Слайд 1Электрооборудование автомобилей
Урок № 15
Тема: Автоматическая коробка
переключения передач
с электронным управлением
Слайд 2Электрооборудование автомобилей
Автоматическая коробка переключения передач с электронным управлением
План
1. Общие
сведения.
2. Устройство автоматической коробки
переключения передач.
3. Устройство и работа гидротрансформатора.
4. Работа автоматической коробки
переключения передач.
5. Техническое обслуживания АКПП.
http://howcarworks.ru/вопрос/какие-бывают-типы-коробок-передач-и-чем-они-отличаются
Слайд 3Электрооборудование автомобилей
1. Общие сведения
Передача крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания
к ведущим колесам автомобиля (к движителям) осуществляется посредством трансмиссии.
Классическая трансмиссия
включает в свой состав:
сухое дисковое сцепление,
механическую коробку переключения
передач (КПП),
карданный вал,
задний ведущий мост.
Для согласования энергетических воз-
можностей ДВС с нагрузкой и скоростью движения механическая КПП современного легкового автомобиля имеет шесть ступеней переключения – четыре понижающие скорости, одну повышающую «вперед» и одну понижающую «назад».
Переключение передач с помощью механического редуктора (КПП) связано с необходимость разъединения коленвала двигателя и первичного вала КПП.
Слайд 4Электрооборудование автомобилей
1. Общие сведения
Функцию разъединения вала на время переключения скоростей
осуществляет сцепление.
Дисковое сцепление и механическая коробка переключения передач управляются
водителем, что является главным недостатком классической трансмиссионной передачи – индивидуальное управление не исключает ошибок и неточностей в действии водителя.
Так, сначала на большегрузных, а затем и на легковых автомобилях стали устанавливать автоматическую коробку переключения передач (АКПП), которая переключает скорости без непосредственного участия водителя.
Слайд 5Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передач
Обычно автоматическая коробка переключения передач (АКПП) для легковых автомобилей состоит
из:
гидротрансформатора,
планетарного редуктора со ступенчатым переключением,
фрикционных устройств с гидроприводом (тормозные ленты и муфты),
гидронасос для управляющего давления,
блок электромагнитных клапанов.
Слайд 6Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передач
Из представленной функциональной блок-схемы
АКПП следует, что входными сигналами для ЭБУ-АКП, по совокупности которых
формируется последовательность переключений в блоке электромагнитных клапанов, могут
являться следующие сигналы:
частота вращения коленвала ДВС (от ДКВ),
частота вращения вторичного (выходного)
вала АКПП или скорость движения авто-
мобиля (от КД),
положение дроссельной заслонки и
скорость ее перемещения (от ДПД),
нагрузка ДВС (от ДНД),
температура ДВС (от ДТД),
температура масла в АКПП,
положение рычага АКПП (ОТ МФП),
положение переключателя режима
(Kickdown) (ОТ ДТТ).
Слайд 7Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передач
Так как все перечисленные
сигналы управления представляют собой неэлектрические величины, то они преобразуются в
электрические с помощью соответствующих аналого-цифровых датчиков.
Если автомобиль оборудован электронными системами управления двигателем (ЭСАУ-Д) и гидравлическими тормозами (ЭСАУ-Т), то часть управляющих сигналов для АКПП поступает из этих систем.
На блок-схеме указаны также следующие
элементы:
П1…П5 - входные преобразователи не-
электрических воздействий в электрические
сигналы для МК-АКП,
Р1…Р5 – выходные реле для включения
электромагнитных клапанов АКПП,
ЗУП и ЗУН – запоминающие устройства для
хранения программ переключения и кодов
неисправностей.
Слайд 8Электрооборудование автомобилей
2. Устройство автоматической коробки переключения передач
Блок-схема и таблица со
спецификацией дополнительных компонентов
Слайд 9Электрооборудование автомобилей
3. Устройство и работа гидротрансформатора
Гидротрансформатор состоит из трех рабочих
колес:
Первое рабочее колесо соединено жестко с колен-
валом ДВС и называется насосным. Своими лопатками
насосное колесо нагнетает трансмиссионное масло
под центробежным давлением (зависящим от частоты
вращения ДВС) на лопатки второго (турбинного) коле-
са, которое приводит во вращение вторичный (выход-
ной) вал АКПП, с которым турбинное колесо связано
жестко. Третье рабочее колесо установлено на муфте
свободного хода между насосным и турбинным колеса-
ми. Это колесо называется реактором или статором.
Лопатки реактора принимают поток масла от турбинно- го колеса и изменяют направление потока таким образом, что он направляется на лопатки насосного колеса, которое снова направляет поток на турбинное колесо, но с большим крутящим моментом. Для иллюстрации принципа действия гидротрансформатора как элемента, передающего крутящий момент, можно воспользоваться примером с двумя вентиляторами.
Слайд 10Электрооборудование автомобилей
3. Устройство и работа гидротрансформатора
Таким образом, суммарный крутящий момент
на выходе гидротрансформа- тора может быть больше, чем на его
входе, и определяется частотой вращения турбинного колеса.
Если скорость движения автомобиля снижается под
воздействием увеличения нагрузки (подъем в гору), то
частота вращения турбинного колеса падает, а крутя-
щий момент увеличивается.
При увеличении скорости автомобиля (разгон на
прямом участке дороги) частота вращения турбины увеличивается, что приводит к уменьшению крутящего момента в гидротранс- форматоре, значит, тяговая сила на ведущих колесах уменьшается.
При некоторой частоте вращения выходного вала АКПП реактор начинает проворачиваться относительно муфты свободного хода и гидротрансформатор теряет свойства преобразователя крутящего момента. При этом скорости вращения первичного и вторичного валов АКПП становятся почти одинаковыми.
Слайд 11Электрооборудование автомобилей
3. Устройство и работа гидротрансформатора
Диапазон изменения крутящего момента с
помощью гидротрансформатора ограничен увеличением в 2,5 3 раза. Но
этого достаточно для обеспечения нормальной работы АКПП в одном из фиксированных положений переключате-
ля скоростей. Однако этого недостаточно
для устойчивой работы двигателя на всех
возможных режимах движения автомобиля.
Поэтому автоматическая КПП содержит в
своем составе многоступенчатую механи-
ческую коробку с переключением скоростей
при помощи электромагнитных клапанов.
Сами клапаны управляются сигналами от
электронного блока управления автомати-
ческой коробкой передач (ЭБУ-АКП).
Слайд 12Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Автоматический переключатель скоростей АКПП
– это блок электромагнитных клапанов, главная функция которого заключается в
механическом перемещении шестерен планетарного редуктора в позиции, соответствующие одной из передач АКПП. Современные АКПП легковых автомобилей имеют 3 или 4 передачи переднего хода и одну заднего. Этим обеспечиваются стандартные режимы движения автомобиля. Динамика движения и работа КПП в значительной степени определяются целью поездки и манерой вождения автомобиля, которые определяются водителем. При поездке «за город» на отдых водитель управляет автомобилем не торопливо, на повышенные передачи переключается по спидометру:
первая передача – до 20 км/час,
вторая передача – до 40 км/час,
третья передача – до 60 км/час,
четвертая передача – до 80 км/час,
пятая передача – до 100 км/час.
Слайд 13Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Такую программу движения можно
реализовать и с помощью АКПП, если алгоритм управления заранее поместить
в постоянную память ЭБУ-АКП. Тогда система «АКПП» будет действовать аналогично водителю.
Такой режим движения называется «экономичным» и закладывается в память ЭБУ-АКП как «первый».
Возможен другой случай, когда водителю необходимо срочно приехать в заданное место, а время «в обрез». Теперь водитель мало думает об осторожности и совершенно забывает об экономии топлива. Передачи включаются быстрым толчком рычага, скорость развивается предельно быстро, двигатель работает на предельно высоких оборотах.
Такой режим движения называется «спортивным» и тоже легко программируется для системы АКПП.
При составлении программ для АКПП между экономичным и спортивным режимами движения автомобиля в память записывают еще три промежуточные стандартные программы для обычного движения.
Слайд 14Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКПП
По сравнению с ручной коробкой передач,
автоматическая трансмиссия имеет следующие неоспоримые преимущества:
— увеличивает комфортность вождения
автомобиля за счет освобождения водителя от контрольных функций;
— автоматически и плавно производит переключения, согласовывая нагрузку двигателя, скорость его движения, степень нажатия на педаль газа;
— предохраняет двигатель и ходовую часть автомобиля от перегрузок;
— допускает и ручное, и автоматическое переключение скоростей.
Слайд 15Электрооборудование автомобилей
В кругу автомобилистов часто идут споры о том, что
лучше: "автомат" или "механика". До сих пор однозначного ответа на
этот вопрос не существует. Не так давно автопроизводителями был предложен промежуточный вариант - роботизированная "механика". Но по поведению она больше напоминает обыкновенный "автомат" с функцией Tiptronic.
Многие автомобилисты, особенно со стажем 30 лет и более, откровенно недолюбливают АККП. Они считают, что автоматические трансмиссии уступают механическим по следующим показателям.
Цена автомобиля. В среднем ценовом диапазоне автомобиль дорожает на 1-2 тыс. долларов. В более дорогом сегменте с «механикой» предлагают либо базовые комплектации, либо «приспортивленные» версии.
Экономичность. Оборудованные «автоматом» машины расходуют на 5-15% больше топлива в городском режиме. За городом расход топлива фактически одинаковый. Роботизированная «механика» по этому параметру находится в выигрышной позиции. Расход по городу практически такой же, как у обычной «механики».
Слайд 16Электрооборудование автомобилей
Автомобиль с АККП не может выехать из сугроба. Действительно,
с автоматической коробкой передач сложнее передвигаться по скользкому покрытию. Радует,
что на большинстве современных автомобилей стоит множество электронных вспомогательных систем, которые не дают колесам буксовать как при трогании, так и при резких маневрах. Тем более что у многих автоматов есть зимний режим. «Роботы» тоже бывают с зимним режимом, в крайнем случае можно тронуться со второй передачи.
АККП дорого обслуживать и ремонтировать. Действительно, масло в «автомате» нужно менять чаще, и вместе с ним меняется фильтр. Дело в том, что в АКПП масло не только смазывает трущиеся поверхности, но также передает крутящий момент. Если упрощенно рассматривать механизм работы АКПП, то получится, что на каждую передачу есть свое многодисковое сцепление. Частички, которые получаются в результате трения между всеми «сцеплениями», нужно удалять вместе со старым маслом. В механических коробках масло служит гораздо дольше. В случае ремонта оба типа коробок требуют хорошего финансирования, но «автомат» действительно дороже.
АККП уступает механике по динамике разгона. Для дорогих автомобилей это уже в прошлом. Для автомобилей среднего ценового диапазона этот недостаток более актуален. Но те, кто выбирает «автомат», предпочитают комфорт, а не спорт.
Слайд 17Электрооборудование автомобилей
АККП уступает механике по динамике разгона. Для дорогих автомобилей
это уже в прошлом. Для автомобилей среднего ценового диапазона этот
недостаток более актуален. Но те, кто выбирает «автомат», предпочитают комфорт, а не спорт.
Однако у «автомата» есть одно огромное преимущество, за которое можно простить все его недостатки: он не напрягает водителя. В городской суете с постоянными пробками, светофорами через каждые двести метров, авариями и прочими препятствиями, чтобы сэкономить драгоценные нервные клетки, лучше купить машину с «автоматом».
Слайд 18Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКПП
Жидкостью, используемой в автоматической трансмиссии, выполняются
самые разнообразные функции: передача крутящего момента в гидротрансформаторе от двигателя
в коробку передач, обеспечение функционирования системы управления и контроля, работа фрикционных блоков, смазка и охлаждение трущихся деталей и т.п. Поэтому в автоматической коробке передач применяется специальное высококачественное минеральное масло, получаемое из нефти и смешанное с несколькими особыми добавками. Это масло называется смазочной гидравлической трансмиссионной жидкостью. Использование иных типов масел снижает эксплуатационные характеристики и зачастую приводит к отказу автоматической трансмиссии. Тип используемой трансмиссионной жидкости, как правило, указан на масляном щупе коробки передач или в сертификате качества автомобиля. Для обеспечения правильного функционирования коробки передач и ее долговечности необходимо поддерживать оптимальный уровень и обновлять жидкость по мере ее использования.
Слайд 19Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКПП
Срок эксплуатации трансмиссионной жидкости указан на
упаковке или в сертификате качества на саму жидкость. Однако опыт
эксплуатации показывает, что средняя периодичность ее замены составляет около 30-40 тыс. километров. На старых машинах эта цифра уменьшается до 15-20 тыс.км. Это объясняется еще и тем, что подержанные автомобили сильно изношены и эксплуатируются в жестких условиях. Кроме того, часть жидкости остается в гидротрансформаторе, клапанной коробке, насосе и других полостях, поэтому можно сменить только половину используемого объема, т.е. происходит только обновление жидкости, а не замена. В большинстве автомобилей, оснащенных автоматической трансмиссией, используется жидкость типа «Dexron», «Dexron-II», «Dexron-III».
Слайд 20Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКПП
В настоящее время в автоматических коробках
передач на авто средствах типа 4WD используется более новая модификация
смазывающей жидкости — тип «Т» или «T-II». Указанные типы трансмиссионной жидкости специально окрашены в разные цвета, тип «Dexron» — красный, а тип «Т» — желтый. Этим подчеркивается, что смешивать их не рекомендуется. Необходимо также отметить, что в автомобилях, оснащенных автоматическими трансмиссиями, блок главной передачи и сама коробка передач могут быть разделены, и поэтому при замене масла оба отсека должны заполняться раздельно. В отсеке главной передачи используется обычное трансмиссионное масло «SAE 85W/90» или отечественное «ТАД 17», периодичность его замены составляет 50 000 км пробега.
Слайд 21Электрооборудование автомобилей
5. Техническое обслуживания АКПП
Слайд 22Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 23Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 24Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 25Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 26Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 27Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 28Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Принципиальная электрическая схема АКПП
Слайд 29Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 30Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 31Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач
Слайд 32Электрооборудование автомобилей
4. Работа автоматической коробки переключения передач