Слайд 1Изображение в романе
Л. Н. Толстого "Война и мир"
войны 1805-1807 гг.
Слайд 4«Смотр войск под Браунау»
(Т.1,ч 2, гл.1,2.)
1. Почему Кутузов желал
«смотреть полк на походе»?
Почему «чем хуже было
бы положение полка, тем приятнее это было бы главнокомандующему»?
2. Каким впервые предстаёт перед нами Кутузов: как человек или как полководец?
Укажите ключевые слова в описании его внешности, манеры поведения. Охарактеризуйте отношение Кутузова к солдатам и солдат к полководцу.
Выполните задание устно
Слайд 5Шенграбенское сражение
(гл. 14 – 21).
Какова была цель Шенграбенского сражения?
Каково было
соотношение сил?
Кто руководил этим сражением?
Какие герои находятся в центре внимания
автора?
Кто такой Тушин и какова его роль в сражении?
Сделайте вывод: в чём видит Толстой истинный героизм?
Фрагменты текста и «подсказки» - на следующих слайдах.
Выполните задание письменно
Слайд 7ЗАЧЕМ?
СПАСТИ АРМИЮ
КТО?
ОТРЯД БАГРАТИОНА
КАК?
МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ
«Ну, князь, прощай … Христос с
тобой. Благословляю тебя на великий подвиг».
Слайд 8БАГРАТИОН ПЕТР ИВАНОВИЧ
«С богом!» - проговорил Багратион твердым, слышным голосом,
на минуту обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким
шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю.
… Но в то же мгновение как раздался первый выстрел, Багратион оглянулся и закричал: «Ура!»
«Ура-а-а-а!» - протяжным криком разнеслось по нашей линии.
Т.1 ч. 2 гл.XVIII
Слайд 9- Прибавь рыси! – послышалась команда, и Ростов чувствовал, как
поддаёт задом, перебивая в галоп, его Грачик.
Он вперёд угадывал
его движения, и ему становилось всё веселее и веселее… «Ох, как я рубану его», - думал Ростов, сжимая в руке эфес сабли.
Слайд 10ПЕРВЫЙ БОЙ РОСТОВА
Он смотрел на … французов, и, несмотря на
то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих
французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? .. Убить меня? Меня, кого так любят все?»
Т. 1 ч. 2 гл. XIX
- Ур-р-а-а-а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», - думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер.
Слайд 11 Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был
бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи.
Слайд 12Почему нам не стыдно за Ростова?
В темноте как будто текла
невидимая мрачная река … Из-за всех других звуков яснее всех
были стоны и голоса раненых во мраке ночи… Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же.
Т.1 ч. 2 гл.XXI
Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвеевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера…
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшей пехотою, двинулись куда-то вперед.
Слайд 13НА БАТАРЕЕ КАПИТАНА ТУШИНА
Про батарею Тушина было забыто … Но
батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому,
что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек.
Т. 1 ч. 2 гл. XX
Слайд 14 В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз
вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия
к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивая своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском.
Слайд 15КНЯЗЬ АНДРЕЙ
Князь Андрей чувствовал, что какая-то непреодолимая сила влечет его
вперед, и испытывал большое счастье.
… Уже князь Андрей, шедший рядом
с Багратионом, ясно различал перевязи, красные эполеты, даже лица французов. т.1 ч.2 гл. XVIII
Одно ядро за другим пролетало над ним, … и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться,» - подумал он и медленно слез с лошади между орудиями… Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий. Т.1 ч.2 гл.XX
Слайд 16Смотр в Ольмюце
т.1 ч.3 гл.8
Сравните со смотром войск под
Браунау (гл.2) :
Кто производит смотр?
Какова цель смотра войск?
Какому сражению предшествует?
Поведение
главных действующих лиц.
Авторское отношение к происходящему.
Выполните задание устно
Слайд 18
Кто и зачем дает Аустерлицкое сражение?
Каково мнение Кутузова о предстоящем
сражении?
Что помешало осуществиться «гениальному» плану Вейротера?
Каково символическое значение тумана?
В
чем автор видит причину поражения союзных войск?
Когда и каким впервые появляется Наполеон в романе?
Образ князя Андрея Болконского
7. О чем мечтает князь Андрей накануне сражения? Что происходит с этим героем во время сражения?
В чём символическое значение образа «высокого чистого неба»?
Образ Пьера Безухова
8. Свой «Аустерлиц», но только в личной жизни, переживает и Пьер Безухов. Объясните, о чём идёт речь.(ч. 3, гл.1,2)
Выполните задание письменно
Слайд 19ЗАЧЕМ?
СРАЖЕНИЕ «ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ»
КТО?
КАК?
СОЮЗНЫЕ ВОЙСКА
ДИСПОЗИЦИЯ ВЕЙРОТЕРА
«Я думаю, что сражение будет проиграно
…»
Слайд 20ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I
На ольмюцком смотру он был величавее, здесь он
был веселее и энергичнее. Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три
версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул и оглянулся на такие же молодые, как и его, лица своей свиты… Все богато одетые, веселые, молодые люди, на прекрасных, выхоленных … лошадях.
Во время Аустерлицкого сражения: «Но это не мог быть он, один посреди этого пустого поля», - подумал Ростов. В это время Александр повернул голову … Государь был бледен, щеки его впали и глаза ввалились …
Слайд 21Когда замолк однообразный звук голоса Вейротера, Кутузов открыл глаза, как
мельник, который просыпается при перерыве усыпительного звука мельничных колес, прислушался
к тому, что говорил Ланжерон, и снова поспешно еще ниже опустил голову, как будто говоря: "А, вы все еще про эти глупости..."
КУТУЗОВ накануне сражения
Кутузов проснулся, хрипло прокашлялся и оглянул генералов.
-- Господа! Диспозиция на завтра, даже на нынче, потому что уже первый час, не может быть изменена, -- сказал он. -- Вы ее слышали, и все мы исполним наш долг. А перед сражением нет ничего важнее, -- он помолчал, -- как выспаться хорошенько.
Слайд 22КУТУЗОВ на поле Аустерлица
Кутузов в это утро казался изнуренным и
раздражительным.
Кутузов, с аффектацией служаки,… и, салютуя, подъехал к императору. Вся
его фигура и манера вдруг изменились. Он принял вид подначальственного, нерассуждающего человека.
Потому и не начинаю, государь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая возможность не быть расслышанным, и в лице его еще раз что-то дрогнуло. – Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном лугу, - выговорил он ясно и отчетливо.
Ооох! - с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, - прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом, - что ж это?
Слайд 23… Пройдя около часу все в густом тумане, большая часть
войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание
совершающего беспорядка и бестолковщины.
НАЧАЛО СРАЖЕНИЯ
Слайд 24Начинало смеркаться. На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет
мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время
как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу, … - на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга …
В КОНЦЕ СРАЖЕНИЯ
Слайд 25В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах.
"ТАМ НЕЗАЧЕМ БЫЛО ДРАТЬСЯ".
Слайд 26НАПОЛЕОН
Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронации…
Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из-за тумана высоты, и
на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание.
… Так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы …
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Слайд 27 Князь Андрей с батальоном уже был в двадцати шагах
от орудий. Он слышал над собою не перестававший свист пуль,
и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты.
Слайд 28 На Праценской горе, на том самом месте, где он
упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский,
истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном… Вдруг он опять почувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которого я не знал до сих пор и увидал нынче? – было первою его мыслью. – И страдания этого я не знал также, - подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Слайд 29-- Вот молодой человек, который хорошо умер, -- сказал Наполеон,
Болконский слышал все, что говорил Наполеон, стоя над ним,
он слышал похвалу, отданную ему Наполеоном, но он был так же мало взволнован ею, как ежели бы муха прожужжала над ним; ему жгло грудь, он чувствовал, что исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон -- его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь ничтожным человеком, в сравнении с тем, что происходило теперь между ним, его душой и этим высоким бесконечным небом с быстро бегущими по нем облаками.
Слайд 30ТУЛОН КНЯЗЯ АНДРЕЯ
И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого
он так долго ждал, наконец представляется ему.
«Смерть, раны, потеря семьи,
ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди, - но как ни странно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуты славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей».
НЕБО АУСТЕРЛИЦА
Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал … Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
Слайд 31Изображение войны 1805 -1807 г.
Тезисы
2 и 3 часть 1 тома
посвящены войне с Наполеоном 1805г. Идя вслед за Толстым, мы
знакомимся с историческими событиями той эпохи, видим, как по-разному ведёт себя человек на войне.
1. Историческая конкретность в изображении войны.
Исторический жанр романа требует предельной достоверности и точности в изображении событий, поэтому в романе так много точных дат, помогающих ориентироваться во времени.
2. Многогранность изображения войны.
Во 2 и 3 части появляется много новых героев. Действие переносится в Австрию. Мы видим русского полководца Кутузова, императора Александра 1, австрийских генералов, штабных офицеров Жеркова, Несвицкого, князя Багратиона, командира гусарского отряда Денисова, капитана Тушина, рядового солдата Тимохина. Таким образом достигается широкий охват событий, многогранность в изображении военных действиё.
Слайд 322 часть начинается со смотра войск под Браунау.
Эта сцена
показывает бедственное положение русских солдат, непонимание ими целей этой войны,
отрицательное отношение к ней Кутузова. Кутузов отдаёт приказ делать смотр «на походе», он не хочет приукрашивать действительность. Его цель – сберечь армию, избежать ненужных потерь. Главнокомандующий показан здесь в первую очередь как человек, заботящийся о солдатах. Автор при помощи эпитетов подчёркивает в Кутузове старческую немощь: «ступал медленно и вяло» говорил «слабым голосом». Но его ясный ум и полководческий талант остались прежними. «Поглазастей тебя будет», - говорит о нём один из солдат.
Отношение Толстого к войне показано на примере сюжетной линии, связанной с Николаем Ростовым.
Ростов ещё не успел стать военным, он впервые участвует в бою. То, как герой воспринимает войну, и есть выражение естественных человеческих чувств. Бой на Энском мосту открывает герою глаза: в войне нет ничего героического, война – это грязь, кровь, страдания, смерть, это то, что противоречит человеческой природе.
Слайд 335. Шенграбенское сражение, предпринятое Кутузовым, было необходимо, т.к.
давало возможность вывести из-под удара русское войско. История этого сражения
подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова-полководца. Его отношение к войне не изменилось, он по-прежнему считает её ненужной, но здесь речь идёт о спасении армии, и Кутузов вынужден пожертвовать частью войска ради спасения всей армии. Командовал сражением князь Багратион, понимавший всю ответственность этого сражения.
Слайд 34На примере Долохова и Тимохина, Жеркова и Тушина автор показывает,
что такое истинный и ложный героизм.
Вся рота Тимохина проявила
героизм: когда, растерявшись, войска побежали, они одни атаковали французов, взяли трофеи и пленных. Но докладывает об этом Долохов, приписывая себе все заслуги и несколько раз повторяя свою фамилию. Его героизм эгоистичен, он заботится лишь о том, чтобы ему вернули звание.
Но настоящий героизм совершается не из-за расчёта на звания и награды, а из чувства долга и ответственности. Батарея Тушина вела огонь по противнику, оставшись без прикрытия. Приказ об отступлении должен был передать им Жерков, но он испугался. Четыре никем не защищённые пушки сдерживали наступление противника и, по словам князя Андрея», «успехом этого дня во многом они обязаны действиям капитана Тушина». Князь Андрей мечтает о подвиге, о славе, но всё увиденное им заставляет его задуматься об истинном героизме.
Слайд 357. «На совете вопреки мнению стариков – Кутузова и князя
Шварценберга , было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение
Бонапарту».
