Слайд 1Этика и деонтология в стоматологии
Солодниковой А.М.
Кафедра ФПК и ППС
Слайд 2
«Деонтология» -
слово происходит от греческого deon — долг.
Одни
переводят его как «учение о долге», другие — как «учение
о должном» или «наука о должном».
Несомненно одно: в профессиональном мышлении медиков любых специальностей, в том числе и стоматологов, понятие долга или должного является исключительно важным, а основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества.
Слайд 3Медицинская этика
«душа медицины, мудрость врачевания» — зародилась на заре
развития медицины и развивалась параллельно с ней и с совершенствованием
здравоохранения.
Так, в Индии уже более 3000 лет назад, в ведийскую эпоху, древнему врачу надлежало придерживаться следующего кодекса:
Слайд 4Кодекс древнего врача
«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив,
Будь скромен,
подчини дела железной логике ума,
Старайся исцеленье дать больному,
Не требуя ни
жертв, ни блага для себя».
Слайд 5
Большинство стоматологов в своей повседневной деятельности руководствуются гуманными целями:
оздоровление населения;
избавление
пациентов от страданий;
бескорыстная лечебная помощь людям, нуждающимся в ней.
Слайд 6Однако некоторые врачи – стоматологи
видят пациента в качестве только
прямого или опосредованного источника своего заработка и существования.
В этом
случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.
Слайд 8
Медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения
медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997].
Слайд 9
Прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют:
общемедицинская подготовка,
владение
современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации,
психотерапевтическое искусство,
строгое
соблюдение правил внутренней и внешней культуры поведения.
Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.
Слайд 10Понятие «внутренняя культура» включает:
отношение к труду,
самодисциплину,
дружелюбие;
чувство коллегиальности.
Правила
внутренней культуры формируются в семье и школе.
Слайд 11Правила внешней культуры:
форма приветствия;
умение держать себя среди коллег и пациентов;
умение
вести беседу соответственно обстановке и условиям;
взаимная вежливость.
Студент, приветствуя
сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника.
Слайд 12Отношения между преподавателями, студентами, средним и младшим медперсоналом
должны базироваться
на:
взаимном уважении;
соблюдении субординации;
четком выполнении своих профессиональных обязанностей.
Слайд 13
К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам клиники
предъявляются следующие требования:
соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная
обувь на низком каблуке; аккуратная прическа);
использование при приеме пациентов защитных очков, перчаток, маски.
Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину.
Медицинская «униформа» не нуждается в украшении.
Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой.
«Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить»
[П.А. Леус, О.И. Абаимова, Л.А. Казеко и др., 1998].
Слайд 14Врачебная проблема
Истина в медицине иногда продвигается сквозь гипотезы и даже
ошибки.
Ни один доктор (увы!) не застрахован от ошибок.
Вероятность
ошибок наиболее высока в тех случаях, когда не были установлены хорошие взаимоотношения между врачом и пациентом.
Многочисленными исследованиями доказано, что в случаях, когда больные начинают критиковать своих лечащих врачей, они значительно реже касаются их профессиональной компетентности, а чаще жалуются на неадекватность общения с врачом.
Слайд 15Наиболее распространенные высказывания пациентов:
«Да, мне становится лучше. Но мне никто
не объясняет, что происходит»,
«Со мной вообще почти не разговаривают».
Слайд 16Причины неудачной коммуникации:
некомпетентность в вопросах правильного установления диалога «врач –
больной»;
отвлеченность от практики предмета медицинской этики и деонтологии;
традиционное для
прежних лет пренебрежение к личности больного;
кастовость мира врачей и т. д.
Слайд 17Неприятные контакты с медицинским персоналом
Больные в большинстве случаев находят неудовлетворительными
их взаимоотношения с врачами.
Часто доктора представляются им людьми, с
которыми трудно общаться:
они недружелюбны,
не соответствуют представлениям пациента,
не способны создать доверительные отношения с ним.
Слайд 18Отличительный момент современный медицинской этики
все большее и большее число больных
хочет участвовать в процессе принятия решений, касающихся их жизни и
здоровья: в частности, в выборе тактики лечения.
Подобная тенденция является следствием возрастающего образования и внимания к своему здоровью среди населения.
Это, в свою очередь, подразумевает еще большую компетентность врачей в тактике построения диалога с пациентом.
Слайд 19Модель взаимоотношений с пациентом
формируется на основании личностных качеств врача, его
такта и интуиции.
В настоящее время разрабатываются научные подходы к
построению правильного диалога
между врачом, больным и его родственниками.
Старшее поколение врачей работает так, как работали их учителя, как подсказывает им их опыт и воспитание.
Младшее поколение учится на примере старших, при этом совершенно игнорируя огромный мировой опыт.
Слайд 20Соблюдение принципов внешней культуры:
Демонстрация правил благопристойности, приличия, хорошего тона.
Соответствующий внешний
вид
- внешняя опрятность,
- необходимость следить за
чистотой своего тела, одежды, обуви,
- отсутствие излишеств в украшениях и косметике.
Форма приветствия
Умение держать себя среди коллег, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям.
Слайд 21
Одним из требований коллегиальных отношений является взаимная вежливость
Приветствовать друг
друга, не проявляя при этом фамильярности.
Молодой человек, приветствуя пожилого
человека, женщину или лицо старше себя по должности либо беседуя с ними, должен встать.
Очень важно быть сдержанным и тактичным, владеть собой и считаться с желаниями других людей.
Беседуя с коллегой, особенно со старшим, надо уметь слушать собеседника, не мешая высказать ему то, что он думает, а затем, если в этом имеется необходимость, спокойно возразить, но без грубости и личных выпадов, ибо это не способствует выяснению вопросов, а свидетельствует о бестактности и несдержанности.
Нетактичен и неуместен громкий разговор в медицинских учреждениях, не говоря уже о попытке выяснения личных отношений.
Слайд 22Сдержанность и чувство такта
необходимы в отношениях с коллегами, удрученными личными
переживаниями.
Бестактно спрашивать у них о причинах «плохого настроения».
Умение
дорожить своим и чужим временем является внешним проявлением внутренней собранности и дисциплинированности человека.
Слайд 23
Взаимоотношения врача и среднего медицинского персонала
должны строиться с учетом
того, что они заинтересованы в результате общего дела — в
успешном лечении пациента.
Постоянное желание помочь товарищу по работе, скромность и приветливость украшают медицинскую сестру.
Очень важным является тактичное отношение врача к младшему персоналу.
Требуя должной дисциплины, врач обязан разъяснять медицинским сестрам их обязанности и необходимое поведение с пациентами.
Слайд 24Требования к среднему и младшему медицинскому персоналу
В случае, когда у
медицинской сестры имеются какие-либо сомнения в отношении назначений или распоряжений
врача, она ни в коем случае не должна высказывать их в присутствии больного.
Когда пациенты видят соблюдение должной субординации, у них возникает ощущение, что в лечебном учреждении существует необходимый порядок.
Внимательное и заботливое отношение к больным благоприятно влияют на психику пациентов, повышают доверие больных к действиям врачей, способствуют соблюдению лечебно-охранительного режима.
Слайд 25Коллегиальные взаимоотношения
Во врачебном коллективе не должно существовать более или менее
важных дел, заданий и обязанностей.
Все задачи и проблемы в
одинаковой степени важны и все равно значимы.
Отношения в коллективе между его членами должны складываться на основе равенства, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимного доверия.
В нерушимости нормальных коллегиальных отношений должен быть заинтересован каждый из представителей коллектива.
Слайд 26Коллегиальные взаимоотношения достигаются путем:
преодоления личных симпатий или антипатий,
укрощения излишнего самомнения, задетого самолюбия, чувства зависти.
В интересах общего
дела всегда необходимо проявлять максимум такта, взаимопонимания, взаимной вежливости и самодисциплины.
Слайд 27Функции врача-стоматолога, которые наиболее часто вызывают профессионально-этические проблемы:
На примере клиники
терапевтической стоматологии:
диагностика болезней твердых тканей зубов;
обезболивание;
препарирование кариозных полостей;
эндодонтическое
лечение;
профессиональная гигиена полости рта;
медикаментозное лечение.
Слайд 28
Диагностика заболеваний
Большинство ошибок, допускаемых в медицине, как правило, происходит в
области диагностики, ибо медицина, в том числе стоматология, не только
наука, но и искусство.
