Слайд 1Тема лекции:
Политические решения
1. Понятие и особенности политического решения
2. Типы
и виды политических решений.
3.Основные этапы принятия полит. решений.
4. Теоретические
подходы к принятию полит. Решений
5. Методы экспертных оценок в принятии решений
Слайд 2Понятие политического решения
управленческое решение,
которое появляется в результате сложного формального
и неформального взаимодействия политических акторов, институтов, социальных групп,
направлено и
воздействует, как правило, на все общество в целом либо на большие социальные группы
и имеет (либо предполагает в результате реализации) важные социальные, политические, экономические и иные последствия в масштабах государства, ряда государств или на международном уровне.
Слайд 3Особенности ПР
Затрагивает одну из сфер жизни общества в целом или
интересы большой социальной группы (всего населения) (а не отд. колл-ва)
Имеет
серьезные социальные последствия и высокую социальную значимость (корректировка полит. курса, изменения в полит. системе)
Комплексный характер подготовки ПР (проект ПР готовится не 1 человеком, а группами (рефернты, комитеты ГД), проходит экспертизу, в т.ч. правовую)
«Обратная связь»: часто принимается либо под непосредственным или косвенным влиянием «снизу», либо корректируется уже в процессе его реализации именно из-за воздействия управляемых.
Таким образом, это процесс не только двунаправленный, но и характеризующийся сложным комплексным взаимодействием и взаимовлиянием его субъектов.
Слайд 4Типы ПР
1. Принимаемые в целях управления, т.е. регулирования общественных процессов
2.
Направленные на укрепление власти правящей элиты и устойчивости существующего полит.
режима
1. Стандартные (инструктивные): их принятие обусловлено наличием стандартных требований и их разработка и утверждение - дело по большей части техническое, опирающееся на уже существующие нормативные акты, предписывающие в определенные сроки принять данное решение (например, ежегодное решение о призыве в ряды Вооруженных сил, решение Правительства РФ о сложении полномочий перед Президентом и т.п.)
2. Инновационные: создают институты или практики, которых ранее не существовало, и требуют иных механизмов разработки, принятия и реализации (решение об изменении избирательной системы или крупной реформе местного самоуправления в масштабе всей страны).
Слайд 5Виды ПР
закон, принятый представительным органом власти или всенародным голосованием;
постановление
органов исполнительной власти;
указ главы государства (Президента);
решение высшего органа
политической партии ( грамма, устав, политическое заявление);
политический выбор гражданина.
Слайд 63.Основные этапы принятия политических решений
Подготовка (1) – принятие (2)
–
реализация решения (3)
Этапы подготовки ПР:
формулирование повестки дня;
осознание проблемы, анализ
проблемной ситуации и сбор информации о ней;
постановку проблемы;
формулирование альтернативных вариантов решения проблемы, их сравнение и оценку;
подготовка проектов решения.
Слайд 74. Теоретические подходы к принятию политических решений
А. считают приоритетными в
принятии решений структуры и институты
Теория ограниченной рациональности,
сетевой подход,
организационный институционализм
В.
считают приоритетными акторов (субъектов ПР), их установки, личные качества, ресурсы
Бихевиорализм (бихевиоризм),
инкрементализм,
теория рационального выбора
Слайд 8Теория ограниченной рациональности (Герберт Саймон. Новая наука управленческих решений; Административное
поведение)
Среди нескольких альтернатив, требующих одинаковых затрат, всегда должна быть выбрана
одна, которая приведет к наиболее результативному достижению цели управления, а среди нескольких альтернатив, которые одинаково приведут к достижению цели, должна быть выбрана одна, требующая наименьших затрат.
Основные «ограничения», или «пределы» рациональности, которые влияют на эффективность управления:
,1) индивидуум ограничен тем опытом, привычками и рефлексами, которые он сам не осознает (например, скоростью реакции, элементарными знаниями и т. д.)
2) он ограничен своей системой ценностей и тем видением своей цели, которое влияет на него в процессе принятия решений
3) степенью знаний, необходимых для работы. Это, с одной стороны, объем базовых знаний, имеющихся в «запасе», с другой объем информации для принятия решения в данной ситуации.
Слайд 9Инкрементальный подход
(поэтапный, увеличивающийся постепенно)
(Чарлз Линдблом, США)
Решение предстает в
этой модели как процесс взаимного приспособления интересов и целей различных
акторов и социальных групп, результат дискуссий по стратегиям достижения целей в условиях отсутствия консенсуса в отношении самих целей.
Стратегия не определяется раз и навсегда, она переделывается бесконечное число раз, а ее разработка представляет собой процесс последовательного приближения к поставленным целям, в которых, в свою очередь, также происходят изменения под воздействием пересмотра стратегии. Сосредоточивает внимание на частичных целях и многочисленных поправках, вносимых в стратегии и сами цели, что часто соответствует политической практике
Слайд 10Бихевиоризм (бихевиорализм)
(Гарольд Лассуэл, Чикагская школа, США)
Интерпретирует процесс принятия политических решений
как человеческое поведение, которое регулируется прежде всего психологическими механизмами: стимулами,
мотивами, установками и реакциями.
Призывает при анализе политических решений обращать особое внимание на личность лидера, ее психологические черты, иррациональное, подсознательное начало, применяя, по сути, психоаналитические методы.
Психологические качества лидеров влияют на механизм принятия решений и суть принимаемых решений; более того, часто политики представляют решение личных проблем в качестве проблем общественных (механизм сублимации)
Слайд 11Теория рационального выбора
(Энтони Даунс, Дуглас Норт, Уильям Нисканен, США)
экономическое
толкование политики.
индивид признается в качестве основного актора политического процесса
его поведение основано на стремлении к максимизации собственных выгод и минимизации издержек и осознании им целей, которых он стремится достигнуть с помощью оптимальных средств.
У.Нисканен. «Бюрократия и представительное правление»:
государственные ведомства стремятся к увеличению объема своего бюджета и собственного аппарата, представляя это как стремление поднять уровень результативности своей работы. Поэтому ряд решений, принятых государственными органами, является довольно затратным и выражает интересы самой бюрократии.
Слайд 125. Методы экспертных оценок и групповые методы в принятии решений
методы
экспертных оценок (анкетирование, интервьюирование экспертов, метод Дельфи);
мозговой штурм [«брейнстоминг»]
(групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов решения);
дискуссия (коллективное обсуждение вариантов решения с анализом положительных и отрицательных последствий каждого варианта).
Слайд 13Тема:
Политический менеджмент
Лекция 1
Политический менеджмент: понятие, место в структуре полит. управления
Структура ПМ.
Предпосылки и история становления ПМ.
Слайд 14Структура ПУ
(по Зиминой В.Д., Борисову Н.А.)
1. Управленческие отношения, возникающие
между государственными должностными лицами и органами, выступающими в роли субъекта
управления, с одной стороны, и населением или его отдельными группами, с другой (гос. управление).
2. Управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочивания их деятельности, повышения эффективности работы.
3. Управленческие отношения, в которых субъект не может опереться на право легитимного насилия и на свои статусные ресурсы для достижения политических целей (политический менеджмент).
Слайд 15Определение ПМ (Г.В.Пушкарева)
особый вид управления в политике, когда субъект управления,
стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные
нормы и опираться на право «легитимного насилия» и поэтому вынужден при менять особые приемы и способы решения своих задач, использовать разнообразные политические технологии.
Слайд 16Особенность технологий ПМ
Политические технологии как конкретные приемы политического менеджмента направлены
на побуждение людей действовать в соответствии с интересами политического субъекта
при одновременном поддержании у них ощущения свободы выбора. В той степени, в которой эта задача реализуется, политические технологии можно считать результативными.
Слайд 17Определение ПМ – иная версия (Тихомирова И.В., Тихомиров В.Б. Менеджмент
политический // Политическая энциклопедия: В 2 т.)
«Менеджмент политический - управление
политическими событиями, ориентированное на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников этих событий. События рассматриваются как результаты политической деятельности, ее продукты…»
Слайд 18Структура ПМ: Виды ПМ
политический имиджмейкинг,
политический PR,
электоральный менеджмент,
политический брендинг,
регулирование
политических конфликтов,
лоббистская деятельность,
заключение политических союзов и соглашений
Слайд 19Политический имиджмейкинг
(от англ. image - образ и making - создание,
производство)
является одним из старейших видов политического менеджмента
Главная задача этого вида
политического менеджмента - сделать образ того или иного политика, государственного деятеля привлекательным для широких масс, что обеспечило бы поддержку населением его действий.
Слайд 20Электоральный менеджмент
Его главное назначение - организация и проведение избирательных кампаний.
Поскольку
выборы в государственные органы проходят в демократических странах регулярно, а
конкуренция на этих выборах бывает крайне острой, то и интерес политиков к электоральному менеджменту повышенный.
Слайд 21Политический брендинг
От «бренд» - торговая марка;
внесение в массовое сознание
узнаваемых символов, значений, образов, способных в соответствии с целями субъекта
политического управления сплачивать, объединять людей или, напротив, разъединять их на соперничающие группы
Политический бренд - это своеобразный маркер, который позволяет при помощи одного слова, словосочетания или заменяющих их символов указывать на принадлежность людей к той или иной политической группе («коммунисты», «демократы»)
Слайд 22Регулирование политических конфликтов
требует особых умений навыков.
Этот вид политического
менеджмента ориентирован на поиск путей и средств снижения политического противостояния
и политической напряженности в обществе.
Слайд 23Лоббистская деятельность
направлена на оказание воздействия на государственных должностных лиц с
целью принятия ими решения в интересах лоббирующей группы.
Лоббирующая группа вторгается
в сферу политических властных отношений, но при этом не обладает статусными ресурсами власти, законным правом диктовать свою волю властвующим субъектам.
Она вынуждена искать специфические способы и приемы воздействия на мотивацию лиц, принимающих решения.
Слайд 24Заключение политических союзов и соглашений
как особый вид политического менеджмента рассматриваем
политику, проводимую различными партиями с целью создания союзов, достижения соглашений
с другими организациями. Политика альянсов и соглашений имеет свои особенности, поэтому данный вид политического менеджмента не сводим ни к одному из других, ранее названных.
Слайд 25Политический PR (пиар)
(PR - public relatioпs (англ.) - связи
с общественностью)
Цель PR – достичь взаимопонимания и установить плодотворные отношения
между организацией и ее аудиториями путем двусторонней коммуникации.
Вид ПМ, главной задачей которого является формирование в массовом сознании узнаваемого положит. образа государственного учреждения или политической организации, партии.
Слайд 26Предпосылки развития ПМ
Процессы демократизации,
ограничение действий высших государственных должностных лиц законом,
провозглашение
незыблемости прав и свобод личности, изменение ценностных ориентаций населения,
выход
на политическую арену партий и иных общественно-политических организаций
Обострилось противоречие между объективно назревшей потребностью в снижении удельного веса в политике явных форм насилия и принуждения, с одной стороны, и необходимостью обеспечения эффективного управления делами общества, согласования интересов различных социальных групп и слоев - с другой.
Слайд 27История ПМ .
Первые уроки имиджмейкинга в работах Н.Макиавелли (XVI в.)
Самюэль
Адамс (1722-1803), один из организаторов освободительной борьбы английских колоний, «пресс-агент
американской революции», сформулировал ряд принципов ведения политических кампаний, которые не утратили своей актуальности и сегодня:
1. Наличие организации, способной возглавить кампанию.
2. Использование легко узнаваемых эмоциональных символов.
3. Использование плакатов с эмоциональной символикой и легко запоминаемым текстом.
4. Постановка сценических представлений и других действий, привлекающих внимание публики, провоцирующих дискуссии и определяющих общественное мнение.
5. Опережение оппонентов в интерпретации событий.
6. Необходимость постоянного воздействия с использованием всех возможных средств коммуникации.
Слайд 28История ПМ..
В 1933 году в США специалистами в области PR
была успешно проведена одна из первых политических кампаний в поддержку
«Проекта центральной долины» - государственной про граммы развития ирригации в Северной Калифорнии, против которого выступала крупная фирма «Пасифик газ энд Электрик компани», опасавшаяся негативных последствий ирригационных мероприятий для своего бизнеса. В 1936 году на Белый дом уже работали 270 рекламстов и специалистов по РR.
Слайд 29История ПМ…
Во время президентской избирательной кампании в 1952 году в
США крупнейшие рекламные агентства обеспечивали рекламную поддержку кандидату от республиканцев
- Дуайту Эйзенхауэру.
для того чтобы рекламные ролики имели большее воздействие на население, Т. Ривс предложил Эйзенхауэру упростить свои выступления, не прибегать к более чем одной категории аргументов, постараться скрыть свой возраст и избегать чтения речей по записям.
Впервые в истории избирательных кампаний в бюджете партии появились расходы на оплату услуг профессионалов в области рекламы
Слайд 30История ПМ….
В России спрос на профессиональных политических консультантов стал формироваться
только в начале 90-х годов, когда в стране стала складываться
многопартийность.
На выборах в Государственную Дyмy в 1993 г. ряд избирательных объединений впервые прибегли к помощи политических консультантов. Стали возникать консалтинговые фирмы, оказывающие услуги политикам.
В 1995 году ведущие центры и агентства политического консалтинга образовали Ассоциаuию центров политического консультирования.
Слайд 31Крупнейшие консалтинговые центры и фирмы в РФ
1. Центр прикладных политических
исследований ИНДЕМ, создан в 1990 году по инициативе Г.А. Сатарова.
2. Центр политических технологий. Год создания - 1993. Генеральный директор И.М. Бунин.
3. Центр политического консультирования «Никколо М», создан в 1992 году. Руководители: Е. Егорова и И. Минтусов.
4. Фонд эффективной политики, основан в 1995 году. Руководитель Г. Павловский.
5. Фонд «Политика». Руководитель В. Никонов.