«Все выгоды были на нашей стороне: огромные силы, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт был до подробностей известен генералу Вейротеру…» (гл.9)
И всё-таки сражение было проиграно. «Гениальный» план Вейротера оказался хорош только на бумаге, а в действительности всё пошло совсем иначе. Кутузов понимал это ещё до сражения, но ничего не мог изменить. Поэтому, выражая своё презрение к недальновидным генералам, он попросту заснул во время военного совета, не желая участвовать в этом фарсе и борьбе амбиций.
Аустерлицкое сражение
Слайд 36«В пять часов утра было совсем темно»
Сражение началось с того,
что колонны союзников заблудились в тумане и вышли не туда,
куда следовало: «Нечаянно наткнулись на неприятеля… Французов предполагали за 2 весты от нас, а они явились вдруг неожиданно перед нами». Началась паника и беспорядок, все бросились бежать
«В пятом часу вечера сражение было проиграно на всех пунктах»
Ключевое слово туман имеет прямое и переносное значение. Туман – это не только природное явление, неожиданно нарушившее стройный план Вейротера. Туман прежде всего в головах военачальников и простых солдат, которые не видят целей и смысла сражения, у которых отсутствует нравственный стимул для участия в войне.
Аустерлиц выражает суть кампании 1805 года. «Эпоха наших неудач и нашего срама» - заявляет Толстой.
Слайд 37Аустерлиц стал эпохой позора и разочарования не только для всего
русского войска, но и для главных героев романа.
Князь Андрей
перед боем мечтает о славе, о подвиге. Его идеал – Наполеон. Его мечта – собственный «Тулон» (12).
Во время боя, казалось бы, мечта осуществилась: он подхватил знамя и повел за собой бегущих в панике солдат. Затем ранение…. и темнота… небо….
После боя состоялась его встреча с кумиром миллионов. Но! Слова кумира – «жужжание мухи», вид – «маленький, ничтожный человек». Теперь его мечта – тихая спокойная жизнь, семейное счастье. Идеал – «высокое чистое небо». Мысли – о ничтожности величия.
Произошла переоценка ценностей.
Т.О., «Аустерлиц» князя Андрея – это его разочарование в своём кумире, в своих мечтах и стремлениях.
Слайд 38Николай Ростов
Перед боем – желание отличиться
Кумир – Александр 1
Чувства умиления,
обожания, готовность умереть за своего кумира.
Во время сражения – близок
к осуществлению своей мечты (была возможность помочь государю перейти через канаву, но растерялся, и это сделал другой).
«Аустерлиц» Николая Ростова – это разочарование в самом себе, в своих юношеских идеалах.
Примечательная деталь: князь Андрей «возносится» к небу – Ростов «спускается с небес».
Но для обоих это новый этап в жизни, шаг вперёд в их нравственном развитии.
Слайд 39Параллельно с Аустерлицким сражением развивается сюжетная линия Пьер – Элен.
Для
Пьера женитьба на Элен – это тоже своеобразный «Аустерлиц», это
его позор, его поражение.
Вывод:
«Всеобщий Аустерлиц» - таков итог 1-го тома.
Страшная, бессмысленная, затеянная ради честолюбивых интересов знати, эта война была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.
Пьер Безухов
Слайд 40Семья Болконских
Княжна Марья.
Кн. Андрей мечтает о личной славе, о подвиге.
Смотр
войск в Браунау
Кутузов, солдаты, штабные офицеры
кн.Андрей
Шенграбенское сражение
Николай Ростов
Кн.Андрей
Мужество русских солдат: Тушин, Тимохин.
Светское общество
Шерер.
Курагины: Анатоль, Ипполит, Элен
Элен и Пьер
Знакомство, женитьба
Семья Ростовых
Наташа, Вера, Петя
Николай Ростов
Аустерлиц – «эпоха наших неудач и нашего срама»
Всеобщий «Аустерлиц» - итог 1-го тома
Сцены мирной
жизни
Военные сцены
Опорная схема к содержанию 1го тома