Слайд 1Федеральный закон
«Об образовании
в Российской Федерации»
Слайд 2А.И. Кузнецов о новом законе
16.01.2013
Не стоит забывать, что
новый закон заменяет не один, а два закона. Один из них регулировал правоотношения
в системе профессионального образования. Поэтому новый закон можно, правда, с некоторой натяжкой, назвать “Образовательным кодексом”
Еще один важный момент, который нельзя обойти вниманием, это система образования России. Благодаря, новому закону она значительно приближена к лучшим мировым образцам
Слайд 3ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
Принят Государственной Думой
21 декабря 2012 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
Подписан Президентом РФ В. Путиным 29 декабря 2012 года (№ 273-ФЗ)
Слайд 4Главы ФЗ
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Система образования
Глава 3. Лица,
осуществляющие образовательную деятельность
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Глава
5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Слайд 5Главы ФЗ
Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Глава
7. Общее образование
Глава 8. Профессиональное образование
Глава 9. Профессиональное обучение
Глава 10.
Дополнительное образование
Слайд 6Главы ФЗ
Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и
получения образования отдельными категориями обучающихся
Глава 12. Управление системой образования. Государственная
регламентация образовательной деятельности
Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Слайд 7Главы ФЗ
Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
Глава 15. Заключительные
положения
Слайд 8Глава 1. Общие положения
Ст. 1. Предмет регулирования настоящего ФЗ –
общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией
права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование
Слайд 9Глава 1. Общие положения
Ст. 1. Настоящий ФЗ устанавливает правовые, организационные
и экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики
РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования
Слайд 10Глава 1. Общие положения
Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем
ФЗ (их 34):
Образование
Воспитание
Обучение
Уровень образования
Квалификация
ФГОС
Образовательный стандарт
Слайд 11Глава 1. Общие положения
Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем
ФЗ:
Федеральные государственные требования
Образовательная программа
Примерная основная образовательная программа
Общее образование
Профессиональное образование
Профессиональное обучение
Слайд 12Глава 1. Общие положения
Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем
ФЗ:
Дополнительное образование
Обучающийся
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная деятельность
Образовательная организация
Организация, осуществляющая обучение
Слайд 13Глава 1. Общие положения
Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем
ФЗ:
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
(к ним приравниваются ИП)
Педагогический работник
Учебный план
Индивидуальный учебный план
Практика
Направленность (профиль) образования
Слайд 14Глава 1. Общие положения
Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем
ФЗ:
Средства обучения и воспитания
Инклюзивное образование
Адаптированная образовательная программа
Качество образования
Отношения в сфере
образования
Участники образовательных отношений
Слайд 15Глава 1. Общие положения
Ст. 2. Основные понятия, используемые в настоящем
ФЗ:
Участники отношений в сфере образования
Конфликт интересов педагогического работника
Присмотр и уход
за детьми
Слайд 16Глава 1. Общие положения
Ст. 3. Основные принципы государственной политики и
правового регулирования отношений в сфере образования:
Было 6, стало 12
Ст. 4.
Правовое регулирование отношений в сфере образования
Ст. 5 Право на образование
Слайд 17Глава 1. Общие положения
Ст. 6. Полномочия федеральных органов государственной власти
в сфере образования
Ст. 7. Полномочия РФ в сфере образования, переданные
для осуществления органам государственной власти субъектов РФ
Ст. 8. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ
Ст. 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
Слайд 18Глава 2. Система образования
Ст. 10. Структура системы образования
ФГОСы и ФГТ,
образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и(или) направленности
организации, осуществляющие
образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Слайд 19Глава 2. Система образования
3) Федеральные государственные органы и органы
государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования,
и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования
Слайд 20Глава 2. Система образования
5) Объединения юридических лиц, работодателей и их
объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования
Слайд 21Глава 2. Система образования
Ст. 10. Структура системы образования
Уровни образования (общего
и профессионального)
Общее:
1) дошкольное
2) начальное общее
3) основное общее
4)
среднее общее
Слайд 22Глава 2. Система образования
Ст. 10. Структура системы образования
Уровни образования (общего
и профессионального)
Профессиональное:
Среднее профессиональное
Высшее образование – бакалавриат
Высшее образование – специалитет,
магистратура
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
Слайд 23Глава 2. Система образования
Ст. 10. Структура системы образования
Дополнительное образование:
Дополнительное образование
детей
Дополнительное образование взрослых
Дополнительное профессиональное образование
Слайд 24Глава 2. Система образования
Ст. 11. ФГОС и ФГТ. Образовательные стандарты
Что
обеспечивают (назначение), устанавливают (сроки получения образования), как разрабатываются (по уровням
образования, профессиям, специальностям и направлениям подготовки)
Включают требования к структуре ООП, условиям реализации ООП, результатам освоения ООП
п. 10 – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПГУ и вузы – федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и ФГОО ВО, перечень которых утвержден указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно ОС по всем уровням высшего образования
Слайд 25Глава 2. Система образования
Ст. 12. Образовательные программы
По уровням общего и
профессионального образования и по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы
По
дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы
Слайд 26Глава 2. Система образования
Ст. 13. Общие требования к реализации образовательных
программ
- использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и
электронного обучения
- система зачетных единиц – унифицированных единиц измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные УП (аудиторную и самостоятельную работу), практику
Слайд 27Глава 2. Система образования
Ст. 14. Язык образования
гарантируется получение образования на
государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания
в пределах возможностей, предоставленных системой образования
может вводиться преподавание и изучения государственных языков республик РФ (не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ)
образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с ОП и порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации
Слайд 28Глава 2. Система образования
Ст. 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
Обеспечивает
возможность освоения обучающимися ОП с использованием ресурсов нескольких организаций (образовательных,
в том числе иностранных, научных, медицинских, культуры, физкультурно-спортивных и др.)
Для этого должен быть заключен договор между организациями
Слайд 29Глава 2. Система образования
Ст. 16. Реализация ОП с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
Ст. 17. Формы получения образования и
формы обучения
Образование может быть получено:
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения
Слайд 30Глава 2. Система образования
Ст. 18. Печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и электронными учебными
изданиями, методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, входящим в реализуемые ООП
Нормы обеспеченности учебными изданиями устанавливаются соответствующими ФГОС
Слайд 31Глава 2. Система образования
Ст. 18. Печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы
Федеральные перечни учебников
Организации, осуществляющие выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию ОП НОО, ООО, СОО
При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Слайд 32Глава 2. Система образования
Ст. 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы
образования
Ст. 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
- Осуществляется
в целях обеспечения модернизации и развития системы образования
Слайд 33Глава 2. Система образования
Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и
внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Осуществляется в форме экспериментов
Инновационная
деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ
Слайд 34Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 21. Образовательная деятельность
Осуществляется:
образовательными организациями
организациями,
осуществляющими обучение
индивидуальными предпринимателями
Слайд 35Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 22. Создание, реорганизация, ликвидация
образовательных организаций
Образовательная организация:
государственная (создана РФ или субъектом РФ)
муниципальная (мун. район
/ гор. округ)
частная (физ./юр. лица или их объединения, за исключением иностранных религиозных организаций)
Слайд 36Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 23. Типы образовательных организаций
Образовательные
организации делятся на типы в соответствии с ОП, реализация которых
является основной целью их деятельности:
Дошкольная образовательная организация
Общеобразовательная организация
Профессиональная образовательная организация
Образовательная организация высшего образования (образовательная деятельность по ОП высшего образования и научная деятельность)
Слайд 37Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 23. Типы образовательных организаций
Образовательные
организации, реализующие дополнительные образовательные программы:
Организация дополнительного образования (образовательная деятельность по
дополнительным общеобразовательным программам)
Организация дополнительного профессионального образования (образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам)
Слайд 38Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 23. Типы образовательных организаций
Образовательные
организации высшего образования вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим ОП,
реализация которых не является основной целью их деятельности:
Основные общеобразовательные программы
ОП среднего профессионального образования
Программы профессионального обучения
Дополнительные общеобразовательные программы
Дополнительные профессиональные программы
Слайд 39Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 24. МГУ, СПбГУ. Категории
образовательных организаций высшего образования
- МГУ им. Ломоносова, СПбГУ – ведущие
классические университеты (правовой статус определяется спец. фед. законом)
- Федеральный университет
- Национальный исследовательский университет
Слайд 40Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 25. Устав образовательной организации
Тип
ОО
Учредитель(и) ОО
Виды реализуемых ОП с указанием уровня образования и(или) направленности
Структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования и сроки полномочий
Слайд 41Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 26. Управление образовательной организацией
На
основе принципов единоначалия и коллегиальности
Единоличный исполнительный орган ОО – руководитель
ОО (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель)
Коллегиальные органы управления – общее собрание (конференция) работников ОО (работников и обучающихся ОО – в ОО ВО), пед. совет (ученый совет – в ОО ВО), попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.
