Разделы презентаций


НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Магнитогорский государственный технический университет им

Содержание

ПЛАН:1. Истоки древнеегипетской культуры2. Додинастический период и культура в период Древнего царства3. Пантеон египетских богов4. Культура Среднего и Нового царств: взаимодействие и ассимиляция культур

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова
Семинарское занятие №

2
Культура Древнего Египта: взаимодействие культуры и цивилизации

Магнитогорск, 2017

НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИМагнитогорский государственный технический университет им. Г.И. НосоваСеминарское занятие № 2Культура Древнего Египта: взаимодействие культуры и цивилизацииМагнитогорск,

Слайд 2ПЛАН:
1. Истоки древнеегипетской культуры
2. Додинастический период и культура в период

Древнего царства
3. Пантеон египетских богов
4. Культура Среднего и Нового царств:

взаимодействие и ассимиляция культур

ПЛАН:1. Истоки древнеегипетской культуры2. Додинастический период и культура в период Древнего царства3. Пантеон египетских богов4. Культура Среднего

Слайд 3 1. Истоки древнеегипетской культуры
Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской

цивилизации, то неизмеримо труднее определить рамки древнеегипетской культуры.
Храм Абу

Симбел в Нубии (Египет)
1. Истоки древнеегипетской культуры  Если можно очертить временные границы существования древнеегипетской цивилизации, то неизмеримо

Слайд 4Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего

ранее воцарения I династии, и продолжали существовать после утраты Египтом

независимости, во времена владычества Лагидов, в римско-византийский период. 394 г. н.э. датируется последняя иероглифическая надпись.

Специфические черты ее формировались и до образования египетского государства, возникшего ранее воцарения I династии, и продолжали существовать

Слайд 5В восприятии последующих поколений египетская иероглифика становится лишь языком мистических

символов.
В V в. н.э. исчезает демотическое письмо.

В восприятии последующих поколений египетская иероглифика становится лишь языком мистических символов. В V в. н.э. исчезает демотическое

Слайд 6 Храм Исиды на о-ве Филе
В 535 г. н.э., при Юстиниане,

прекратил свое существование храм Исиды на о-ве Филе – последний

оплот древнеегипетского язычества.

Храм Исиды на о-ве Филе В 535 г. н.э., при Юстиниане, прекратил свое существование храм Исиды

Слайд 7Египет древний превратился в миф.
В конце XIX в. стал

мертвым языком коптский – наследник древнеегипетского языка, удержавшийся ныне только

в богослужении коптов (бохайрский диалект).

Египет древний превратился в миф. В конце XIX в. стал мертвым языком коптский – наследник древнеегипетского языка,

Слайд 8Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его

народа.
Трансформируясь и переплавляясь в иные формы, многие ее элементы

смогли сохраниться до наших дней, став одним из важнейших компонентов не только культуры современного Египта, но и культуры мировой.

Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Трансформируясь и переплавляясь в иные формы,

Слайд 9
Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности.
Обнаруженная в 1894-1895

гг. английскими учеными Уильямом Питри и его учеником Джеймсом Эдвардом

Квибеллом в Верхнем Египте (Нагада) доисторическая культура Египта была, на первый взгляд, настолько не схожа с культурой фараоновских времен, что ее поспешили объявить неегипетской.

Сэр Уильям Мэттью Флиндерс Питри (1853-1942) – видный британский археолог, один из основоположников современной систематической египтологии.

Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Обнаруженная в 1894-1895 гг. английскими учеными Уильямом Питри

Слайд 10Элегантная фигурка, относящаяся к Нагада II, ок. 3500–3200 гг. до н. э.

Элегантная фигурка, относящаяся к Нагада II, ок. 3500–3200 гг. до н. э.

Слайд 11Дальнейшее исследование первобытных культур Египта поставило вопрос об автохтонных, африканских

корнях египетской цивилизации.
При этом большое значение придавалось связям этих

культур с сахарско-суданским культурным ареалом.

Дальнейшее исследование первобытных культур Египта поставило вопрос об автохтонных, африканских корнях египетской цивилизации. При этом большое значение

Слайд 12 Палетка с двумя гиенами. Музей в Лувре
Африканская по происхождению

древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо.
Только по мере

приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно.

Палетка с двумя гиенами. Музей в Лувре  Африканская по происхождению древнеегипетская культура не

Слайд 13
С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с

отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся

более постоянными и долговременными, этнический состав – более стабильным.

С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству и с отступлением охоты на второй план

Слайд 14Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания

прочной культурной традиции, которая в соответствующих условиях дала тот неожиданный

«взрыв», благодаря которому Египет переступил грань доистории.

Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая в соответствующих условиях

Слайд 15Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации:
в сфере материальной: 
– постепенный переход

к изготовлению медных орудий,
– совершенствование системы ирригационного земледелия,
– развитие скотоводства,

ремесла, обмена;

Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации:в сфере материальной: – постепенный переход к изготовлению медных орудий,– совершенствование системы ирригационного

Слайд 16сфере социальной:
– возникновение имущественной дифференциации,
– социальной иерархии,
– появление городского населения;

сфере социальной:– возникновение имущественной дифференциации,– социальной иерархии,– появление городского населения;

Слайд 17в сфере духовной:
– развитие заупокойных представлений,
– культа обожествленного правителя,
– солярного

культа,
– сложение специфически египетских черт искусства;

в сфере духовной:– развитие заупокойных представлений,– культа обожествленного правителя,– солярного культа,– сложение специфически египетских черт искусства;

Слайд 18и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской

культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно

египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического («протодинастического») периода (3300-3000 гг. до н.э.) и раннее царство – время возникновения и сложения единого египетского государства.

и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько

Слайд 192. Додинастический период и культура в период Древнего царства
2.1. Додинастический

период
Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох:

каменные орудия, культурную обособленность составляющих Египет областей с их пестрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сакральных (священных) предметов и т. д. – выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов.

Статуя жреца. Фивы. XXV династия

2. Додинастический период и культура в период Древнего царства2.1. Додинастический периодИменно в этот период, унаследовавший многое от

Слайд 20И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание

«первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.

И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим

Слайд 21 Свиток папируса
Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, складывается

система счета, появляется первый свиток папируса

Свиток папируса Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток

Слайд 22и, возможно, делаются первые попытки мумификации, оформляется строгий канон египетского

искусства, столь ему свойственный впоследствии, начинают возводиться монументальные сооружения –

гробницы-мастабы – и создаются первые характерно статичные статуи официальных лиц.
и, возможно, делаются первые попытки мумификации, оформляется строгий канон египетского искусства, столь ему свойственный впоследствии, начинают возводиться

Слайд 23В «протодинастический» период уже закладывается восходящий к более отдаленному времени

свойственный Египту дуализм государственности, в основе которого, согласно наиболее распространенной

точке зрения, – сосуществование двух царств – Юга и Севера – до их объединения Югом, а также своеобразие экономическое, географическое и, возможно, культурное и этническое.

В «протодинастический» период уже закладывается восходящий к более отдаленному времени свойственный Египту дуализм государственности, в основе которого,

Слайд 24 Бог Хор
В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской

монархии, где царь, божественный «владыка Обеих Земель», носитель двойной короны

Египта, предстает как воплощение бога Хора.

Бог Хор В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь, божественный «владыка

Слайд 25Тогда же впервые складывается царская титулатура из четырех имен:
– «имя

Хора», связанное с представлениями о Ка – божественном образе царя;

«имя Обеих Владычиц» – богини Юга Нехбет и Севера – Уаджит, олицетворенных в двойной красно-белой египетской короне;
– «золотое имя», символизировавшее божественную плоть царя;
– титул царя Верхнего и Нижнего Египта, предшествующий его личному имени.

Тогда же впервые складывается царская титулатура из четырех имен:– «имя Хора», связанное с представлениями о Ка –

Слайд 26 Богиня Юга – Нехбет

Богиня Севера – Уаджит

Возводятся первые дворцы и храмы, появляются антропоморфные боги, и Хор становится великим богом – покровителем единого египетского царства.

Богиня Юга – Нехбет

Слайд 272.2. Культура в период Древнего царства
За несколько столетий, отделяющих эпоху

Древнего царства от времени возникновения в долине Нила двуединого государства, египетская

культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но и неизмеримо возвысилась среди родственных ей культур соседних африканских народов.
2.2. Культура в период Древнего царстваЗа несколько столетий, отделяющих эпоху Древнего царства от времени возникновения в долине Нила

Слайд 28 Палетка Нармера
От первых незамысловатых полунадписей-полурисунков, запечатленных на булаве царя Скорпиона

или на знаменитой Палетке Нармера – своеобразных царских манифестах, где

само изображение царя, повергающего жалкого врага, красноречивее всяких слов, и от первых лаконичных надписей с царскими титулами – до пространных и обстоятельных декретов царей;

Палетка Нармера От первых незамысловатых полунадписей-полурисунков, запечатленных на булаве царя Скорпиона или на знаменитой Палетке Нармера

Слайд 30 Булава царя Скорпиона  

Булава царя Скорпиона  

Слайд 31– от первых упоминаний имени усопшего и предназначенных для него

жертвенных даров – до развернутых биографических надписей вельмож и сложных

религиозных текстов, в которых запечатлена работа мысли ряда жреческих школ («Тексты пирамид», «Мемфисский богословский трактат»);

– от первых упоминаний имени усопшего и предназначенных для него жертвенных даров – до развернутых биографических надписей

Слайд 32Тексты пирамид

Тексты пирамид

Слайд 33Пирамида Джосера
– от первых кирпичных мастаб – к величественным каменным

сооружениям: пирамиде Джосера, огромному надгробию в Медуме, Красной и Надломленной

пирамидам Снофру в Дашуре и от них – к классическим пирамидам в Гизе царей IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура;

Пирамида Джосера– от первых кирпичных мастаб – к величественным каменным сооружениям: пирамиде Джосера, огромному надгробию в Медуме,

Слайд 34Пирамида Снофру в Медуме

Пирамида Снофру в Медуме

Слайд 35Красная (северная) пирамида Снофру в Дашуре

Красная (северная) пирамида Снофру в Дашуре

Слайд 36 Надломленная (южная, ломаная) пирамида Снофру в Дашуре

Надломленная (южная, ломаная) пирамида Снофру в Дашуре

Слайд 37 Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе

Слайд 38Храм царя Усеркафа в Абусире (Реконструкция храма по Борхардту)
– от

скромных архаических святилищ богов – к храмовым комплексам V династии,

посвященным Солнцу, с открытыми дворами и молельнями, со стройными каменными обелисками – символами восходящего светила;

