Слайд 1Федеральное агентство по образованию
Кубанский государственный технологический
университет
Краснодар
2010 г
Слайд 2Организация маркетинга на предприятии
Тема
Слайд 3 Организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав:
1) построение
(совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
2) подбор специалистов по маркетингу (маркетологов)
надлежащей квалификации;
3) распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом;
Слайд 44) создание условий для эффективной работы сотрудников
маркетинговых служб
(организация
их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
5)
организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
Слайд 5Оргструктуры управления маркетингом
Единых рецептов по использованию типовых оргструктур управления маркетингом
не существует. Обычно даже однотипные предприятия применяют различные оргструкгуры. Например,
в корпорации «Дженерал Моторз» ее отделения («Шевроле», «Понтиак» и др.) используют различные оргструктуры управления маркетингом. Речь скорее идет о применении неких общих принципов построения оргструктур управления маркетингом, имея в виду, что их материализация может осуществляться достаточно по-разному.
Слайд 6
1. Функциональная оргструктура УМ – организационная структура управления, в которой
деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга,
которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.).
Слайд 7
Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эффективность
падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа
рынков сбыта.
Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга, которому помимо маркетинговых проблем приходится решать также много других вопросов), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.
Слайд 8
2. Товарная (продуктовая) оргструктура УМ обеспечивает продуктовую стратегию, требующую анализа
и прогнозирования жизненного цикла каждого продукта в отдельности, оценки его
конкурентоспособности. При этой структуре выделяются самостоятельные подразделения, нацеленные на определенный вид продукта или группу продуктов .
Слайд 9
Товарная организация службы маркетинга имеет преимущества в оперативном управлении всем
комплексом маркетинга по определенному виду продукта, что позволяет гибко реагировать
на изменения рыночного спроса и создавать в целом выгодный товарный ассортимент.
Недостатки: высокая возможность конфликтов при нечетком разделении полномочий, реализация продукта функциональными менеджерами.
Слайд 10
3. Рыночная оргструктура УМ – организационная структура управления маркетингом, в
которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию
стратегий и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках.
В зависимости от того смысла, который вкладывается в понятие «рынок», в оргструктуре могут быть выделены подразделения, ориентированные на конкретных потребителей, например, на рынок женской, мужской и детской одежды, если предприятие производит ткани для пошива одежды. Возможно выделение рынков по отраслевой принадлежности, например, рынок машиностроительных, строительных и др. предприятий. В таких рыночных подразделениях осуществляются все необходимые функции маркетинга.
Слайд 12
4. Географическая оргструктура УМ – организационная структура управления маркетингом, в
которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по
отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.
Иногда данная структура управления маркетингом носит название «региональная или территориальная организация маркетинга». Выбор того или иного названия во многом определяется тяготением к применению той или иной терминологии.
Слайд 14
5. Функционально-продуктовая оргструктура УМ – организационная структура управления маркетингом, в
которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых
единых для предприятия целей и задач маркетинга.
В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Он также формулирует для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение. Их выполнение возможно на принципах внутреннего хозрасчета. Используется организациями, выпускающими многономенклатурную продукцию.
Слайд 16
6. Функционально-рыночная организация – организационная структура управления маркетингом, в которой
функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых
для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Они также формулируют для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинговой деятельности на определенных рынках и контролирует их выполнение.
Применяется, когда организация выпускает относительно однородную продукцию, предназначенную для рынков различного типа.
Слайд 18 Правильный выбор оргструктуры управления маркетингом только создает предпосылки для
эффективной работы маркетинговых служб.
Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами,
правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы.
Всем этим должен заниматься руководитель маркетинговой службы совместно с руководством предприятия.
Распределение задач, прав и ответственности
в системе управления маркетингом
Слайд 19 Выделяют ряд специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга.
Системность знаний, большая эрудиция и кругозор.
Коммуникабельность.
Стремление к новому, высокая
степень динамизма.
Дипломатичность, умение гасить конфликты.
Слайд 20 Рассмротрим на примере корпорации «Нестле», как в продуктово-региональной оргструктуре управления
осуществляется распределение прав и обязанностей по реализации маркетинговых функций.
Нестле» –
многонациональная корпорация, один из старейших и наиболее известных производителей продуктов питания. Имеет оперативные компании в 75 странах, 282 завода в 56 странах и 14 тыс. работающих. Штаб-квартира находится в Швейцарии.
По пяти географическим зонам распределяются 75 оперативных компаний, каждая из которых управляется региональным управляющим. Региональные управляющие, имеющие свои офисы в штаб-квартире корпорации, представляют интересы держателей акций в своих регионах.
Слайд 22 Фрагмент матрицы принятия маркетинговых решений
Слайд 23 Р – принятие решения. На основе подготовленной информации тот или
иной руководитель или его заместитель осуществляют акт решения (утверждение, подписание
приказа и т.п.).
П – подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице структурных подразделений или должностных лиц.
У – участие в подготовке решения, заключающееся в подготовке отдельных вопросов или необходимой информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения.
С – обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия.
И – исполнение решения.
К – контроль исполнения решения.
С позиций эффективного управления любое решение должно обязательно включать, как минимум, действия Р, П, И и К.
Слайд 24Контроль, являясь заключительной стадией процесса управления маркетингом, направлен на укрепление
и развитие системы отношений с покупателем.
Контроль в маркетинге — форма
целенаправленного воздействия на поступательное развитие компании для выработки корректирующих рекомендаций по использованию новых решений, отвечающих требованиям рынка.
Контроль маркетинга является действенным инструментом получения коммерческого успеха.
Слайд 26Основной формой контроля является ревизия в виде внутреннего или внешнего
аудита.
Ревизия — объективное комплексное исследование в установленном порядке системы
выполнения основных направлений маркетинга для выработки рекомендаций по совершенствованию механизма управления.
Ревизия предполагает регулярное, периодическое и эпизодическое инспектирование для оценки эффективности маркетинга, его стратегий и решений по их совершенствованию.
Основанием для ревизии является сигнальная информация о снижении объемов продажи, поступления рекламаций и претензий на низкое качество продукции, услуги.
Слайд 27 Критериями периодичности ревизии являются: снижение потребительского спроса, сокращение рыночной доли,
штрафные санкции, превышение трансакций на корпоративную деятельность.
Выполнение ревизии осуществляется в
три этапа:
1. Изучение бухгалтерской отчетности, сравнение поступлений от продаж с текущими затратами.
2. Оценка совокупных затрат по направлениям: маркетинговые исследования, планирование, сбыт продукции, реклама, коммуникации, контроль. На данном этапе устанавливается соответствие перераспределения расходов на маркетинг с установленными плановыми показателями.
3. Разбивка совокупных расходов из корпоративного бюджета по структурным внутренним блокам, функционально ориентированным на маркетинг в целях выработки конкретных рекомендаций для менеджмента.