Слайд 2Определение менеджмента
Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления
Современные концепции управления
Слайд 3Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.
Основы менеджмента. – М.:
Дело, ……, 1992…… 2009 гг
Слайд 4Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Менеджмент. – Учеб.пособие, М.:Изд-во РУДН, 2006
Слайд 5Английское слово «менеджмент» происходит от латинского «манус» - рука. Первоначально
оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять
лошадьми.
Слайд 6Менеджмент
To manage : 1.руководить, управлять, заведовать; стоять во главе;
2: уметь обращаться (с чем-л.); владеть (оружием и т.п.) 3:
усмирять, укрощать; выезжать (лошадь); править (лошадьми) 4: справляться, ухитряться, суметь (сделать)
manager (заведующий, руководитель),
management (управление)….
Менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей
Профессор Л.И. Евенко
Слайд 7Питер Друкер
«Термин „менеджмент" исключительно труден
для понимания…он специфически американского происхождения и
едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая
английский язык Британских островов.
Он обозначает функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования.
Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: для
организаций, не имеющих отношения к бизнесу, не говорят о менеджменте и менеджерах».
Слайд 8Оксфордский словарь дает следующие определения термина менеджмент:
1. Способ, манера общения
с людьми
2. Власть и искусство управления
3.Особого рода умения и административные
навыки
4. Орган управления, административная единица
Слайд 9Менеджмент как понятие
Английский язык
Русский язык
Менеджмент
Значение термина
Организовывание
Заведование
Руководство
Деятельность
Профессия
Административное подразделение
Область знания
Управление
Слайд 10ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ»
Даль В.И.:
«Управлять – править, давая направление,
распоряжаться, заведовать, быть хозяином, распорядителем, заставлять идти правым, нужным путем,
следить, одолевать препоны, трудности, своеволие, успевая в этом, приводить все в порядок».
Слайд 11Управление, менеджмент
Управление >>> Менеджмент
История управления несоизмеримо старше истории менеджментa
Способы и
формы управления развивались вместе с развитием культуры - экономических, социальных
и политических условий жизнедеятельности людей.
Слайд 12УПРАВЛЕНИЕ
Управление - это упорядоченные действия, направленные на достижение поставленных целей
в соответствие с располагаемыми ресурсами.
управление имеет место только тогда, когда
определены:
1. Цели, которых необходимо достичь, т.е. в основе любого управления непременно лежит целеполагание.
2. Упорядоченные действия для достижения этих целей: физические (механические, световые, электромагнитные и т.д.), химические, энергетические, информационные и т.д.
3. Ресурс – источник или запас чего-либо, к которому можно обратиться (временной, материальный или энергетический, финансовый, кадровый и т.д.).
Процесс управления — это множество взаимовложенных совместно протекающих событий.
Слайд 13
Управление как отношение «руководство-подчинение»
Управленческое взаимодействие
Необходимые условия
Наличие потребности и возможности управлять
Готовность
и возможность выполнять команды
Субъект управления
Объект управления
Управленческие команды
Отношения управления
Управленческая связь
Слайд 14
Управленческие отношения в социальных системах
Организационно-экономические
Экономические
отношения
Отношения разделения и кооперации труда
Отношения собственности
/
управленческие / отношения
Управленческие отношения
Субординации
Координации
Дисциплины
Ответственности
Инициативы
Слайд 15МЕНЕДЖМЕНТ КАК МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
1.Понятие «УПРАВЛЕНИЕ» в общей теории управления.
«управление представляет собой процесс постановки цели и организации ее
достижения».
2. Каждая социально – экономическая система создает свой тип управления, адекватный господствующей форме собственности и производственным отношениям.
3. МЕНЕДЖМЕНТ – система управления в условиях рыночной экономической системы, ориентированная на победу в конкурентной борьбе.
Слайд 16Исторические предпосылки формирования менеджмента
Менеджмент
Способ организации деятельности
людей в условиях рыночной
экономики
Докапиталистические способы
производства
Капиталистические способы производства
Община
Племя
Бюрократическая организация
Организация в рыночных отношениях
Машинное производство
Слайд 17Управление - это искусство знать то, что предстоит сделать и как
сделать наилучшим образом - Фредерик Тейлор.
Управлять - это делать
работу с помощью других» - М.П. Фоллетт
Управление есть выполнение управленческих функций - Анри Файоль.
Менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации - Майкл Мескон и соавторы.
Слайд 18Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в
эффективную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом
социальных изменений и примером значительных социальных перемен - Питер Друкер.
Менеджмент - регулируемое воздействие на систему, которое приводит ее к определенному заранее заданному уровню функционирования - Стивен Бир.
Слайд 19Менеджмент - вид деятельности по руководству людьми в организациях, Менеджмент
- это область человеческого знания, помогающего осуществить работу по руководству
людьми - Евенко Л.И.
Управление - это организация и реализация целенаправленных воздействий и организационных мероприятий - Гвишиани Джермен Михайлович и Трапезников Владимир Михайлович.
Слайд 20Менеджмент - это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов,
средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения
эффективности производства и увеличения прибыли - Галькович Р.С.
Менеджмент: вид деятельности, процесс, орган управления и категория работников, наука и искусство.
Слайд 22Основные школы управления
Школа научного управления (1885-1920гг.)
Представители: Ф.У.Тейлор, Френк и Лилиан
Гилбрет, Генри Гантт.
Важной заслугой этой школы было положение о том,
что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение
Слайд 23Вклад школы в теорию менеджмента:
1.Благодаря НОТ Тейлора управление стало признаваться
как самостоятельная область научных исследований.
2. Методы НОТ позволили существенно сократить
затраты живого труда, что повысило производительность.
3. Школа научного управления начала рассматривать само управление как определенную специальность.
4. Тейлор сформулировал на основе НОТ новые обязанности администрации.
5. Осознание необходимости стимулирования работника в целях создания у него заинтересованности в высоких результатах своего труда.
Слайд 24Недостатки:
1. Тейлор рассчитывал только на дисциплинированных рабочих.
2. Школа на дала
ответа на вопрос об эффективности управления организацией в целом.
3. Труд,
по Тейлору, главный источник эффективности, но школа не дала эффективных методов стимулирования труда.
Соотношение времени и задач
Нормирование и определение результатов для каждого рабочего
Отбор и подготовка кадров
Вознаграждение за конечный результат
Научный менеджмент Тейлора
Слайд 25Административная (классическая) школа (1920 -1950гг.)
Представители: А.
Файоль, М. Вебер, Л. Урвик, Д.Муни
Представители этой школы занимались разработкой
подходов к совершенствованию управления организацией в целом.
Родоначальник этой школы А.Файоль разделил все функции управления на общие, отн. к любой сфере деятельности, и специфические, отн. непосредственно к управлению промышленным предприятием.
Слайд 26Функциональный подход А.Файоля
руководство координация
Универсальный подход управления
всеми типами организаций
планирование
организация
контроль
Слайд 27Вклад школы в теорию менеджмента:
1. А. Файоль сформулировал 14 принципов
управления.
2. М.Вебер описал модель «идеальной» бюрократии.
3. А. Файоль рассмотрел процесс
управления, состоящий из взаимосвязанных функций.
Недостатки:
1. Бюрократическая модель хоть и является эффективной, оказалась в итоге оторванной от проблем, связанных, прежде всего, с человеческим фактором.
2. Статус работника и его вознаграждение зависели не от результатов труда, а от места в иерархии.
Слайд 28Школа человеческих отношений (неоклассическая)
(1930 -1950гг.)
Представители: Э. Мэйо, Мери Паркер Фоллет,
Р. Лайкерт, А. Маслоу, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, Д.МакКлелланд.
Одним из главных отличий этой школы является внесение в нее бихевиоризма, то есть теории человеческого поведения.
Слайд 29Вклад школы в теорию менеджмента:
1.Изучение человеческих потребностей и использование их
для повышения производительности труда.
2.Разработаны методы установления психологической совместимости и предотвращения
конфликтов.
3. Разработаны методы мотивации работников, программы гуманизации труда.
4. Исследуются психологические мотивы поведения людей в процессе производстве, групповые отношения, неформальное лидерство и неформальные организации.
Слайд 30Недостатки:
1.Индивидуальный подход к работнику усложняет процесс управления
2. Игнорирование вопросов самоуправления
и самоорганизации рабочих в производстве.
3. Завышение уровня воздействия на рабочих
социально-психологических методов.
4. Неспособность стать противовесом бюрократической модели управления.
Однако, несмотря на критику, основные положения школы нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Слайд 31Школа науки управления (количественный подход) (1950 - по наст.
вр.)
Представители: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Раппопорт.
В школе существует
два главных направления:
-рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;
-исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение мат. моделей и компьютеров.
Слайд 32Вклад школы в теорию менеджмента:
1. Разработка технологии принятия решений.
2. Разработка
мат.методов и моделей в управлении и их использование.
3. Развитие методов
исследования операций, экспертных оценок, системного анализа и т. д.
4. Создание общей теории систем (с помощью ЭВМ).
5. Определение основных внешних и внутренних переменных (факторов), влияющих на организацию
Слайд 33Процессный подход
-рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций
(как процесс планирования, организации, мотивации и контроля)
Системный подход
-рассматривает управление
как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение целей в условиях быстроменяющейся среды
-это исключительно способ мышления. При воздействии на любой элемент системы организация всегда изменяется во всех взаимосвязях и становится некой иной целостностью(части системы называются подсистемами).
Слайд 34Системная концепция 7-S
Авторы : Т. Питерс, Р. Уотерман
Стратегия
Системы(процедуры и рутинные
правила)
Структура
Штат
Стиль(способ управления организацией, орг. Культура)
Квалификация(способности ключевых людей в организации
Разделенные ценности
(смысл и содержание основных направлений деятельности)
В соответствии с этой концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи составляющих
Слайд 35Ситуационный подход
-центральным местом является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств,
которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное
конкретное время.
Суть теории заключается в том, что результаты одних и тех же действий в различных ситуациях могут сильно отличаться друг от друга.
Слайд 36Американская модель управления
- Роль государства огромна – минимальное прямое вмешательство
в национальную экономику;
- Частный сектор во всех отраслях является преобладающим;
-
Безусловной заслугой научного менеджмента в США – это уважение и почитания труда менеджеров. Постоянно корректируется политика в области содействия предпринимательству.
Слайд 37Модель организационного поведения американских менеджеров
- Структурированный индивидуализм;
- Скорость;
- Напористость
Слайд 38Американская модель управления
Используется срочная работа по найму.
Решения чаще
всего принимаются индивидуально, уровень ответственности же находится в управленческой пирамиде
на одну-две ступени выше, чем уровень менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.
Слайд 39Американская модель управления
Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных
работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте
Слайд 40Американская модель управления
Американская фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие.
Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место работы
в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками
Слайд 41Американская модель управления
Продолжительность трудовых контрактов может составлять несколько лет в
соответствии с обычной продолжительностью коллективных соглашений, используемых в США. Работа
по контракту контролируется профсоюзом. Стоит также отметить, что в отличие от японской школы, профсоюзы создаются в отрасли, а не на предприятии.
Размер вознаграждений рабочего определяется категорией рабочего места и по индивидуальным результатам работы. При расчете зарплаты крайне редко учитывается стаж работника.
Слайд 42Американская модель управления
Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в
мировой экономике, - комплексный контроль качества (концепция «делать с первого
раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путём включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего
Слайд 43Японская модель управления
В мировой печати 60-70-х годов стал появляться термин
«нихотеки кэйэй» - «управление по- японски» или «японский стиль управления»
Данный
метод управления был связан с общественно-экономическим укладом страны
Слайд 44Японская модель управления
это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных
идей
отражение исторические особенностей, культуры и общественной психологии Японии
Слайд 45Японская модель управления
1. Образование является первым фактором растущего превосходства японского
менеджмента
2. Категория «конкурентоспособность» : поддержание повышающихся жизненных стандартов и сохранение
лидирующих позиций в мировой экономике
Слайд 46Модель организационного поведения японских менеджеров
Правило консенсуса
Слайд 47Японская модель управления
Пожизненный найм
Принцип старшинства
Неформальный контроль
Коллективная ответственность
Вербовка работников
Долгосрочная ориентация
Акцент на
координацию сотрудничества
Слайд 48Развитие менеджмента в России
Начиная с XVII в., вопросам управления в
России уделялось серьезное внимание
А.Л. Ордин –Нащокин - известный русский экономист
А.П. Волынский - кабинет-министр с 1738 по 1740 гг.
В.Н. Татищев - главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.)
М.В. Ломоносов - выдающийся русский ученый
Слайд 49Развитие менеджмента в России
Велики заслуги в реформировании системы управления России
П.А. Столыпина
С 1906 г. он совмещал две должности — министра
внутренних дел и премьер-министра. Столыпин
занимался
совершенствованием
местного
самоуправления.
Слайд 50Развитие менеджмента в России
Алексей Гастев
Занимался вопросами совершенствования теории и практики
организации труда
Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые
установки»
Недостатком концепции является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего
Слайд 51Развитие менеджмента в России
О.А. Ерманский
Создание теории социалистической
рационализации
Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР
Слайд 52Развитие менеджмента в России
П.М. Керженцев
Керженцев распространил понимание научной организации
труда на все сферы человеческой деятельности
Слайд 53Развитие менеджмента в России
О.И. Непорент
вклад в развитие теоретических
основ социалистической организации производственных процессов
операции он классифицировал по признаку
их сочетания в производственном процессе на 3 вида:
- последовательное
- параллельное
- параллельно-последовательное
показал их влияние на длительность производственного цикла
Слайд 54Развитие менеджмента в России
В 30-е гг. была проделана большая научная
и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда
и управления. Результат: выход в свет первого советского учебника по организации производства
В годы Великой Отечественной научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования
Слайд 55Экономическая кибернетика
тесно связана с использованием на практике экономико-математических методов
Создание
этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И.
Берга и В.М. Глушкова
Слайд 56А. Аганбегян С. Шаталин
внесение отдельных
элементов рынка в существующую командно-административную систему управления
быстрый переход к рынку
без какого-либо государственного регулирования
создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики
Программа «500 дней»
В ней был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку
Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия»
основная цель - полное разрушение административно-командной системы управления
Слайд 571965 г. - проведение 3х реформ, направленных на совершенствование системы
управления народным хозяйством
Реформа системы управления экономикой 1965 г.
Реформа системы управления
1979 г.
Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) Появилась идея о переходе к рыночным отношениям (с 1991 г.)
Слайд 58СОВНАРХОЗЫ
Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью
и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы)
экономических административных районов
Главное назначение - пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности
Слайд 59Современные концепции управления
Современный этап развития теории менеджмента характеризуется появлением большого
ряда концепций управления, которые отражают две тенденции:
- гуманизации и
либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем;
- углубления в отдельные направления и функции управленческой деятельности.
Слайд 601980-90-е годы – синтез управленческой науки
При выработке практических рекомендаций по
повышению эффективности управления ученые стараются учесть как результаты количественных (школа
науки управления), так и качественных исследований (школа поведенческих наук).
Проблема усложняется под воздействием НТП : управление новыми технологиями становится очень трудным, одновременно усложняется и мотивация человека, воздействие внешней среды делает его поведение многомерным, появляется термин «социо-технологическая теория»
Слайд 61Сущность концепций первой тенденции отражает концепция «Management ohne Hierarie», которая
ставит цели:
отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и
информацией;
деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»;
учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования;
утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат;
учет экономических требований в принятии предпринимательских решений.
Слайд 62Вместе с тем, в ряде отраслей национального хозяйства в последние
десятилетия получили распространение такие концепции как:
Just-in Time Production (JIT), представляющая
собой философию менеджмента, нацеленную на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. Изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку;
Total Quality Control (TQC), под которой понимается концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев для обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей;
Слайд 63Total Productive Maintenance (TCP). Концепция ориентирует на комплексное повышение эффективности
производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников
организации;
Lean Management/Lean production. Концепция предлагает философию «стройности»; содержит в себе 10 принципов современной организации. Ядро «стройного» предприятия образуют «центры прибыли», ориентированные на продукт и ответственные за экономический успех своего продукта;
Слайд 64Бенчмаркинг. Концепция направлена на непрерывное совершенствование деятельности предприятия и повышение
его конкурентоспособности путем ориентации на высшие достижения во всех функциональных
сферах. Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности предприятия в сравнении: с достижениями главных конкурентов на рынках; с объективными тенденциями развития науки, техники, технологии и других областей; с высшими достижениями международной практики в соответствующей области;
Реинжиниринг бизнеса. Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса означает начать заново, начать с нуля.
Слайд 65Примером системно-синтетического подхода к менеджменту являются концепция всеобщего управления качеством
(Total Quality Management).
В основе TQM лежит системный анализ не
отдельных элементов, а взаимосвязей. Особенностью системного подхода в данной концепции является выход системы за рамки организации – в новой системе базовым элементом становится потребитель и его потребности, желания, предпочтения, то есть побудительные причины оплачивать данные продукт или услугу.
Слайд 66Концепция всеобщего управления качеством :
Способствует развитию более эффективной стратегии и
принятию более точных решений в бизнесе, что помогает компаниям реагировать
на изменение внешних обстоятельств.
Помогает удерживать потребителя, увеличивает долю рынка и прибыли, а также повышает эффективность деятельности на рынке.
Повышает эффективность использования активов, увеличивает производительность и понижает производственные затраты, что совершенствует работу всей организации.