Слайд 1Этапы и основные направления развития социологии
тема 3. ЛЕКЦИЯ 5.
Слайд 2Литература
Добреньков В.И, Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т.
1. Теория и методология. — М.: ИНФРА-М, 2003.
Американская социологическая
мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002
Кравченко С.А. Социология: парадигмы сквозь призму социологического воображения. М., 2002.
Слайд 3Этапы становления и развития социологии
донаучный
античное время – начало XIX в.
научный
начало
XIX в – наше время
Слайд 4Вопрос 1. доНаучный этап
Особенности:
Развитие теоретических представлений об обществе в форме
отдельных социальных идей, отражавших взгляды социальных мыслителей на структуру и
механизмы функционирования общества;
Социальное знание было умозрительным, не опиралось на результаты конкретных эмпирических исследований.
Слайд 51. Античное время (VIII в. до н. э. - VI вв. н. э.)
Основные представители
Платон
(427 - 347 гг. до н. э.).
Основные труды:
«Государство» (360
г. до н.э.), «Законы» (354 г. до н.э.).
Их можно считать первыми работами по общей социологии.
Слайд 6Главные идеи
В основе идеального государства лежит принцип разделения труда.
Разделение труда
естественно и возникает потому, что люди не равны по своей
природе - по своим задаткам и способностям. Одни имеют способность к ремеслу, другие - к военному делу, третьи - к философии и управлению.
Разделение труда есть причина разделения общества на сословия.
Слайд 72. Платон создал первую в мире теорию социальной стратификации.
В
идеальном государстве общество делилось на три сословия:
высший - мудрецы,
философы, управляющие государством,
средний - воины (стражи), обеспечивающие безопасность государства,
низший - трудящиеся (ремесленники и крестьяне), производящие материальные блага для государства .
Рабы рассматривались как "говорящие животные" и не входили с структуру общества.
Слайд 8Высший класс:
лишен собственности,
ведет аскетический образ жизни, направляя свои помыслы
на благо подданных;
к управлению государством следует допускать людей, достигших
50 лет, высокообразованных и талантливых;
они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.
Слайд 9Воины должны полностью посвятить себя делу защиты государства от врагов
и смуты. Чтобы это сделать, они не должны иметь ничего
личного, даже семьи.
Концепция общности жен.
Брачные союзы ежегодно возобновляются по жребию так, чтобы каждый мужчина мог иметь одну за другой от 15 до 20 жен, и то же самое каждая женщина.
Индивидуальная семья ввиду интимности ее привязанностей является причиной множества беспокойств и самых мучительных огорчений, связанных с состоянием здоровья супругов, детей, болезнью, смертью близких.
Общественная семья освободит человека от всех этих переживаний, не сняв, тем не менее, удовольствия от общения полов.
Слайд 103. Платон предпринял попытку описания структуры личности.
Устройство души характеризуется существованием
разумной и неразумной ее частей, изображенных им в виде упряжки
крылатых коней, управляемых возничим-разумом.
Рациональное (разумное) начало души отличает способность рассуждать, оно реализует операции счета, измерения, взвешивания.
Иррациональное (не обладающее способностью к рассуждению) выражено в виде вожделений, удовольствий и наслаждений.
Слайд 114. Платон указал на факт морфологической тождественности человека и общества.
Проектируя идеальное государство, Платон указывает, что «в государстве и
в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала, и число их одинаково».
Слайд 125. Платон обратил внимание на проблему социальной солидарности в обществе.
Объединяющим
государство фактором является «общность удовольствия или скорби, когда чуть ли
не все граждане одинаково радуются либо печалятся, если что-нибудь возникает или гибнет».
Напротив, «обособленность в таких переживаниях нарушает связь между гражданами, когда одних крайне удручает, а других приводит в восторг состояние государства и его населения».
Общность переживаний большинства граждан полиса становится возможной в случае, когда данное большинство привержено сходным ценностям.
Слайд 136. Платон изучал проблему управления обществом.
Наилучшая форма правления –
аристократия (власть избранных).
В порядке «ухудшения» располагаются:
тимократия (власть воинов),
олигархия (власть богачей),
демократия
(власть народа), охлократия (власть толпы),
тирания.
Слайд 14Аристотель
(384 - 322 гг. до н.э.).
«Политика»
(335—322 до
н. э.).
Слайд 151. Теория социальной стратификации Аристотеля:
богатая плутократия (влиятельный класс богатых людей),
средний
класс - опора порядка (не очень богат и не очень
беден),
класс, лишенный собственности (пролетариат).
Рабы не входят в общественную структуру, т.к. не являются свободными гражданами.
Главные идеи
Слайд 162. Концепция управления государством Аристотеля.
Государство лучше всего управляется
в том
случае, если:
Масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
Эгоистические интересы
богатых ограничены;
Средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Слайд 17Типология форм правления по Аристотелю
один человек
меньшинство
большинство
Кто правит?
В чьих интересах осуществляется
правление?
в общих интересах
в интересах правителей
Слайд 183. Аристотель утверждает необходимость частной собственности.
«Собственность должна быть общей
только в относительном смысле, а вообще – частной», ибо «каждый
будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит».
Общая собственность вызывает споры, ибо очень трудно провести учет труда и справедливо распределить его плоды.
Часто причиной зла называют частную собственность, но на самом же деле «все это происходит не из-за отсутствия общности имущества, а вследствие нравственной испорченности людей».
Слайд 194. Структура государства по Аристотелю
муж, жена
господин, раб
родители, дети
селение
государство
семья
Слайд 202. Новое время
(XVII-XIX ВВ.)
Никколо Макиавели
(1469-1527 гг.)
итальянский политик и дипломат
«Государь»
(1513 г.)
Сделан акцент на поведении политического лидера.
Слайд 211. Теория государства
Государство – организация господства, отличительной чертой которого является
суверенитет.
Задача государя – упрочнение государства, поддержание мира и правопорядка в
нем.
Для решения этой задачи приемлемы любые средства.
Главные идеи
Слайд 222. Принципы успешного правителя
1. правитель, желающий добиться успеха, должен знать
законы поведения людей.
2. правитель, желающий добиться успеха, должен руководствоваться
следующими принципами:
действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Оба мотива одинаково разрушительны для государства.
Слайд 23умный правитель не должен выполнять все свои обещания (иначе попадет
в зависимость от подчиненных). Ведь и подданные не спешат выполнять
свои обязательства.
творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, а наказание же нужно производить сразу и в больших дозах.
Слайд 243. Теория кругооборота форм правления
хорошие формы правления
(в общих интересах)
плохие
формы правления
(в интересах правителей)
Слайд 25Томас Гоббс
(1588-1679 гг.)
английский философ
«О гражданине» (1642 г.)
Левиафа́н, или Материя,
форма и власть государства церковного и гражданского (1651 г.)
Слайд 26Главные идеи
Теория общественного договора
От рождения люди не склонны к сотрудничеству.
Естественное состояние людей - борьба всех против всех.
Но люди боятся
мятежей и войн, причины которых - ненависть и зависть.
Страх, взаимное опасение побуждают людей создавать общество и государство. Тем самым, люди переходят от естественного в гражданское состояние.
Слайд 27Но объединившись, люди ориентируются вовсе не на общественное благо. Они
ищут уважения, превосходства и собственного благополучия.
Люди стремятся заполучить блага,
господствуя над другими. Хотя некоторое количество благ можно достичь, оказывая взаимные услуги, гораздо большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими.
Высший этап развития человеческих ассоциаций – гражданское общество, основанное на общественном договоре и юридических нормах.
Слайд 28Джон Локк
(1632-1704)
английский философ
- «Опыт о человеческом разумении»
(1690).
- «Два трактата о гражданском правлении» (1689-90).
- «Некоторые
мысли о воспитании» (1693).
Слайд 29Главные идеи
Социально-политическая концепция Локка
Естественное состояние человека – состояние свободы и
равенства всех людей. Люди имеют фундаментальные права: на свободу, равенство,
неприкосновенность личности и собственности.
Чтобы избежать конфликтов, право на собственность должно быть закреплено с помощью разумных законов. Для этого, путем общественного договора, создается общество. Оно формирует правительство, ответственное перед народом.
Слайд 30Индивиды в таком обществе берут на себя обязательство подчиняться решению
большинства.
Государство подчиняется обществу, которое, в свою очередь, подчиняется личности.
Слайд 312. Концепция разделения властей
Главная угроза свободы состоит в неразделенности власти,
в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает
законы и принуждает к их исполнению.
Власть должна быть разделена на три ветви:
Законодательная власть
(правомочие принимать законы)
Исполнительная власть
(компетенция претворять законы в жизнь)
Федеративная власть
(отношения с иностранными государствами)
Слайд 32Клод Анри де Сен-Симон
(1760-1825)
французский философ
«Письма женевского жителя к своим современникам»
(1802 г.),
«Катехизис индустриалов» (1823 г.),
«Новое христианство» (1825 г.).
Слайд 33Главные идеи
заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к
изучению общества.
По его мнению, общество представляет собой живой организм,
функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук.