Слайд 1ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Периоды в истории итальянского искусства:
Конец XIII – начало XIV
вв. – Проторенессанс
XIV в. - Треченто
XV в. - Кватроченто
XVI
в. - Чиквеченто
Общая периодизация:
XV в. – Ранний Ренессанс
Конец XV в. – первая треть XVI в. – Высокий Ренессанс
Вторая и третья трети XVI в. – Поздний Ренессанс
Слайд 2РЕНЕССАНС
Это общественно-политическое и культурное движение (иначе называемое Возрождение),
начавшееся в Италии в XIV веке, в других странах Западной
Европы — в XV- XVI вв. и положившее начало жизнеутверждающим и реалистическим принципам в искусстве.
Слайд 3ТЕРМИН
Rinascita – итальянский термин, приписываемый Дж. Вазари (XVIв.), который подразумевал
под этим термином «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка»,
расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость.
Renaissance – французский вариант
Возрождение – русский вариант
Слайд 4Северное Возрождение
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от
Альп (Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением.
Здесь
роль поздней готики конца 14—15 веков была особенно значительна.
Слайд 5В эпоху Возрождения в европейской истории происходит много значительных событий:
формируется абсолютистская монархия (наиболее масштабная во Франции), укрепляются экономические и
общественные вольности городов;
духовное брожение приводит к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии.
Это время изобретения европейского книгопечатания, открытия гелиоцентрической системы (Николай Коперник) в космологии Великих географических открытий и т.д.
.
Слайд 6Географические открытия
1492 год – генуэзец Христофор Колумб пересек Атлантический океан
и вышел к берегам Нового Света.
1498 год – португалец
Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии.
Португальский мореплаватель Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие (20.09.1519 – 6.09.1522).
Слайд 7Особое значение обретает Античность. Этот мир представлялся гуманистам царством прекрасных,
гармоничных людей – детей великой Матери-Природы, наделенных даром высокой человечности.
Подражая природе, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания постоянно пересекаются.
Слайд 8Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое
слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (от лат.
humanus — человеческий), откуда берет свое происхождение «гуманизм».
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.
Слайд 9Ученые и философы эпохи Возрождения
Николай Коперник (1473-1543)
Николай Кузанский (1401-64)
Марсилио Фичино (1433-99)
Пико делла Мирандола (1463-94)
Джордано Бруно
(1548-1600)
Слайд 10Художники. С. Боттичелли
Боттичелли Сандро (1445-1510), итальянский живописец, представитель Раннего
Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.
Слайд 14Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор,
архитектор, ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с
теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики.
Слайд 19Рафаэль
Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор,
представитель Высокого Возрождения. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических
сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Проектировал собор Св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Слайд 23Микеланджело
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.
Росписи
свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12) утверждают физическую и духовную
красоту человека, его безграничные творческие возможности.
Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы. С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме.
Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.
«Давид», 1501-04;
Слайд 26Архитекторы - Ф. Брунеллески
Брунеллески Филиппо (1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор,
ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и
теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции.
Слайд 28Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - Флоренция
Слайд 29Д. Браманте
Браманте Донато (1444-1514) - итальянский архитектор, представитель Высокого Возрождения.
Работал в Милане (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, 1479-83), Риме (часовня-ротонда
Темпьетто, 1502; дворы Ватикана, с 1503; проект собора святого Петра, между 1506-14).
Слайд 31А. Палладио
Палладио (наст. фам. ди Пьетро) Андреа (1508-80) - итальянский
архитектор. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского
дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592).
Слайд 34Северное Возрождение
Эйк (Ван Эйк) Ян
(ок. 1390-1441) нидерландский
художник.
Слайд 37И. Босх
Босх Иероним (около 1450-1516) - нидерландский художник, один
из крупнейших мастеров Северного Возрождения.
Корабль дураков
Слайд 40П. Брейгель Старший
Брейгель Старший, или «Мужицкий», Питер (между 1525 и
1530-1569) - нидерландский живописец и рисовальщик. В творчестве Брейгеля сложно
переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания.
Слайд 43А. Дюрер
Дюрер Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец и график.
В напряженно-экспрессивных формах,
фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498),
выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.
Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков).
Слайд 46Грюневальд
Грюневальд (Nithardt) Матис (между 1470 и 1475-1528), немецкий живописец эпохи
Возрождения. С 17 в. его ошибочно называли Грюневальд (Grunewald). В
Изенхеймском алтаре (1512-1515) мистические образы соседствуют с гуманистическими просветленными.
Слайд 49Л. Кранах Старший
Кранах Лукас Старший (1472-1553) - немецкий живописец и
график. Ранние произведения (портрет И. Куспиниана, 1502-03; «Отдых на пути
в Египет», 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности («Источник молодости», 1546).
Слайд 52Х. Хольбейн Младший
Хольбейн (Гольбейн) Ханс Младший (ок. 1497-98-1543) -
немецкий художник, выдающийся портретист и график, один из крупнейших мастеров
немецкого Возрождения.
Слайд 54Музыка
В музыкальном искусстве эпохи Возрождения своего высшего расцвета достигают духовные
жанры. Центром композиторского профессионализма по-прежнему оставалась церковь, поэтому магистральным жанром
эпохи стала месса. Она оказалась идеальным формой для воплощения централизующей идеи Бога, возвышенной сферы философского созерцания, настроения глубокой сосредоточенности, погруженности во внутренне созерцание Бога в себе, отрешенности от всего обыденного, мирского, суетного.
Слайд 55Расцвет городов, развитие придворных традиций музыкального искусства способствовали появлению большого
числа придворных капелл, привлекавших на службу крупнейших музыкантов, а также
формированию жанров, тесно связанных с бытовыми и фольклорными традициями. Существенно, что жанровая панорама светской музыки отличается ярким национальным своеобразием. В Италии развиваются фроттола, виланелла, мадригал; во Франции расцветает шансон; в Испании – романсеро, вильянсико; в Германии – Lied.