К диагностике и лечению одного и того же зуба различные стоматологи подойдут по-разному.
Подход каждого врача будет иметь сходные основополагающие моменты и отличаться большим количеством дополнительных деталей.
Это придает работе элемент персональности, искусства и тем самым повышает ответственность врача.
В определенных условиях клиническая практика имеет элемент непредвиденности, особенно в области диагностики.
Врач обязан следовать всем логическим этапам выполнения диагностических мероприятий, начиная с анализа и синтеза полученной информации.
Слайд 29Врачебная ошибка
— это добросовестное заблуждение врача, которое повлекло или могло
повлечь определенный ущерб здоровью больного.
Активно практикующий врач может иногда
допустить ошибку, ибо в медицине без определенного риска зачастую нет возможности достичь желаемого терапевтического эффекта, невозможен прогресс.
Познание и признание ошибок представляют собой акт профессиональной честности, нравственное кредо и
являются самым верным путем их устранения.
Непризнание же ошибок представляет собой недеонтологический акт, несущий вред врачу и больному.
Слайд 30Классификация врачебных ошибок
комиссивные - когда делают что-то;
омиссивные - когда не
делают того, что надо;
несомненные и сомнительные;
доброкачественные и злокачественные;
Слайд 31Классификация врачебных ошибок
Фактические - относятся к природе медицинского факта, к
характеру работы и могут способствовать развитию медицины.
Нормативные - относятся к
неправильному профессиональному поведению врача и, как правило, приносят ущерб больному и медицине.
Слайд 32Источники вменяемых и не вменяемых в вину ошибок состоят в:
недостаточности
знаний (проблемы в знаниях);
отсутствии опыта;
дефиците трудовых возможностей;
ошибочно выработанных суждениях,
поспешная оценка
случая,
предвзятое мнение,
тщеславие или профессиональный снобизм,
чрезмерное доверие некоторым медицинским авторитетам,
погоня за первенством,
Слайд 33Источники вменяемых и не вменяемых в вину ошибок состоят в:
пробелах
в ведении документации,
чрезмерном оптимизме или пессимизме;
недостатках техники;
лабораторных артефактах или
ошибочных оценках лабораторных данных;
множестве лабораторных исследований, которое влечет за собой неуверенность в собственных суждениях и создает риск обойти исследования, дающие максимальный шанс для постановки верного диагноза;
пренебрежении тем, что именно клиническая проверка устанавливает истинность лабораторных обследований.
Слайд 34Принцип - «торопиться нужно медленно»!!!
Исключения составляют неотложные состояния!
Правильно собирать
и оценивать анамнез.
Кропотливость и максимальное внимание.
Клиническое чувство (способность целостной,
быстрой и правильной оценки ситуации).
Постоянная клиническая практика.
Анализ собственных наблюдений.
Слайд 36
Препарирование кариозной полости
В основе возникновения возможных этических проблем при препарировании
лежат следующие неправильные действия врача:
болезненное препарирование;
перегревание тканей зуба;
травма органов и
тканей полости рта;
«случайное» вскрытие полости зуба;
разрушение структур зуба;
недостаточное препарирование.
Это врачебные ошибки, которые могут повлечь осложнения, ухудшение состояния здоровья пациента.
В связи с указанными фактами наблюдается значительное число жалоб и нареканий больных.
Слайд 37Препарирование кариозной полости
Нередко врач, пользуясь тем, что пациент не может
владеть достаточным объемом знаний по проблемам стоматологии, скрывает свои серьезные
ошибки.
Оценивая качество боров, стоматолог заранее знает, что не сможет осуществить препарирование так, как этого требуют правила, но продолжает выполнение манипуляций, не обращая внимания на указанный факт.
Болезненное и травматическое препарирование зуба тупым бором является неграмотным действием стоматолога.
Если технически невозможно выполнение препарирования зуба, то не следует подвергать пациента неоправданным страданиям, неизбежно ведущим к осложнениям.
Слайд 38
Пломбирование
Большинство этических проблем, связанных с этой функцией стоматолога, возникает в
связи с постановкой пломб.
Нередко они имеют место уже через
2–3 дня после визита к специалисту.
В этой ситуации весьма сложно объяснить пациенту причину происшедшего.
Иногда можно услышать, что был плохой пломбировочный материал. Однако подобное объяснение неизбежно влечет за собой правомерный вопрос: «А зачем пломбировать таким плохим материалом?».
К сожалению, имеют место и такие случаи, когда имеется хороший пломбировочный материал, но врач пользуется плохим, потому что с ним легче работать.
Встречаются ситуации, когда пломбировочный материал был хороший, но пломба выпала.
Слайд 39
Пломбирование
Правильнее всего выпадение пломбы объяснить некачественной работой стоматолога.
Профессионально-этические проблемы
в рассмотренных случаях решаются по-разному в зависимости от ситуации и
индивидуальных особенностей пациента и врача.
Оптимальным решением следует считать признание специалистом своих ошибок и совершенствование профессионального уровня.
В платных лечебных учреждениях НАИБОЛЕЕ оправданным методом устранения некачественного пломбирования является переделка пломбы за счет врача!
Слайд 40
Эндодонтическое лечение
К сожалению, на данный момент далеко не все
стоматологи в совершенстве владеют методами эндодонтии.
Профессионально-этические проблемы возникают в
связи с осложнениями после эндодонтических процедур.
Пациент нередко обвиняет врача в некачественном проведении эндодонтического лечения, которое привело к осложнениям и закончилось удалением зуба, иногда — оперативным вмешательством, после которого требовалась длительная реабилитация.
Слайд 41
Эндодонтическое лечение
Врач, как правило, пытается оправдаться, ссылаясь на дефицит
необходимого инструментария, хороших пломбировочных материалов, недостаток времени, трудно проходимые каналы
корней зубов.
В этом случае возникает вопрос о моральном праве врача лечить больного, используя отсталые, неэффективные технологии, заведомо обрекая его на возникновение осложнений.
Слайд 42
Эндодонтическое лечение
У врача как представителя гуманной профессии каждая неудача
в лечении должна вызывать глубокие переживания на основе чувства сострадания
к больному.
Нельзя допускать обмана пациента.
Если больной знает, что удаление зуба является логически обоснованным этапом лечения, то в большинстве случаев это не вызывает обид и раздражения с его стороны.
Если пациент знает, что зуб должен быть удален из-за неквалифицированного лечения, то его реакция совершенно иная.
Слайд 43
Эндодонтическое лечение
С целью профилактики подобного рода профессионально-этических конфликтов следует:
в
совершенстве владеть техникой и методологией выполнения эндодонтических процедур;
не подвергать пациента
риску в случае сомнений по поводу успешного завершения лечебных манипуляций.
Слайд 44
Профессиональная гигиена
Выполнение данной функции может вызвать этические проблемы уже при
беседе с пациентом по вопросам гигиены полости рта.
Врач, замечая
зубной налет и зубной камень у больного, который только что рассказывал ему, как хорошо он чистит зубы, стоит перед дилеммой, как сообщить пациенту об имеющем место факте и при этом не обидеть последнего.
Если больной будет обижен или раздражен, то это неизбежно повлечет отсутствие взаимопонимания врача и пациента и отрицательно скажется на результате лечебно-профилактических мероприятий.
Слайд 45
Профессиональная гигиена
Специалистам всегда необходимо помнить, что пациент внимательно смотрит на
зубы врача, когда тот ведет беседу о гигиене полости рта.
Из уст врача с плохо чищеными зубами рекомендации по гигиене полости рта звучат не только неубедительно, но и оскорбительно для человеческого достоинства в лице сидящего перед ним пациента.
С целью профилактики этических проблем в данной сфере профессиональной деятельности стоматологам следует придерживаться следующих рекомендаций:
Слайд 46Профилактика этических проблем
рот стоматолога должен быть в идеальном состоянии (не
должно быть зубного налета, кариозные зубы должны быть вылечены, зубной
камень устранен, отсутствующие зубы замещены адекватными протезами);
нельзя говорить пациенту о плохой гигиене полости рта, не подтверждая это объективными тестами;
принимая во внимание то, что обсуждение гигиены полости рта является чувствительной темой, разговор об этом следует вести конфиденциально и в доверительном тоне не в отрицательном, а в положительном значении.
Слайд 47 Научно-обоснованные подходы к устранению этических проблем
Общество предусматривает ответственность врача
за состояние здоровья населения. Вместе с тем стоматолога необходимо научить,
как следует решать возникающие в процессе его профессиональной деятельности этические проблемы.
Существует два уровня в разрешении этических проблем:
первый уровень — это когда врач знает, как решить ту или иную этическую проблему, но на практике эти знания не применяет;
второй уровень — это тщательное выполнение практических действий.
Слайд 48
Практика показывает, что лишь небольшое число стоматологов справляется с задачами
второго уровня.
В связи с этим возникают следующие вопросы:
Какие умения
или навыки необходимо развивать молодым врачам?
Насколько стоматолог должен быть этически воспитан?
Может ли коллектив повлиять на уже имеющиеся у стоматолога этические взгляды?
Какие методы влияния эффективны?
Слайд 49
Для компетентного и морально ответственного персонала предлагаются следующие параметры:
распознать возникающие
моральные проблемы;
предложить ряд мероприятий, которые бы учитывали моральную ответственность
и права каждого индивидуума;
предусмотреть равноправие моральных ценностей в определенной ситуации;
обладать достаточной настойчивостью и социальным умением реализации хороших намерений.
Для осуществления вышеуказанной профессиональной тактики в решении этических проблем имеют значение:
индивидуальные особенности;
моральное поведение;
стремление к положительной деятельности.
Слайд 50Взаимосвязь профессионально-этических проблем с профессиональной компетентностью стоматолога
В профессионально-этических проблемах прослеживается
взаимосвязь с профессиональной компетентностью стоматолога.
У грамотного врача число ошибок
либо минимально, либо они отсутствуют, а следовательно, снижается количество индивидуальных и врачебных форм этических проблем.
Между грамотным и неграмотным врачом могут возникать коллегиальные проблемы.
Административные вопросы также не исключаются для грамотного врача.
Поэтому для снижения количества указанных проблем имеет значение коллективный уровень квалификации.
Это означает, что в лечебном учреждении все или большинство врачей должны быть высокой компетенции.
Слайд 51Снижению числа административных конфликтов способствует:
Регламентация трудовых отношений с учетом законодательства,
прав человека.
Должный уровень профессиональной подготовки специалистов.
Техническое оснащение стоматологических лечебно-профилактических
мероприятий должно соответствовать современному этапу развития науки и техники.
До недавнего времени считалось, что заинтересованность медперсонала в приобретении высокой квалификации нечто само собой разумеющееся, а моральный долг врача можно считать сформированным при получении диплома.
Однако многолетний опыт практической деятельности указал на то, что нередко специалист не верит многим положениям морального кодекса, клятве врача и ряду других моральных принципов.
Особенно влияет на моральное состояние врача его материальное обеспечение.
Слайд 52МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Принятый З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации
(Лондон, Великобритания, 1949 г.), дополненный 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней,
Австралия, 1968 г.) и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, 1983 г.)
Общие обязанности врачей:
Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.
Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.
Слайд 53
Общие обязанности врачей:
Врач должен ставить во главу угла сострадание и
уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все
аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.
Врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.
Слайд 54
С нормами медицинской этики не совместимы:
Самореклама, если она специально
не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации.
Выплата
врачом комиссионных за направление к нему пациента либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.
Врач должен уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну.
Слайд 55Врач должен лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской
помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние.
Врач
должен быть крайне осторожен, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы.
Врач должен утверждать лишь то, что проверено им лично.
Слайд 56
Обязанности врача по отношению к больному:
Врач должен постоянно помнить
о своем долге сохранения человеческой жизни.
Врач должен обратиться к
более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.
Врач должен хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.
Врач должен всегда оказать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.
Слайд 57
Обязанности врачей по отношению друг к другу:
Врач должен вести
себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы,
чтобы они вели себя по отношению к нему.
Врач не должен переманивать пациентов у своих коллег.
Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.
Слайд 58КЛЯТВА ГИППОКРАТА
«Клянусь Аполлоном врачом Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми
богами и богинями, беря их во свидетели, исполнять честно, соответственно
моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах;
его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, передать им безвозмездно и без всякого договора;
наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Слайд 59КЛЯТВА ГИППОКРАТА
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с
моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда
и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
Слайд 60КЛЯТВА ГИППОКРАТА
В какой бы дом я не вошел, я войду
туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного
и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступившему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».