Разделы презентаций


Этика и культура межличностного общения. Лекция № 2,3. Гангнус Н.А. ДОЦЕНТ

Содержание

1. Характеристика и соотношение понятий: коммуникация, взаимодействие, общение, педагогическое общение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Характеристика и соотношение понятий: коммуникация, взаимодействие, общение, педагогическое общение.
Основные функции

педагогического общения и их операционное оснащение.
«Я-сообщение» как ключевая операция гуманистического

взаимодействия.
Техники активного слушания.
Этическая защита: понятие, функции, формы. Основные приемы этической защиты.

Этика и культура межличностного общения. Лекция № 2,3. Гангнус Н.А. ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Характеристика и соотношение понятий: коммуникация, взаимодействие, общение, педагогическое общение.Основные функции педагогического общения и их операционное оснащение.«Я-сообщение» как

Слайд 2 1. Характеристика и соотношение понятий: коммуникация, взаимодействие, общение, педагогическое общение.

1. Характеристика и соотношение понятий: коммуникация, взаимодействие, общение, педагогическое общение.

Слайд 3Педагогическое общение – разновидность гуманистического взаимодействия

Педагогическое общение – разновидность гуманистического взаимодействия

Слайд 4Признаки гуманистического взаимодействия

Признаки гуманистического взаимодействия

Слайд 5«Общение педагога с детьми, в процессе которого педагог содействует восхождению

детей на уровень коммуникативной культуры «человек-человек», научая детей воспринимать другого

и открывать другому свой внутренний мир».
Н.Е. Щуркова

Педагогическое общение

«Общение педагога с детьми, в процессе которого педагог содействует восхождению детей на уровень коммуникативной культуры «человек-человек», научая

Слайд 6«Открытие на общение»

2. Основные функции педагогического общения и их операционное

оснащение.

«Открытие на общение» 2. Основные функции педагогического общения и их операционное оснащение.

Слайд 7«Открытие на общение»

«Открытие на общение»

Слайд 82. «Соучастие партнёру общения»

2. «Соучастие партнёру общения»

Слайд 103. «Возвышение партнёра общения»

3. «Возвышение партнёра общения»

Слайд 11Оглашение субъектом своего состояния и отношения к поступку и действию

другого субъекта, как к явлению.

Рассмотрение поступка с философской точки

зрения

3. «Я-сообщение»

Оглашение субъектом своего состояния и отношения к поступку и действию другого субъекта, как к явлению. Рассмотрение поступка

Слайд 13Оценочное суждение приобретает опосредованный характер, и пед. оценка превращается из

открытой в скрытую. Она не указывает, не предписывает детям, как

они д. поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. Формулы «Я - сообщения»: «Я всегда...», «Мне всегда...», «Меня всегда...».
Оценочное суждение приобретает опосредованный характер, и пед. оценка превращается из открытой в скрытую. Она не указывает, не

Слайд 14Позволяет выразить негативные чувства в необидной форме! (говорю о себе,

о своих чувствах, обращаясь к ребёнку, не употрябляя «ты», «тебе»

→ БЕЗЛИЧНО!)
«Меня утомляет громкая музыка»
«Мне стыдно от взглядов соседей, когда дети ходят растрёпанными»
«Мне трудно собрать необходимые бумаги, когда мне мешают. Я начинаю нервничать»

Преимущества «Я-сообщения»

Позволяет выразить негативные чувства в необидной форме! (говорю о себе, о своих чувствах, обращаясь к ребёнку, не

Слайд 152. Даёт возможность детям ближе узнать взрослых. Дети, порой, сильно

удивляются, когда понимают, что взрослые тоже чувствуют!!!
3. Когда взрослые открыты

и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих.
4. Высказывая чувство без приказа или выговора, мы даём детям возможность самим принять решение!

Преимущества «Я-сообщения»

2. Даёт возможность детям ближе узнать взрослых. Дети, порой, сильно удивляются, когда понимают, что взрослые тоже чувствуют!!!3.

Слайд 16Ситуация:
Вы в который раз зовёте дочь садиться за стол. Она

отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали

сердиться.

«Ты-сообщение»
«Меня сердит, когда ты не слушаешься»
«Я-сообщение»
«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»

«Я-сообщение»

Ситуация:Вы в который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими

Слайд 17Ситуация:
У Вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело

прерывает Вас.
«Ты-сообщение»
«Не мешай разговаривать»
«Ты не можешь заняться чем-нибудь другим, пока

я разговариваю?»
«Я-сообщение»
«Мне трудно беседовать, когда меня прерывают»

«Я-сообщение»

Ситуация:У Вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело прерывает Вас.«Ты-сообщение»«Не мешай разговаривать»«Ты не можешь заняться

Слайд 18Часто – привычные ответы!
Ситуация: Как бы вы ответили на такую

жалобу?
-Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла

с другой девочкой, они даже не взглянули на меня.
Ответы:
-А ты попробуй, подойди к ним первая.
-Наверное, ты сама в чём-то виновата.
-Не знаю, что делать. Подари им что-нибудь.
Такое часто бывает в жизни. Постарайся так сильно не переживать.
-Брось переживать. Давай лучше поиграем.

