Слайд 2История
Еще в 20 веке клинические исследования выявили значительное преобладание
лиц ли мужского пола среди больных олигофренией. Впервые в 1934
г Джеймс Мартин и Джулия Белл описали семью, где умственная отсталость наследовалась по сцепленному с полом типу.
В 2-х поколениях большой семьи из Англии насчитывалось 11 умственно отсталых мужчин и 2 женщины с более легким интеллектуальны дефектом.
Далее таких семей описывалось все больше, в 1969 Герберт Лабс , проводя цитологическое обследование умственно отсталого мальчика из семьи с рецессивным, сцепленным с полом типом наследования, выявил у него вторичную перетяжку на длинном плече Х-хромосомы в области
27-28.
В 1977 Грант Салерлэнд воспроизвел результаты Лабса, установил, что ломкий участок Х-хромосомы проявляется только при выращивании клеток в условиях нехватки фолиевой кислоты. А также он связал воедино Х- сцепленную умственную отсталость с цитогенетическими изменениями.
Слайд 3Синдром Мартина-Белл (синдром ломкой Х-хромосомы, fragile X mental retardation syndrome,
FraX ( от англ. Fragile-хрупкий, ломкий))- врожденная патология, связанная с
ломкостью Х-хромосомы. Понятие « ломкость» означает визуальное резкое сужение концов Х-хромосомы.
Тип наследования:
Х-сцепленный
Мальчики болеют в 2-3 раза чаще девочек
Слайд 4Частота встречаемости
Среди новорожденных мальчиков частота заболевания составляет от 1:1000
до 1:2000. Таким образом, частота распространенности этой формы умственной отсталости
среди новорожденных лишь немного уступает распространенности синдрома Дауна.
Слайд 5Этиология
Основной причиной формирования фенотипа является прекращение секреции FMR1 белка
в Х-хромосоме (частичное или тотальное). FMR1широко экспрессируется в различных тканях,
но наиболее значимо в нейронах, регулируя процессы трансляции в мозге. Ген мутирует из нестабильных премутационных аллелей. Своему потомству такие аллели передают мужчины, у которых отмечается клинические проявления или при передаче от матери к плоду.
Слайд 6Патогенез
Экспансия единичных тринуклеотидов (ЦГГ кодонов)→
Гиперметилирование ДНК в промокоде гена
FMR1белка в локусе Xq27.3→
Формирование сайта ломкости Х-хромосомы →
Недостаточная экспрессия белка
FMR1(необходим для нормального развития нервной системы)
Слайд 7Патогенез
Существует три основных состояния хромосомного участка, при синдроме ломкой
Х-хромосомы, которая относится к удлинению повторяющихся последовательностей ЦГГ:
Нормальное количество
повторов (отсутствие синдрома) -0 до 50
Премутация – от 50 до 200 повторов (синдром не развивается)
Полная мутация – более 200 повторов ( обычно от 230 до 4000), при которой проявляется синдром
Слайд 8Клиническая картина
Средняя масса тела пробандов при рождении повышена (3,5- 4,0
кг)
Макроорхизм при отсутствии изменений эндокринной функции
Строение тела и лица: большая
голова с высоким и широким лбом, длинное лицо с увеличенным подбородком, несколько уплощенная средняя часть лица, тупой, слегка клювовидно загнутый кончик носа. Уши большие, иногда оттопыренные, низко расположенные. Кисти и стопы широкие, дистальные фаланги пальцев также широкие, суставы имеют повышенную подвижность. Кожа гиперэластична. Часто встречаются светлоокрашенные радужные оболочки, светлые волосы; (соматические изменения затрагивают связочный аппарат, хрящ, кожу, костную систему. Это дает основание предполагать, что в патологический процесс вовлекается соединительная ткань)
Неврологическая симптоматика: мышечная гипотония и дискоординация движений, экстрапирамидные (стереотипные гримасы), пирамидные и глазодвигательные нарушения.
Слайд 9Клиническая картина
Интеллектуальное развитие: умственная отсталость (различной степени)
Речь: ускоренный
темп и выраженные эхолалии (повторение чужих слов) и персеверации (устойчивое
повторение эмоции, деятельности)
Поведение: выраженная аффективная возбудимость, агрессивность
Психопатологические особенности : шизофреноподобная симптоматика( подпрыгивания, похлопывания руками, повороты вокруг своей оси, встряхивание кистями, разнообразные гримасы, монотонное хныканье)
Ранний детский аутизм (отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, недостаточность реакций на зрительные и слуховые раздражители, боязнь всего нового, однообразность поведения со склонностью к стереотипным и примитивным движениям, разнообразные расстройства речи, взгляд «мимо» и «сквозь» людей.