Слайд 1Феномен дошкольного детства (4 часа).
Морозова О.В.
Слайд 2ПЛАН
1. Ребенок как субъект пед. процесса. Феномен ребенка.
2. Самоценность
и уникальность дошкольного детства. Теория амплификации детского развития.
3. Факторы
развития личности ребенка.
4. Возрастная периодизация развития ребенка.
5. Особенности развития и воспитания ребенка на разных этапах развития.
6. Цель, задачи, содержание воспитания дошкольника.
Слайд 3Ребенок как субъект детской деятельности
Субъект – это источник познания и
преобразования действительности, носитель активности.
Субъект – источник активности, направленной на объект.
Ребенок
дошкольного возраста как субъект – носитель активности как потребности в деятельности.
Слайд 4Развитие субъектных качеств ребенка
Ребенок становится субъектом не
сразу и не случайно. Становление сознательной активности, инициативы, творчества, постепенное
приобретение свободы и ответственности происходит совместно со взрослыми, сначала с родителями и близкими, а затем в общении с педагогом.
Становление ребенка-субъекта может произойти, если в процессе его воспитания и обучения деятельность взрослых направлена на развитие субъектных свойств и качеств детей с самого раннего детства.
Подавление активности и самостоятельности ведет к становлению пассивной личности. Систематическое ограничение активности ребенка тормозит его развитие. Оно протекает значительно дольше, с большим количеством психических и физических затрат, сопровождается капризами.
Слайд 5Развитие субъектных качеств ребенка
формирование субъектных свойств и качеств необходимо
начинать с раннего возраста,
ставя ребенка в позицию равноправного участника
взаимодействия, учитывая его интересы и потребности,
объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития.
Это требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.
Слайд 6Феномен ребенка.
Есть ли принципиальные отличия между современными детьми дошкольного
возраста и дошкольниками прошлых лет?
наглядно-образное и образно-логическое мышление развивается
лучше.
современные дети в большей степени ориентированы на будущее, чем их ровесники 1980-х и 1990-х гг.
это предопределяет их познавательные и социальные интересы: дети быстро осваивают телевизор и мобильный телефон, компьютер и интернет, любят путешествовать, выезжают с родителями за границу, легко ориентируются в рекламе и др.
Слайд 7Что требуют от ребенка современные взрослые?
больше нацелены на результат,
а не на процесс, на будущее, а не на настоящее.
В
результате изменяются требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок.
Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный, успешный и независимый Человек.
Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций – сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции — удивление, радость от познания мира и самопознания и т.д.
Слайд 8Особенности современных дошкольников
Слабоволие, там, где требуется подчинение своих мотивов поведения
общественному «надо» или «нельзя».
привыкли к ситуациям вынужденной беспомощности:
взрослые часто не хотят и боятся того, что их дети вырастают и ...перестают быть детьми. Дети это чувствуют — они боятся и не хотят взрослеть.
сочетание внешней независимости с внутренней беспомощностью, скорости мышления и познания с увеличением периода социальной адаптации
Слайд 9Особенности современных дошкольников
эти проблемы связаны с «неотработанностью» основных векторов
человеческих отношений в игре, неумением играть.
нарушены предпосылки для
перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения ознакомительной, отобразительной, сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой, ролевой играми.
В основном дети «застревают» на этапе сюжетно-отобразительной игры.
В современных детских играх исчезает сюжетная составляющая: дети с трудом выстраивают сюжетную линию, а характерной чертой игры выступает структурная примитивность.
Слайд 10Значение игровой деятельности для развития ребенка
игровая деятельность — ведущая
деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в
социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый — ребенок, взрослый — взрослый, ребенок — ребенок, ребенок — взрослый) в игровой, воображаемой ситуации.
определяет формирование психологических новообразований : становление моделирующих видов деятельности, иерархии мотивов поведения и умений произвольно управлять своим поведением, внутренней позиции личности ребенка-дошкольника.
Слайд 11Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития
переход от
утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию.
установка на
«самоценность» - отсутствие какого - бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения.
жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если oн чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых.
