Слайд 1ФАКУЛЬТЕТ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
ОСНОВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
2 курс
«НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЕЕ»
Слайд 2Систематическое внимание к образовательной деятельности музеев
1946г. – создание ICOM
– Международного совета музеев. Обмен мнениями стал систематическим.
1946г. – первый
номер журнала «ИКОМНЬЮС»
1948г. – состоялась первая конференция ICOM.
1951г. – ЮНЕСКО и ИКОМ совместно организовали «Крестовый поход в поддержку музеев» - международную компанию, направленную на привлечение внимания общественности к просветительской роли музеев. Отдаленным последствием этой кампании стало учреждение в 1977г. Международного дня музеев (18 мая).
Слайд 3Роберт Р.Макдональд:
«Успех многих музеев в 1970-1980-е гг. вновь обострил внимание
к положению этих институтов в динамичном и многообразном демократическом обществе.
Проблемами беспокойства стали опасность пренебрежения культурой, экологический упадок, быстрые технологические перемены, ненадежная система образования, угроза личной и общественной безопасности».
Слайд 4Поиск путей осуществления ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИССИИ МУЗЕЕВ
Постановления ЦК КПСС:
«О повышении роли
музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964)
«О повышении идейно-воспитательной работы» (1982)
Слайд 5Музей несет на себе отпечаток общества……
В выступлении на семинаре ИКОМа
в 1962г. директор Национального музея этнологии в Лейдене (Нидерланды) доктор
Питер Потт отметил, что современный музей обязан удовлетворить запросы современных людей, а запросы эти существенно отличаются от тех, что были 20 лет назад.
Слайд 6Концепции образования
Новая концепция образования. В викторианскую эпоху образование понимали, главным
образом, как накопление фактической информации. Ныне достаточно общим стало представление
о том, что образование – это рост и развитие личности в целом, а сбор и упорядочивание фактов – лишь часть этого процесса.
В сфере образовательных технологий это изменение выразилось в переходе от репродуктивно-дидактических педагогических концепций к концепциям креативно-педагогическим с ориентацией на гуманистическую концепцию личностно-ориентированного образования.
Т.е. речь идет о новой образовательной парадигме.
Слайд 7Образование в музее
Сегодня ОБРАЗОВАНИЕ в музее – это развитие ума
и интеллекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностных отношений
к миру. (М.Ю.Юхневич Я поведу тебя в музей.- М., 2001).
Слайд 8Предпосылки реализации
образовательной миссии музея
Предпосылка №1. Понимание музея как феномена
культуры.
Предпосылка №2. Специфика музейной коммуникации.
Предпосылка №3. Специфика музейной аудитории.
Слайд 9Музейно-педагогический процесс – средство реализации образовательной деятельности музея
ИНФОРМИРОВАНИЕ –
это направлений образовательной деятельности музея, связанное с получением сведений о
музее, составе и содержании его коллекций, отдельных музейных предметах, по различным вопросам, связанным с направлениями деятельности музея.
Требования к информации, передаваемой в общем формате информирования:
- тщательная отобранность
- неперегруженность
- ориентация на конкретную или общую аудиторию.
Слайд 10ОБУЧЕНИЕ
ОБУЧЕНИЕ – это следующая ступень освоения музейной информации, включающая передачу
и усвоение знаний, а так же приобретение умений и навыков
в процессе музейной коммуникации.
Важно: не только получение знаний, но и их закрепление.
Слайд 11РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА – высшая ступень постижения музейной информации, связанная
с применением интерактивных технологий.
В музее имеются особые условия для стимулирования
творческого процесса
Слайд 12ОБЩЕНИЕ
ОБЩЕНИЕ – установление взаимных контактов на основе общих интересов, связанных
с тематикой музея или содержанием его коллекций.
Слайд 13ОТДЫХ
ОТДЫХ – организация свободного времени в соответствии с желаниями и
ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде.
Слайд 14НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
Внутри каждого из направлений можно разработать оригинальную модель
решения задач информирования, обучения и т.д. Эти модели – формы,
их может быть сколько угодно много.
Форма образовательной деятельности – это организационная структура, дающая возможность реализации направлений образовательной деятельности. Она не закреплена жестко за каким-либо одним направлением.
Формы подвижны так же, как подвижны направления, они «взаимопроникают» друг в друга. Это, скорее, методологическое, нежели практическое разделение.
Слайд 15Интеграция музеев
в окружающую среду
В 1984 году в Квебеке состоялся
первый международный семинар «Экомузеи и новая музеология», результатом которого явилась
декларация, в которой была сформулирована программа развития музея на рубеже XX-XXI вв.: «в современном мире … музеи должны выйти за пределы традиционных задач и функций: идентификации, консервации и просвещения – и перейти к осуществлению более широких программ, которые позволят им активнее участвовать в жизни общества и полнее интегрироваться в окружающую среду».