Храм царя Усеркафа в Абусире (Реконструкция храма по Борхардту)– от скромных архаических святилищ богов – к храмовым

Слайд 39Храм царя Усеркафа в Абусире

Храм царя Усеркафа в Абусире

Слайд 40Пирамида фараона Сахура в Абусире

Пирамида фараона Сахура в Абусире

Слайд 41 Древнее царство. Египет. Гробница Ти. Охота в зарослях на гиппопотамов

 
– от первых схематических изображений на палетках, стелах и ремесленных

изделиях – до многосюжетных высокохудожественных композиций на стенах гробниц Ти, Мерерука в Саккара (V, VI династии);

Древнее царство. Египет. Гробница Ти. Охота в зарослях на гиппопотамов    – от первых

Слайд 42 Гробница Ти

Гробница Ти

Слайд 43 Рельеф гробницы Мерерука

Рельеф гробницы Мерерука

Слайд 44 Гробница Мерерука в Саккаре

Гробница Мерерука в Саккаре

Слайд 45 Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет
– от несовершенных и условных

первых культовых статуй умершего до полного неповторимого, сугубо египетского своеобразия

статуй-портретов царевича Рахотепа и его жены Нофрет,
Царевич Рахотеп и его супруга Нофрет – от несовершенных и условных первых культовых статуй умершего до

Слайд 46 Писец Каи
Луврского писца

Писец Каи Луврского писца

Слайд 47 Статуя зодчего Хемиуна
зодчего Хемиуна

Статуя зодчего Хемиуна зодчего Хемиуна

Слайд 48и вельможи Каапера («Сельский староста»)

и вельможи Каапера («Сельский староста»)

Слайд 49Хатхор, фараон Менкаур и богиня Инпут и символических царских портретов

(Менкаура с богинями,

Хатхор, фараон Менкаур и богиня Инпут  и символических царских портретов (Менкаура с богинями,

Слайд 50 Хафра, осененный Хором,

Хафра, осененный Хором,

Слайд 51 Хафра, осененный Гором

Хафра, осененный Гором

Слайд 52 огромный каменный Сфинкс) – таковы лишь некоторые вехи эволюции египетской культуры

в течение нескольких долгих веков.

огромный каменный Сфинкс) – таковы лишь некоторые вехи эволюции египетской культуры в течение

Слайд 53Этой эволюции сопутствовали значительные внутренние изменения, выдвинувшие Египет в ряд

великих древневосточных цивилизаций.

Этой эволюции сопутствовали значительные внутренние изменения, выдвинувшие Египет в ряд великих древневосточных цивилизаций.

Слайд 54Архитектор Имхотеп
Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных

царей и несравненных великих мудрецов – полубога Имхотепа и Джедефхора,

Кагемни и Птаххотепа, как золотой век египетской культуры.

Архитектор ИмхотепЭпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих мудрецов – полубога

Слайд 55Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами.
Согласно хронологии Манефона,

основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги,

затем – полубоги.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей

Слайд 56В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе

Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные

слова.
В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все

Слайд 57Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в

их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их

тела ради умиротворения их сердец».

Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их

Слайд 58 3. Пантеон египетских богов
История культуры Древнего Египта показывает, что эта

цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды

расцвета и упадка.

3. Пантеон египетских богов История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной

Слайд 59Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа,

столкновениями власти фараона с властью жрецов подчас расшатывали и ослабляли

египетское государство.
А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов.
Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов подчас

Слайд 60Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно

велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий

раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались достаточно велики, раз эта империя в течение почти

Слайд 61Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была

заключена в религиозных убеждениях древних египтян.

Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.

Слайд 62Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью.
Как

мы уже говорили, богов в Древнем Египте было много, в

каждом городе их было несколько.
Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов.

Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. Как мы уже говорили, богов в Древнем Египте

Слайд 63Одним из важнейших был Осирис – бог смерти, олицетворявший умирающую

и воскресающую природу.
Египтяне верили, что после смерти и своего

воскрешения Осирис стал царем подземного царства.
Одним из важнейших был Осирис – бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после

Слайд 64Не менее важной была богиня Исида – покровительница плодородия и

материнства.
Богиней истины и порядка считалась Маат.

Не менее важной была богиня Исида – покровительница плодородия и материнства.Богиней истины и порядка считалась Маат.

Слайд 65Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями.
У каждого

из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и

символика, делавшие их единственными в своем роде.
Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие.
Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история,

Слайд 66Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная

иерархия, и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними

религиозно-мифологические представления.

Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия, и упорядочились культы многочисленных богов и

Слайд 67Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и

политических центров.
Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением

солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра.

Идея единовластия привела к возвышению культов богов крупнейших религиозных и политических центров. Теперь главное божество любой провинции

Слайд 68В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество.
Оно представлялось

в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого.

В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество. Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или

Слайд 69Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет –

львицы, Исида – змеи, Анубис – шакала, бог воды и

разлива Нила Себек – крокодила, богиня радости и веселья Баст – кошкой, бог мудрости Тот – в виде ибиса.

Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет – львицы, Исида – змеи, Анубис – шакала,

Слайд 70На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, то

есть наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные

культы животных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа.
На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, то есть наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства

Слайд 71Существование государства не мыслилось египтянами без богини Маат – божественного

порядка и истины.
Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном

ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат.
Понятие «Маат» становится центральным в древнеегипетской этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные человеческие отношения.
Правила Маат предписывали имущим помогать неимущим.

Существование государства не мыслилось египтянами без богини Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос,

Слайд 72Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали

подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной

ситуации.
Если человек сумеет приспособиться к законам, созданным богами, то он будет счастлив.
Жрецы богини Маат призваны были следить за соблюдением ее законов, утверждать среди людей истину и справедливость.
Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в

Слайд 73Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра,

творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак.
Он

создал первое поколение богов, от которого пошли все последующие.
Верховный солнечный бог Ра почитался в виде человека с солнечным диском на голове и изображался в священной ладье.

Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и

Слайд 76 Амат (Амт, Амамат)
Амат – мифологическое чудовище, но также богиня возмездия

за грехи. В её образе совмещались черты крокодила, льва и

гиппопотама: тело принадлежало гиппопотаму, лапы и грива льву, а голова крокодилу.
На загробном суде, если сердце покойного перевешивало на чаше весов, то он попадал в Поля Иару, то есть в рай. Если этого не случалось, то сердце умершего пожирала Амт.

Амат (Амт, Амамат) Амат – мифологическое чудовище, но также богиня возмездия за грехи. В её образе

Слайд 77 Амон-Ра
Амон-Ра с головой сокола
В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным

богом ветра. После объединения Верхнего и Нижнего Египта культ Амона

постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта.

Амон-Ра Амон-Ра с головой соколаВ Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Верхнего

Слайд 78 Анубис
Анубис – бог погребальных обрядов, он защищал тело в период

подготовки к похоронам и оберегал мумию в гробнице.
Изображали его

с головой шакала.
Анубис Анубис – бог погребальных обрядов, он защищал тело в период подготовки к похоронам и оберегал

Слайд 79 Апис
Священный бык города Мемфис, бог силы и плодородия.

Апис Священный бык города Мемфис, бог силы и плодородия.

Слайд 80 Атон
Атон – бог солнца.
В период правления фараона Эхнатона Атон

был единственным богом египтян.
Считалось, что Атон сотворил все вещи

и правит всем миром.
Атон Атон – бог солнца. В период правления фараона Эхнатона Атон был единственным богом египтян. Считалось,

Слайд 81Атум
Атум – бог заходящего солнца. Культ его слился с культом

солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным богом Египта.
Он

считался предводителем девяти великих богов, которым поклонялись в Нижнем Египте.

АтумАтум – бог заходящего солнца. Культ его слился с культом солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным

Слайд 82 Баст
Баст – богиня, изображавшаяся в облике кошки или с кошачьей

головой.
Ей поклонялись как носительнице солнечного света.

Баст Баст – богиня, изображавшаяся в облике кошки или с кошачьей головой. Ей поклонялись как носительнице

Слайд 83 Бэс
Бэс – бог танцов и пиров, которому в Древнем Египте

поклонялись простолюдины. Его изображали в виде кривоногого уродца карлика с

широким бородатым лицом, облаченного в львиную шкуру. Бэс защищал людей от змей, отпугивал злых духов, помогал при родах. Он охранял египтян от разных бед и как покровитель семьи почитался по всей стране. Сохранилось множество оберегов в виде фигурок Бэса.
Бэс Бэс – бог танцов и пиров, которому в Древнем Египте поклонялись простолюдины. Его изображали в

Слайд 84 Геб
Геб – один из девяти великих богов («великой эннеады»), которого

чтили в Гелиополе, «Городе Солнца» (Нижний Египет). Геб был богом

Земли.
Геб Геб – один из девяти великих богов («великой эннеады»), которого чтили в Гелиополе, «Городе Солнца»

Слайд 85 Гор (Хор)
Гор (Хор) – сын Осириса и Исиды, бог восходящего

солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон Осириса. Гор

бросил Сету вызов, и они долго состязались в силе и хитроумии. В конечном счете спор был разрешен Осирисом, который потребовал отдать трон Гору как своему законному наследнику.

Гор (Хор) Гор (Хор) – сын Осириса и Исиды, бог восходящего солнца. Его заклятым врагом был

Слайд 86 Исида
Исида – богиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут.

Исида вышла замуж за своего брата Осириса и родила от

него сына Гора. Она была верной женой и любящей матерью. С помощью магии она воскресила и Осириса, и Гора, убитых Сетом. Исиду часто изображают с младенцем Гором на руках. Она воспитала в сыне ненависть к Сету, чтобы Гор отомстил за отца.
Исида Исида – богиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут. Исида вышла замуж за своего

Слайд 87Маат
Маат – дочь Ра, богиня истины и справедливости. Маат наблюдает

за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит за поведением людей.

МаатМаат – дочь Ра, богиня истины и справедливости. Маат наблюдает за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит

Слайд 88Меритсегер
Меритсегер – местная богиня Фив, изображавшаяся в виде змеи с

головой женщины. К праведникам Меритсегер была благосклонна, а грешников карала

ядовитым укусом.
МеритсегерМеритсегер – местная богиня Фив, изображавшаяся в виде змеи с головой женщины. К праведникам Меритсегер была благосклонна,

Слайд 89Месхент
Месхент – богиня деторождения, помогавшая женщине терпеть боли при родах

и предопределявшая судьбу новорожденного.

МесхентМесхент – богиня деторождения, помогавшая женщине терпеть боли при родах и предопределявшая судьбу новорожденного.

Слайд 90Мин
Мин – бог мужской плодовитости, тесно связанный с Амоном-Ра. Во

время праздника в его честь воздвигали священный столб, на который

полагалось карабкаться участникам ритуала. Мин также покровительствовал племенам охотников и собирателей, обитавшим в пустыне к востоку от Нила.

МинМин – бог мужской плодовитости, тесно связанный с Амоном-Ра. Во время праздника в его честь воздвигали священный

Слайд 91Монту
Монту – бог войны с головой сокола или быка. Его

священным животным был бык Бухие, который считался «душой Ра».

МонтуМонту – бог войны с головой сокола или быка. Его священным животным был бык Бухие, который считался

Слайд 92 Мут
Мут – богиня-мать, изображавшаяся с головой коршуна. Сочетавшись браком с

Амоном-Ра, она стала царицей небес.

Мут Мут – богиня-мать, изображавшаяся с головой коршуна. Сочетавшись браком с Амоном-Ра, она стала царицей небес.

Слайд 93 Нейт
Нейт – богиня рукоделия, согласно некоторым мифам, соткавшая мир. Нейт

также охраняет мумифицированное тело покойника до момента его погребения.

Нейт Нейт – богиня рукоделия, согласно некоторым мифам, соткавшая мир. Нейт также охраняет мумифицированное тело покойника

Слайд 94Нефертум
Нефертум – сын Птаха и Сехмет. Его изображали в виде

бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса

на голове. Согласно некоторым мифам, бог Ра каждое утро рождается из цветка лотоса.
НефертумНефертум – сын Птаха и Сехмет. Его изображали в виде бородатого мужчины с кривым мечом в руке

Слайд 95Нефтида
Нефтида – богиня мертвых, жена Сета. Когда Сет убил Осириса

и спрятал его тело, Нефтида отправилась вместе со своей сестрой

Исидой на поиски трупа.
НефтидаНефтида – богиня мертвых, жена Сета. Когда Сет убил Осириса и спрятал его тело, Нефтида отправилась вместе

Слайд 96Нехбет
Нехбет – жена бога Нила Хапи, покровительница Верхнего Египта. Нехбет

защищает фараона и его детей. Иногда ее изображали в виде

самки коршуна, распростершей крылья над головой фараона.
НехбетНехбет – жена бога Нила Хапи, покровительница Верхнего Египта. Нехбет защищает фараона и его детей. Иногда ее

Слайд 97Нун
Нун – бог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и бесформенной водной

пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения мира. Из глубин

Нуна чудесным образом родился Ра, ставший «отцом богов».
НунНун – бог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и бесформенной водной пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения

Слайд 98Нут в образе небесной коровы
Нут – богиня ночного неба, мать

звезд. Нут была сестрой и женой бога Земли Геба, но

бог воздуха Шу разъединил супругов.
Нут в образе небесной коровыНут – богиня ночного неба, мать звезд. Нут была сестрой и женой бога

Слайд 99Осирис – бог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться

богам.
Завистливый брат Осириса, Сет, убил его и выбросил сундук

с телом в реку.
Исида отыскала труп и спрятала его от Сета, но Сету все же удалось снова завладеть телом брата.
Осирис – бог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться богам. Завистливый брат Осириса, Сет, убил его

Слайд 100Осирис
На сей раз убийца разрезал труп на части и разбросал

их по всему Египту.
Исида с большим трудом собрала все

части воедино и предала тело мужа погребению.
Возродившись в царстве мертвых, Осирис стал судьей в загробном мире.
Он выносит приговор усопшему и решает его дальнейшую судьбу.

ОсирисНа сей раз убийца разрезал труп на части и разбросал их по всему Египту. Исида с большим

Слайд 101 Птах
Птах – бог ремесла и искусства, истины и справедливости, которого

изображали с посохом в плотно облегающих, длинных белых одеждах. Сначала

ему поклонялись только в Мемфисе (Нижний Египет), но когда Мемфис стал столицей Египта, Птах приобрел общеегипетское значение. Ему приписали роль творца мира и создателя всех богов. Супруга Птаха - богиня Сехмет.
Птах Птах – бог ремесла и искусства, истины и справедливости, которого изображали с посохом в плотно

Слайд 102Ра
Ра – солнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным

диском или коброй. Ра поклонялись как верховному богу, создателю других

богов и людей. Каждого фараона считали сыном Ра.
РаРа – солнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным диском или коброй. Ра поклонялись как верховному

Слайд 103Рененет
Рененет – покровительница детей. Она давала им имена, оберегала от

несчастий и предопределяла их судьбу.

РененетРененет – покровительница детей. Она давала им имена, оберегала от несчастий и предопределяла их судьбу.

Слайд 104Ренпет
Ренпет – богиня, управлявшая течением времени. Каждую весну она возвещала

о наступлении нового года и вливала в молодых людей свежие

силы.
РенпетРенпет – богиня, управлявшая течением времени. Каждую весну она возвещала о наступлении нового года и вливала в

Слайд 105Себек
Себек – бог рек и озер, пресных вод и плодородия,

изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне

считали, чем больше в реке крокодилов, тем богаче будет урожай. Тем не менее Себек считался жестоким богом, умилостивить его можно было только частыми и обильными жертвоприношениями. 

СебекСебек – бог рек и озер, пресных вод и плодородия, изображавшийся в облике крокодила или человека с

Слайд 106Селкет (Серкет)
Селкет (Серкет) – богиня, покровительница мертвых, изображающаяся в виде

скорпиона. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. К

людям она была благосклонна и излечивала их от ран.

Селкет (Серкет)Селкет (Серкет) – богиня, покровительница мертвых, изображающаяся в виде скорпиона. Она помогала своему отцу богу Ра

Слайд 107Серапис
Серапис – бог загробного мира, которому поклонялись греки и римляне,

правившие Египтом. В образе Сераписа слились египетские боги Апис и

Осирис. Серапис считался богом-целителем, спасителем от несчастий.

СераписСерапис – бог загробного мира, которому поклонялись греки и римляне, правившие Египтом. В образе Сераписа слились египетские

Слайд 108Сет
Бог зла, убивший своего брата Осириса и захвативший его трон.

Позже боги передали власть Гору, которого Сет не смог убить.

А Сет стал богом бурь и владыкой пустыни.

СетБог зла, убивший своего брата Осириса и захвативший его трон. Позже боги передали власть Гору, которого Сет

Слайд 109Сехмет
Сехмет – свирепая богиня войны, истребляющая врагов Ра. Первоначально она

была богиней любви Хатор. Но когда Ра послал ее уничтожить

человечество, она превратилась в яростную Сехмет. Изображалась богиня в виде женщины с головой львицы.

СехметСехмет – свирепая богиня войны, истребляющая врагов Ра. Первоначально она была богиней любви Хатор. Но когда Ра

Слайд 110Сешат
Сешат – богиня письма, хранительница «библиотеки» богов. Сешат ведет записи

обо всех поступках смертных и обо всем, что ожидает людей

в будущем.
СешатСешат – богиня письма, хранительница «библиотеки» богов. Сешат ведет записи обо всех поступках смертных и обо всем,

Слайд 111Сокар
Сокар – бог растительности и покровитель мертвых. Его изображали в

виде мумии с головой сокола. Сокар охранял врата загробного мира.

СокарСокар – бог растительности и покровитель мертвых. Его изображали в виде мумии с головой сокола. Сокар охранял

Слайд 112 Таурт
Таурт – богиня с телом гиппопотама или крокодила и львиными

лапами. Она покровительствовала будущим матерям, поэтому и изображалась с округлым

животом. Таурт лечила от бесплодия, помогала женщинам при родах, следила, чтобы у них было достаточно молока.

Таурт Таурт – богиня с телом гиппопотама или крокодила и львиными лапами. Она покровительствовала будущим матерям,

Слайд 113 Тефнут
Тефнут – львиноголовая богиня росы и дождя, сестра и супруга

Шу. Тефнут была первой богиней, сотворенной Ра.

Тефнут Тефнут – львиноголовая богиня росы и дождя, сестра и супруга Шу. Тефнут была первой богиней,

Слайд 114Тот
Тот – бог луны, владыка мудрости и магии, покровитель

красноречия, изобретатель письменности. Изображался с головой ибиса и палеткой писца.

Тот помогает Осирису вершить суд в загробном царстве, записывая показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Тот Тот – бог луны, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, изобретатель письменности. Изображался с головой ибиса

Слайд 115Упуат и Хапи
Упуат Бог, сопровождавший душу покойного в загробное царство. Изображался

с головой шакала или волка. Иногда отождествлялся с Анубисом.
 

Упуат и ХапиУпуат Бог, сопровождавший душу покойного в загробное царство. Изображался с головой шакала или волка. Иногда

Слайд 116Хапи Бог Нила. Будучи мужского пола, Хапи тем не менее изображался

с женской грудью, символизирующей плодородие, которое даровали египетским полям ежегодные

разливы могучего Нила.

Хапи Бог Нила. Будучи мужского пола, Хапи тем не менее изображался с женской грудью, символизирующей плодородие, которое

Слайд 117Хатор
Хатор – богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в

облике коровы, либо в виде женщины, чью прическу украшал солнечный

диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.
ХаторХатор – богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью

Слайд 118 Хонсу
Хонсу – сын Амона-Ра и Мут, бог луны. Хонсу наделяет

фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного

юноши с прической, увенчанной лунным серпом.
Хонсу Хонсу – сын Амона-Ра и Мут, бог луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его

Слайд 119 Хнум
Хнум – бог-горшечник, создавший людей из глины на гончарном круге.

Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым

мифам, Хнум сотворил также богов. Хнума изображают с головой барана.
Хнум Хнум – бог-горшечник, создавший людей из глины на гончарном круге. Жизнь в тела людей вдохнула

Слайд 120Шу – бог воздуха и солнечного света, первое порождение Ра.

Он разделил Геба и Нут, слившихся в супружеских объятиях. Так

образовались земля и небо.
Шу – бог воздуха и солнечного света, первое порождение Ра. Он разделил Геба и Нут, слившихся в

Слайд 121Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была

велика.
Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали

особые скриптории – «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты.
Здесь находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления царей, на основе которых составляли летописи.

Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Уже тогда, вероятно, в тесной связи

Слайд 122Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома

жизни», согласно египетской традиции, были созданы богами или пользовались их

особым покровительством.
Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», согласно египетской традиции, были созданы богами

Слайд 1234. Культура Среднего и Нового царств: взаимодействие и ассимиляция культур
4.1.1.

