Слайд 1	Европейцы долго не знали, что делается за пределами Европы. Одни
                                                            
                                    
средневековые учёные считали, что Земля - шар, а другие представляли
                                    себе Землю в виде диска, покрытого небом, а по нему совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
                                
                            							
							
							
						 
											
											
											
											
											
											
											
											
                            Слайд 9Жители Западной Европы 5-10 веков почти забыли греческий язык и
                                                            
                                    
вовсе не стремились знать восточные языки.
В 11-12 веках появилось большое
                                    количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, математике медицине.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Центрами перевода были Испания (здесь еврейские учёные переводили арабские и
                                                            
                                    
греческие книги на еврейский язык, а христиане-с еврейского на латынь),
                                    а также норманнская Сицилия, единственное королевство того времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.
Вывод в Западной Европе было много переводчиков, которые переводили книги с греческого и арабского на многие языки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Университеты Средних веков 
   Первые университеты возникли в
                                                            
                                    
XII веке частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров
                                    в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей специалистов по философии, римскому праву и медицине. 
   Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке.
   Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры. В диспутах принимали участие профессора университетов, а также схолары (студенты).
   Первыми по времени возникновения в Европе были Болонский и Парижский университеты. По их образцу стали создаваться и другие университеты.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Парижский университет / Сорбона (1215г) Франция
Кембриджский университет 
(1209г) Англия
Падуанский университет
                                                            
                                    
(1222г) Италия
Оксфордский университет (1167г) Англия
Университет Саламанки (1227г) Испания
Крупнейшие университеты Средневековья
Болонский
                                    университет (1088г) Италия
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Занятия в университете (лекции, диспуты)
 В XII в. появляются университеты. Основные факультеты: богословский,
                                                            
                                    
юридический и медицинский. Каждый университет имел специализацию: Парижский готовил интеллектуальную
                                    элиту в области философии и богословия, изучение древнегреческих текстов, Аристотеля; Болонский университет специализировался на римском и церковном праве; университеты в Монпелье и Салерно готовили медиков. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу,
                                                            
                                    
теме вопроса и т. д.
Ди́спут (от лат. disputare – рассуждать, спорить)   — в системе
                                    образования средневековой Европы формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины. Данный процесс подчинялся формальным правилам, основными из которых были ссылки на устоявшиеся письменные авторитетные источники и тщательный анализ аргументов каждой из сторон.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Выводы:
Лекция появилась ещё в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие
                                                            
                                    
в Древнем Риме и в средние века. 
Диспут был способом
                                    проведения состязательной дискуссии, в которой один из её участников защищал некоторый тезис перед выдвигающими возражения и контраргументы оппонентами. Данный метод являлся общепринятым в средневековой университетской практике и был главным способом тренировки и проведения экзамена во всех четырёх основных науках — искусстве, медицине, теологии и юриспруденции.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Первые университеты возникали самостоятельно, без вмешательства церковных и светских властей,
                                                            
                                    
тем самым они превращались в очаги распространения свободомыслия и еретических
                                    идей, связанных с городской культурой и оппозицией феодальному строю и католической церкви, поэтому сыграли огромную роль в духовной жизни феодального строя. В них концентрировалась и наука того времени. Велика роль средневековых университетов в развитии городской светской культуры. Они способствовали культурному общению, затрудненному экономическим и политическим строем жизни. 
Университеты средневековья сыграли большую роль в развитии европейского общества. Ими были собраны, разработаны и сохранены для последующих поколений обширные знания из самых разных областей науки, начиная от физики с математикой и заканчивая медициной и правом. Кроме того, возможностью читать сегодня сочинения античных авторов мы обязаны именно им, бакалаврам и магистрам средневековья, которые перевели, спасли от гибели на кострах инквизиции и донесли до нас эти труды. 
К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная. Например, в Парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек.
Университеты распространились по всему миру.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
											
                            Слайд 18Оксфордский университет-один из старейших в Европе.
Студенты на лекции в университете.
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
                            Слайд 23
	Сложно найти двух других религиозных философов, живших в одну и
                                                            
                                    
ту же историческую эпоху, которые были бы настолько не похожи
                                    друг на друга. Оба – знаковые фигуры своего времени, имевшие множество учеников и почитателей, они представляли два разнонаправленных течения религиозной философии: первое из которых (учение Абеляра) превозносило образованность, осведомленность во всех тонкостях религиозного учения, и детальное знание священных текстов, а второе (учение Бернара Клервосского) – превыше всего ставило смирение, аскетизм, безраздельную и слепую веру.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 25Фома Аквинский 
Фома родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ Неаполя
                                                            
                                    и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора
                                    происходила из богатого неаполитанского рода. 
            
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26  
 
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
• движение: все,
                                                            
                                    
что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный
                                    двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Вывод:
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было
                                                            
                                    
объявлено 
официальной идеологией католицизма. В течение ряда веков философия Фомы
                                    не 
играла заметной роли в философском диалоге, развиваясь в узко-
конфессиональных рамках, однако с конца XIX века учение Фомы снова начинает 
вызывать широкий интерес и стимулировать актуальные философские исследования; возникает ряд философских направлений, активно использующих философию Фомы, известных по общим наименованием «неотомизм», основателем которого является Жак Маритен.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец; профессор богословия в Оксфорде. Занимался
                                                            
                                    
математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об
                                    увеличительных стёклах, преломлении лучей, перспективе, величине видимых предметов и др. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Роджер Бэкон проводит эксперимент.    
Роджер Бэкон изобрел
                                                            
                                    
крылья.
Роджер Бэкон изобрел лупу
Роджер Бэкон изобрел очки
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Основные причины невежества философ видел в преклонении перед неосновательными авторитетами,
                                                            
                                    
влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного
                                    невежества под маской мудрости. Он полагал, что человек всегда будет стремиться к абсолютной истине, но найдет лишь ту ее часть, которую Бог захочет сообщить людям. В вопросе об универсалиях занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» — теологи — должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии.
Выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками
Учение Бэкона было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Средневековая литература: 
1.Церковная литература
2. Рыцарская литература
3. Городская литература
4. Данте и
                                                            
                                    
его «Божественная комедия
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 35Рыцарская литература, несмотря на ее классовый характер, способствовала обмирщению средневековой
                                                            
                                    
культуры, возникновению интереса к личности человека и его чувствам.
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 38Данте Алигьери (1265 – 1321) считается самым великим поэтом Средневековья.
                                                            
                                    Он родился и вырос во Флоренции. За его активное участие
                                    в политической борьбе и принадлежность к группе противников папы, был изгнан из Флоренции. В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое потомки назвали «Божественная комедия» в знак высшей похвалы.
 В «Божественной комед\ии» Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому бог еще не вынес свой приговор.
В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В ад автор поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов и даже нескольких пап.
В путешествии по аду Данте сопровождает великий римский поэт Вергилий, а по раю его ведет Беатриче, любовь к которой он пережил в 18 лет. 
ДАНТЕ И ЕГО «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Врата ада с надписью 
«Оставь надежду всяк
 сюда входящий 
Девять
                                                            
                                    
кругов ада.
Рай
Чистилище
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Картины загробного мира Данте описал так живо и убедительно, что
                                                            
                                    
кажется, будто поэт видел это своими глазами. А описал он,
                                    по существу, тот земной
мир, в котором жили его современники, со всеми его противоречиями и страстями. Ведь в его изображении грешники не тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри.
Данте беседует с праведниками в раю и, наконец созерцает Богоматерь и бога.
Поэма написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
											
											
											
											
                            
                                                            
                                          Средневековая скульптура
Скульптура-вид изобразительного искусства,
                                    произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
Средневековое искусство представлено в 2 архитектурных стилях-романским и готическим. Романский стиль характерен для суровых оборонительных сооружений, а готика связана со средневековым городом.
В средние века скульптура неотделима от архитектуры. храмы украшали снаружи и внутри сотнями рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов, святых.
Скульптура средневековья имеет свои особенности-изображения святых лишены канона, простые лица, изображение реальных людей, фантастических существ, сил зла украшали храмы.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 50Здесь представлены фото скульптур в готическом стиле, так как этот
                                                            
                                    стиль пришел на замену романскому стилю и стал более востребован.
                                      «Неразумные девы»
Около 13-15 в.в.
   Собор «Нотр-дам» или    «Парижской Богоматери» 
Годы с 1163 по 1345
Годы с 1456 по 1459
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51Вывод по данной теме:
Скульптура в Средневековье развивалась с 13 по
                                                            
                                    
15 века. Она была очень похожа на архитектуру. Основными стилями
                                    были – романский и готический. Более распространенным стилем была готика, так как она пришла на замену романсу. На скульптурах чаще всего изображали святых людей и апостолов.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 53СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов.
                                                            
                                    Основные техники средневековой живописи: 
 Мозаика - монументальный вид живописи, где
                                    изображение формируется посредством компоновки  набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
 И́конопись —вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
Поваров Алексей
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 54Стены романских храмов были покрыты росписями – фресками. Но на
                                                            
                                    
стенах готических соборов мало оставалось места для живописных изображений. Огромные
                                    окна снизу доверху заполняли витражи. Через витражи свет проникал внутрь храма, играя на колоннах, сводах и полу красочными бликами, и это придавало ему нарядный, праздничный вид.
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражались все стороны жизни людей. По миниатюрам можно представить как менялась мода, как работали и проводили досуг люди разных сословий, во что верили и чему поклонялись.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 55Вывод
. В эпоху средневековья живопись стала одним из главнейших видов
                                                            
                                    искусств. Перемены в жизни общества и новые технические приемы дали
                                    художникам возможность создавать реалистичные, пронизанные глубоким гуманизмом произведения, которым было суждено совершить подлинную революцию в западноевропейском искусстве
Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского» . Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург, уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 56Культура 
раннего Возрождения 
в Италии
                            							
														
						 
											
                            Слайд 57Причины появления новой культуры.
Возрождение
Расцвет 
итальянских 
городов
Развитие торговли
и ремесла
Развитие в городах
образования
Стремление
                                                            
                                    
горожан
узнать больше
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 58« Любители мудрости» и возрождение античного наследия:
В XIV веке в
                                                            
                                    
богатых городах Италии появились люди, называвшие себя   
                                        « любителями мудрости»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 59Рыцарская литература
Возрожде́ние, или Ренесса́нс  — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену
                                                            
                                    
культуре Средних веков . 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 60Рыцарская литература:
« Любители мудрости» изучали латинский и греческий языки. Разыскивали
                                                            
                                    
античные статуи и рукописи, переписывали и изучали произведения античной литературы.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 61Новое учение о человеке:
Гуманизм -  мировоззрение, в центре которого находится
                                                            
                                    
идея человека как высшей ценности. 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 62Первые гуманисты.
Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Петрарку (1304—1374), который
                                                            
                                    против воли своего отца посвятил свою жизнь поэзии и философии
                                    .
Франчёско Петрарка
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 63Франческо Петрарка  (1304–1374) 
итальянский поэт
                            							
														
						 
											
                            Слайд 64Лаура 
«Средь тысяч женщин лишь одна была, 
Мне сердце поразившая
                                                            
                                    
незримо...»
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 66Первые гуманисты:
Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил
                                                            
                                    ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы
                                    в 1348 году, таки не ответив поэту взаимностью .
Франчёско и Лаура
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 67Первые гуманисты:
Он не был ни богат, ни знатен, но и
                                                            
                                    
папы, и императоры выслушивали советы Петрарки и даже его суровые
                                    упреки. В 1341 году на торжественной церемонии в Риме Петрарка был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 68Первые гуманисты:
. 
 Учеником и последователем Петрарки был писатель и
                                                            
