Слайд 1Этапы логопедического обследования
Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.
1
этап. Ориентировочный.
2 этап. Диагностический.
3 этап. Аналитический.
4 этап. Прогностический.
5 этап. Информирование
родителей.
Слайд 2Задачи первого ориентировочного этапа:
сбор анамнестических данных;
выяснение запроса родителей;
выявление предварительных данных
об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Слайд 3Виды деятельности:
изучение медицинской и педагогической документации;
изучение работ ребенка;
беседа с родителями.
Слайд 4
Изучение медицинской и педагогической документации
К медицинской документации относятся:
- медицинская карта
ребёнка;
- Выписки специалистов;
- Заключения специалистов.
К педагогической документации относятся:
- Педагогическая характеристика;
-
Логопедическая характеристика;
- Психологическая характеристика.
Слайд 5
Изучение работ ребёнка
К данному виду документации относятся:
- Рисунки;
- Творческие поделки;
-
Школьные тетради;
- Дневник.
Слайд 6Беседа с родителями
- Беседу с родителями рациональнее всего начинать с
выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребёнка.
- Заполнение
анкеты родителями (матерью или отцом).
- Рекомендации для родителей.
Слайд 72 этап - диагностический
Взаимодействие логопеда и ребенка направлено на
выяснение следующих моментов:
• какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
•
какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
• характер несформированности языковых средств.
• в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
• какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Слайд 8Методы логопедического обследования:
• педагогический эксперимент;
• беседа с ребенком;
• наблюдение за
ребенком;
• игра.
Слайд 9
Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
от возраста
ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты,
предъявляемые ребенку);
от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
от уровня психического развития ребенка;
от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенным не заучен ребенком).
Слайд 10Общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования
Принцип индивидуального
и дифференцированного подхода.
Исследование рационально проводить в направлении от общего к
частному.
Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому.
От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным.
Сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц.
Слайд 113 этап - аналитический
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и
заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо
от его места работы.
Слайд 12Разделы речевой карты:
паспортная часть;
анамнестические данные;
данные о физическом и психическом здоровье
ребенка;
раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому
строю, звукопроизношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;
специальное место для записи логопедического заключения.
Слайд 134 этап - прогностический
На этом этапе на основании результатов обследования
дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной
работы с ним, составляется индивидуальный план работы
Слайд 14
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
групповые
занятия по определенной коррекционной программе;
подгрупповые занятия;
интегрированные занятия при взаимодействии
со специалистами ДОУ;
занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.
Слайд 155 этап – информирование родителей
Информирование родителей – деликатный и сложный
этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями
при отсутствии ребёнка.
Требования к информированию родителей:
беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;
беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.