4. «12 барьеров» на пути активного слушания

Часто – привычные ответы!Ситуация: Как бы вы ответили на такую жалобу?-Таня больше не хочет со мной дружить.

Слайд 19Ни одного удачного ответа!!!
ПОМЕХИ!
1. Приказы, команды:
«Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси

ведро!», «Быстро спать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!»
Результат:

нежелание вникнуть в проблему, неуважение!!!→→→
ЧУВСТВО БЕСПРАВИЯ, БРОШЕННОСТИ…

«12 барьеров»

Ни одного удачного ответа!!!ПОМЕХИ!1. Приказы, команды:«Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро спать!», «Чтобы больше я этого

Слайд 202. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я

уйду», «Ещё раз повторится, я возьмусь за ремень», «Не придёшь

вовремя, пеняй на себя!»

Угрозы бессмысленны. Они загоняют ребёнка в ещё больший тупик…
При частом повторении дети к ним привыкают и перестают реагировать..

«12 барьеров»

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Ещё раз повторится, я возьмусь за

Слайд 213. Мораль, нравоучения, проповеди:
«Ты обязан вести как подобает!», «Ты

должен уважать взрослых!», «Каждый человек должен трудиться!»
Ничего нового из таких

фраз дети не узнают
Чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, чаще – вместе взятое
!!! МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ И НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОСПИТЫВАЮТСЯ В СЕМЬЕ!!!
СПОКОЙНО!!!

«12 барьеров»

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести как подобает!», «Ты должен уважать взрослых!», «Каждый человек должен трудиться!»Ничего

Слайд 224. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «По-моему,

нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоём месте сдал

сдачи».

Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы его умнее…

«12 барьеров»

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на

Слайд 235. Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что

перед едой надо мыть руки», «Сколько раз тебе говорила!»…
ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ:

«Отстань», «Сколько можно», «Хватит».
В лучшем случае – перестают слушать!!!

«12 барьеров»

5. Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз

Слайд 246. Критика, выговоры, обвинения: «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ!», «Опять ты

всё сделала не так!» «Всё из-за тебя» «ВЕЧНО ТЫ!»
НИКАКОЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ!
Реакция: активная защита либо нападение!
КАК ВЫЖИЛИ БЫ ВЫ В УСЛОВИЯХ ПОСТОЯННОЙ БОМБАРДИРОВКОЙ КРИТИКОЙ СО СТОРОНЫ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА?

«12 барьеров»

6. Критика, выговоры, обвинения: «НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ!», «Опять ты всё сделала не так!» «Всё из-за тебя»

Слайд 257. Похвала.
Важно!!!
Похвала-поощрение
Похвала-одобрение
В похвале – всегда элемент оценки.
«Молодец, ты

просто гений!»
«Ты у нас самая красивая!»
Когда часто хвалим, ребёнок начинает

понимать – где похвала, там и выговор.
Хваля в одних случаях, осудят в других!
Зависимость от похвалы.
Выход – ГОВОРИТЬ ПРО СВОИ ЧУВСТВА:
- «Ведь правда, я плохо поступил?»
- «Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!»


«12 барьеров»

7. Похвала. Важно!!! Похвала-поощрениеПохвала-одобрениеВ похвале – всегда элемент оценки.«Молодец, ты просто гений!»«Ты у нас самая красивая!»Когда часто

Слайд 268. Обзывание, высмеивание.
«Плакса!, «Ты просто дубина!», «Не будь лапшой»
Дети –

ОБИЖАЮТСЯ, ЗАЩИЩАЮТСЯ («А сама какая?», «Ну и буду таким!»)
9. Догадки,

интерпретации.
«Я знаю, это всё из-за того, что ты…», «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой»
Дети – защита, желание уйти от контакта.
10. Выспрашивание, расследование.
«Почему?», «Скажи», «Всё равно узнаю…»
Выход – вопросы заменить на утверждения.

«12 барьеров»

8. Обзывание, высмеивание.«Плакса!, «Ты просто дубина!», «Не будь лапшой»Дети – ОБИЖАЮТСЯ, ЗАЩИЩАЮТСЯ («А сама какая?», «Ну и

Слайд 2711. Сочувствие на словах.
«Я тебя понимаю, сочувствую…»
ФОРМАЛЬНО
«Успокойся, не обращай внимания»,

«Перемелется, мука будет» - пренебрежение
Может быть, просто помолчать и прижать

к себе?

12. Отшучивание, уход от разговора.
Мы проявляем чувство юмора, а проблема остаётся!
А что говорить о таких словах, как «Отстань!», «Мне не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!»

