Слайд 1Выполил: учитель Митько Анастася Игоревна
Есть ли у красоты свои законы?
Слайд 2У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или
просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие
народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам красоты.
Слайд 3Главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны
на гармонии.
Гармония изначально свойственна Миру и всем его составляющим.
Ее лишь надо уметь увидеть и извлечь, как это делают художник и ученый, которые в большей мере, чем другие люди, чувствуют гармонию.
Слайд 4Гармония (греч. harmonia) — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей
целого.
Слайд 5Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием
меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали древнегреческие мудрецы. Мера
заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.
Слайд 6Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий
философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все
прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса.
Слайд 7СИММЕ́ТРИЯ (греч. symmetria — "соразмерность", от syn — "вместе" и
metreo — "измеряю") — основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в
природе и формообразования в искусстве. Закономерное расположение частей формы относительно центра или главной оси. Уравновешенность, правильность, согласованность частей, объединенных в целое.
Слайд 8Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего
мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается
как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.
Слайд 9Композиция (от лат. composito — сочинение, составление, соединение, примирение) в
искусстве — построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность
составляющих частей.
Композиция — мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.
Слайд 10Василий Кандинский Композиция № 7
Слайд 11Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность
греческой архитектуры.
Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция
— пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства — архитектуры, музыки, живописи, литературы — построены по правилам золотого сечения.
Слайд 12“золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные
части, при котором целое так относится к большей части, как
большая к меньшей и наоборот.
Слайд 13Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой,
а также между различными объектами.
Пропорция — это гармонизация формы
художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество.
Слайд 14Ритм - чередование соизмеримых между собой элементов. Отражает связь природы,
человека и его деятельности с мирозданием.
Ритм в искусстве определяет характер
композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.
Биоритмы — условие его существования.
Слайд 16Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего
рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все
подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма — определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.
Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.
Слайд 17Домашнее задание
Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну
из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года»
и др. Где можно будет использовать такую композицию?
Принести на следующий урок лист А4, карандаши.