Слайд 1Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего образования «Московский
государственный технический университет
им. Н.Э.Баумана»
Учебный военный центр
преподаватель цикла №
13
Винокурова Е.А.
Слайд 2Тема № 3 Международное гуманитарное право о законах войны
Семинар №
2
Правовое положение воинских частей и военных организаций ВС
РФ.
Слайд 3Учебные вопросы
1. Назначение, состав и применение ВС РФ.
2. Руководство и
управление ВС РФ.
Слайд 4Вопрос 1.
Назначение, состав и применение ВС РФ.
Слайд 5Характерной особенностью развития человечества является то, что военная сила всегда
считалась основным средством решения и проведения своей политики.
"Война - это
продолжение политики, только иными средствами".
Карл Клаузевиц
Слайд 6Вооруженные Силы в структуре государства
Законодательство Российской Федерации по
вопросам обороны основывается на Конституции Российской Федерации и включает в
себя Федеральный закон от 31 мая 1996 года ФЗ № 61-ФЗ «Об обороне», а также другие законы Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с безопасностью, воинской обязанностью и воинской службой, оборонным бюджетом, гражданской обороной, мобилизацией.
Слайд 7Базовым правовым актом, на основе которого разработано и принято все
военное законодательство, является Федеральный закон «Об обороне». Он определяет основы
и организацию обороны страны, полномочия и функции органов государственной власти, субъектов Федерации, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны.
Слайд 8 Под обороной данный Федеральный закон понимает - систему
политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке
к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы.
Слайд 9В соответствии со статьей 10 данного закона Вооруженные Силы Российской
Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской
Федерации.
Слайд 10ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ
ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ
Слайд 11для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации;
Слайд 12 для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России;
Слайд 13для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Слайд 14Вооруженные Силы Российской Федерации организационно состоят из:
1) органов военного
управления;
2) видов ВС и самостоятельных родов
войск.
Слайд 15В настоящее время Вооруженные Силы России имеют в своем составе:
Слайд 18Основные правовые акты в области обороны:
Федеральные законы
«О статусе военнослужащих»;
«О воинской обязанности и
военной службе»;
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Слайд 19В целях защиты интересов РФ и её граждан, поддержания международного
мира и безопасности формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за
пределами территории РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и ФЗ « Об обороне» для решения задач:
Слайд 20отражение вооружённого нападения на формирования ВС РФ, другие войска или
органы, дислоцированные за пределами территории РФ;
Отражение или предотвращение вооружённого нападения
на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой;
Защита граждан РФ за пределами территории РФ от вооружённого нападения на них;
Борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
Слайд 21
Привлечение ВС РФ к выполнению задач с использованием вооружения не
по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными
законами.
Слайд 22Применение ВС РФ для выполнения задач в соответствии с международными
договорами РФ осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в
этих договорах и установленных законодательством РФ.
Слайд 23Деятельность ВС РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Слайд 24Полномочия Президента РФ по использованию ВС РФ за пределами территории
РФ:
Принимает решение об оперативном использовании ВС РФ на основании ФЗ
«Об обороне» при соответствующем постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
Определяет общую численность формирований ВС РФ, районы их действий, стоящие перед ними задачи и срок исполнения;
Принимает решение о досрочном отзыве формирований ВС РФ(либо по его поручению Министерством обороны РФ).
Слайд 25Общий состав ВС РФ
ВС РФ состоят из центральных органов военного
управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят виды
и рода войск ВС РФ, в Тыл ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.
Слайд 26Полномочия МО РФ при применении ВС РФ за пределами территории
РФ:
Комплектует формирования ВС РФ военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение МТС и
предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения
Слайд 27
Управления объединений, управления соединений и воинские части ВС
РФ в качестве юридических лиц (на основании ст. 11 ФЗ
«Об обороне»):
Управление объединений, управление соединений и воинская часть ВС РФ могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части ВС РФ, а также о реогранизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министерством обороны РФ.
В случае переформирования (расформирования) объединения, соединения или воинской части ВС РФ осуществляется реорганизация (ликвидация) соответствующего юридического лица.. (действуют на основании общих положений, утверждённых министерством обороны РФ.
Слайд 28Комплектование ВС РФ личным составом (на основании ст. 12 ФЗ
«Об обороне»)
1. Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и
лиц гражданского персонала ВС РФ;
2. Осуществляется в соответствии с законодательством РФ:
военнослужащими – путём призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан РФ (иностранных граждан) на военную службу;
гражданским персоналом.
3. Штатная численность Г/П ВС РФ устанавливается Правительством РФ, а перечень воинских должностей, замещаемых Г/П, - министром обороны РФ
Слайд 29Внешними факторами для Российской Федерации являются:
- опасность применения
ядерного и других видов ОМП другими государствами;
- распространение
ядерного и других видов ОМП и возможные попытки его использования в интересах отдельных стран, организаций и террористических групп;
- возможность подрыва стратегической стабильности в результате нарушения международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
-попытки вмешательства во внутренние дела Российской Федерации с целью дестабилизации ее внутриполитической обстановки;
Слайд 30Внешними факторами для Российской Федерации являются:
- нарушение прав,
свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
- нападения на военные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории других государств;
- расширение военных блоков и союзов в ущерб интересам военной безопасности Российской Федерации;
- международный терроризм.
Слайд 31
- противоправная деятельность национали-стических,
сепаратистских и других организаций, осуществляемая с использова-нием вооруженного насилия;
- попытки насильственного свержения суще-ствующего конституционного строя;
- рост организованной преступности;
Внутренниее факторы, определяющие характер и направленность военного строительства Российской Федерации:
Слайд 32Внутренние факторы, определяющие характер и направленность военного строительства Российской Федерации:
- нападения на потенциально опасные объекты;
- нападения
на предприятия, имеющие штатное оружие с целью его захвата;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- незаконное распространение средств осуществления диверсий и террористических актов;
- множественное возникновение мест компактного проживания иностранных граждан.
Слайд 33 Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль
в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей задачей Вооруженных
Сил Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.
Слайд 34Комплектование ВС РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ
В
мирное
время
В
период
мобилизации
В
военное
время
Слайд 35Комплектова-
ние
ВС РФ
в мирное
и военное
время
Личным составом
Вооружением и
военной техникой
Другими материальными средствами
Слайд 36Комплектование ВС РФ
Офицерами
Солдатами и сержантами
Гражданским персоналом
Выпуск-никами ВВУЗов
Выпуск-никами ВУЗов, прошедши-ми обучение
как офицеры запаса
Путем
призыва
Путем доброволь-ного поступле-
ния на военную службу по контракту
Путем добровольного поступле-ния на работу
При мобилиза-ции и в военное время направле-нием граждан на должности гражданского пер-ла
Слайд 37Вопрос 2.
Руководство и управление Вооруженными Силами.
Слайд 39функции Министерства Обороны:
1) участвует в разработке предложений
по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации;
2) разрабатывает концепцию строительства ВС РФ;
3) разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;
4)разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета;
Слайд 40функции Министерства Обороны:
5) координирует и финансирует работы, выполняемые
в целях обороны;
6) организует научные исследования в
целях обороны;
7) заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ, других войск;
Слайд 41функции Министерства Обороны:
8) финансирует и обеспечивает учебно-материальной базой
на договорной основе организации и общественные объединения, осуществляющие подготовку граждан
по военно-учетным специальностям;
9) обеспечивает мобилизационную готовность ВС РФ;
10) обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала ВС РФ, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей;
Слайд 42функции Министерства Обороны:
11) представляет Президенту РФ проекты общевоинских
уставов, положений о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской
Федерации, Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе ВС РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
12) представляет в Правительство Российской Федерации проекты положений о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и о военно-врачебной экспертизе граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу;
Слайд 43функции Министерства Обороны:
13) координирует деятельность федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны;
14) координирует заказы на вооружение и военную технику для других войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники;
15) сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств;
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве обороны Российской Федерации.
Слайд 44функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации:
1) разрабатывает
предложения по военной доктрине РФ;
2) разрабатывает план строительства ВС
РФ и координирует разработку планов строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
3) координирует разработку предложений по численности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
Слайд 45функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации:
4) разрабатывает План
применения ВС РФ, Мобилизационный план ВС РФ и Федеральную государственную
программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;
5) готовит предложения по численности граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу и военные сборы;
Слайд 46 6) устанавливает количественные нормы призыва граждан Российской Федерации
на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации;
7) организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия;
8) организует и координирует действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны;
Слайд 47функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации:
9) координирует
оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и
создаваемых на военное время специальных формирований, осуществляет контроль за состоянием мобилизационной готовности других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований;
10) анализирует и координирует проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы;
11) осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности;
Слайд 48функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации:
12) осуществляет текущее и перспективное планирование обеспечения основными видами вооружения,
военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления и размещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств;
13) организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности ВС РФ;
14) организует взаимодействие ВС РФ с другими войсками, воинскими формированиями и органами;
15) участвует в разработке Плана гражданской обороны;
Слайд 49функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации:
16) определяет
порядок использования и планирует использование радиочастотного спектра в целях обороны;
17) разрабатывает проекты положений о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе, а также перечень военно-учетных специальностей;
Слайд 50функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации:
18) организует
мобилизационное и стратегическое развертывание ВС РФ, других войск, воинских формирований
и органов;
19) осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе ВС РФ.
Слайд 51Вопрос 4.
Современное состояние и перспективы совершенствования
Вооруженных Сил Российской Федерации
Слайд 52Направления Реформирования ВС РФ
Сохранение Потенциала Стратегических Сил сдерживания
Наращивание количества соединений
и частей постоянной боевой готовности и формирование на их основе
группировок войск
Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил)
Совершенствование комплектования ВС РФ
Слайд 53 Выполнение программ модернизации вооружения, военной и специальной техники, поддержание
их в состоянии боевой готовности
Совершенствование военной науки и образования
Совершенствование
системы социального обеспечения военнослужащих, членов их семей, лиц, уволенных с военной службы, воспитания и морально-психологической подготовки
Слайд 54Приоритетные направления военного строительства на период до 2012 года
-совершенствование системы и повышение качественного уровня государственного управления
военным строительством;
- приведение задач военной организации государства в соответствие с реальными угрозами национальной безопасности Российской Федерации с учетом утвержденных объемов ассигнований, выделяемых на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства на период до 2012 года;
- оптимизация системы органов военного управления, структуры, состава и численности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;
Слайд 55Приоритетные направления военного строительства на период до 2012 года
-повышение боевой и мобилизационной готовности силового компонента военной организации;
-организация и поддержание тесного взаимодействия Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации при совместном решении поставленных задач, повышение координирующей роли Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в решении задач обороны страны;
-совершенствование оперативного оборудования территории Российской Федерации и завершение создания единой военной инфраструктуры государства;
Слайд 56Приоритетные направления военного строительства на период до 2012 года
-переход к межведомственным (сопряженным) унифицированным системам технического и тылового
обеспечения, военного образования и науки, подготовки кадров и младших специалистов, единой системе воинского воспитания, устранение параллелизма и дублирования в этих сферах деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;
-структурное и технологическое преобразование оборонного промышленного комплекса страны, в том числе совершенствование системы государственного регулирования его развития;
-совершенствование механизмов финансового и ресурсного обеспечения военного строительства;
Слайд 57Приоритетные направления военного строительства на период до 2012 года
-совершенствование системы социального обеспечения в ходе военного строительства, повышение социального
статуса военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, а также граждан, работающих в оборонном промышленном комплексе страны;
-проведение активной государственной политики по укреплению авторитета военной службы, а также по военно-патриотическому воспитанию граждан и подготовке их к военной службе; совершенствование нормативной правовой базы военного строительства.
Слайд 58 Создание военной организации государства рационального состава, структуры и
численности, обладающей прочной материально-технической и социальной базой, - очень сложная
общегосударственная задача военной реформы.
Целью военной реформы является приведение военной организации Российской Федерации в соответствие с современными внешними и внутренними условиями и задачами по обеспечению обороны и безопасности страны при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
Слайд 59 Принятыми планами строительства и развития Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов обеспечивается решение основных задач
военной реформы. Ее завершение тесно связано с возможностью в долгосрочной перспективе перевооружения войск, воинских формирований и органов на новые образцы вооружения и техники, выхода на новый уровень повышения качественных параметров решения служебно-боевых задач и зависит от возможностей государства по ее всестороннему обеспечению, включая выделение необходимых финансовых и других ресурсов.
Слайд 60 Из сегодняшнего занятия мы можем сделать вывод
о том, что Вооруженные Силы России – важная структура государства,
призванная защищать его интересы от посягательств извне, а так же от попыток его уничтожения изнутри.
Организация военного строительства и руководство войсками нацелены на поддержание мира, на укрепление независимости России.
Состояние Вооруженных Сил, их боеспособность зависят от экономического и духовного состояния государства. Государство, не заботящееся о своей армии, в конечном итоге перестает быть независимым.
Слайд 61Задание на самоподготовку:
Изучить:
1. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации;
2. Принципы и
основные направления строительства Вооруженных Сил;
3. Внешние и внутренние факторы, определяющие характер и направленность военного строительства в России;
4. Функции Министерства обороны Российской Федерации;
5. Функции Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации;
6. Современное состояние и перспективы развития Вооруженных Сил Российской Федерации.
Слайд 62Литература:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный Закон Российской Федерации “Об обороне” Ориентир. –
1996г. - № 7;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
1992 г. № 466 “О создании Вооруженных Сил Российской Федерации”;
Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000г. № 706. Независимое военное обозрение. – 2000. - № 15;
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М., 2007;
Новое законодательство России об обороне, армии и военной службе: Сб. нормат. Актов под ред. Дубровина В.Н. – М.: “Бизнес Консалтинг Центр”, 1998;
Правовые основы деятельности органов военного управления: Сб. нормат. документов. – СПб.: “Печатный двор”, 2001. – 1000с.