                                    ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное его
                                    произведение — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл 
Джованни Боккаччо
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 69Искусство раннего Возрождения:
Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро
                                                            
                                    
Боттичелли (1445—1510) 
Сандро Ботичелли
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 72Развитие научных знаний 
и изобретений
                            							
														
						 
											
                            Слайд 73Астрология и алхимия.
Развитие практических знаний
В средние века процветали астрология и
                                                            
                                    
алхимия. 
Астрологи утверждали, что по звездам можно определить будущее. С
                                    ними советовались короли, полководцы и путешественники.
Алхимики были заняты поисками философского камня, с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 74Астрология и алхимия.
Примеры в картинках
                            							
														
						 
											
                            Слайд 75Наблюдения астрологов и опыты алхимиков позволили накопить знания по астрологии
                                                            
                                    и химии.
Астрологи изучали расположение звезд и светил, их движение и
                                    законы физики.
Алхимики усовершенствовал способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы. 
Стала развиваться медицина
Астрология и алхимия.
Выводы
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 76   Первые Изобретения
Изобретение водяного двигателя
 
В горном деле
                                                            
                                    и ремесле стали применять водяной двигатель. Водяное колесо издавна использовали
                                    на мельницах: в стремительный поток воды погружали нижнюю часть колеса, оно вращалось и приводило в движение тяжелые жернова. Такое колесо называли нижнебойным. 
Позднее было изобретено верхнебойное колесо, оно приводилось в движение силой падающей на него воды и вращалось быстрее, чем нижнебойное. Реку перегораживали плотиной и отводили от нее желоба – узкие каналы для стока воды. Вода устремлялась в желоб и падала сверху на лопасти колеса, ускоряя его вращение. Этим колесом при обработке металла приводили в движение молот весом до одной тонны. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки и плавки металлических руд, поднятия тяжестей. В производстве бумаги с помощью водяного двигателя поднимали и опускали прессы, в горном деле – поднимали и дробили руду, откачивали воду из шахт. 
Изобретение механических часов
Толчок к созданию простых механизмов дало усовершенствование первого автомата – механических часов. Первые часы приводились в движение тяжестью гири. Позднее были созданы карманные часы с тугой свернутой пружиной. Часовые зубчатые колеса использовали для передачи движения и в других механизмах. 
                                
 
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 77 Новое в металлургии и обработке металлов. 
 Появление огнестрельного оружия.
С XIV века начали строить домны – плавильные
                                                            
                                    
печи до 3-4 м в высоту. Водяное колесо соединено было
                                    с большими мехами, с помощью которых вдувался воздух. Это приводило к повышению температуры в печи, что позволяло плавить железную руду и получать жидкий чугун. Металла выплавлять стали значительно больше.
Много чугуна и железа нужно было для производства огнестрельного оружия: изготовление тяжёлых пушек для осады крепостей и лёгких орудий для полевых сражений.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 78средневековая, пороховая, война, 
 (xiv-xv вв.), 
Образец доменной печи 
в средневековье
                            							
														
						 
											
                            Слайд 79Распространение пушек стало началом переворота в военном деле.
В средние века происходило развитие 
технических усовершенствований.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 80Изобретение книгопечатания. Иоганн Гутенберг.
 Первыми перепиской книг занялись монахи. 
Существовали
                                                            
                                    
мастерские по переписке книг. 
В XIV веке в Европе стали
                                    изготовлять дешёвый писчий материал-бумагу,но книг по-прежнему не хватало. 
В середине XV века немец Иоганн Гутенберг(1399-1468)изобрёл книгопечатание. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. 
Гутенберг изобрёл и печатный станок. 
В 1456 году Гутенберг выпустил первую печатную книгу –Библию.
 С тех пор книгопечатание стало быстро распространяться в Европе. До конца XV века было издано 30 тысяч книг. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 82Изобретение книгопечатания- одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря
                                                            
                                    
печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться
                                    быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям.