Слайд 1Эпитеты
Это художественное, образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, создающее живое
представление о предмете: роща золотая, березовый язык, жемчужный иней, темная
судьба
Слайд 2Метафора
Перенесение значения по сходству. Иногда метафору называют «скрытым сравнением», так
как в ее основе лежит сравнение, но без сравнительных союзов:
костер рябины красной, сыплет черемуха снегом, слов моих сухие листья.
Слайд 3Олицетворение
Свойства человека переносятся на животных, неодушевленные предметы:
поют деревья, полночь входит
с ночными дарами.
Слайд 4Гипербола
Преувеличение, усиление признаков предмета, явления, действия: Я видывал, как она
косит: что взмах – то готова копна.
Слайд 5Литота
Художественное преуменьшение.
Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных.
Слайд 6Сравнение
Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий, состояний, с
целью подчеркнуть особо важный признак.
Может быть передано:
1. С
помощью сравнительных союзов (в задании звучит как «сравнительный оборот»: как, будто, словно, точно, как будто. Звезды раскидались, как красные, синие и белые цветки гиацинтов.
Слайд 7Сравнение
2.С помощью слов похожий на, подобен, напоминает, схож.
Кабинет мэтра был
похож скорее на обитель чернокнижника.
3.Родительным падежом существительного : «Лак на
скрипке был цвета крови»
Слайд 8Сравнение
4. Творительным падежом существительного: «…игра была бешеным взлетом к невозможному»
5.
Отрицанием, т.е., не сопоставлением, а противопоставлением одного признака другому. «Не
скрипка – душа музыканта звучала….»
Слайд 9Сравнение
6. Придаточным сравнительным.
«….шел незнакомец…, как в старину изображали немецких рыцарей.»
Слайд 10Темы сочинений
Грамматика (морфология+синтаксис): Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики
ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он
получает величайшее значение».
И.Г. Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли».
Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Слайд 11Темы сочинений
Стилистика: из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом,
вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может
внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»
А.А. Кузнецова: «Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя».
О.Н. Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».
лингвиста В.В. Виноградова: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».
Слайд 12Темы сочинений
Средства выразительности:Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает,
изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
А.А.Зеленецкого: «Придание
образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
В.В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».
А. И. Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
И.Г. Милославского: «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушащего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент».
Слайд 13Темы сочинений
Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить
с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы
для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
В.В. Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».
лингвиста И.Б. Голуб: «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом».
Слайд 14Темы сочинений
С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не
только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее
доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
Слайд 15Темы сочинений
Н. С. Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью
текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
лингвиста Л.В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».