Слайд 1Этножурналистика
Мастер-класс
Ведущий: д.пед.наук, профессор Дорощук Елена Сергеевна
E-mail: Leona31@yandex.ru
Слайд 2План курса
Общий объем курса – 32 часа, 16 недель.
Контактная
работа: 8 часов – лекции; 24 часа – практические занятия.
Форма
отчетности – экзамен.
Форма занятий – дистанционно-аудиторная с дискуссиями, квестами и экскурсиями.
Предусмотрен мастер-класс этножурналиста, занятие-экскурсия.
Слайд 3Формы текущего контроля в рамках БРС
Слайд 4Тема 1. Этнические процессы
1. Понятие «этнос» и «этническая культура».
2.
Этнические процессы.
3. Этнокультурное развитие.
Слайд 5ЭТНОС
Жизнь и деятельность людей рассматривается как часть мирового процесса в
целом. Человек стремится осознать свое единство с природой, космосом.
Проблемы: реально
в жизни люди разобщены, конфликтуют друг с другом, ведут войны.
Слайд 7Расы человека
А) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством
происхождения и определенной общностью распространения
Б) Три основные: негроидная, европеоидная, монголоидная
В)
основные признаки отличия рас: цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т. д, они не должны абсолютизироваться: все расы современного человечества обладают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации
Посмотрите внимательно друг на друга: что можете сказать о наследственных физиологических особенностях каждого?
Слайд 8Группы
На основе выделения определенных социальных ролей – конкретного положения и
статуса в системе общественных отношений, закрепленных в связи с этим
функций и обязанностей
Наиболее значимы – классы, этносы, нации, а также религиозные конфессии.
Слайд 10Классы
Группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по распределению
прибыли в зависимости от того, кто является владельцем средств производства
Собственники
Слайд 11Этнос
Элемент социальной структуры общества
Этнос – от греч. ethnos – племя,
группа, народ – исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая
едиными языком и культурой, а также общим самосознанием.
Слайд 12Теория этноса Льва Гумилева
Основа – географическое в этносе, связь с
ландшафтом, который кормит приспособившихся к нему людей и развитие которого
в то же время зависит от особого сочетания природных явлений с социальными и искусственно созданными условиями.
«Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится история, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конкретных народов».
Слайд 13Формирование этноса
На основе единства территории и экономической жизни.
Но, многие народы
в результате миграционных процессов могут быть расселены в пределах нескольких
государств.
Признаки этноса: язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.
Слайд 14Типы этносов
Род и племя (первобытно-общинный строй)
Народность (рабовладельческая и феодальная формации
– обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие
те или иные формы национально-территориальной автономии.
Нация (капиталистические отношения).
Слайд 15Нация
Большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную
чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт
национальной психики, а также очень тесными экономическими связями
Слайд 16Процесс развития наций
Нация чаще всего – это результат этнического развития
народностей, чье название они обычно и сохраняют.
Некторые нации образуются
в процессе слияния нескольких народностей.
Иногда наоборот: одна народность дает начало формирование двух или нескольких новых образований: из древнерусской народности образовались несколько наций – русская, украинская и белорусская.
Некоторые народности не могут сформироваться в нации в силу малочисленности.
Слайд 17Задача для обдумывания
Как можно объяснить стихотворные строки Н. Некрасова
Кто живет
без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей
В каком контексте
Вы могли бы их использовать в своей журналистской работе?