Культура Среднего царства
Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала

новым периодом расцвета египетской культуры.
Примерно в 2050 г. до н. э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и восстановить единую власть под эгидой Фив.
4. Культура Среднего и Нового царств: взаимодействие и ассимиляция культур4.1.1. Культура Среднего царстваЭпоху Среднего царства нередко называют

Слайд 124После объединения страны в развитии культуры Египта наступила эпоха процветания,

которая нашла выражение в подъеме самых разных ее сторон.


После объединения страны в развитии культуры Египта наступила эпоха процветания, которая нашла выражение в подъеме самых разных

Слайд 125Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели

целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу,

язык.
Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить традиции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни,

Слайд 126Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них

нельзя понять стремительный расцвет светской художественной литературы и научных знаний,

переосмысление роли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкретным человеком.

Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской художественной литературы

Слайд 127В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий

язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение.


В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив

Слайд 128Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству,

в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто

возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, религиозных и художественных потребностей.

Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства

Слайд 129Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания.
От

этой эпохи до нас дошли первые математические и медицинские тексты,

древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.

Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания. От этой эпохи до нас дошли первые математические

Слайд 130Среднее царство вошло в историю культуры как период развития научных

знаний, сосредоточием которых стали храмы.
Для египтян солнце и звезды

были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии.

Среднее царство вошло в историю культуры как период развития научных знаний, сосредоточием которых стали храмы. Для египтян

Слайд 131Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда

Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и

через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила.

Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над

Слайд 132Этот день знаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев,

каждый из которых состоял из 30 дней.
Для соответствия реальной

продолжительности года в календарь включалось еще дополнительно 5 дней.
Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.
Этот день знаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней.

Слайд 1334.1.2. Развитие индивидуализма
Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени

заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение египтян.

4.1.2. Развитие индивидуализмаОднако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение

Слайд 134Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной

власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей – все это создало

почву для развития индивидуализма.

Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божественной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей –

Слайд 135Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый заботился

о своем собственном бессмертии.
Теперь уже не только фараон, не

только вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире.
Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же нашло отражение в содержании культа умерших.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый заботился о своем собственном бессмертии. Теперь уже не

Слайд 136Он очень упростился.
Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба.
Для

обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы – каменной плиты,

на которой были написаны магические тексты, гарантировавшие умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.
Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы

Слайд 1374.1.3. Строительство и архитектура
Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде

пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства.

4.1.3. Строительство и архитектураОднако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подражать могучим владыкам Древнего царства.

Слайд 138Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то:

размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные

двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки.
Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами.

Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства

Слайд 139Пирамида Сенусерта I в Эль-Лиште
Эти пирамиды представляли собой каменный каркас,

заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком.
Вероятно, правители Среднего

царства полагали, что каменные пирамиды недостаточно обеспечивают сохранность мумии.

Пирамида Сенусерта I в Эль-ЛиштеЭти пирамиды представляли собой каменный каркас, заполненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком.

Слайд 140Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров,

которые превратились в настоящий лабиринт.

Поэтому погребальную камеру стали прятать в защитной системе подземных коридоров, которые превратились в настоящий лабиринт.

Слайд 141Такой переход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан

с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат

на их сооружение.
Особую известность из архитектурных построек этого этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III.

Такой переход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал

Слайд 142Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворцов

и залов с монументальными колоннами.
До наших дней дошли только разрозненные

останки храма, а также предания древних греков, давших храму название Лабиринт.

Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворцов и залов с монументальными колоннами.До наших дней

Слайд 143Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции

читающимся как Лабир.
Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал

своей известностью даже пирамиды Древнего царства.

Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транскрипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого

Слайд 144Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов Среднего царства.


Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике

храма как дома бога-солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса.
Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоколонных храмов Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы,

Слайд 145Все колонны были богато украшены цветным орнаментом и позолотой.
Потолок

был расписан под звездное небо с золотыми звездами, которые свободно

парили под сводами храма.
По стенам храма размещались многоярусные композиции, построенные по регистрам, внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих соответствующих богов древнеегипетского пантеона.
Все колонны были богато украшены цветным орнаментом и позолотой. Потолок был расписан под звездное небо с золотыми

Слайд 146По сравнению с другими эпохами египетской истории, Среднее царство заняло

относительно непродолжительный период.
Около 1700 г. до н. э. в Египет вторглись кочевые

скотоводческие племена гиксосов, которые положили конец Среднему царству.
Господство гиксосов продолжалось более сотни лет, и в начале XIV в. до н. э. началось освободительное движение, во главе которого стояли фиванские цари.
По сравнению с другими эпохами египетской истории, Среднее царство заняло относительно непродолжительный период.Около 1700 г. до н. э. в

Слайд 147После победы над гиксосами в 1580 г. до н. э. развитие древнеегипетской

культуры перешло в новый период – Новое царство.

После победы над гиксосами в 1580 г. до н. э. развитие древнеегипетской культуры перешло в новый период – Новое

Слайд 1484.2. Культура Нового царства
4.2.1. Взаимодействие и ассимиляция культур
Этот период явился

дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и

небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами других народов.
4.2. Культура Нового царства4.2.1. Взаимодействие и ассимиляция культурЭтот период явился дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской

Слайд 149Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы, которые привели

к покорению многих соседних стран.

Этому способствовали агрессивная внешняя политика и завоевательные походы, которые привели к покорению многих соседних стран.

Слайд 150Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна.
Она

нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с

культурой которых египетская цивилизация имела много общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте.

Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна.Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии

Слайд 151Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства,

религии и иероглифическое письмо.
Через эти страны египетская культура проникала

внутрь африканского континента.
Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо. Через эти страны

Слайд 152В Азии основным средоточием египетской культуры оставался город Библ, с

которым Египет издревле имел тесные торговые связи.

В Азии основным средоточием египетской культуры оставался город Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи.

Слайд 153Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью

признания египетской государственности над местными правителями и ограничивалось внешними формами:

элементами декора зданий, бытовых предметов, гробничных стел.
Египет, напротив, заимствовал из Азии гораздо больше.

Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетской государственности над местными правителями и

Слайд 154Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать

много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические

изменения в литературе.

Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам,

Слайд 155Походы фараонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры

элементы семитской культуры и придали ей «восточную» ориентацию.

Походы фараонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской культуры и придали ей «восточную»

Слайд 156Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в

Египет огромных богатств явились стимулом небывалого расцвета египетской культуры.

Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств явились стимулом небывалого расцвета

Слайд 157Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов, дальнейшим совершенствованием

искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.

Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов, дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.

Слайд 158Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение божественного характера царской

власти.
Но вместо пирамид венцом этого строительства становится храм.

Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид венцом этого строительства

Слайд 1594.2.2. Храмовое строительство
Среди заупокойных храмов особое место занимал храм

царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри.

4.2.2. Храмовое строительство Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри.

Слайд 160Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над

другом.

Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом.

Слайд 161Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на

коричневом фоне огромных скал.

Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал.

Слайд 162Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутренним

убранством.

Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутренним убранством.

Слайд 163Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее

матери с богом Амоном, из чего следовало, что царица имела

божественное происхождение.

Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следовало,

Слайд 164К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор,

изображения которой были помещены повсюду.

К тому же считалось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду.

Слайд 165Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты

пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней.

Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустированные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных

Слайд 166Статуи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были

по существу портретами царицы.

Статуи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы.

Слайд 167Не менее знаменитым сооружением того времени был заупокойный комплекс фараона

Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах.

Не менее знаменитым сооружением того времени был заупокойный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма

Слайд 168Также знаменитый скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле состоял из

двух сооружений: Большого храма, посвященного фараону и трем богам –

Амону, Ра и Пта,
Также знаменитый скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле состоял из двух сооружений: Большого храма, посвященного фараону и

Слайд 169и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе

которой представлена жена Рамзеса – Нефертари.

и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса – Нефертари.

Слайд 170Перед храмом стояли двадцатиметровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале.

Перед храмом стояли двадцатиметровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале.

Слайд 171Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и

ориентирован на восток.

Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориентирован на восток.

Слайд 172Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в

темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.

Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из

Слайд 173Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве

сооружались святилища, не связанные с загробным культом.
К этому типу

храмов относятся два прославленных храма бога Амона в Фивах – Карнакский и Луксорский, отличавшиеся подчеркнутой монументальностью.
Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве сооружались святилища, не связанные с загробным культом.

Слайд 174Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и главным святилищем страны.

Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и главным святилищем страны.

Слайд 175В период правления XVIII династии фараонов главный покровитель Фив Амон

отождествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным.

В период правления XVIII династии фараонов главный покровитель Фив Амон отождествлялся с Ра и его культ стал

Слайд 176Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н. э. и продолжалось

около десяти веков.

Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н. э. и продолжалось около десяти веков.

Слайд 177Уже в процессе строительства храм неоднократно перестраивался, но в результате

было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона

перед ними, огромный колонный двор, гипоксильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м.
Уже в процессе строительства храм неоднократно перестраивался, но в результате было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с

Слайд 178Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами.

Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами.

Слайд 179Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все

остальные колонны представляли собой связки нераспустившихся стеблей папируса.

Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все остальные колонны представляли собой связки нераспустившихся стеблей

Слайд 180В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни

– ее зарождения и расцвета.

В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни – ее зарождения и расцвета.

Слайд 181В этот же период было завершено строительство Луксорского храма, второго

по значению в стране.

В этот же период было завершено строительство Луксорского храма, второго по значению в стране.

Слайд 182Храм Амона-Ра в Луксоре был наиболее гармоничным и совершенным.

Храм Амона-Ра в Луксоре был наиболее гармоничным и совершенным.

Слайд 183Он отличался четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения

и молельни со статуями богов в глубине здания.

Он отличался четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине

Слайд 184В первом дворе – колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты

с капителями в виде раскрытых метелок папируса.

В первом дворе – колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса.

Слайд 185Всего колонн в храме было около 150, которые образовывали 16

рядов.

Всего колонн в храме было около 150, которые образовывали 16 рядов.

Слайд 186Аллеи сфинксов, монументальные статуи, многочисленные колоннады храма – все это

создавало неповторимый облик Луксорского храма.

Аллеи сфинксов, монументальные статуи, многочисленные колоннады храма – все это создавало неповторимый облик Луксорского храма.

Слайд 187Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и

малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения хеттов, политический разброд, постоянные смуты и

волнения, вызванные социально-экономическим кризисом и т.д.
Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насыщены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения хеттов, политический разброд,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика