Слайд 1Креативность
как показатель одаренности
Слайд 2Креативность
Что такое креативность
Как она проявляется
Каковы свойства творческой личности
Можно ли измерить
креативность
Как можно развивать креативность
Слайд 3КРЕАТИВНОСТЬ
способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует
контексту, в котором он находится
новый продукт является оригинальным и неожиданным;
он отличается от того, что уже создавали ранее
творческий продукт является не просто новым, но и адаптивным, т.е соответствующим разным ограничениям, накладываемым ситуацией
оценка креативности предполагает социальный консенсунс.
Слайд 4Гилфорд
Для творчества необходим ряд интеллектуальных способностей, таких как лёгкость обнаружения
проблемы, способности к анализу, оценке и синтезу, беглость и гибкость
мышления (1950)
Факторная теория интеллекта (1956,1957) – креативность опирается на разные умственные операции, в особенности на дивергентное мышление (способность порождать большое количество идей)
Слайд 5Дивергентное мышление в модели Гилфорда
Слайд 6Модель Дж.Гилфорда
Стимул – латентная операция – реакция
Содержание – способность испытуемого
– результат применения операции к материалу
Содержание: изображение, символы (буквы, числа),
семантика (слова), поведение (сведения о людях)
Операции: понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание
Результаты: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.
Слайд 7Дивергентное и конвергентное мышление
КМ направлено на поиск единственно верного результата;
увязывает все элементы семантического пространства воедино
ДМ связано с порождением множества
решений на основе однозначных данных; мыслительный поиск следует в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от содержания проблемы
Слайд 8Поль Торренс (1915 – 2003)
Креативность – это естественный процесс, порождаемый
сильной потребностью человека в снятии напряжения, которое возникает у него
в ситуации неопределенности или незавершенности.
Креативность – способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д.
Слайд 9Поль Торренс (1915 – 2003)
Творческий акт делится на восприятие проблемы,
поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию
и нахождение результата.
Творческий акт заканчивается формулированием, интерпретацией и сообщением (публикацией) результатов.
Слайд 10Понимание креативности как процесса решения проблем позволяет оценить результаты (продукты)
творчества, индивидуальные способности к нему, благоприятные и неблагоприятные для него
личностные особенности и условия окружения, то есть объединить в единое целое отдельные разные аспекты творчества, выделяемые многими психологами.
Слайд 13Фигурная форма А. Задание 2 (стимульный материал)
Слайд 14Фигурная форма А. Задание 2 (стимульный материал- продолжение)
Слайд 20Вербальные формы тестов
"Спросить и угадать" (выявление любознательности, чувствительности к
новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию).
придумать вопросы к картинке
с изображением неопределенной ситуации
угадать ее причины
угадать ее последствия
Слайд 21
4. "Усовершенствование продукта" (игрушки)
5. "Необычное использование" обычных предметов
6. "Необычные
вопросы"
7. "Предполагаемые ситуации" (что было бы, если …)
Слайд 22Показатели тестов Торренса
Беглость (скорость, продуктивность) отражает способность к порождению
большого числа идей, выраженных в словах или рисунках, и измеряется
числом адекватных (соответствующих требованиям задания) ответов.
Слайд 23Гибкость оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта
проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем, измеряется числом
ответов, принадлежащих разным категориям, согласно определенной классификации: животные, люди, машины, инструменты и т.д.
Слайд 24Оригинальность идей - ключевая характеристика творческого мышления означает способность к
выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Оригинальность
определяется по частоте, с которой встречаются те или иные ответы при выполнении тестов определенной выборкой испытуемых. Чем реже встречается ответ, тем выше балл за его оригинальность.
Слайд 25 Разработанность, детализация идей используется главным образом при оценке фигурных
тестов, измеряется числом дополнений (деталей, подробностей) к основной идее, а
не правильностью этой идеи или соответствием ее какому-то образцу.
Слайд 26Качественная оценка степени разработанности
Шкала «комплексности» М.Калмар (по О.М.Дьяченко)
Слайд 27Примеры детских ответов с разной степенью разработанности
Слайд 28П.Торренс
«Мы должны решить, какой вид творческого потенциала мы хотим установить
и предсказать. Мы хотим определить только те потенции, которые будут
пышно расцветать, несмотря на все усилия помешать им, или мы хотим также выявить и те возможности, которые будут реализованы при умном руководстве, более благоприятных условиях обучения и т.п.?»
Слайд 29Теория «интеллектуального порога»
Высокий уровень креативности достижим лишь при
интеллектуальном развитии выше среднего уровня, то есть при IQ не
ниже 115-120 баллов (при достаточной базе знаний и высоком уровне аналитико-синтетической деятельности и критического мышления).
Слайд 30 В.Н. Дружинин: уровень общего интеллекта - не "интеллектуальный
порог" креативности, а напротив, "верхний ограничитель", "потолок" потенциальных творческих достижений
человека. Использование природных возможностей зависит от мотивации, компетентности в избранной сфере творчества и от внешних условий, тогда как "нижний интеллектуальный ограничитель" определяется требованиями деятельности.
Слайд 31Тесты М. Воллаха и Н. Когана
Выделены четыре
группы детей:
с высоким уровнем интеллекта и креативности,
низким уровнем
обоих показателей,
высоким интеллектом и низкой креативностью,
низким интеллектом и высокой креативностью
Слайд 32С. Медник (1969)
Ассоциативная теория творчества
творчество – способность преодолевать стереотипы на
конечном этапе мыслительного синтеза, широта поля ассоциаций.
Чем из более
отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения.
Слайд 33Тест С. Медника
Тест отдаленных ассоциаций (Remote Associates Test)
Творческий процесс – это переформулирование ассоциативных элементов в новые комбинации,
отвечающие поставленной задаче. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.
Слайд 34Тест состоит из словесных "триад" - трех слов - стимулов
из максимально удаленных ассоциативных областей, например, "часы – скрипка -
единственный".
Испытуемый должен установить ассоциативную связь между этими словами, то есть назвать четвертое слово, например, "мастер", объединяющее все стимулы по смыслу (мастер по часам, скрипичный, единственный).
Оригинальность ответа определяется степенью его отклонения от этого стереотипа.
Слайд 35Тест С. Медника
громкая правда медленно
холодная
зелень мутная
прошлое море друзья
зоркий
ресница стеклянный
свежая английская новости
вечерняя бумага стенная
(афиша, газета, картина, красивый, объявление, печать, реклама, сенсация…)
Слайд 36Инвестиционная теория Р. Стернберга
Креативность означает жизненную установку:
"покупать дешево, а продавать дорого". Творческая личность, подобно удачливому инвестору,
занимается созданием и развитием неизвестных и непризнанных идей, ценность которых сначала очень низка. Задача состоит в том, чтобы верно оценить еще скрытый потенциал развития идеи и будущий спрос на нее.
Слайд 38Стернберг, Любарт (1995):основные положения
Креативность не является простой результирующей уровня развития
каждого компонента креативности:
Отдельные компоненты могут иметь пороговые значения
Между компонентами может
существовать частичная компенсация
Компонент всегда действует в присутствии других компонентов, что может приводить к взаимодействию между ними.
Слайд 39
Интеллектуальные способности включают:
1) синтетическую способность видеть проблемы в
новом свете и избегать привычных способов мышления,
2) аналитическую способность
оценивать идеи,
3) практически-контекстуальную способность убеждать других в ценности своих идей.
Слайд 40Методы измерения творческого мышления
Написать рассказ на тему "Замочная скважина", "Кроссовки
для осьминога",
нарисовать рисунок "Земля с точки зрения насекомых",
"Начало времени",
придумать рекламу дверных ручек, галстуков-бабочек,
решить необычную научную проблему – как распознать космических пришельцев.
Слайд 41Модель креативности К. Урбана
В теории "4П" обобщаются
все аспекты понимания креативности:
Проблема, которую нужно решить
творчески;
Процесс, ведущий от постановки проблемы к результату ее решения;
Продукт этого творческого решения;
Персональные (личностные) качества творца.
