Слайд 1Этика и этикет делового общения
ТЕМА 4: История и принципы этикета
АВТОР:
Баркова Элеонора Владиленовна д.ф.н. профессор
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В.
ПЛЕХАНОВА
Слайд 2План лекции
Этикет как «малая этика» и конкретно-исторический феномен
Генезис и основные
исторические формы этикета
Принципы и нормы современного этикета
Слайд 3Конкретизация этики и ее принципов на все виды отношений –
деловых, семейных и т.д. - раскрывается в прикладных аспектах
этики, характеризующих этикет и охватывающих конкретные формы проявления и требования этики - нормы поведения, принятые в тех или иных ситуациях.
Этикет как «малая этика» и конкретно-исторический феномен
Слайд 4Роль этикета в развитии деловой культуры обусловлена:
тем, что любое отношение
или коммуникация между деловыми людьми всегда определено условиями конкретной ситуации,
которую нужно уметь узнавать и адекватно интерпретировать,
необходимостью освоить современные правила делового общения в различных профессиональных пространствах,
востребованностью знать требования общения со старшии и младшими по должности и возрасту коллегами,
владеть основами международного делового общения с представителями различных национальных и региональных культур.
Этикет как «малая этика» и конкретно-исторический феномен
Слайд 5Развитие предмета дисциплины
Этика и этикет делового общения рассматривает:
взаимодействие
и синтез общеэтических принципов
конкретные этикетные правила деловых, профессиональных и других
отношений
В ней соединяется общее и особенное, теоретическая и практическая стороны этики.
Этикет как «малая этика» и конкретно-исторический феномен
Слайд 6Отбор наиболее эффективных правил делового общения в древнем мире.
Ранние
формы этикета.
II. Генезис и основные исторические формы этикета
Слайд 7Гермес – покровитель торговцев, послов и путников.
Послу давались карточки, сложенные
пополам – дипломы.
Отсюда – дипломатия
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Слайд 8
ПРОКСЕНИЯ – в Древней Греции форма межполисной связи, устанавливающаяся через
проксенов.
Проксены – граждане, оказывающие в своем полисе по личной
инициативе или по поручению государства гостеприимство и помощь (размещение приезжих, посредничество в переговорах дипломатов).
Слайд 9Аристотель:
три рода обходительности
КАТЕГОРИЯ МЕРЫ, СО-РАЗМЕРНОСТИ.
Аристотель и его принцип «золотой
середины» используется в современной деловой культуре.
Слайд 10ДРЕВНИЙ РИМ
Нормы поведения ориентированы на разумность и целесообразность
Концепция обходительности
в деловом общении.
Юлий Цезарь: Сдержанность - этическая ценность делового
человека.
Слайд 11Деловой протокол сегодня - это:
документ, определяющий стандарты поведения в
деловом общении,
набор самих правил, требований и технологий в деловых коммуникациях
Слайд 12Древний Рим
Забота о чести, личной славе
Нарушение правил,основанных на «золотой середине»
Аристотеля, в поздней культуре императорского Рима.
Пиры в Древнем Риме
Слайд 13
Этикет Средневековой Европы жестко поддерживал статусную иерархию, был формой ценностной
ориентации в деловом пространстве
Дипломатический и недипломатический протокол отличались лишь
мерой торжественности
Средневековье
Слайд 14Рыцарский этикет.
Кодекс морали и нравов
Распространение рыцарского этикета –
основа европейского, т.н. галантного поведения, основные элементы которого – вежливость,
предупредительность, почтительность – вошли в деловую культуру.
Основа оценки поведения рыцаря – отношение к врагу и женщине
Стремление к славе и подвигам
Рыцарь должен быть щедрым и не торговаться
Красота и привлекательность
Дамы и кавалеры ели из одной тарелки и пили из одного бокала
Слайд 15ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ
Новая деловая культура – исток современной
профессиональной этики и этикета.
Формирование современных норм делопроизводства в Венеции.
Гуманизм.
Обновление культуры, науки, искусства.
Рост внимания в первую очередь к этике.
Слайд 16МОНАРХИИ И ИХ ПРИДВОРЫЙ ЭТИКЕТ
Регулярность и жесткая регламентация всех процессов.
В определенное время вставать, держать и подавать одежду, как приветствовать,
кланяться, ходить.
Использование понятия «этикет» после одного из приемов при дворе Людовика XIV, на котором гостям были розданы карточки с изложением правил поведения.
Слайд 17ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Этика Нового времени – XVII-XVIII вв.
Рационализм, технологичность,
необходимость контролировать себя и не высказывать личных предпочтений относились к
нормам этикета.
Слайд 18ЭТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Развитие идеи личности усилило внимание к «Я» как
самоценности в деловой культуре.
Идея джентльмена, отказ от высокомерия, требование вежливости
и приветливости со всеми людьми.
Трактаты о воспитании Дж.Локка и Ж.-Ж. Руссо
Слайд 19XIX ВЕК
Этикет становится более утилитарным, упрощенным, утрачивает черты галантности,
утонченности.
Основными чертами этики и этикета становятся:
практичность,
обращение к
здравому смыслу,
ценность достоинства, равенства представителей разных социальных статусов перед требованиями приличий
Слайд 20Рост интереса к изучению этикета возрастает в ХХ веке, когда
процесс ускорения в развитии технологий и технологизация охватывает не только
производство и управление, но все аспекты жизни общества.
Как ведущая тенденция постиндустриального мира, технологизация сделала необходимыми рационально выверенные принципы и нормы общения и специально организованные правила поведения в деловой жизни.
III. Принципы и нормы современного этикета
Слайд 21III. Принципы и нормы современного этикета
Профессиональный этикет и его виды:
этикет
деловых приемов для различных официальных и неофициальных мероприятий
этикет межличностного общения
в формате личного и дистанционного контакта
правила сетикета
этикет делового застолья.
дарение и получение подарков
требования к изготовлению и использованию визитной карточки
этикетные нормы мужских и дамских дресс-кодов
Слайд 22Выводы по теме
1. Прикладные аспекты деловой этики формируются на протяжении
всей истории культуры.
2. Анализ генезиса и развития исторических форм
этикета показывает:
постепенное выделение тех категорий, которые легли в основу современных принципов этикета: вежливости, ответственности, долга, чести, достоинства, прав человека,
выделение тех обязанностей и правил, которые являются необходимыми и достаточными для успешного ведения дел и развития бизнеса
Слайд 23Рекомендуемая литературы по теме
Основная литература:
Этика деловых отношений : учебник / В.К. Борисов,
Е.М. Панина, М.И. Панов, Ю.Ю. Петрунин, Л.Е. Тумина. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019.
— 176 с.
Дополнительная литература:
Родыгина Н. Ю. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - Москва: ЮРАЙТ. 2019
Федцов В.Г. Культура ресторанного сервиса. М., Дашков и Ко, 2014
Щеникова Н.В. Традиции и культура питания народов мира. М., ИНФРА-М, 2015
Слайд 24Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов
Вопросы для самопроверки:
Что такое этикет?
Существуют
ли нормы этикета, одинаковые в любой культуре?
Каковы аспекты практического применения
норм этикета?
Назовите и охарактеризуйте виды этикета.
Задания для самостоятельной работы:
Обсудите проблему этикета в бизнесе и обществе.
Подготовиться к ролевой игре «Этикет межличностного общения»
Обсудите н6равственные принципы этикета
Сформулируйте основные требования этикета
Слайд 25Спасибо за внимание
Ваши вопросы
(499)237-9350