Слайд 1Эпиграф
Лишь избранным судьба предначертала познать гармонию
Финансового права
Слайд 2@Ногина О.А., 2014
Учитесь с удовольствием!
Ногина О.А.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
России
Курс лекций в
презентациях
Слайд 3@Ногина О.А., 2009
Русские ученые о финансовом праве
Рау К.Г. «Основные начала
финансовой науки».
Лебедев Василий Александрович (1833) «Финансовое право».
Озеров Иван Христофорович
«Основы финансовой науки».
Тургенев Н.И. «Опыт теории налогов».
Слайд 4@Ногина О.А., 2009
Русские ученые о финансовом праве
Горлов И.Я.: теория финансов
– наука, рассуждающая о получении и употреблении средств для удовлетворения
государственных потребностей
Мильгаузен Ф.Б.: финансами называются те вещественные ценности, которые выделяются из народного имущества и передаются в руки Правительства для достижения общих государственных целей.
Совокупность ценностей, поступающих в распоряжение государства, мы называем финансами, а совокупность мер, направленных для получения этих ценностей, мы называем финансовым хозяйством государства. Это хозяйство и составляет предмет науки о финансах.
Слайд 5@Ногина О.А., 2009
Русские ученые о финансовом праве
Безобразов В.П.: под государственными
финансами (в объективном смысле) мы должны разуметь ныне в государственной
и практике всю совокупность ценностей (финансовых способов или средств, духовных и материальных), находящихся в распоряжении государства или государственной власти и всех ее органов для достижения государственных целей или для удовлетворения (покрытия) государственных потребностей (нужд).
Лебедев В.А.: финансовое право – это облеченные в законодательную форму правила существования финансового хозяйства, т.е. нормы в соответствии с которыми осуществляется хозяйственная деятельность государства, направленная на приобретение требуемых ему материальных средств.
Слайд 6@Ногина О.А., 2009
Понятие финансов
Понятие «финансы» происходит от фр. finance —
совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а
также система их формирования, распределения и использования.
Термин "финансы" (от лат. "financia" - наличность, доход) возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и обозначает любой финансовый платеж.
В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования централизованных фондов денежных средств
Слайд 7@Ногина О.А., 2009
Понятие финансов
В экономической и правовой литературе понятие "финансы"
рассматривается в двух аспектах:
как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе
создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления;
Материальное выражение финансов- совокупность фондов денежных средств, сформированных государством для осуществления своих задач и функций.
Слайд 8@Ногина О.А., 2009
Признаки финансов
Признаки финансов:
Отношения денежного характера
Отношения распределительного характера
Отношения связаны
с формированием денежных фондов
Слайд 9@Ногина О.А., 2009
Понятие финансов
Финансы – денежные отношения, возникающие в процессе
распределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием фондов
денежных средств у субъектов хозяйствования и публично-территориальных образований.
Слайд 10@Ногина О.А., 2009
Публичные и частные финансы
П.М. Годме:
«Ни в коем
случае нельзя забывать о фундаментальном различии между государственными и частными
финансами.
Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики.
Состояние и динамика государственных финансов определяются решениями госдуарства и дейтствиями публичной власти».
Слайд 11@Ногина О.А., 2009
Публичные и частные финансы
Публичные финансы:
для целей финансового обеспечения
деятельности государства и МО;
образуются путем использования властных предписаний (налоги), в
ходе финансовой деятельности государственных органов
собственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
используются и распределяются в основном гос. органами и гос. организациями
размеры гос. Финансов намного больше
Частные финансы:
направлены на реализацию частного интереса, на получение прибыли
образуются за счет коммерческой деятельности
частная собственность
Слайд 12@Ногина О.А., 2009
Публичные финансы
Публичные финансы – система организованных государством и
муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение
и использование публичных фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций публичной власти.
Слайд 13Понятие «казна» (ст. 214-215 ГК РФ)
- средства бюджета соответствующего публично-правового
образований
- иное государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено публичным субъектом
за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Слайд 14@Ногина О.А., 2009
Финансовая система
Финансовая система понимается как:
совокупность финансовых институтов, совокупность
различных групп однородных экономических отношений, в процессе которых происходит образование
фондов денежных средств;
совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
совокупность публичных фондов денежных средств (материальное понимание)
Слайд 15@Ногина О.А., 2009
Структура финансовой системы
Федеральный уровень:
федеральный бюджет
федеральные государственные внебюджетные фонды
(ПФР, ФФОМС, ФСС)
фонды ЦБ РФ
Региональный уровень:
Региональный бюджет
Территориальные государственные внебюджетные фонды
(ТФ ОМС)
Местный уровень:
местный бюджет
Слайд 16@Ногина О.А., 2009
Публичная финансовая деятельность
Властная деятельность уполномоченных государственных и муниципальных
органов (иных уполномоченных субъектов) по
формированию публичных фондов денежных средств
на основе организации и осуществления налоговых и публичных неналоговых изъятий,
распоряжению средствами этих фондов,
осуществлению контроля за использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.