основной путь развития ребенка — это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
Слайд 12Теория амплификации детского развития А.В.Запорожца
для того чтобы приобрести подлинно
гуманистический характер, дошкольное воспитание должно осуществляться в основном через организацию
и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение.
Непреходящими для дошкольного детства новообразованиями в развитии познавательной сферы А.В. Запорожец считал наглядно-образное мышление, в развитии эмоциональной сферы – социальные чувства (эмпатия, сопереживание, любовь к близким).
Недостаточное развитие наглядно-образного мышления приводит к отвлеченности интеллекта от реальной действительности, неблагополучие эмоциональной сферы чревато затруднениями в установлении социальных контактов.
Слайд 13Ведущая закономерность развития ребенка
сочетанное влияние биологических и социальных
факторов развития
Слайд 14Биологические факторы развития :
генетическая память,
анатомо-физиологические особенности и особенности физиологии
высшей нервной деятельности системы и функциональных систем организма,
факторы беременности
и протекания родов,
особенности темперамента и др.
Эти факторы развития задают «нижнюю» и «верхнюю» планку развития ребенка, его «биологический» возраст.
Слайд 15Социальные факторы развития
социальная ситуация развития ребенка и общение со
взрослыми,
влияние на его развитие первичных социальных институтов - семьи
и детского сада - в виде организованного воспитания,
механизмы социального опосредования формирования высших психических функций (внимания, восприятия, памяти и др.),
знаково-символическая деятельность как особая деятельность, перестраивающую сознание ребенка;
общение и совместная деятельность с другими детьми-сверстниками и представителями разновозрастных групп, детская субкультура,
самовоспитание
макросреда (общество в совокупности всех его проявлений).
Слайд 16Закономерности развития ребенка
развитие ребенка - усвоение общественно-исторического опыта, в
процессе которого происходит очеловечение психики ребенка;
стадиальность и опосредованность развития
ребенка социальной ситуацией, ведущей деятельностью и формой общения со взрослыми;
гетерохронность (неравномерность) развития психических процессов ;
наличие сензитивных периодов развития ;
амплификация (обогащение) детского развития ;
скачкообразность развития в дошкольном возрасте ;
подготовка на каждом возрастном этапе условий для освоения новых видов деятельности, форм и способов взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, новой социальной позиции.
Слайд 17Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина
ряд возрастных этапов развития ребенка, характеризующихся относительной самостоятельностью
и специфичностью (определяются анатомическими, физиологическими, физическими, психическими показателями)
Младенческий возраст
(от рождения до года) включает в себя этап новорожденности (от рождения до 1, 2 месяцев).
Ранний возраст (от 1 до 3 лет).
Дошкольный возраст (младший, средний, старший: от 3 лет до поступления в школу).
Слайд 18Периодизация Д.Б.Эльконина
на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности
возраста
младенчество – эмоциональное общение;
ранний возраст – предметная деятельность;
дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра.
Слайд 19Младенческий возраст (от рождения до года)
ССР- Взрослый ухаживает
за ребенком, удовлетворяет и контролирует его потребности. Жизнеобеспечивающая зависимость от
взрослых.
ВВД – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
ПН – потребность в общении; хватание как основа манипулятивных и предметных действий, физическая самостоятельность (овладение ходьбой; овладение речью (звукоподражанием)
Слайд 20Ранний возраст (от 1 до 3 лет).
ССР- эмоциональная импульсивность, быстрый
переход от одного эмоционального состояния к другому, индивидуализм. Зарождение потребности
в признании и уважении. Доминирует совместная деятельность со взрослым.
ВВД – предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность.
ПН – опыт освоения предметного мира, наглядно-действенное мышление, новые социальные мотивы, образ «Я», потребность действовать самому.
Слайд 21Дошкольный возраст
ССР – переход к самостоятельной деятельности, интерес к миру
взрослых, их деятельности и взаимоотношениям, образование «детского сообщества», осознание образа
«Я» и значения своих поступков, ориентация на положительное подкрепление и поддержку, углубление и систематизация познавательных интересов, осознание необходимости учебной деятельности;
ВВД – игровая (сюжетно-ролевая игра), продуктивная полидеятельность.
ПН - освоение социальных отношений, наглядно-образное мышление (к концу – логическое и понятийное), способность к замещению и пространственному моделированию, произвольность, соподчинение мотивов деятельности, компетентность, самосознание.
Слайд 22В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст
(от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех
до семи лет)
группы:
3 мес.- 1 год – первая группа раннего возраста;
1–2 года – вторая группа раннего возраста;
2–3 года – I младшая;
3-4 года – II младшая;
4 года - 5 лет - средняя;
5-6 лет - старшая;
6-7 лет – подготовительная.
Педагогический процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
Слайд 23Цель воспитания дошкольников
Концепция дошкольного воспитания: всестороннее гармоничное
развитие ребенка, которое предусматривает:
охрану и укрепление здоровья; обеспечение полноценного физического
развития;
всестороннее психическое развитие и формирование личности ребенка.
Воспитание - процесс управления физическим, интеллектуальным, психическим, нравственным, эстетическим, социальным развитием, трудовой подготовкой, развитием экологической, половой, правовой, экономической культуры субъекта образования.
«гармоничное» - согласованное, преемственное, равномерное развитие личности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
цель предполагает максимально полное раскрытие наследственных задатков человека.
Слайд 24Задачи дошкольного воспитания
классифицируются по содержанию —
задачи физического,
умственного,
социально-нравственного,
эстетического,
трудового,
экологического,
полового воспитания.
Слайд 25Задачи физического воспитания
охрана и укрепление здоровья,
совершенствование развивающегося
организма,
формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, культурно-гигиенических навыков,
устойчивого положительного эмоционального отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни.
Слайд 26Задачи социально-нравственного воспитания
развитие нравственных качеств,
способность устанавливать взаимодействие со
взрослыми и детьми;
адекватно проявлять и регулировать эмоции и действия;
воспитание культуры поведения, становление нравственного сознания (суждений и оценок);
усвоение социально выработанных нравственных норм, правил поведения и общения, формирование положительного эмоционального отношения к другим людям, миру.
Слайд 27Задачи умственного воспитания дошкольников
развитие речи, разных форм мышления, переход
от наглядно-образного к проявлениям логического,
формирование мировоззрения,
освоение сенсорных эталонов,
перцептивных (обследовательских) действий с предметами, формирование умения пользоваться эталонами в повседневной жизни,
развитие умственных действий и мыслительных операций
Слайд 28Задачи трудового воспитания
формирование умений и навыков обслуживающего труда, ухода
за ближним окружением,
развитие элементарных трудовых операций, умения совместно трудиться,
воспитание положительного эмоционального отношения к труду, бережного отношения к труду других,
освоение знаний о трудовых профессиях.
Слайд 29Задачи эстетического воспитания
воспитание чувства прекрасного, эстетического отношения к
миру,
художественное развитие,
формирование умения оценивать и самому создавать прекрасное
в жизни, искусстве.
Слайд 30Задачи полового воспитания дошкольников
закладывание основ полового поведения,
организация среды,
способствующей правильной половой идентификации: формирование типа поведения ребенка, связанного со
своим полом;
воспитание положительного отношения к другому полу.
Слайд 31Задачи формирования основ экологической культуры
формирование бережного отношения к
природе через осознание ее целостности и зависимости от человеческого разума;
готовности к помощи субъектам природы (кормушки, посадки и т.п.), формирование положительного отношения к природе, основ экологического мировоззрения.
Слайд 32Задачи подготовки детей к обучению в школе
формирование обшей и специальной
готовности детей к школьному обучению
посредством решения вышеобозначенных задач и
специальной педагогической работы
по формированию мотивационной, социальной, личностной, интеллектуальной, физической готовности к школе
и подготовке детей к усвоению учебных предметов и.
Слайд 33Содержание дошкольного воспитания
составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое,
экологическое, половое воспитание.
В соответствии с ФГОС ДО Содержание Программы должно
обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Слайд 34Социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка
со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Слайд 35Познавательное развитие
предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 36Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 37Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 38Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).