«12 барьеров»

11. Сочувствие на словах.«Я тебя понимаю, сочувствую…»ФОРМАЛЬНО«Успокойся, не обращай внимания», «Перемелется, мука будет» - пренебрежениеМожет быть, просто

Слайд 281. Техника открытых вопросов.
«А что ты уже сделал?»
«А как это

произошло?» «А что было перед этим?»
«Что ты сказал?»
«Что тебе ответили?»
ИЗБЕГАТЬ

ВОПРОСА «ПОЧЕМУ?»

2. Техника выяснения.
«Расскажи, пожалуйста, поподробней, как это произошло?»
«Приведи пример»
«Я не совсем поняла, что ты имеешь ввиду, поясни, пожалуйста…»

4. Техники активного слушания

1. Техника открытых вопросов.«А что ты уже сделал?»«А как это произошло?» «А что было перед этим?»«Что ты

Слайд 293. Техника перефразирования.
ЧТО ПОЛУЧИЛ, ТО ОТДАЛ!
«Правильно ли я поняла, что…»
«Ты

имеешь ввиду, что…»
«Ты считаешь, что…»
4. Техника «эхо»
Повторение последнего или последних

двух слов.
Сигнал для контакта: «я здесь, я слышу»

Техники активного слушания

3. Техника перефразирования.ЧТО ПОЛУЧИЛ, ТО ОТДАЛ!«Правильно ли я поняла, что…»«Ты имеешь ввиду, что…»«Ты считаешь, что…»4. Техника «эхо»Повторение

Слайд 305. Техника редактирования.
Повторение важной информации, эмоционально насыщенные, категорийные слова («Никогда»,

«Никуда», «Всегда»)
6. Техника выяснения чувств.
Слёзы, переживания
«Что с тобой происходит, когда

мне рассказываешь об этом?»
«Что ты сейчас чувствуешь?»
«А на душе у тебя как?»
Осознать и принять чувства!!!

Техники активного слушания

5. Техника редактирования.Повторение важной информации, эмоционально насыщенные, категорийные слова («Никогда», «Никуда», «Всегда»)6. Техника выяснения чувств.Слёзы, переживания«Что с

Слайд 317. Отражение.
Человек не знает, как сказать, стесняется.
Сами обозначаем эмоции: «Мне

кажется, что тебе очень обидно»
«Мне кажется, что ты злишься»
«Кажется, что

тебе хочется заплакать»

8. Провокация эмоций.
Поощрение в проявлении чувств.
«У тебя сжались руки, как будто…»
«Сожми руки ещё сильней»
«Ты сжал губы, как будто боишься закричать…»

Техники активного слушания

7. Отражение.Человек не знает, как сказать, стесняется.Сами обозначаем эмоции: «Мне кажется, что тебе очень обидно»«Мне кажется, что

Слайд 32 ЭЗ - это защита человека от посягательства на

его достоинство, производимая морально-этическими средствами.

Функции ЭЗ:
сохранение достоинства педагога как человека;

демонстрация детям умозрительного опыта, предоставляющего образ поведения человека, не позволяющего унижать человеческое достоинство;

5. Этическая защита.

ЭЗ - это защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами.Функции ЭЗ:сохранение достоинства

Слайд 33коррекция недостойного поведения ребенка, и, одновременно, предложение ребёнку возможного варианта

поведения в ситуации, обогащение его новыми формами поведения;
поддержка ребёнка, сохранение

его достоинства, несмотря на его асоциальное поведение, оскорбительное для педагога.

Этическая защита.

коррекция недостойного поведения ребенка, и, одновременно, предложение ребёнку возможного варианта поведения в ситуации, обогащение его новыми формами

Слайд 34
Скрытая форма защиты - корректирует поведение маленького или наивного, непросвещённого

ребёнка, слепо воспроизводящего бескультурные формы общения.

Приёмы защиты:
«Вопрос об адресате»
«Вопрос на

воспроизведение»
«Окультуренное воспроизведение»
«Оправдание поведения»
«Проявление доброжелательности»

Этическая защита

Скрытая форма защиты - корректирует поведение маленького или наивного, непросвещённого ребёнка, слепо воспроизводящего бескультурные формы общения.Приёмы защиты:«Вопрос

Слайд 35 Сильная форма защиты открытого плана - для

детей старшего возраста или для общения со взрослыми, осознающими свои

действия.

Приёмы защиты:
«Великодушное прощение»
«Сопоставление поведения с достоинствами партнёра»
«Оставить наедине с собою»
«Доведение до абсурда»

Этическая защита

Сильная форма защиты открытого плана - для детей старшего возраста или для общения со

Слайд 36 Главное в ЭЗ - не опускаться на дно

культуры, куда увлекают человека обида и гнев. Тональность ЭЗ не

допускает иронии, издевки, сарказма в адрес ученика. ЭЗ - гуманистический способ коррекции взаимоотношений людей.

Главное в ЭЗ - не опускаться на дно культуры, куда увлекают человека обида и гнев.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика