Слайд 1Презентация подготовлена
учениками 10-А класса Одесской общеобразовательной школы №82
Годун
Елизаветой, Кузьменковой Анастасией, Кукало Андреем
Координатор проекта – Сухинина Ирина Викторовна
ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА АНТИУТОПИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 2«Крик из бездны отчаяния»
И. Дойчер
Эволюция жанра Антиутопии в литературе
Утопия
Утопия (др.-греч.
«место, которого нет») — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.
антиутопия
Антиутопия - жанр, который еще называют
негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека.
Слайд 6Антиутопия – это «кошмарное видение будущего, плач кассандры» (И.Дойчер)
Слайд 7 Фёдор михайлович достоевский
1821-1881
Значительный русский писатель и мыслитель, известный и почитаемый во всём мире.
В его творчестве появились первые темы утопии и антиутопии.
Слайд 8 «Сон смешного человека»
«Сон
смешного человека» — «фантастический рассказ»
Фёдора Михайловича Достоевского.
Слайд 9 «Сон смешного человека»
Одинокий молодой
человек, окружение которого с малых лет считает его чудаком и
смешным, засыпает... Во сне воображение переносит его в мир, который внешне точь-в-точь похож на землю, но на котором все идеально: нет злости, зависти, ревности, воровства и прочих "минусов" существования человеческого общества.
Слайд 10 «Легенда о великом инквизиторе»
« Великий
инквизитор»— вставная притча, опубликованная во второй части романа Фёдора Достоевского
«Братья Карамазовы».
Слайд 11 «Легенда о великом инквизиторе»
Великий инквизитор
с соратниками решают исправить дело Христово — побороть свободу и
самим устроить человеческое счастье по своему усмотрению, превратив людей в послушное стадо. Они берут на себя право распоряжаться человеческой жизнью.
Слайд 12 Евгений замятин «мы» (1920-1921)
Под влиянием
фантастики Уэллса Замятин работает на этим романом, повлиявшим на всю
западную антиутопическую литературу.
Слайд 13«Мы» –
это роман о великом техническом прогрессе, достигнутом
на Земле,
это роман о счастье, каким его представляют люди
в 28-м веке,
это роман о бездуховном обществе,
это роман о любви и предательстве,
это роман о тоталитаризме,
это роман о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор.
Слайд 14Основные черты государства в антиутопии Е.Замятина «Мы»
Отсутствие индивидуальности.
Отсутствие личного пространства,
постоянная слежка.
Благодетель – верховная власть.
Принцип «счастье и свобода несовместимы».
Любовь как
родство душ – преступление.
Главная преграда на пути к счастью – наличие у людей воображения.
Слайд 15 Так почему же идея всеобщего
счастья, желанная для человечества, оказывается кошмаром для человека?
Слайд 16Оруэлл о романе Замятина : «Партия стремится к власти исключительно
ради неё самой. Власть – не средства, она – цель.
Диктатуру учреждают не для того, что бы охранять революцию, революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий – репрессии. Цель власти – власть».
Слайд 17 Антиутопический конфликт представляет собой конфликт между тоталитарным
режимом и личностью героя.
Слайд 18 «Мы» – это фактически изучение «джина, которого
человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать обратно».
Слайд 19 «1984» Джорджа оруэлла – «английская вариация на темы Замятина»
( Дойчер )
Слайд 20Оруэлл «1984» (прочитайте и найдите хотя бы 2 отличия от
сегодняшних):
«Дрянные газеты, в которых нет почти ничего,
кроме спорта, криминала и астрологии, 5-центовые бульварные рассказы, фильмы, пропитанные сексом».
Герои романа «живут растительной жизнью» : «тяжёлая работа, мелкие перебранки, фильмы, азартные игры заполняют их умственный кругозор».
Слайд 21 - Уинстон, как человек утверждает
свою власть над другими?
Уинстон подумал.
-
Заставляя его страдать, - сказал он.
Слайд 22 «Власть состоит в том, чтобы причинять боль и
унижать. Понятно, какой мир мы создаем? Он будет противоположностью тем
глупым утопиям, которыми тешились прежние реформы. Мир страха, предательства и мучений, мир топчущих и растоптанных, мир, который, совершенствуясь, будет
становиться более безжалостным; прогресс в нашем мире будет направлен к росту страданий»
Слайд 23Оруэлл, знавший роман Замятина и восхищавшийся им, написал эссе-комментарий относительно
идеи, лежащей в основе и романа «Мы», и «1984», –
использование техники ради порабощения людей.
Слайд 24Оруэлл воспринимал тоталитаризм как нечто, останавливающее историю: «Если вы желаете
картину будущего, то представьте себе ботинок, топчущий человеческое лицо».
Слайд 25Модель тоталитаризма, которую представляют авторы антиутопий:
Люди – щепки, номера.
Жестокость
власти как самоцель.
Культ лидера, которому приписываются черты божества.
Социальное расслоение как
основа существования государства ("Все животные равны, но некоторые животные равнее других«).
Слайд 26- Вы воображаете, будто существует нечто, называющееся человеческой натурой, и
она возмутится тем, что мы творим, – восстанет. Но человеческую
натуру создаем мы. Люди бесконечно податливы. А может быть, вы вернулись к своей прежней идее, что восстанут и свергнут нас пролетарии или рабы? Выбросьте это из головы. Они беспомощны, как скот. Человечество – это партия. Остальные – вне – ничего не значат.
Слайд 27
– Все равно. В конце концов они вас победят. Рано
или поздно поймут, кто вы есть, и разорвут вас в
клочья.
– Вы уже видите какие-нибудь признаки? Или какое-нибудь основание для такого прогноза?
– Нет. Я просто верю. Я знаю, что вас ждет крах. Есть что-то во вселенной, не знаю… какой-то дух, какой-то принцип, и вам его не одолеть»
Слайд 28 Антиутопия - это жанр, вызывающий яркие ассоциации и,
будучи всегда актуальным, оставляющий прекрасные плоды для размышлений и осмысления
глобальных проблем.
Слайд 29«Небо у всех то же самое — и в Евразии,
и в Остазии, и здесь»