Слайд 1
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики
в образовании
Слайд 2Приоритеты образовательной политики
Зафиксированы в:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития
до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1
октября 2008 года, протокол № 36)
- Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
- Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
- Федеральной целевой программе развития образования
- Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
Слайд 3 Основные направления инициативы
«Наша новая школа»
1. Переход на новые
образовательные стандарты
2. Развитие системы поддержки талантливых детей
3. Развитие учительского потенциала
4.
Изменение инфраструктуры школьной сети
5. Сохранение и укрепление здоровья школьников
6. Расширение самостоятельности школ
Слайд 4 Переход на новые образовательные стандарты
От стандартов, содержащих подробный перечень
тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к
новым стандартам – требованиям к школьным программам, результатам усвоения программ школьниками, создаваемым в школе условиям для обеспечения достижения этих результатов.
Две части: обязательная и формируемая участниками образовательного процесса. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора.
Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость.
Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
Создание в школе кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени.
Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.
Слайд 5Порядок утверждения стандартов
Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009
г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов»
- проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке);
- публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы;
все экспертные заключения рассматриваются на Совете;
принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС;
ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте.
Слайд 6 Основные характеристики нового стандарта
новый формат стандарта
(рамочный документ);
новое содержание стандарта (совокупность
требований);
расширение функций и пользователей стандарта;
новое методологическое основание
(системно-деятельностный подход)
Слайд 7ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная, социальная);
границы собственного
знания и «незнания»
Ценностная
и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению
моральных проблем на
основе
децентрации; оценка своих
поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью; контроль и
коррекция; инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией,
учебными моделями;
использование знако-символи-
ческих средств, общих схем
решения; выполнение
логических операций сравнения,
анализа, обобщения и др.
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности
по получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и
метапредметные
действия
с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной общеобразовательной программы
Слайд 8
Требования к структуре
основной общеобразовательной программы
Зафиксированы требования к:
количеству
и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану
общеобразовательного учреждения;
минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 - 3 210 часов);
содержанию каждого из разделов;
соотношению частей основной общеобразовательной
программы (80/20% для первой ступени);
- организации внеурочной деятельности (количеству часов внеурочной деятельности за 4 года (до 1350)).
Слайд 9Требования к структуре основной
образовательной программе
Требования к структуре
основной общеобразовательной
программы
Слайд 10
Пояснительная записка основной
образовательной программы должна раскрывать
цели реализации основной ОП;
принципы и подходы сформированию основной ОП и состава участников образовательного
процесса конкретного образовательного учреждения;
учебно-методическое и информационное обеспечение (учебники, ЭОР, учебные пособия);
общую характеристику ООП.
Слайд 11
Планируемые результаты освоения основной
образовательной программы
обеспечение связи между требованиями Стандарта,
образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП начального общего
образования ;
основа для разработки ООП начального общего образования образовательных учреждений;
содержательная и критериальная основа для разработки рабочих программ учебных предметов, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Слайд 12
Учебный план начального общего образования
Базисный учебный план состоит из
двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
включающей в том числе и внеурочную деятельность.
В учебном плане образовательного учреждения отражаются основные показатели базисного учебного плана:
состав учебных предметов;
недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
общий и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;
направления внеурочной деятельности, формы ее организации, а также привлекаемые для ее реализации ресурсы.
Слайд 13Примерная программа формирования универсальных
учебных действий для начального общего образования
устанавливает
ценностные ориентиры начального образования;
определяет понятие, функции, состав и характеристики
универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;
выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Слайд 14Примерные программы:
Программа отдельных учебных предметов, курсов:
назначение и особенности
Слайд 15Примерная программа духовно-нравственного
развития и воспитания
Цель: расширение и укрепление ценностно-смысловой
сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей:
семейной
жизни;
культурно-регионального сообщества;
культуры своего народа;
мирового сообщества.
Направленность: на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе ОУ, семьи и других институтов общества.
Слайд 16Просветительская
работа с
родителями
Создание
здоровье-
сберегающей
инфраструктуры
Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни
Эффективная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
Рациональная
организация
учебной и
внеучебной
жизни
обучающихся
Реализация
модульных
образовательных
программ
Слайд 17Внутренняя оценка:
учитель, ученик,
ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные службы
аккредитация ОУ
аттестация кадров
мониторинг системы
образования
чтение, УУД
русский
математика
три итоговые работы
итоговая
оценка
+
накопленная оценка
Выборочное
обследование
работ уч-ся
Необходимые
дополнительные
данные/исслед.
Система оценки достижения планируемых результатов
Слайд 18Исполнение стандарта
Примерная основная образовательная
программа начального общего образования
Образовательное
учреждение разрабатывает
самостоятельно с учетом типа
и вида ОУ
Локальные акты
по вопросам
организации
и осуществления
образовательного процесса,
определенные уставом ОУ
Основная
образовательная
программа начального
общего образования ОУ
Слайд 192010-11
2011-12
- обязательное введение ФГОС
- введение ФГОС по мере готовности
1
М
О
Н
И
Т
О
Р
И
Н
Г
И
О
Т
Ч
Е
Т
Н
О
С
Т
Ь
1
Введение
федерального государственного
стандарта общего образования
2012-13
2013-14
2014-15
2016-17
2018-19
2020-21
2017-18
2019-20
2021-22
2015-16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
5
2
3
4
5
6
10
2
3
4
5
6
7
10
11
2
3
4
5
6
7
8
10
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
7
2
3
4
5
6
7
8
2
3
4
5
6
7
8
9
2
3
4
5
6
7
8
9
10
2
3
7
6
8
5
4
9
11
10
8
9
11
10
11
10
9
11
10
11
- продолжение обучения по ФГОС, введенного
по мере готовности
Слайд 20Критерии готовности ОУ к введению стандарта
разработана и утверждена основная
образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
нормативная
база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
Слайд 21Критерии готовности ОУ к введению стандарта
определена оптимальная для реализации
модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например,
модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.