Слайд 1Этика как наука и учебная дисциплина
Учебные вопросы:
Становление этики как науки
Предмет
и объект этики
Слайд 2Становление этики как науки обусловлено:
Осмыслением отношений человек-человек:
люди могут вести себя
хорошо или плохо
правильная жизнь заключается в послушании, т.е. готовности услышать
и принять на себя верное слово
человек –общество:
действия отдельных людей могут влиять на общественную жизнь, делать ее не такой, какой она была прежде (подвижники)
Этапы становления этики: от этических проблем до системы взаимосвязанных проблем и понятий (1тысячелетие до н.э.)
Слайд 3Подвижники А.Оптинский (1812-1891)
Слайд 4Подвижники С. Саровский (1757-1833)
Слайд 5Этимология слова «этика»
Термин «этика» произошел от слова «этос», означающего:
привычное
место обитания скота (поэмы Гомера)
совместное жилище
правила, порожденные совместным существованием (Гесиод,
У11 в. до н.э.)
этос в переводе с древнегреческого на латынь moralis (Цицерон)
Позднее под моралью стали понимать нравы, а этика стала обозначать науку о морали. Слово этика ввел в оборот Аристотель в 1У в. до н.э.
Слайд 9Универсальность морали и этики
Палестина, У111-1У вв. до н.э. Учения иудейских
пророков (чистота сердца важнее следованию законам)
Древняя Индия, У1-У вв. до
н.э. Индо-буддистские идеи сансары, кармы и дхармы, согласно которым каждый поступок человека как добрый, так и дурной не проходит бесследно, влияет на последующие рождения. Джайнизм возник раньше индуизма, утверждал пантеизм (Бог везде), поэтому любая форма жизни священна
Древний Китай, У-1У вв до н.э. Конфуцианство и даосизм
Древняя Греция, У-1У вв. до н.э. Этика- практическая философия
Слайд 10Универсальность морали проявляется
в одной идее, лежащей в основе всех этических
систем:
отношение человека к миру определяется ответным отношением мира к человеку.
Это находит отражение в:
вознаграждении/возмездии (успех или неудача в жизни зависит от того, как ты себя ведешь)
противоположности добра/зла и способности к оценкам хорошо/плохо
Слайд 11Источники этики
Мифология. В мифах давались положительные (герои) и отрицательные образцы
поведения (антигерои)
Священные и канонические тексты: Веды, эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна»
(Индия), «Книги песен», «Книги преданий» (Китай), эпические поэмы Гомера и Гесиода (Греция)
Слайд 16Источники этики
Правила житейской мудрости (пословицы и поговорки), возникшие из культурной
практики пророчеств (профетизма):
Береженного Бог бережет
Сделай все, что можешь, и будь
что будет
Хочешь победить врага – воспитай его детей
Не в силе Бог, а в правде
Хочешь изменить мир, начни с себя
Береги платье снову, а честь смолоду
Слайд 17Советы практической мудрости касались:
Отношений к самому себе
Отношений к другим людям
Отношений
между родителями и детьми
Отношений между правителями и подданными
Отношений к богам
(боги, власть, люди)
Правила житейской мудрости получили название канона, т.е. правила, нормы
Слайд 18Первое нравственное правило
Обобщение правил житейской мудрости привело к формированию «золотого
правила нравственности», которое обнаруживаем в каждом из четырех центрах становления
этики.
Слайд 19Золотое правило нравственности
«Что ненавистно тебе самому, не делай никому» (иудейский
пророк Товит)
«Чего я не желаю, чтобы другие делали мне, того
же я желаю не делать другим» (Конфуций)
«Самая лучшая жизнь, когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других» (Фалес)
Слайд 20Предмет и объект этики
Предмет этики – мораль (связана со словом),
нравственность (нравы).
Мораль – особая форма регуляции человеческого поведения.
Этика или философия
морали – учение о нравственности как форме теоретического осознания моральной жизни
Слайд 21Уровни этического знания
Теоретическая этика. Включает в себя учение о сущности,
специфике и функциях морали, исторических типах нравственности, историю этических учений
Прикладная
этика изучает функционирование нравственности в отдельных сферах человеческой жизни. Ее разновидности – биоэтика (эвтаназия, смертная казнь, евгеника, клонирование и т.п.), политическая этика, юридическая этика, этика бизнеса и т.д.
Слайд 22Объект этики
Разные уровни нравственных отношений:
Я и Другой, межличностные отношения, субъект-субъектные.
Изучаются в гедонистических и эвдемонистических учениях
Я и общество (социальная этика).
Например, этика утилитаризма (ХУ111 в., И. Бентам). Проблема сочетания личного интереса и общественной пользы.
Слайд 24Объект этики
Я и Абсолют. Этика перфекционизма (Ф. Ницше, Л. Толстой).
Одна из разновидностей – этика ненасилия (Г.Д. Торо, М. Ганди,
Л. Толстой, А. Швейцер, М.Л. Кинг)
Я (общество) – природа (этика окружающей среды)
Абсолютные ценности – любовь (агапэ) и ненасилие, в восточной культуре ненасилие - ахимса
Слайд 27Категории этики
Как наука этика имеет свои понятия (категории) – благо,
добро/зло, справедливость, честь/достоинство, долг/совесть, счастье/смысл жизни
Слайд 28выводы
Этика – одна из наиболее древних форм духовной деятельности. Потребность
в осмыслении различных уровней человеческих отношений появилась еще на заре
цивилизации
Слайд 29Глоссарий
Этика, мораль, нравственность, дхарма, карма, сансара, ахимса, агапэ, гедонизм, эвдемонизм,
утилитаризм, перфекционизм, профетизм