Слайд 1«Евгений Онегин» – первый реалистический роман в русской литературе.
История создания,
особенности композиции, сюжета, система образов.
Слайд 2«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина,
самое любимое дитя его
фантазии…
Здесь вся жизнь его;
здесь его чувства,
понятия идеалы…
В.Г. Белинский
Слайд 3История создания романа
Роман был написан
в течение 7 лет (1823-1830
гг.)
1830 г. – создана и уничтожена 10 глава.
1832 г. –
переделана 8 глава и написано письмо Евгения Онегина Татьяне Лариной.
1833 г. - первое полное издание романа Пушкин включает, кроме 8 главы, «Отрывки из путешествия Онегина».
Слайд 4История создания романа
Первое упоминание о работе Пушкина над
романом находим
в его одесском письме
П.А. Вяземскому 4 ноября 1823 года:
«Что
касается до моих занятий, я пишу не
роман, а роман в стихах – дьявольская
разница…»
Слайд 5История создания романа
«О моей поэме нечего и думать… Если когда-нибудь
и будет напечатана, то, верно, не в Москве и не
в Петербурге… Не знаю, пустят ли бедного «Онегина»
в небесное царствие печати; на всякий случай попробую …»,
«..Чтоб напечатать Онегина, я …готов хоть в петлю» - писал он в 1823 – 1824 годах П.А. Вяземскому, Бестужеву, А.И. Тургеневу.
Слайд 6Реали́зм — направление в литературе и искусстве, целью которого является полное,
правдивое изображение действительности в её типичных чертах.
Слайд 7Черты реализма:
правдивое и достоверное изображение жизни;
изображение определенной исторической эпохи, событий;
взаимодействие
героя с общественной средой;
типизация характеров и явлений;
обусловленность характера героя общественной
средой;
изображение жизни и характеров в развитии;
открытый финал (неразрешенность или незавершенность конфликта);
принципы народности и историзма;
Новые типы героев: тип «маленького человека», тип «лишнего человека», тип «нового героя».
Слайд 8Главные герои романа –
обыкновенные люди. Меняются не только события
в жизни героев – меняются их характеры, образ мыслей.
Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам. Перед нами типичные герои в типичных обстоятельствах.
Реализм
Слайд 9Реализм
Художественные особенности романа как реалистического произведения:
В романе дается широкая картина
жизни того времени, ее разнообразных связей с Европой, общественно-политическая, экономическая
и культурная обстановка той эпохи. Действие романа разворачивается в Петербурге, Москве, в помещичьих усадьбах и в разных уголках провинциальной России. Перед нами проходят различные группы населения: дворянство, городское население, крепостное крестьянство.
2. Роман «Евгений Онегин» - лиро-эпическое произведение. В нем присутствует повествовательная и лирическая части (27 отступлений, 50 небольших вставок).
Слайд 10Реализм
Художественные особенности романа как реалистического произведения:
3. Для органического сочетания повествовательной
и лирической части в одном произведении, для легкого перехода от
рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений Пушкин выбирает форму непринужденной беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.
4. Уникальность положения Автора в романе. Автор - не традиционный рассказчик, ведущий повествование о героях и событиях, четко отделяя себя от них и от читателей; он является и создателем романа, и одновременно его героем.
Слайд 11«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни»
В своей поэме он
умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит
исключительно к миру русской природы, к миру русского
общества.
«Онегина» можно назвать
энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
В. Белинский
Слайд 13Композиция романа
Принципы построения произведения:
Принцип симметрии («зеркальная» композиция романа). 3 и
8 глава – встреча-письмо-объяснение.
Принцип параллелизма. (Параллельно показано развитие отношений
Онегина и Татьяны и Ленского и Ольги; автор проводит параллель между событиями своей жизни и жизнью героев).
3. Принцип антитезы в построении системы образов. (Герои произведения противопоставлены: Онегин – Ленский, Татьяна – Ольга, столичные дамы. Автор – герой. Петербургское дворянство – провинциальное дворянство).
Слайд 14Композиция романа
ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
Сон Татьяны (аллегорический сон, предсказывающий будущие события).
2) Авторские
отступления (автобиографические, бытовые, литературно-критические, гражданско-патриотические).
Благодаря отступлениям события частной жизни
героев вплетаются в социально-исторический и культурный план эпохи.
Слайд 161-ая сюжетная линия
1 часть
Завязка – встреча Е. Онегина и Т.
Лариной
Кульминация – письмо Т. Лариной Е. Онегину
Развязка – финальный монолог-отповедь
Е. Онегина
2 часть
Завязка - встреча Е. Онегина и Т. Лариной
Кульминация – письмо Е. Онегина Т. Лариной
Развязка - финальный монолог-отповедь Т. Лариной
Слайд 171-ая сюжетная линия
1-7 главы – история любви Татьяны Лариной к
Евгению Онегину; параллельно показано развитие отношений Владимира Ленского и Ольги
Лариной.
8 глава – история любви Евгения Онегина к Татьяне Лариной, светской даме, княгине.
Слайд 18Хронология романа
Роман начинается зимой 1819 года.
Весной 1820 года Онегин едет
в деревню (а автор — на юг, в ссылку). Там
Онегин знакомится с Ленским и с Татьяной.
Летом 1820 года Татьяна пишет письмо и происходит первое объяснение Онегина с Татьяной.
Зимой 1821 года в Татьянин день Онегин на балу у Лариных.
Через день, т. е. 14 января, — дуэль.
В 1821 году Онегин уезжает путешествовать.
Зимой 1821-22 года Татьяна приезжает в Москву и вскоре выходит замуж.
Онегин попадает в Одессу, когда там был Пушкин, т. е. в 1823 или 1824 году.
Затем Онегин направляется в Петербург, где проводит зиму 1824/25 года, вновь встречается с Татьяной.
Весной 1825 года — последнее объяснение с Татьяной.
1819 — 1825 годы — годы созревания декабристского движения .
Слайд 20ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА
Онегинская строфа позволяет автору создать эффект живой речи, непринужденного
разговора автора с читателем.
Слайд 21СИСТЕМА ОБРАЗОВ
АВТОР
ЛЕНСКИЙ
ТАТЬЯНА
ОНЕГИН
ОЛЬГА
Слайд 24«Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком.
По принятым в свете нормам Онегин «умен и очень мил».
Будучи
человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе.
В начале романа это молодой человек с душой старика, появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».
Слайд 25Знаток «науки страсти
нежной», он сразу разглядел в Татьяне ее
непохожесть на других. Получив её признание в любви, Онегин не
воспользовался наивностью девушки, а «явил души прямое благородство» - повел себя как воспитанный и порядочный человек.
Слайд 26В Онегине сложное переплетение «старого» и «нового»: он принимает вызов
Ленского на дуэль, понимая нелепость поединка. Боязнь быть смешным, сделаться
предметом сплетен влияют на поведение Онегина во время дуэли.
Он испугался
«мненья света», которое презирал, и стал виновником гибели Ленского.
Слайд 27Переживания, размышления, путешествия обогатили внутренний мир героя – теперь он
способен не только холодно анализировать,
но и любить. Любовь для
Пушкина – пробуждение души.
В конце романа перед нами уже не «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.
Слайд 28Татьяна Ларина
Внешность и характер героини дороги автору. «Ни красотой сестры
своей, / Ни свежестью ее румяной / не привлекла б
она очей. / Дика, печальна, молчалива». «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: играм предпочитала уединение, ей « с детства нравились романы» и рассказы няни о старине.
Слайд 29В любви Татьяна отличается от светских девушек: нет кокетства, жеманства.
Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием романов она создает
в своем воображении романтический образ возлюбленного. Таким предстал перед нею Евгений Онегин. Татьяна проявляет решительность и смелость: своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.
Слайд 30 В основе ее мира – народная культура. Татьяна
тонко чувствует природу: душевная чуткость делает ее ближе к простому
народу, чем к светскому обществу. Даже имя её привычнее в народной среде. Им впервые названа героиня романа.
Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с
богатым внутренним миром.
Слайд 31Светская жизнь только подчеркивает цельность натуры героини. Став женой генерала,
уважаемой дамой, Татьяна остается прежней. Она не изменяет своим духовным
ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе чистоту и искренность. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Она воплощение идеального образа русской женщины, «милый идеал» Пушкина.
Слайд 32Евгений Онегин и Владимир Ленский
Это антиподы –
«волна и камень»,
«лед и пламень»,
«от делать нечего друзья»…
Онегин получил традиционное
дворянское воспитание и образование
Ленский учился в Германии . Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие
Слайд 33Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для
него нет никаких ценностей –
он не ценит любовь, дружбу.
«Нет:
рано чувства в нем остыли /Ему наскучил света шум».
И далее автор «ставит «диагноз» состоянию своего героя – «короче: русская хандра им
овладела понемногу…»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда – поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
«Цель жизни нашей для него/Была заманчивой загадкой,/
Над ней он голову ломал
И чудеса подозревал» «Он сердцем
милый был невежда»
Ссора на балу, дуэль – переломные события в жизни героев. Смерть Ленского стала причиной серьёзных изменений в Онегине.
Слайд 34Ольга Ларина
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как
жизнь поэта простодушна…»
Но это натура обыкновенная. Ольга любит Ленского
потому, что просто хочет любить, чувствует его любовь. В силу своей заурядности она не понимает, какой огонь зажгла в душе поэта. И не удивительно, что, оплакав его гибель, она вскоре выходит замуж за улана.
Слайд 35«Энциклопедия русской жизни» В.Г.Белинский
Со страниц романа мы много узнаём об
эпохе:
*о воспитании детей в дворянской семье
об образовании: «Мы все учились
понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…»;
*о моде в высшей свете: «Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет…»;
*о культуре, репертуаре театров;
Слайд 36
*о высшем свете Петербурга с «необходимыми глупцами», клеветниками, чопорными «бальными
диктаторами». Автор не забывает и о «соли светской злости», о
«накрахмаленных нахалах» и о нравах общества;
*о патриархальной Москве – «ярмарке невест», о «бессвязном пошлом вздоре» её гостиных;
*о жизни провинциальных помещиков –
о крепостной деревне, о патриархальном семействе Лариных.
Слайд 37Особенности и значение
романа
*Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в
русской, ни в мировой литературе.
*Это первый реалистический роман в русской
литературе.
*Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX в.
*Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров.
Слайд 38Использованные Интернет-ресурсы:
http://nonegin.narod.ru/dopolnenie.html
http://onegin-rulit.narod.ru/p_onegin.html
http://il.rsl.ru/j00566.html
http://pgoryru.livejournal.com/5437.html/
http://rusmilestones.ru/theme/show/?id=24035
http://s56.radikal.ru/i154/0908/db/36e359e543ff.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/leykoteya/post108916330/
http://planeta.rambler.ru/users/coudle/56631585.html?parent_id=56676471
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/9412/poster/34120
http://blogs.mail.ru/mail/leykoteya/6e51c709f30da33d.html
http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00064/05600.htm