Слайд 17@Ногина О.А., 2009
Субъекты публичной финансовой деятельности
Государственные и муниципальные органы
Государственные учреждения,
некоммерческие организации (например, государственные внебюджетные фонды)
Особые субъекты (например, Центральный Банк
РФ)
Слайд 18@Ногина О.А., 2009
Субъекты публичной финансовой деятельности
Президент РФ, главы исполнительной власти
субъектов РФ, главы муниципальных образований
Законодательные (представительные органы)
Исполнительные органы
Органы специальной
компетенции:
Минфин, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований
Федеральное казначейство
Органы финансового контроля: ФНС РФ, ФТС РФ, Росфиннадзор, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ
Центральный БАНК РФ
Государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС)
Слайд 19@Ногина О.А., 2009
Предмет финансового права
Властно-имущественные и связанные с ними
организационные отношения по перераспределению в пользу государства и муниципальных образований
части совокупного общественного продукта посредством налоговых и неналоговых публичных изъятий,
формированию публичных денежных фондов,
распоряжению средствами этих фондов,
а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.
Слайд 20@Ногина О.А., 2009
Метод финансового права
Преобладающим методом правового регулирования в указанной
сфере становится метод власти – подчинения (или императивный метод), для
которого характерна зависимость одной стороны отношений от юридически выраженной воли другой стороны.
При этом в качестве властной стороны выступает публичный субъект, уполномоченный выражать волю государства либо муниципального образования.
инициатива возникновения этих отношений принадлежит именно властному субъекту
метод координации действий
допускается проникновение диспозитивного метода в регулировании отношений (инвестиционный налоговый кредит)
Слайд 21@Ногина О.А., 2009
Финансовое право
Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих
властно-имущественные и связанные с ними организационные отношения по формированию публичных
денежных фондов, распоряжению средствами этих фондов, а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.
Слайд 22@Ногина О.А., 2009
Финансовые правоотношения
не могут существовать фактически вне своего правового
оформления
субъективные права и обязанности - юридическое содержание финансового правоотношения.
Возникающее в результате реализации указанных прав и обязанностей реальное взаимодействие участников налогового отношения может рассматриваться в качестве его фактического содержания.
Обязательной стороной в данных отношениях становится государство или муниципальное образование, принимающие участие в этих отношениях посредством действий их уполномоченных органов, являющихся носителями публичного интереса
Объект налогового правоотношения - направленное на перераспределение части ВВП в пользу публичного субъекта поведение участников данного отношения. При этом денежные средства как конкретное материальное благо могут рассматриваться в качестве предмета правоотношения.
Налоговые и бюджетные правоотношения
Организационно-имущественные и организационные правоотношения, лишенные имущественного содержания
Слайд 23@Ногина О.А., 2009
Финансовые правоотношения
Финансовые правоотношения представляют собой урегулированную нормами финансового
права сложную систему возникающих в определенной последовательности властно-имущественных и связанных
с ними организационных отношений по перераспределению в пользу государства и муниципальных образований части совокупного общественного продукта посредством налоговых и неналоговых публичных изъятий, формированию публичных денежных фондов, распоряжению средствами этих фондов, а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти в целях финансового обеспечения публичной деятельности.
Слайд 24@Ногина О.А., 2009
Проблемы системы финансового права
Подотрасли:
Бюджетное право
Налоговое право
Правовые институты:
Денежное обращение
Валютное
регулирование и валютный контроль,
Слайд 25@Ногина О.А., 2009
Источники финансового права
нормативные акты
и международные договоры
Нормативными
источниками
Финансового права являются:
Конституция РФ (ст.57, 8, 71, 72,
74 и 75,104,106,114)
Финансовое законодательство (в том числе Налоговый и Бюджетный кодексы РФ), федеральные законы, законы субъектов РФ, акты представительных органов МО
Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и органов муниципальных образований.
Нормативные акты ЦБ РФ и ГВФ
Слайд 26Источники финансового права
Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77 "О бюджетном
процессе в Санкт-Петербурге»
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2010
"О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах"
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.05.2008 N 511
"О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Санкт-Петербурга"
@Ногина О.А., 2009
Слайд 27Нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти и органов муниципальных
образований
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и
бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 23 ноября 2011 г. N 159н
Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н
Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 01.09.2008 N 87н
Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, утвержденный приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н
@Ногина О.А., 2009
Слайд 28Постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П
"По делу о
проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от
27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Признать положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, соответствующим Конституции РФ, поскольку оно означает, с учетом конституционных норм, уплату налога налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.
@Ногина О.А., 2009
Слайд 29Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53
"Об оценке арбитражными
судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"
Под налоговой выгодой для целей
настоящего Постановления понимается
уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности,
уменьшения налоговой базы,
получения налогового вычета,
налоговой льготы,
применения более низкой налоговой ставки,
получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
@Ногина О.А., 2009