Слайд 1ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.А. Столыпина
Введение в курс дисциплины «Идентификация сырья
и продуктов животного и растительного происхождения»
Кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов
животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных
Лектор: профессор
Владимир Дмитриевич Конвай
Омск – 2018
Слайд 2ПЛАН
Свойства продуктов питания как товара
История фальсификации продуктов питания
Общие положения
об
идентификации продуктов питания
Место и роль идентификации при оценке степени соответствия
продуктов питания
Слайд 3Свойство товаров
Конкурентоспособность товара – способность продукции быть более привлекательной для
покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения,
благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик к требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Слайд 4Свойство продуктов питания как товара
Подлинность
Идентичность
Слайд 5Условия проявления свойств товаров
переход от жесткой регламентации системы товарно-денежных отношений
в условиях государственного монополизма к свободным экономическим взаимоотношениям между различными
формами собственности;
Слайд 6Условия проявления свойств товаров
появление на рынке товаров не одного собственника
(в лице государства), а множества собственников, каждый из которых стремится
завоевать определенную долю на свободных рынках России и получить определенные доходы от реализации своих товаров;
Слайд 7Условия проявления свойств товаров
свободный вход на российский рынок товаров любого
предпринимателя или производителя, как отечественного, так и зарубежного;
Слайд 8Условия проявления свойств товаров
несогласованность деятельности органов государственного контроля и не
информированность потребителя о результатах их деятельности приводят к многочисленным фактам
многократного обмана покупателей одним и тем же товаром, в том числе и за счет его фальсификации;
Слайд 9Условия проявления свойств товаров
несовершенство действующих законов и нормативных документов, в
которых бы устанавливалась непосредственно уголовно-административная и уголовно-процессуальная ответственность за фальсификацию
товаров;
Слайд 10Условия проявления свойств товаров
несовершенство информационного обеспечения товароведов, продавцов и потребителей
о возможных способах подделок тех или иных товаров, что затрудняет
компетентный выбор товаров, выявление разного рода фальсификаций с помощью надежных экспрессных методов.
Слайд 11История фальсификации продуктов питания
Весьма распространён среди продавцов предрасудок "Не
обманешь – не продашь"
Слайд 12История фальсификации продуктов питания
Законы о фальсификации пищевых продуктов были приняты
в XIX веке во многих развитых европейских странах – во
Франции (1851 г.), Италии (1890 г.), Бельгии (1891 г.), а затем в Англии, Австрии, Швейцарии.
Слайд 13История борьбы с фальсификацией продуктов питания
Указ Сената от 18 сентября
1713 г.
Указ 1718 г.
Указ 1722 г.
Указ Сената 1756 г.
Слайд 14История фальсификации продуктов питания
С приходом Советской власти и установлением государственной
монополии на производство пищевых продуктов закона о защите потребителя от
фальсифицированной продукции не существовало.
Слово "фальсификация" исчезло из законодательных актов.
Слайд 15История борьбы с фальсификации продуктов питания
"Домашний определитель подделок" профессора физики
и химии А. Альмадингена позволял выявлять фальсификацию ряда пищевых продуктов,
некоторых материалов, применяемых для ремонта дома, химических веществ, используемых в технологии приготовления пищи.
Слайд 16ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Слайд 17Экспертиза товара обязательно начинается с его
идентификации
от лат. identificare
– отождествлять
Идентификация – отождествление, установление, совпадения чего-либо с чем-либо
Слайд 18Идентификация
Идентификационная экспертиза товара - установление принадлежности данного изделия к
той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на
основании характерных призна-ков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.
Слайд 19Задачи идентифи-кационной экспертизы
Является ли данное изделие пищевым продуктом либо
его необходимо использовать для технических целей, на корм животных и
т.п.?
К какому классу или группе однородных товаров относится данное изделие?
Установление соответствия данного изделия качественным характеристикам и техническому описанию на него.
Слайд 204) К какому сорту относится данное изделие.
5) Относится ли данное
изделие к перечню запрещенных к реализации товаров либо к товарам,
имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).
Слайд 21Заключение идентификационной экспертизы
является ли данное изделие пищевым продуктом;
выявляется
соответствие, либо несоответствие товара определенным требованиям, указанным в нормативно-технической или
иной документации;
устанавливается сорт данного изделия;
относится ли данное изделие к перечню запрещенных товаров либо имеет определенные ограничения.
Слайд 22Экспертиза подлинности товара проводится с целью установления определённых показателей, отличающих
натуральный продукт от его подделки.
Слайд 23Задачи экспертизы подлинности продуктов
Имеет ли данное изделие показатели, характерные для
тех или иных видов фальсификации.
Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным
для данной однородной группы товаров.
Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым в нормативно-технической документации, в Законе "О защите прав потребителей" и т.п.
Слайд 24процедура, посредством которой устанавливают тождественность представленной на сертификацию продукции ее
наименованию и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифициро-ванную продукцию
с выданным на нее сертификатом.
Правила по проведению сертификации в РФ
Идентификация продукции –
Слайд 25Объекты идентификации
товары,
услуги,
ценные бумаги (деньги, акции, векселя и
др.),
информация,
рабочая сила и
другие объекты коммерческой деятельности.
Изделия,
которые вовлекаются в процесс купли-продажи и становятся товаром.
Слайд 26Субъекты идентификации
производитель – на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплектующих
изделий и при отпуске готовой продукции;
торговая организация (торговый посредник)
– на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже;
потребитель
Слайд 27МЕСТО И РОЛЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ СТЕПЕНИ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Слайд 28"Соответствие – соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или
услуге"
Слайд 29нормативным;
техническим и технологическим;
безопасности.
Виды деятельности:
оценка качества,
экспертиза
качества и сертификация соответствия.
Показатели степени соответствия продуктов со стороны
производителя относятся к
Слайд 30Место идентификационной экспертизы в оценке степени соответствия продукта со стороны
производителя
Слайд 31Оценка (контроль) качества –
Совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества,
определению их фактического значения и сопоставлению с нормативными требованиями
Слайд 32Органы, осуществляющие контроль качества продуктов питания
государственные инспекторы Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт);
санитарные врачи Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России),
контролеры ведомств и отделов контроля на предприятиях;
сотрудники пищевых лабораторий предприятий промышленности, торговли, общественного питания, общества защиты прав потребителя.
Слайд 33Оценка (контроль) качества
Цель - выявление соответствия представленного продукта требованиям
стандарта, указанного на маркировке, упаковке или в сопроводительных товарно-транспортных документах.
Слайд 34Два вида заключений:
продукт соответствует требованиям стандарта;
продукт не соответствует требованиям стандарта.
Слайд 35Экспертиза качества –
Исследование тех или иных индивидуальных показателей товара
с определенной целью.
Слайд 36Цели экспертизы качества
Идентификация товара и его происхождение.
Выявление фальсификации представленного
продукта.
Выявление соответствия представленного продукта данной группе товаров.
Установление производителя продукта, время
выработки и срока хранения.
Слайд 37Выявление посторонних веществ и загрязнителей.
Установление степени разбавления, фальсификации, загрязнения пищевых
продуктов.
Выявление фальсификации товарно-сопроводительной документации и упаковки.
Установление степени опасности продовольственных товаров
и др.
Слайд 38Сертификация –
заключение третьей стороны, создающие уверенность в том, что
надлежащим образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям
Слайд 39Показатели степень соответствия со стороны потребителя
оценка качества,
собственный опыт,
мнение
других.
У потребителя только одна цель – покупка товара.
Слайд 40Место идентификации в оценке степени соответствия продуктов питания со стороны
покупателя
Слайд 41ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИХ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ И ТЕСТОВЫХ МЕТОДОВ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Слайд 42ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.А. Столыпина
Введение в курс дисциплины «Идентификация сырья
и продуктов животного и растительного происхождения»
Кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов
животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных
Профессор
В.Д. Конвай
Омск – 2018