Слайд 1Электронный путеводитель по письмам Александра Константиновича Глазунова с Николаем Карловичем
и Анной Михаловной Метнер
(1928-1936)
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Петрозаводская
государственная консерватория имени А. К. Глазунова»
Кафедра истории музыки
Работу выполнила: студентка III курса
Попова Наталия
Слайд 2Из письма А.К. Глазунова Н.К. Метнеру от 20 сентября 1928,
Париж.
Александр Константинович писал Николаю Карловичу, что «схватил от неизвестных причин
ангину, бросившуюся на правое ухо, которое неоднократно было поражено ранее».
Автор комментариев Ирина Юрьевна Проскурина дополнила, что это заболевание «послужило основным препятствием возвращения ректора и профессора Консерватории Глазунова в Ленинград к началу учебного года».
Слайд 3Из письма А.К. Глазунова Н.К. Метнеру от 4 января 1929,
Париж.
Александр Константинович поздравляя чету Метнеров с Новом годом говорил
о предстоящих гастрольных поездках в Лиссабон и Мадрид, но был недоволен, что ему «не уделяют всей программы, а предлагают вставить произведения и других русских авторов, что делает программу несколько куцей».
В примечаниях дан список произведений композитора, исполнявшейся в тех гастролях:
Симфоническая сюита «Из Средних веков»
Торжественная увертюра
Второй фортепианный концерт
Четвертая симфония
Слайд 4Из письма А.К. Глазунова Н.К. Метнеру от 4 января 1929,
Париж.
В том же письме А.К. Глазунов говорит о проблеме восприятия
парижской и русской публикой его сочинений, так как в эмигрантской газете «Последние новости» вышла разгромная рецензия его авторского концерта от 19 января 1928 г.
В примечаниях автора комментариев И. Ю. Проскуриной можно прочитать полный текст рецензии. Приведу небольшой фрагмент: «Отдавая должное трудолюбию композитора, его художественной честности и большим техническим знаниям, приходится признать, что его искусство, как всякий эклектизм и академизм – мертво. Нельзя даже сказать, что оно поблекло, устарело: молодым и свежим оно не было никогда».
За А.К. Глазунова вступился большой круг «представителей русской колонии Парижа», в том числе и Н.К. Метнер. После этого издателю пришлось опубликовать извинения.
Слайд 5Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 21 июля
1930, Шато Савой, Франция.
В этом письме А.К. Глазунов сообщает, что
закончил Седьмой квартет, а также занимается « маленькой механической работой» проставляет метроном в балете «Раймонда». Он сообщает Н.К. Метнеру, что отправился искать место летнего проживания с семьей. Остановившись в Шато Савой композитор писал: «Почти целый день провожу на воздухе. Много прогулок, но не все доступны из-за подъёмов. Здесь имеется недурное пианино, которым пользуюсь для своей работы. Новых мыслей пока нет, должно быть сочинение квартета мня сильно утомило, и я выдохся».
Композитора беспокоили денежные проблемы: «Перспективы на будущие не ясные. Наш должник Вейсблат обещал заплатить сегодня последние 300 долларов, но я не уверен сдержит ли он своё слово».
«Речь идёт о выплате долга за концертные выступления А.К. Глазунова в Америке в сезоне 1929-1930 директором Парижского банка Вейсблатом». Из-за финансовых махинаций директора композитор потерял большую часть гонорара сообщает И.Ю.Проскурина.
Слайд 6Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 14 июля
1931, г. Сант-Клод, Франция.
Из этого письма мы узнаём, что А.К.
Глазунов с женой отправился на летнее время в г. Сант-Клод. Вот, что он писал: «Местность изумительная <…> есть хорошее пианино, которым я пользуюсь по утрам. Задуманный мною весной в Берлине виолончельный концерт почти окончил в эскизе» - писал Александр Консантинович.
Помимо своей творческой деятельности композитор, спрашивает о своих товарищах: «Как поживает Сергей Васильевич [Рахманинов]? Что произошло в консерватории после ухода Черепнина?»
Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 31 июля 1931 г., г. Сант-Клод, Франция.
В этом письме мы узнаём, что А.К. Глазунов завершил клавир Виолончельного концерта и приступает к оркестровке.
«Я люблю инструментовать медленно, хотя сейчас уже общий план мною намечен по мере составления эскиза» - писал композитор.
Слайд 7Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 24 ноября
1931 г, Париж.
«Едем в Англию, где у меня концерт
в Eastborn’e 26 ноября. Всё время с самого Амстердама, где было очень плохо, чувствовал себя неважно» – писал композитор.
В примечаниях редактором указано, что в Голландии состоялся Фестиваль музыки А.К. Глазунова. Исполняли Симфонию №4, симфоническую поэму «Весна», Скрипичный концерт.
В Англии прозвучали: Симфония №7, Второй фортепианный концерт, «Зимы» из балета «Времена года», Концертный вальс.
Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 5 декабря 1931 г, Париж.
Из письма становится известно, что поездка в Англии прошла успешно, публика встретила «тепло и радушно», также композитор смог поправить своё здоровье за время поездки. «Чувствовал себя почти здоровым и бодрым» - писал А.К. Глазунов
Слайд 8Из письма Н.К. Метнера А. К. Глазунову от 19 апреля
1932 г, Париж
Н.К. Метнер писал А.К.Глазунову: «По какому-то странному недоразумению,
а отчасти в наказание за мою нелюбовь» к чтению газет я оказываюсь последним из принесших Вам поздравление к вашему юбилею! Но поверьте же мне, что, хотя и из последних рядов, я аплодирую Вам и чествую Вас, быть может, искреннее и горячее, чем это бывает и в первых».
В 1932 году отмечалось 50-летие творческой деятельности А.К. Глазунова. Благодаря русским эмигрантами был организован большой концерт, руководил которым Л.Л. Сабанеев.
Из следующих писем становится известно об резком ухудшении здоровья Глазунова, «композитор был прикован к постели и не выходил из дома» – отмечает автор комментариев.
Слайд 9Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 11 ноября
1932 г, Париж.
«Опухоль на правой ноге ещё держится, и боли
наружные и внутренние не прекращаются. <…> Мне очень грустно, что я не мог быть на Вашем концерте и не услышал в Вашем чудном исполнении ни Романтической сонаты, ни пьес для юношества. Постараюсь раздобыть их, и разобрать сам, что в связи с упорствующей болезнью не так легко как прежде» - писал Александр Константинович Глазунов.
Несмотря на плохое самочувствие композитор не прекращал творческой деятельности.
Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 21 августа 1933, Париж.
«Увертюра записана в эскизе и постараюсь, насколько позволяет техника пальцев, поиграть ее Вам».
Из письма А. К. Глазунова Н.К. Метнеру от 14 сентября 1933, Париж.
«Всё это время думал о сонате fis-moll Шумана, и мне удалось найти два способа, чтобы в финале избежать неудачной модуляции из C-dur в Es-dur. При встрече изложу Вам свои соображения».
Слайд 10Негативное отношение А.К. Глазунова к творчеству И.Ф. Стравинского можно проследить
по кратким, но язвительным комментариям.
Из письма А. К. Глазунова Н.К.
Метнеру от 14 марта 1934, Париж.
В этом письме Глазунов сообщает, что закончил инструментовку своей новой пьесы и сообщает, что «вряд ли удастся послушать своё произведение в настоящем сезоне, ведь нам далеко до Страв[инских], у которых каждая ноты с нетерпением ожидается в исполнении и издании».
Из письма А. К. Глазунова А.М. Метнер от 27 апреля 1934, Париж.
Вот, что отвечает композитор Анне Михайловне Метнер на приглашение на концерт одной их общей знакомой: «так как я хорошо и давно знаком с ней и высоко ценю её талант, мне не удобно не прийти на её концерт, хотя она и играет Стравинского».
Слайд 11Проблемы со здоровьем не давали композитору жить полной жизнью, но
А.К. Глазунов, отличавшийся большим трудолюбием, творил наперекор всему.
Из письма А.
К. Глазунова Н.К. Метнеру от 20 апреля 1935, Париж.
«Вероятно схватил простуду в день исполнения моей «Poeme Epique» <…> Сейчас у меня тупые боли во лбу, в висках около ушей и в шее <…> Я сочиняю и играю, что как будто не неприятно ушам, но может быть звуки раздражают больное место?»
Слайд 12«В начале марта 1936 года в парижских газетах появились тревожные
сообщения о резком ухудшении здоровья Глазунова» - отметила автор комментариев
И.Ю. Проскурина.
21 марта Александр Константинович Глазунов скончался. Отпевание состоялось 24 марта в русском кафедральном соборе святого Александра Невского в Париже.
Слайд 13Из письма Н.К. и А.М. Метнер О.Н. Глазуновой от 27
марта 1936, Лондон.
В этом письме супруги Метнер выражают соболезнование жене
Глазунова Ольге Николаевне.
Н.К. Метнер писал: «На днях видел его во сне импровизирующим на фортепиано и чуть ли не в этот день узнал о его кончине. Никогда не забуду наших встреч в Париже, его неисчерпаемых и бесконечно ценных повествований из своей жизни».
Слайд 14Презентация подготовлена по письмам из издания «А.К. Глазунов. Возвращенное наследие.
Письма А.К. Глазунову. Избранные страницы переписки (1928-1936)» – СПб.: СПб
ГБУК «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства», 2013. Т.1 . С. 322 – 363.
Использованная музыка:
А.К. Глазунов, «Финские эскизы» для оркестра op.89.