить, что данная форма поведения широко распространена среди
млекопитающих
Слайд 130СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Три источника “знаний” для животных:
1. Врожденные программы поведения
2. Индивидуальный
опыт
3. Социальный опыт (социальное обучение)
Слайд 131Различные аспекты социального обучения
Социальное: обучение у других
с другими
о других
Обучение: разные формы
экспериментальные
подходы
Распространение инноваций и
“культура”
СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 132Подходы, методы, термины
Самая сложная форма-
“Истинная имитация”
возможна ли
истинная
имитация
у животных?
возможно ли
“учительство” у
животных?
From: T. Zentall, Ch.Akins
«Imitation
in Animals: Evidence,
Function and Mechanisms»
СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
badly ape».
Торндайк (1911), Обезьяны плохо обезьянничают
Обезьянничают ли обезьяны? Обезьянничают
ли крысы?
Обезьянничают ли муравьи?
«Истинная имитация» :
Наблюдатель понимает цель демонстратора и понимает, что
этой цели можно достичь лишь копируя действия
демонстратора ( Call, Tomasello, 1995).
СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 134Истинное подражание у обезьян, воспитанных людьми
«rotten» («воняет»)
«sorry» («извиняюсь»)
Использование жестового языка-посредника основано на
способности приматов к подражанию
СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 139Имитация и “передразнивание”
Подражатель (“зритель”) должен уметь
“транспонировать” движения “актера”
Meltzoff (1998)
человек обладает врожденной
склонностью к подражанию
Слайд 140“Дикие дети” и эксперименты с перекрестным воспитанием
Amala and Kamala
Наш вид
-
чемпион подражания
(способность к смене
поведенческого
репертуара)
Слайд 141По Фрейду (1933), имитация – часть процесса
самоидентификации, в том числе,
идентификации
половой принадлежности
Животные “задаются” более простыми вопросами:
что, когда и
где добыть поесть?
кого бояться?
с кем драться?
Слайд 142Экспериментальные методы
Исследования социального обучения
«два способа – один результат» ,
с помощью
«искусственного фрукта».
Эксперименты Губера
Huber et al (2001)
с
кеа:
Два демонстратора
обучены разным
способам открывания
«фрукта».
Слайд 143 Формы социального обучения
(1) Contagion – заразительное
поведение
(2) Social facilitation – социальное облегчение
в присутствии сородичей реакции проявляются
с
большей легкостью
(3) Stimulus enhancement – расширение стимулирования
более вероятный и сходным образом выраженный
ответ на тот же стимул
(4) observational conditioning – образование
условных связей, основанное на подражании
(5) emulation – подражание
действия в том же направлении, цель достигается
различными способами
(6) Imitation – имитация (обучение технике исполнения)
Слайд 144Простые формы социального обучения широко
распространены
Заразительное
поведение
Слайд 145Экологические аспекты социального
обучения
Крысы обучаются избегать
и пробовать новую пищу у
сородичей
Слайд 146Формирование пищевых предпочтений у
млекопитающих: генетическая
предрасположенность,
молоко и экскременты матери,
запах ее пищи,
подражание
Слайд 147Крыса – “спящая красавица”
(Galef et al.,1985).
Если крыса обнаруживает запах
незнакомой пищи на мордочке
другой крысы, то соглашается
ее пробовать.
Если на хвосте –
не соглашается.
Нужно быть уверенным,
что демонстратор ел
новую пищу
Слайд 148Обучение есть незнакомую пищу
(social facilitation + stimulus enhancement)
Sherwin et al., 2002
Чем больше
энтузиазма
у демонстратора, тем
больше вероятность,
что
зрители будут
подражать
Демонстратор клюет
синие зерна
Слайд 150Роль иерархического положения и мотивации
(1)Подражают
высокоранговой
особи
(2) Лакомство доставать
не хотят
Мотивация:
мышь
(поиздеваться) вместо
еды
Vančatova (1984)
Слайд 151В лаборатории экспериментаторы сами готовят “новаторов”. Как инновации распространяются
в природе?
Возможна ли культура у животных?
Инноватор – тот, кто изобретает новый
способ поведения
Конформист – тот, кто действует привычным способом
Слайд 152Примеры: сбор камней и
раскалывание орехов;
доставание воды из дупла
(“губка” наколота
на палку)
Культурные традиции у шимпанзе (Nature, 1999)
Слайд 154The cultural variation in tool technology and social
customs in
chimpanzees across Africa
(Goodall, McGrew, Whiten, Boesch, Nishida and others).
Из многих сотен
наблюдений только
два случая
“учительства”.
Основной механизм
передачи культурных
традиций –
эмуляция.
Слайд 155Обучают ли родители своих детей?
(птенцы скопы в изоляции тоже ныряют
за рыбой)
Слайд 157У сурикат “хелперы” обучают детенышей охоте на скорпионов
Слайд 159Group-specific trait of washing sweet potatoes in
Japanese monkeys (Imanishi, 1950).
The habit spread to
others within a decade from one
juvenile innovator. Again, by emulation.
Слайд 161Бывший классический пример “культурных традиций” (Fisher, Hind, 1949).
Позднее оказалось, что
основную роль
играет социальное облегчение
( Sherry, Galef, 1990).
Слайд 163Классификации сообществ
Анонимные (эквипотенциальные)
Индивидуализированные
Открытые
Закрытые
Территориальные
Не приуроченные к определенной территории
Одиночный образ жизни
Эусоциальность
Парасоциальность
Квазисоциальность
Семисоциальность
Слайд 164Эусоциальные сообщества
Вместе живут особи не менее чем двух последовательных поколений
Между
членами группы существует кооперация
Имеется репродуктивная дифференциация
Слайд 165Экологические корреляты
социальных систем
Гибкость структуры сообщества в
зависимости от условий
(сезон,
местоообитание, плотность популяции)
Райские птицы: полигамные и
моногамные виды. Определяющий
фактор: тип питания
Слайд 166Иерархические отношения в сообществах
Типы иерархии:
линейная
параллельная
абсолютное доминирование
иерархия группировок
Т.д.
Слайд 169Теория отбора родичей
Родственный альтруизм
… и инфантицид
Слайд 170Реципрокный альтруизм
Дружба
Чувство справедливости
Слайд 171Макивеализм
Обман без
участия «сознания»
… и понимание намерений других
Слайд 172Чем орудийная деятельность отличается от
конструктивной?
Конструктивная деятельность – манипулирование предметами
и изготовление сооружений (гнезда,
плотины…). Орудийная – использование предметов для
достижения (долговременной) цели, воздействие предметами
Слайд 173Конструктивная деятельность может
быть сложнее орудийной
Слайд 174“сшивание” гнезд,
украшение беседок-
конструктивная
деятельность
Шалашник использует для украшения
беседки орудие - “кисточку”
Слайд 175Tool use – использование орудий
Tool manufacture – изготовление орудий
Горилла использует
палку, чтобы измерить глубину
Слайд 177Капуцины выбирают камень, чтобы
расколоть орех
Слайд 178Преобразование предметов – отщепление, редукция,
комбинирование
Слайд 179Орагутаны используют листья как зонтики
Слайд 180Распространение орудийной деятельности в мире
животных
В эксперименте грызуны дегу достают
приманку с помощью
“грабель”
Слайд 183Каланы используют “молот и наковальню”
Слайд 184Дельфины используют губки,
чтобы защитить свой рострум
(как “перчатку”)
Слайд 186Когнитивные аспекты орудийной деятельности
Слайд 190
Врожденные элементы орудийной
деятельности