Слайд 1Работа с дошкольниками
по формированию
навыков звукового анализа
Слайд 2 Одной из важнейших задач подготовки к обучению
грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова.
Ведь от того, как ребёнок овладевает строением звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, и всё последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии.
Большая часть первоклассников не только не имеет понятия
о звуковом строении слова, но и страдает так называемой "фонематической глухотой"
Многие дети и слушают, но не слышат некоторые звуки,
другие путают близкие по звучанию,
третьим трудно вычленить один звук и так далее.
Это вызывает комплекс трудностей по бучению письму.
Анализ ошибок дисграфического характера, которые встречаются
в письменных работах школьников, показывают, что наиболее многочисленной оказалась группа ошибок на уровне буквы и слога.
А это ошибки, которые отражают в первую очередь
несформированность или
трудности в формировании звукового анализа.
Поэтому ещё в детском cаду необходимо знакомить детей
со звуковой стороной языка,
так как именно дошкольный возраст
самый благоприятный для усвоения
звукового состава слов.
Слайд 3Работа с дошкольниками
по формированию навыков звукового анализа
Важнейшим компонентом успешной работы детей по овладению грамотой
является сформированность фонематического восприятия, создающая в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как
- чёткое отделение одного звука от дpугoгo,
- установления последовательности этих звуков в слоге и слове,
- определение места каждого звука в словах.
Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для детей,
особенно для тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения.
Поскольку слово представляет собой определённую пространственно- временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, особенно, если в предыдущей возрастной ступени при овладении программным материалом по математике дети не усвоили понятие «ряд».
Часто дети не умеют расположить предметы в соответствии с заданием,
так как не владеют понятиями: «слева, справа, перед, за, между,
в начале, в середине, в конце», не могут найти предмет в ряду.
При подготовке к звуковому анализу
понятие «ряд»
становится основным.
Слайд 4
В этом случае используют разнообразные упражнения
по построению и анализу
состава предметного ряда.
Например, на материале сказок
состав ряда (сказка «Репка»)
Цель: уточнение представлений о составе ряда (порядковый счёт)
ряда по величине (сказка «Три медведя»)
Цель: уточнение представлений о величине предметов.
Анализ предметного ряда можно отрабатывать и на материале игрушек, предметных картинок, геометрических фигур (одного цвета или разноцветных / одного размера или разных по размеру)…
(учитывая возраст детей)
Задания - называть предметы:
по порядку: сверху-вниз / снизу-вверх
справа-налево / слева – направо
первый слева / справа – последний слева / справа;
в начале ряда – в конце ряда – в середине – между;
1-й, 2-й, 3-й …в ряду,
справа / слева от…
Примечание:
нужно учить детей ориентироваться в схеме собственного тела:
(предложить поднять свою « главную руку», назвать её (правая);
сказать, что мы делаем правой рукой;
поднять другую руку, назвать её (левая), (рука-помощница).
Эти знания закреплять постоянно в режимных моментах и играх.
Слайд 5Например,
можно организовать игру «Прогулка в парк»
(у детей наборы прямоугольников
разных цветов)
- Мы идём по дорожке: первая скамья на нашем
пути зелёная; следующая – жёлтая, за ней – синяя; в конце дорожки – красная.
(дети выставляют ряд в направлении слева направо,
хором и по одному перечисляют скамьи в этом направлении)
Мы дошли до конца дорожки.
Повернём назад и назовём все скамьи в обратном направлении (т.е. справа налево)
Предложить показать первую скамью слева
(на данном этапе это удобнее делать левой рукой);
первую скамью справа (правой рукой); вторую скамью слева…
Слайд 6
Наиболее сложная форма анализа предметного ряда –
определение последовательности и количества предметов ряда,
установление места по отношению к другим предметам
(после какого предмета, перед каким предметом).
Умение анализировать состав и строение предметного ряда обуславливает успешное овладение ребёнком сложными формами звукового анализа.
Дети испытывают затруднения при выполнении заданий на понимание или употребление слов-терминов «звук», «слово», «слоги».
Особого внимания требует слово-термин «звук».
Прежде, чем научить слышать звуки, различать их,
необходимо помочь ребёнку понять значение самого слова «звук».
Первоначальное ознакомление с этим термином целесообразно организовать на материале неречевых звуков,
используя звучащие игрушки, аудио-записи с голосами животных и птиц,
шумом транспорта, природных явлений и т.п.
Переход от занятий с неречевыми звуками
к ознакомлению со звуками речевыми –
важный момент в работе.
Необходимо показать различие
в способах образования неречевых и речевых звуков.
Слайд 7Последовательность ознакомления детей
с речевыми звуками:
а у и
о э ы п б м
ф в – II младшая группа
т д н к г х ы с с' з з' ц – средняя группа
ш ж ч щ л л' р р' j – старшая группа
В подготовительной группе – дифференциация звуков:
- шипящих и свистящих: с-ш з-ж ц-ч с'-щ
- звонких и глухих: в-ф з-с ж-ш б-п д-т г-к
Примечание:
В норме дети овладевают
правильным произношением данных звуков
в соответствии с представленной таблицей.
Если данные звуки не появляются
соответственно возрастным нормам,
то с такими детьми работает логопед
по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков.
Слайд 8
Дети пятого года жизни проявляют большой интерес к
звучащему слову.
Это позволяет формировать у них такие представления:
слова
звучат (каждое слово имеет определённое значение)
слова звучат и произносятся по-разному (громко, тихо, быстро, медленно)
слова бывают короткие и длинные (сок – соковыжималка)
слова состоят из звуков (звуки в слове следуют друг за другом,
их нельзя заменять, переставлять, так как слово не получится)
Детей учат вслушиваться в звучащую речь, обращают их внимание на отдельные звуки в словах, предлагают узнавать эти звуки.
Сначала дети припоминают гласные.
Детям предлагают послушать внимательно и посмотреть на рот взрослого
и сказать, какая песенка звучит: А-а-а. Дети повторяют.
Затем припоминание звуков проигрывается в других ситуациях
(например, как успокаивают куклу, когда та плачет. Дети повторяют: а-а-а).
Обращается внимание на то, что мы произносим песенку-звук [а].
Аналогично отрабатываются и другие гласные звуки (э, о, у, и, ы) АРТИКУЛЯЦИЯ!!!
Затем согласные звуки.
Целесообразно играть в игры типа «Поймай звук»
(узнавание звука на слух в ряду других звуков, слога с данным звуком, слова с данным звуком)
Когда дети научатся выделять разные звуки в слове,
можно переходить к обучению звуковому анализу.
В средней группе эта работа только начинается
с выделения первого звука в слове (гласного, а затем согласного).
аист, эхо, облако, улица, игры… мак, нос, волк …
Слайд 9
Научить выделять первый звук
в слове можно
в непосредственной образовательной деятельности
(дети слушают слова, сами их произносят, выделяя (утрированно произнося)
в них первый звук, и под руководством педагога устанавливают,
что звук стоит (или находится) в начале слова.
Умение выделять первый звук закрепляется во время игр и прогулок.
Можно, например, провести игры
«Услышь первый звук в слове»
(гласные под ударением: окунь, узел, адрес, имя, эхо…
затем в безударной позиции: аптека, изюм, актёр, этаж, узор)
(согласные, правильно произносимые всеми детьми группы: в, ф, м, н…:
мак, нос, вата, фокус…
«Услышь песенку-звук в середине слова»
(узнавание гласного в середине слова (куст, сок, сын, мак, дым…)
«Услышь последний звук в слове»
(гласный под ударением: кенгуру, окно, плоды, луна…
гласный в безударной позиции: груша, бусы, руки…)
(взрывные согласные: п, т, к… : суп, кот, сук, дом, сон…)
«Цепочка слов» (дом – мама – апельсин – нос – сом – мяч – чай…)
«Придумай слово с заданным звуком»
(припоминать слова, начинающиеся с выделенного звука).
Нередко дети называют слова, в которых нужный звук слышен
не в начале слова, а в конце или середине.
Не стоит отвергать ответ ребёнка.
Нужно объяснить и показать место звука в слове,
используя схему.
Слайд 10http://aida.ucoz.ru
Уважаемые педагоги!
Обучение ребёнка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени,
а также некоторых специальных знаний.
Одна из
важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов.
(«Собери слово из звуков» – К, О, Т = КОТ
«Назови звуки по порядку» - СОК = С, О, К)
Без умения соединять звуки в слоги и слова выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Прежде чем обучать ребёнка, необходимо самим вспомнить некоторые правила русского языка!
При обучении главное ПРАВИЛО: НЕ НАВРЕДИ!!!
Помните: ПЕРЕУЧИВАТЬ всегда намного труднее, чем НАУЧИТЬ.
Поэтому ваше обучение малыша должно быть ГРАМОТНЫМ!
Слайд 11http://aida.ucoz.ru
Запомните:
звуки речи мы слышим и произносим,
а буквы мы
видим и пишем!
Мы оперируем понятием ЗВУК!
Поэтому НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ ТЕРМИН «БУКВА»!!!
И
звуки произносите правильно: гласные протяжно, нараспев,
а согласные чётко и отрывисто, без никаких призвуков!!!
Даже при обучении грамоте в старших группах и звуки,
и соответствующие им буквы называются ОДИНАКОВО –
то есть так, как звучит ЗВУК.
Возьмём, к примеру, звук [м].
Мы произносим его отрывисто: М!
Ни в коем случае не ЭМ!
Говоря ЭМ, мы произносим два звука – [э] и [м].
Для звукового анализа в дошкольном возрасте
берутся простые слова,
написание которых не расходится с произношением!
Научившись анализировать простые слова
(типа: мак, мама, стол…),
ребёнок в дальнейшем сможет применить
полученные знания и для более сложных слов.
Слайд 12Тренировочные упражнения!
Называя звуки в словах помните, что
- гласные звуки произносятся
длительно, нараспев, так как воздушная струя не встречает преграды на своём пути,
- согласные звуки произносятся чётко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствие в ротовой полости -
зубы: [с] [з] [ц]…
губы: [п] [б] [м]…
язык: [ш] [г] [р]…
Слайд 13Запомните звуки речи:
Гласные:
Согласные:
[а]
[э]
[о]
[у]
[ы]
[и]
твёрдые
мягкие
звонкие
глухие
Слайд 14Называем звуки в слове:
[м]
[к]
[а]
м а к
Слайд 15Называем звуки в слове:
[к]
[о]
[т]
к о т
Слайд 16Называем звуки в слове:
[к’]
[и]
[т]
к и т