Слайд 42 Внешними влияниями автор считает экономические, культурные, национальные и
другие факторы
микро- (семья, школа, регион),
макро- (общество, страна) и
мега-окружения (природа, история)
Слайд 43Определение креативности по К. Урбану
способность создавать новый, необычный и неожиданный
продукт как решение интуитивно воспринятой или заданной проблемы в результате
интуитивного постижения ее смысла,
путем углубленного и широкого восприятия ("схватывания") существующих и обнаруживаемых данных и целенаправленного поиска информации,
путем анализа и ориентированных на решение, но чрезвычайно гибких процессов обработки информации, путем необычных ассоциаций и новых комбинаций знаний, данных опыта и (или) воображаемых элементов,
Слайд 444) путем синтеза, структуризации и комбинирования сведений, элементов и структур
в новое целостное решение - гештальт,
5) и достигать гештальт-решения,
которое как продукт или в продукте той или иной формы становится разработанным (детализированным),
6) и который в конечном итоге благодаря коммуникации может быть почувствован, понят и пережит другими как значительный и важный.
Слайд 45Основные компоненты креативности
Когнитивные включают субкомпоненты:
1) дивергентное мышление и дивергентные
действия, включающие чувствительность к проблеме, беглость, гибкость, оригинальность и разработанность
идей, далекие ассоциации;
2) общую базу знаний, включающую широкое восприятие, конвергентное или логическое мышление, критическое мышление, метакогнитивные процессы, процессы анализа и синтеза, память;
3) базу специальных знаний и умений.
Слайд 46Личностные включают субкомпоненты:
1) увлеченность задачей, устойчивость, концентрацию на объекте
(теме, процессе, продукте), настойчивость в достижении цели, сосредоточенность, расслабление;
2)
мотивы, включая стремление к знаниям и новизне, любознательность, самоактуализацию, общительность, преданность делу;
3) толерантность к неопределенности, открытость новому, склонность к риску и экперименту, нонконформизм, юмор.
Слайд 47Тест творческого мышления - "Создание рисунка"
Инструкция: закончить
начатый кем-то рисунок. На выполнение теста отводится до 15 минут.
Слайд 48Категории оценки рисунка
1) продолжение фрагментов, 2)
дополнение или оформление, 3) добавление новых элементов, 4) связь фрагментов
линией,
5) тематическая связь между фрагментами, 6) связанный с фрагментом выход за пределы рамки, 7) не связанный с фрагментом выход за пределы рамки,
8) перспектива, 9) юмор, 10) необычность: использования материала, темы, знаков, отсутствие стереотипных фигур,
11) скорость.
Слайд 50Многофакторный подход к креативности
Творческий продукт
Слайд 51Теория креативности Д.Б. Богоявленской
Интеллектуальная активность, или "инициатива" отражает диалектическое
взаимодействие умственных способностей и мотивационных факторов.
Три уровня: стимульно-продуктивный, эвристичный
и креативный.
В методе "креативного поля" используется два слоя деятельности: решение задач и деятельность, способная привести к открытию скрытых закономерностей всей системы задач, что не требуется для их решения (выход за пределы заданного).
Слайд 52Теории креативности
1. Дивергентные способности (Гилфорд)
2. Процесс решения творческих проблем
(Торренс)
3. Способности к отдаленным ассоциациям (Медник, Ротенберг)
4. Способности к удачной
инвестиции (Стернберг)
5. Единство компонентов "4П": проблемы, процесса, продукта и персоны (Урбан)
6. Интеллектуальная инициатива (Богоявленская) и др.
Слайд 53Соотношение интеллекта и креативности
1. Мышление – всегда творческий процесс,
интеллект и креативность неразделимы
2. Полностью независимые способности
3. Частично совпадающие,
но различные аспекты одного и того же
4. Теория "интеллектуального порога"
5. Теория "интеллектуального потолка"
6. Креативность как высший уровень развития интеллекта
7. Интеллект как компонент креативности
Слайд 54Методика изучения образной и вербальной креативности (ОВК)
Инструкция 1
Посмотри внимательно на
картинку. Как ты думаешь, что это может быть? На что
это похоже? Высказывай все свои предположения, чтобы получилось как можно больше интересных догадок.
Слайд 56Методика ОВК. Инструкция 2
Теперь перед тобой много изображений той картинки,
о которой ты высказал(а) свои догадки. Попробуй превратить ее в
другие интересные картинки. Ты можешь взять столько изображений, сколько хочешь, чтобы проявить всю свою фантазию и творчество. Придумай названия своим картинкам.
Слайд 63 Среда, в которой креативность могла
бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью (богатством
возможностей).
Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
В.Н.Дружинин
Слайд 64The Development of Giftedness and Talent Across the Life Span
Edited
by F.Horowitz, R.Sunotnik, D.Matthews. American Psychological Association, Washington. 2009