Ученический / студенческий совет
Профессиональные союзы обучающихся и (или) работников ОО
Слайд 42Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 27. Структура образовательной организации
Подразделения
ОО
Филиалы ОО
Представительство ОО
В государственных и муниципальных ОО создание и деятельность
политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются
Слайд 43Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 28. Компетенция, права, обязанности
и ответственность образовательной организации
ОО обладает автономией (самостоятельность в осуществлении образовательной,
научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов)
ОО свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими ОП
Компетенция ОО – 22 пункта (например, разработка и утверждение программы развития ОО, обеспечение функционирования системы оценки качества образования, обеспечение создания и ведения официального сайта ОО в сети «Интернет»)
Слайд 44Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 28. Компетенция, права, обязанности
и ответственность образовательной организации
ОО ВО осуществляют научную и (или) творческую
деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре)
ОО вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания ОО деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время
Слайд 45Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 28. Компетенция, права, обязанности
и ответственность образовательной организации
ОО обязана:
Обеспечивать реализацию в полном объеме ОП,
соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся
Слайд 46Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 28. Компетенция, права, обязанности
и ответственность образовательной организации
ОО обязана:
Создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся…
работников ОО
Соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников ОО
Слайд 47Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 29. Информационная открытость образовательной
организации
ОО формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы с информацией об
их деятельности и обеспечивают к ним доступ (в течение 10 рабочих дней – на сайте)
Информация – 17 пунктов
Копии – 5 пунктов
Отчет о результатах самообследования
Документ о порядке оказания платных образовательных услуг
Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний
Иная информация
Слайд 48Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 30. Локальные нормативные акты,
содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Ст. 31. Организации, осуществляющие обучение
- Осуществляющие
образовательную деятельность научные организации
- Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и(или) отдых
- Организации, осуществляющие социальное обслуживание
- Иные юридические лица
Слайд 49Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
Ст. 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие
образовательную деятельность
Непосредственно или с привлечением педагогических работников
Должна быть государственная регистрация
ИП
Образовательная деятельность осуществляется по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения
Слайд 50Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
- Физические лица, которые по
трудовому законодательству не допускаются к педагогической деятельности, не вправе ее
осуществлять и в качестве ИП
До начала оказания платных услуг предоставить обучающимся, родителям информацию (государственная регистрация, уровень профессионального образования, общий стаж педагогической работы. То же самое о привлеченных пед. работниках)
При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности
Слайд 51Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Ст. 33. Обучающиеся
Воспитанники
Учащиеся
Студенты
(курсанты)
Аспиранты
Адъюнкты
Ординаторы
Ассистенты-стажеры
Слушатели
Экстерны
Слайд 52Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Ст. 34. Основные
права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
1. Академические
права обучающихся (29), например:
Выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования
Освоение нескольких основных профессиональных ОП
Совмещение получение образования с работой без ущерба для освоения ОП, выполнения индивидуального УП
Слайд 53Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
2. Меры социальной
поддержки и стимулирования обучающихся (7), например:
Полное государственное обеспечение, обеспечение
питанием, местами в интернатах, транспортное обеспечение – в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ – ст.ст. 37-40;
Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами – ст. 35
Получение стипендий, материальной помощи – ст. 36
Опубликование своих работ в изданиях ОО на бесплатной основе
Предоставление образовательного кредита
Иные меры социальной поддержки
Слайд 54Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
3. Экстерны (после
освоения ОП в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся
по не имеющей государственной аккредитации ОП)
4. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному ОП, запрещается.
Слайд 55Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
5. Право на
участие в общественных объединениях, в том числе профсоюзах
6. Принуждение обучающихся
к вступлению в общественные объединения (политические партии), а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается
7. Право на создание студенческих отрядов (при освоении ОП среднего общего, среднего профессионального и высшего образования)
Слайд 56Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
8. Право на
обеспеченность жилыми помещениями в общежитиях, интернатах (для обучающихся организаций, финансовое
обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований)
9. Право на перевод в другие организации (ОП соответствующего уровня и направленности) в случае прекращения деятельности организации, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации…
Слайд 57Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Ст. 41. Охрана
здоровья обучающихся
Ст. 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Слайд 58Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Ст. 43. Обязанности
и ответственность обучающихся (см. проект приказа Минобрнауки «Об утверждении Порядка
привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности»)
Обучающиеся обязаны:
Добросовестно осваивать ОП (посещение учебных занятий, самостоятельная подготовка к занятиям, выполнение заданий педагогических работников в рамках ОП)
Выполнять требования устава ОО
Заботиться о сохранении здоровья
Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, не создавать препятствия для получения образования другими обучающимися
Бережно относиться к имуществу организации
Слайд 59Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
За неисполнение или
нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях
и интернатах и иных локальных нормативных актов – к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:
замечание
выговор
отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность
Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по ОП дошкольного, НОО, к обучающимся с ОВЗ, а также во время их болезни, каникул, АО, отпуска по беременности или отпуска по уходу за ребенком
Слайд 60Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
За неоднократное совершение
дисциплинарных проступков… допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15
лет… если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации… оказывает отрицательное влияние на окружающих
Слайд 61Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
Ст. 44. Права,
обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся
Обязаны обеспечить получение детьми общего образования
Ст. 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Обращение в органы управления организацией о применении дисциплинарных взысканий к педагогическим работникам
Обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Иные способы защиты прав и законных интересов
Слайд 62Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
Ст. 46. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие
среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и(или) профессиональным стандартам
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, должностей руководителей ОО утверждается Правительством РФ
Слайд 63Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
Ст. 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических
работников, гарантии их реализации
Академические права и свободы (13)
Трудовые права и гарантии (7), в том числе право на ДПО по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года
Слайд 64Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
Ст. 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Обязанности (11)
Педагогический работник организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве ИП, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника
Ст. 49. Аттестация педагогических работников
Слайд 65Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную
деятельность
Ст. 50. Научно-педагогические работники
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации
ОП высшего образования и дополнительных профессиональных программ
Ст. 51. Правовой статус руководителя ОО. Президент ОО высшего образования
Ст. 52. Иные работники ОО
Слайд 66Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Ст. 53.
Возникновение образовательных отношений – основанием является распорядительный акт организации о
приеме лица на обучение или для прохождения аттестации, в случае ИП – договор об образовании
Ст. 54. Договор об образовании
Ст. 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
Слайд 67Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Ст. 56.
Целевой договор. Договор о целевом приеме и договор о целевом
обучении
Гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов (п. 7)
Слайд 68Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Орган или
организация, указанные в части настоящей статьи, в случае неисполнения обязательства
по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки (п. 7)
Слайд 69Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Орган или
организация, указанные в части 3 настоящей статьи:
- Федеральный государственный орган
-
Орган государственной власти субъекта РФ
- Орган местного самоуправления
- Государственное (муниципальное) учреждение
- Унитарное предприятие
- Государственная корпорация
- Государственная компания или хозяйственное общество, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования
Слайд 70Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Ст. 57.
Изменение образовательных отношений
Ст. 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации
по 1 или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью (п. 2)
Слайд 71Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Обучающиеся по
основным профессиональным ОП, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности,
отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана (п. 11)
Ст. 59. Итоговая аттестация
К проведению ГИА по основным профессиональным образовательным программам привлекаются представители работодателей или их объединений (п. 16)
Слайд 72Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
Ст. 60.
Документы об образовании и(или) о квалификации. Документы об обучении
Ст. 61.
Прекращение образовательных отношений
Ст. 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Слайд 73Глава 7. Общее образование
Ст. 63. Общее образование
Ст. 64. Дошкольное образование
Ст.
65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и
уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (родительскую плату) и ее размер, вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (п. 2)
Слайд 74Глава 7. Общее образование
Не допускается включение расходов на реализацию ОП
дошкольного образования и на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных
ОО, реализующих ОП дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях (п. 4)
Компенсация родителям (законным представителям) детей, посещающих ОО, реализующие ОП дошкольного образования: не менее 20% среднего размера родительской платы – на первого ребенка; не менее 50% – на второго ребенка; не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей (п. 5)
Слайд 75Глава 7. Общее образование
Ст. 66. Начальное общее, основное общее и
среднее общее образование
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося,
развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни (п. 1)
Слайд 76Глава 7. Общее образование
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
являются обязательными уровнями образования
Обучающиеся, не освоившие ООП начального общего и(или)
основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования
Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 5)
Слайд 77Глава 7. Общее образование
По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося,
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа
местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить образовательную организацию до получения основного общего образования
Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по продолжению освоения несовершеннолетним ОП ООО в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству (п. 6)
Слайд 78Глава 7. Общее образование
… за осуществление присмотра и ухода за
детьми в группах продленного дня учредитель ОО вправе устанавливать плату,
взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ
Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (п. 8)
Слайд 79Глава 7. Общее образование
Не допускается включение расходов на реализацию ОП
начального общего, основного общего и(или) среднего общего образования и на
содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных ОО в родительскую плату за … осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях (п. 9)
Слайд 80Глава 7. Общее образование
Ст. 67. Организация приема на обучение по
основным общеобразовательным программам
Получение дошкольного образования в ОО – по достижении
детьми возраста 2 месяцев
Получение начального общего образования в ОО – по достижении детьми возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже 8 лет
По заявлению родителей учредитель ОО вправе разрешить прием детей в ОО на обучение по ОП НОО в более раннем или более позднем возрасте (п. 1)
Слайд 81Глава 7. Общее образование
Правила приема в государственные и муниципальные организации
на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием
в ОО граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная ОО (п. 3)
В приеме в государственную и муниципальную ОО может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи и ст. 88 (загранучреждения МИД РФ) настоящего ФЗ (п. 4)
Слайд 82Глава 7. Общее образование
п. 5 – организация индивидуального отбора при
приеме либо переводе в ГОО и МОО для получения основного
общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством субъекта РФ
п. 6 – организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в ОО, реализующих ОП ОО и СОО, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы СПО в области искусств, интегрированные с ОП ОО и СОО, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта
Слайд 83Глава 8. Профессиональное образование
Ст. 68. Среднее профессиональное образование
Ст. 69. Высшее
образование
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов является получением второго или последующего высшего образования по следующим ОП высшего образования:
Слайд 84Глава 8. Профессиональное образование
1) по программам бакалавриата или программам специалитета
– лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра
2)
по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста или магистра
3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки – лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки
4) по программам подготовки научно-педагогических кадров – лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук
Слайд 85Глава 8. Профессиональное образование
Ст. 70. Общие требования к организации приема
на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
Прием – на
основании результатов ЕГЭ, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ (п. 1)
Результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующих за годом получения таких результатов (п. 2)
Минимальное количество баллов ЕГЭ устанавливается ОО ВО, если это не установлено учредителем такой ОО (п. 3)
Минимальное количество баллов ЕГЭ должно быть не ниже количества баллов ЕГЭ, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета и установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (п. 4)
Слайд 86Глава 8. Профессиональное образование
Ст. 71. Особые права при приеме на
обучение по программам бакалавриата и программам специалитета:
Прием без вступительных испытаний
(2 – п. 4)
Прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (п. 5, не менее чем 10% общего объема контрольных цифр приема граждан – п. 6)
Преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях (13 – п. 7)
Прием на подготовительные отделения ФГОО ВО для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (13 – п. 7)
Иные особые права, установленные настоящей статьей
Слайд 87Глава 8. Профессиональное образование
Ст. 72. Формы интеграции образовательной и научно
(научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
Проведение научных исследования и экспериментальных разработок
за счет грантов или иных источников финансового обеспечения
Привлечение ОО работников научных и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, а также привлечение научными организациями работников ОО ВО на договорной основе для участия в образовательной и(или) научной деятельности
Слайд 88Глава 8. Профессиональное образование
Ст. 72. Формы интеграции образовательной и научной
(научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
Осуществление ОО и научными организациями совместных
научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий
Создание в ОО, научными организациями лабораторий и кафедр
Слайд 89Глава 9. Профессиональное обучение
Ст. 73. Организация профессионального обучения
Ст. 74. Квалификационный
экзамен
Слайд 90Глава 10. Дополнительное образование
Ст. 75. Дополнительное образование детей и взрослых
Дополнительные
общеобразовательные программы подразделяются на
общеразвивающие (реализуются для детей и взрослых)
и
предпрофессиональные программы (в сфере искусств, ФК и спорта – реализуются для детей)
Слайд 91Глава 10. Дополнительное образование
Ст. 76. Дополнительное профессиональное образование
Дополнительное профессиональное образование
осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и профессиональной
переподготовки)
Слайд 92Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Ст. 77-80 – получение образование:
Лица, проявившие выдающиеся
способности
Иностранные граждане
Лица без гражданства в российских ОО
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Лица, осужденные к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
Слайд 93Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Ст. 81-85. Особенности реализации ОП:
Профессиональных ОП и
деятельность ОО федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
Профессиональных ОП медицинского и фармацевтического образования
ОП в области искусств
ОП в области ФК и спорта
Слайд 94Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Ст. 81-85. Особенности реализации ОП:
ОП в области
подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
Ст. 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
Слайд 95Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Ст. 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры
народов РФ. Особенности получения теологического и религиозного образования
В основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой(ых) религии(й), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (п. 1)
Слайд 96Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся (п. 2)
Примерные ООП в части указанных предметов проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями (п. 3)
Слайд 97Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Образовательные организации, а также педагогические работники в
случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательных организаций и педагогических работников отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями
Слайд 98Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной
образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией. Общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства (п. 12)
Слайд 99Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения
образования отдельными категориями обучающихся
Ст. 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ
в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ
Слайд 100Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Ст. 89.
Управление системой образования
Принципы УСО (п. 1)
Что включает в себя УСО
(8 направлений) (п. 2)
Государственное управление в сфере образования осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. В муниципальных районах и городских округах – соответствующие органы местного самоуправления (п. 3)
Слайд 101Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования (п. 4):
-
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов системы образования – п. 5)
- Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования
- Федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации
Слайд 102Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Ст. 90.
Государственная регламентация образовательной деятельности (подробно представлена в следующих трех статьях)
Ст.
91. Лицензирование образовательной деятельности (16 пунктов)
Ст. 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности (29 пунктов, в том числе о проведении аккредитационной экспертизы – см. Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка оплаты услуг и возмещения расходов экспертам и экспертным организациям в области проведения государственной аккредитации образовательной деятельности»)
Слайд 103Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Ст. 93.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования (10 пунктов)
Включает в себя
Федеральный
государственный контроль качества образования
Федеральный государственный надзор в сфере образования
Ст. 94. Педагогическая экспертиза (4 пункта)
Слайд 104Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Ст. 95.
Независимая оценка качества образования (6 пунктов)
Осуществляется в отношении организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и реализуемых ими ОП
Организация, осуществляющая оценку качества (юридическое лицо или ИП), устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими ОП, а также условия, формы, методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты
Слайд 105Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Ст. 95.
Независимая оценка качества образования
Осуществляется по инициативе юридических или физических лиц.
При этом используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими ОП
Осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования
Результаты не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Слайд 106Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
Ст. 96.
Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
(9 пунктов)
Ст. 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования (6 пунктов)
Ст. 98. Информационные системы в системе образования (12 пунктов)
Слайд 107Глава 13. Экономическая деятельность
и финансовое обеспечение в сфере образования
Ст.
99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в
сфере образования
Включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней ЗП педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (п. 3)
Слайд 108Глава 13. Экономическая деятельность
и финансовое обеспечение в сфере образования
Расходы
на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут
быть ниже уровня, соответствующего средней ЗП в соответствующем субъекте РФ, на территории которого расположены такие ОО) (п. 3)
Слайд 109Глава 13. Экономическая деятельность
и финансовое обеспечение в сфере образования
Для
малокомплектных ОО и ОО, расположенных в сельских населенных пунктах и
реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся (п. 4)
Слайд 110Глава 13. Экономическая деятельность
и финансовое обеспечение в сфере образования
Ст.
100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по имеющим государственную аккредитацию ОП ВО из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 000 человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ (п. 2)
Слайд 111Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Ст.
101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и
юридических лиц
По договорам об оказании платных образовательных услуг, доход от которых используется ОО в соответствии с уставными целями (п. 1)
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (п. 2)
ОО, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и(или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием
Слайд 112Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
Ст.
102. Имущество образовательных организаций
Ст. 103. Создание образовательными организациями высшего образования
хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
Программы для электронных вычислительных машин
Базы данных
Изобретения
Полезные модели
Промышленные образцы
Селекционные достижения
Топологии интегральных микросхем
Секреты производства (ноу-хау)
Ст. 104. Образовательное кредитование
Слайд 113Ст. 14. Международное сотрудничество в сфере образования
Ст. 105. Формы и
направления международного сотрудничества в сфере образования
Ст. 106. Подтверждение документов об
образовании и(или) о квалификации
Ст. 107. Признание образования и(или) квалификации, полученных в иностранном государстве
Слайд 114Глава 15. Заключительные положения
Ст. 108. Заключительные положения
Установление соответствия между образовательными
уровнями (образовательными цензами) до дня вступления в силу настоящего ФЗ
и уровнями образования, установленными настоящим ФЗ (8 уровней) (п. 1)
Установление тождественности ОП в части наименований (16 наименований) (п. 2)
Слайд 115Глава 15. Заключительные положения
Наименования и уставы ОУ подлежат приведению в
соответствие с настоящим ФЗ не позднее 1 января 2016 года
(п. 5)
Действуют лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных образовательных программ), выданные до дня вступления с силу настоящего ФЗ (п. 7)
Слайд 116Глава 15. Заключительные положения
Ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности
и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 1 января 2016
года (п. 9)
ИП, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 года (п. 10)
Слайд 117Глава 15. Заключительные положения
Со дня вступления в силу настоящего ФЗ
в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников ОО ВО
включаются размеры надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего ФЗ с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней
В установленные на день вступления в силу настоящего ФЗ оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года (п. 11)
Слайд 118Глава 15. Заключительные положения
Ст. 109. Признание не действующими на территории
РФ отдельных законодательных актов Союза ССР (11 пунктов)
Ст. 110. Признание
утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и РФ (104 пункта):
Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании»
Закон РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании»
Федеральный закон от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Федеральные законы, пункты, статьи о внесении изменений и дополнений в законодательные акты и статьи
Слайд 119Глава 15. Заключительные положения
Ст. 111. Порядок вступления в силу настоящего
Федерального закона
С 1 сентября 2013 года
Пункты 3 и 6 части
1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 – с 1 января 2014 года
Часть 6 статьи 108 – со дня официального опубликования настоящего ФЗ (при переименовании ОО их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы)