Разделы презентаций


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего

Раздел 2. История науки Тема 2. Преднаучный период истории науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра

Великого»
Высшая школа техносферной безопасности
Лекция 6
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Санкт-Петербург, 2017

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»Высшая школа техносферной безопасности Лекция 6ИСТОРИЯ И

Слайд 2 Раздел 2. История науки

Тема 2. Преднаучный период

истории науки

Раздел 2. История науки   Тема 2. Преднаучный период истории науки

Слайд 3Преднаука и наука: две стратегии порождения знаний
Наука в античный период.

Если классификация наук — это их расчленение «по

вертикали», то периодизация — это их развертывание «по горизонтали», в форме определенных, следующих друг за другом, исторических периодов (ступеней, фаз, этапов). Исследуя историю любого материального или духовного явления (в том числе и науки), следует иметь в виду, что это сложный диалектический поступательный процесс «появления различий», включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов, фаз и т.п.
Поэтому задача познания состоит в том, чтобы добиться понимания действительного исторического процесса в его различных фазах, установить специфику этих фаз, их сходство и отличия, их границы и связь между ними.
Вопрос о периодизации истории науки является дискуссионным.
Один из подходов разработан В.С. Степиным: две стадии (1-я характеризует зарождающуюся науку /преднаука/; 2-я — наука в собственном смысле слова), которые соответствуют двум различным методам построения знаний и двум формам прогнозирования результатов деятельности.
Преднаука и наука: две стратегии порождения знанийНаука в античный период.   Если классификация наук — это

Слайд 4Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука), где

зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний

на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а средние века до XVI–XVII вв., является исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности. Преднаука же изучает те вещи и способы их изменений, с которыми человек многократно сталкивается в своей практической деятельности и обыденном опыте. Деятельность мышления — идеализированная схема практических действий. Наука начинается, когда формируется особый тип знания — теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствия из теоретических постулатов.
Причины возникновения науки в XVI–XVII вв.:
- общественно-экономические условия (утверждение капитализма и острая потребность в росте его производительных сил);
- социальные условия (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления);
- определенный уровень развития самого знания, т.е. «запас» необходимого и достаточного количества фактов, которые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению.

Тем самым науке как таковой предшествует доклассический этап (преднаука), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в

Слайд 5В отличие от традиционной философии наука Нового времени кардинально поставила

вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о

задачах познавательной деятельности и ее методах, о месте и роли науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов. В общественной жизни стал формироваться новый образ мира и стиль мышления, разрушивший предшествующую картину мироздания, и приведший к оформлению принципиально нового понимания мира с ориентацией на механистичность и количественные методы. Галилей впервые ввел в познание то, что стало характерной особенностью именно научного познания — мысленный эксперимент.
Характерные черты нового стиля мышления: отношение к природе как самодостаточному естественному, объекту, лишенному антропоморфно-символического элемента; отказ от принципа конкретности; становление принципа строгой количественной оценки; инструменталистская трактовка природы и ее атрибутов — пространства, времени, движения, причинности и т.д.; признание в динамике универсального метода описания поведения окружающих явлений. В это время резко возрастает интерес не только к частнонаучным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. Рост интереса к этим проблемам был тесно связан не только с успехами частных (прежде всего естественных) наук, но и с их недостатками, ограниченностью.
В отличие от традиционной философии наука Нового времени кардинально поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии

Слайд 6В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией

и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее знания идет по

трем основным направлениям:
1. Отделение науки от философии.
2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук — механики, астрономии, физики, химии, биологии и др.
3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др.

Классификация этапов развития науки:
1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Имеет парадигму механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.
В Новое время ускоренными темпами развивается процесс размежевания между философией и частными науками. Процесс дифференциации нерасчлененного ранее

Слайд 72. Неклассическая наука (первая половина XX в.). Парадигма относительности, дискретности,

квантования, вероятности, дополнительности.
3. Постнеклассичесая наука (вторая половина XX — начало

XXI вв.) учитывает включенность субъективной деятельности в «тело знания». Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы.
В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали. Т.е. предпосылки науки создавались в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов астрономии, этики, логики, математики и др. Вот почему геометрия Эвклида — это не наука в целом, а только одна из ветвей математики.
Т.о, в античный и средневековый периоды существовали лишь элементы, предпосылки, «кусочки» науки, но не сама наука в собственном смысле слова (как указанное «целостное триединство»), которая возникает только в Новое время, в процессе отпочкования науки от традиционной философии.
2. Неклассическая наука (первая половина XX в.). Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.3. Постнеклассичесая наука (вторая половина

Слайд 8Формирование зачатков знаний и методов связывают с тем культурным переворотом,

который произошел в древней Греции при «великой колонизации». Древние греки

пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей, его составах. Эти их представления получили название натурфилософских.
Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.
Основной чертой эллинистической культуры стал индивидуализм, вызванный неустойчивостью социально-политической ситуации, невозможность для человека влиять на судьбу полиса, усилившейся миграцией населения, возросшей ролью правителя и бюрократии. Это отразилось как на основных философских  системах эллинизма — стоицизме (Зенон), скептицизме, эпикуреизме, неоплатонизме, так и на некоторых натурфилософских идеях.
Т.о., в античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, рвущие узы натурфилософских схем и претендующих на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом.
Формирование зачатков знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в древней Греции при «великой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика