Разделы презентаций


Этапы развития науки

Содержание

Этапы развития наукиНаучное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Кризис методологических основ психологии
План
Основа кризиса методологических основ психологии.
Сущность кризиса, его

этапы.
Последствия кризиса методологических основ психологии.
Список литературы
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического

кризиса. – М.,1990.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.,1984.
Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – М., 1989.
Кризис методологических основ психологииПланОснова кризиса методологических основ психологии.Сущность кризиса, его этапы.Последствия кризиса методологических основ психологии.Список литературыВыготский Л.С.

Слайд 2Этапы развития науки
Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим

требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого

инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.
Этапы развития наукиНаучное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов

Слайд 3Научная революция — это некумулятивные эпизоды развития науки, когда в

результате кризиса старая парадигма замещается целиком или частично новой.

Научная революция — это некумулятивные эпизоды развития науки, когда в результате кризиса старая парадигма замещается целиком или

Слайд 4Развитие науки
В основе первой научной революции лежало соединение математических методов

с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению теоретической науки –

классической.
Вторая научная революция в 18 в. – 19 в. - дисциплинарная дифференциация идеалов и норм научного знания, научные знания стали превращаться в товар (рефлексия – как онтологизм).
Третья научная революция конец 19 – нач. 20 в. открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами.
Развитие наукиВ основе первой научной революции лежало соединение математических методов с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению

Слайд 5
Кризис – ситуация, из которой не просматривается путь выхода.

Психология осознала

роль общей (единой) психологии, но не была в состоянии произвести

ее на свет.

Первый период кризиса – конец Х1Х –начало ХХ века (до 1918) - скрытый

Результат: появление различных школ, имеющих различные взгляды на предмет психологии.
Господствуют две тенденции:
рационалистический идеализм (главная проблема - мышление, понятое идеалистически как чисто духовный акт).
радикально-механистическая (универсальный объяснительный принцип – реактивность; предметом исследования психологии может быть то, что поддается объективной проверке).

Кризис – ситуация, из которой не просматривается путь выхода.Психология осознала роль общей (единой) психологии, но не была

Слайд 6Второй период – первая четверть ХХ века (20-30 годы) –

открытый кризис
Результат: разрушение методологических основ психологии и вывод о необходимости

создания единой психологии, т.е. методологии.
Это кризис декарто-локковской интроспективной психологии сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности.

Исторический смысл кризиса: есть целый ряд научных школ, но нет единой психологии как самостоятельной области исследования.

Суть кризиса – противоречие между старыми методологическими основами (натуралистическая философия ХVIII века в лице великого рационалиста Р.Декарта и эмпирика Дж. Локка).

Второй период – первая  четверть ХХ века (20-30 годы) – открытый кризис		Результат: разрушение методологических основ психологии

Слайд 7Движущие силы кризиса – противоречия между:
сенсуализмом и рационализмом;
интеллектуализмом и иррационализмом;
идеализмом

и материализмом;
метафизикой и диалектикой;
механицизмом и детерминизмом.

В итоге человеческое поведение и

элементарные психические процессы трактуются механистически, а высшие процессы – идеалистически.



Движущие силы кризиса – противоречия между:сенсуализмом и рационализмом;интеллектуализмом и иррационализмом;идеализмом и материализмом;метафизикой и диалектикой;механицизмом и детерминизмом.		В итоге

Слайд 8 Никакая другая психология, кроме детермини-стской в качестве научной психологии

невозможна. Ограниченность прежнего детерминизма состояла в невозможности подняться до уровня

трактовки соз-нания как явления общественно-исторического по своей природе. Методология (общая психология) возможна на фундаменте диалектического материа-лизма.

Марксистская психология, развивающаяся на этой основе – единственная наука, способная ре-шать эту задачу и указать путь выхода из кризиса.
Л.С.Выготский

Никакая другая психология, кроме детермини-стской в качестве научной психологии  невозможна. Ограниченность прежнего детерминизма состояла

Слайд 9 Общая наука - это

наука, получающая материал из ряда частных дисциплин и производящая дальнейшую

переработ-ку и обобщение этого материала. Она должна выполнять роль методологии по отношению к эмпирическим исследованиям, оперируя фундаментальными понятиями (категориями и объяснительными принципами). Она складывается под влиянием философии, но порождается запросами конкретной науки и сос-тавляет ее часть.
Общая наука -  это наука, получающая материал из ряда частных

Слайд 10Нераздельность двух способов исследования в науке – логического и исторического
Связь

науки с общей культурной почвой эпохи.
Связь науки с общими

условиями науч-ного познания.
Связь науки с объективными требовани-ями, предъявляемыми к научному познанию природой изучаемых явлений.
Нераздельность двух способов исследования в науке – логического и историческогоСвязь науки с общей культурной почвой эпохи.Связь науки

Слайд 111. замкнутая теоретическая наука - (учение Пифагора) научное знание выступает

в форме особой новой реальности идеализированных сущностей, прежде всего чисел

и идеализированных сущностей. Научное знание самоценно, и его задачи не связаны с запросами практики.

2. фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в окружающем человека мире, их классификация и систематическое описание. Натуралистичность проявлялась в том, что изучаемый объект понимался как независящий от акта познания

3. Наука Нового времени(17 в.) – элементы, факты науки не любые чувственно воспринимаемые события, а особые, истолкованные в контексте опред. теории.
Теоретические конструкты и научные модели, в кот. отражены существенные стороны и связи реальных объектов; эти модели строятся на допущениях и идеализациях (прямолинейное движение, пустое пространство, абс. вакуум). Взаимодействие с реальным объектом опосредствовано идеальным объектом (теоретическим конструктом).

Стадии развития науки

1. замкнутая теоретическая наука - (учение Пифагора) научное знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей,

Слайд 12Стадии развития науки
Классическая наука
Неклассическая (постклассическая) наука
Постнеклассическая наука

Основания анализа:
научная картина мира;
идеалы

и нормы научного познания;
философские основания науки.

Стадии развития наукиКлассическая наукаНеклассическая (постклассическая) наукаПостнеклассическая наукаОснования анализа:научная картина мира;идеалы и нормы научного познания;философские основания науки.

Слайд 13Классическая наука (естествознание)
система знаний и способов его получения, построенная на

абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и

познаваемого объекта. Мир – как совокупность атомов, существующих в пустом пространстве рядоположенно с человеком. Факты и элементы реальности вещественны и субстанциональны, они отделены от субъекта и друг от друга.
Классическая наука (естествознание)система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого

Слайд 14Классическая наука
Картина мира - детерминистические представления о причинно-следственных связях (ассоцианизм,

психоанализ, бихевиоризм).
Идеалы научного познания. Эталоном научности в классическом естествознании

стала ньютоновская механика. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология.
Философской основой стал дуализм Декарта. В психологическом познании субъект и объект оказались как бы оторванными друг от друга, источником эмпирических данных становились либо субъективный опыт, либо результаты на­блюдения.


Классическая наукаКартина мира - детерминистические представления о причинно-следственных связях (ассоцианизм, психоанализ, бихевиоризм). Идеалы научного познания. Эталоном научности

Слайд 15Недостатки и ограничения классической психологии:

универсализм (поиск общих законов),
индивидуализм,
механистическое понимание каузальности


разделение внешнего-внутреннего и субъективного-объективного.

Недостатки и ограничения классической психологии: универсализм (поиск общих законов),индивидуализм,механистическое понимание каузальности разделение внешнего-внутреннего и субъективного-объективного.

Слайд 16Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная

на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать

от процедур и средств (включая научные теории) познания.

Неклассическая наука

Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты

Слайд 17Неклассическая наука
Формирование в первой половине 20 века.
Основой стали работы З.Фрейда,

К. Левина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, физиология активности Н.А. Бернштейна,

психология установки Д.Н. Узнадзе, междисциплинарная концепция человека А.А. Ухтомского, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна.

Неклассическая наукаФормирование в первой половине 20 века.Основой стали работы З.Фрейда, К. Левина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, физиология

Слайд 18Неклассическая наука
А. Г. Асмолов отнес к неклассическим подходам и теориям

в психологии:
теорию установки Д. Н. Узнадзе,
культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского,


деятельностный подход (теории А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна).
Неклассическая наукаА. Г. Асмолов отнес к неклассическим подходам и теориям в психологии:теорию установки Д. Н. Узнадзе, культурно-историческую

Слайд 19Неклассическая наука: методологические противоречия и их решения
1. Психология наука молодая и

древняя.
2. Предмет психологии – объект и в то же время

субъект.
Решения:
Гуманистическая психология обратила внимание на взаимодействие терапевта и клиента (объективность достигалась посредством интерсубъективности).
Трансперсональная психология: нет разницы между внешней и внутренней реальностью; двойственность субъекта-объекта – это иллюзия, и так называемая реальность не есть что-то объективное и неизменное, но скорее – нечто такое, что может быть моделируемо и переформулируемо путем изменения состояния сознания.
3. Как единым языком описать физиологию и душу?
С.Л. Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности и тем самым открыл возможность изучать сознание, «просвечивая» его через деятельность.
4. Психология наука естественная и гуманитарная.
Решение предложил Ф.Е. Василюк – посредством психотехнического подхода, поскольку объективной и единственной истине психотехническая методология противопоставляет ценностную позицию.


Неклассическая наука: методологические противоречия и их решения1. Психология наука молодая и древняя.2. Предмет психологии – объект и

Слайд 20Неклассическая наука
Картина мира - вероятностный характер причинно-следственных связей.
Законы имеют

относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по

отношению к более общей системе законов;
холистические представления об объектах научного исследования, т.е. целое не равно простой арифметической сумме его частей;
теоретическая модель изучаемой реальности конструируется априори, а затем ученые находят ей эмпирическое подтверждение.
Идеал научности - научным признается результат,
не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств,
не имеющий прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов,
выводы, полученные при наблюдении единичного случая,
модели, созданные априори (трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда)
Философские основания - наука отказывается от допущения Абсолютного наблюдателя. Методологическая рефлексия направлена на анализ познавательных средств ученого и изучение того, как они задают видение им изучаемых объектов.
Неклассическая наукаКартина мира - вероятностный характер причинно-следственных связей. Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как

Слайд 21Неклассическая наука
Признаки кризиса неклассической психологии:
1) наличие множества несогласованных между

собой теорий;
2) разная трактовка психологических терминов.

Неклассическая наукаПризнаки кризиса неклассической психологии: 1) наличие множества несогласованных между собой теорий; 2) разная трактовка психологических терминов.

Слайд 22Постнеклассическая стадия развития науки (началась в конце 20 в.) –

современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической

науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом.

Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием.
Идея истинности познания уходит на задний план.
Вместо отбрасывания неправильных теорий – поиск новых смысловых контекстов.
Используются вненаучные средства (миф, религия, игра).

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая стадия развития науки (началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая

Слайд 23Постнеклассическая наука
Формируется в 70-х годах XX в.
Предпосылки:
революция в хранении

и получении знаний (компьютеризация науки),
невозможность решить ряд научных задач

без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах,
тенденция к интеграции психологического знания – пониманием его сетевой природы, стремлением к взаимосогласованности психологических теорий,
любая психологическая теория должна учитывать содержание других психологических теорий (развитие же информационных технологий значительно упрощает эту задачу).
Постнеклассическая наукаФормируется в 70-х годах XX в. Предпосылки:революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить

Слайд 24Постнеклассическая наука
Картина мира.
парадигма целостности - мироздание, биосфера, ноосфера, общество,

человек и т.д. представляют собой единую целостность,
человек находится не вне

изучаемого объекта, а внутри него, как часть познающего целого,
сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания внедряются в гуманитарные науки.

Идеал научности.
различные научные теории составляют взаимосогласованную сеть,
синтез научных знаний на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов,
междисциплинарные исследования и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности,
преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого,
практическая психология ассимилирует достижения духовных практик, созданных в разное время и в разных точках земного шара (К. Г. Юнг и Р.Ассаджиоли),
возник общенаучный метаязык, междисциплинарный дискурс.

Философские основания.
философские идеи, высказанные мыслителями прошлого,
ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писателями, поэтами, художниками, т. е. людьми, которые не были профессиональными философами.
Постнеклассическая наукаКартина мира. парадигма целостности - мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность,человек

Слайд 25Постнеклассическая наука:
уход от противопоставления естественно-научного и гуманитарного познания;
возникновение сетевых концепций,

противопоставляемых основным положениям теории систем
революционная роль новой информационной культуры;
движение навстречу

идеям, отличающим познание мира и человека на Западе и Востоке.
идеи «гуманизации мира языком» (В. Гумбольдт), переходящим с уровня функции (обслуживания) на уровень сущности (возвышения человека)
рассмотрения взаимоотношений человека и природы в диалоге и контексте ноосферогенеза;
обращение к понятиям неопределенности (в том числе «духовной неопределенности») и незавершенности как ценности.
Постнеклассическая наука:уход от противопоставления естественно-научного и гуманитарного познания;возникновение сетевых концепций, противопоставляемых основным положениям теории системреволюционная роль новой

Слайд 26Постнеклассическая наука
Принцип неопределенности – невозможность полного познания объекта, искажаемого мерностью

измерительного устройства.
Принцип дополнительности – возможность нескольких способов описания вещества в

разных экспериментах (новый статус междисциплинарных исследований, новый тип научной рациональности).
Многопредметность психологии ? сосуществование множества теорий
Постнеклассическая наукаПринцип неопределенности – невозможность полного познания объекта, искажаемого мерностью измерительного устройства.Принцип дополнительности – возможность нескольких способов

Слайд 27Модели развития психологиеской науки (Гусельцева):
«пирамида» - есть ведущая методология
«сеть», когда

есть такая школа, посредством которой представители разных направлений могут услышать

друг друга
Модели развития психологиеской науки (Гусельцева):«пирамида» - есть ведущая методология«сеть», когда есть такая школа, посредством которой представители разных

Слайд 28Ценностные аспекты психологического знания:
в постмодернизме «Я» как единство сознания и

центр принятия решений оказывается под угрозой (Лекторский).
недостаточность концепции познающего субъекта

для обращения к бытию человека (Рубинштейн)
проблема смысла, в т.ч. психологического исследования – ведь власть над сознанием можно использовать разрушительно (Роджерс)
Поппер: ценности не должны вмешиваться в интеллектуальные решения
Ценностные аспекты психологического знания:в постмодернизме «Я» как единство сознания и центр принятия решений оказывается под угрозой (Лекторский).недостаточность

Слайд 29Отличия постнеклассической психологии от неклассической.
1. Вдохновителем НКП выступила теоретическая физика,

на становление ПНКП психологии – культурология.

2. НКП развивалась в философском

контексте определенной методологии, ПНКП допускает выбор философии и, соответственно методологии и зависимости от задач исследования и личных предпочтений исследователя.

3. ПНКП предполагает открытость знания новому опыту, междисциплинарный дискурс, толерантность по отношению к другим точкам зрения.

4. В ПНКП произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучно-методологическим концепциям последней четверти XX в.

5. НКП проверяла истину практикой. Для ПНКП истинность обретается в согласованности теории и практики как синхронных линий развития.

6. ПНКП характеризуется ростом междисциплинарных исследований, т.к. ее объекты – это саморазвивающиеся многомерные системы и требуют практической реализации принципа дополнительности.
Отличия постнеклассической психологии от неклассической.1. Вдохновителем НКП выступила теоретическая физика, на становление ПНКП психологии – культурология.2. НКП

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика