Слайд 1ЯРИК РЕПОВ
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ КЛУБА «ВОИН»
Слайд 3Александр Иванович Покрышкин
21 февраля 1913 - 13 ноября 1985
Слайд 4Александр Покрышкин родился в Новониколаевске Томской губернии в семье фабричного
рабочего. Отец его был выходец из крестьян Вятской губернии. Семья
жила небогато, в не самом благополучном районе города, но это не помешало Саше с самого детства много времени уделять учёбе.
Слайд 5Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых
самолётов. В 1928 году, после окончания семилетней школы, он пошёл
работать на стройку. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой». В 1931 году вступил в комсомол.
Слайд 6В Красной Армии с 17 июня 1932 года, доброволец. Был
направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в
1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде
Слайд 8 Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности
заместителя командира эскадрильи на Южном фронте, его аэродром подвергся бомбардировке
22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит.
Слайд 9В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую
победу, сбив во время разведки Мессершмитт . Одержав 3 июля
ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть. Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Ему приходилось сражаться в крайне тяжёлых условиях постоянного отступления. Позже он говорил:
«Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны.»
Слайд 10Интересный факт
Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Однажды пуля
прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень,
отрикошетила от левой стороны и рассекла кожу на подбородке, покрыв приборную доску кровью.
Слайд 11С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с
новым командиром полка Н. В. Исаевым, который не принимал критики
Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
Слайд 12 Но несмотря на все конфликты с начальством он продолжал
воевать на Южном фронте в составе того же 55-го истребительного
авиаполка. «За образцовое выполнение боевых задач и проявленное при этом мужество и героизм личного состава» полк 7 марта 1942 года был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк. Продолжал воевать на Южном фронте, а с июля 1942 года — на Северо-Кавказском фронте. В августе 1942 года назначен командиром эскадрильи. В конце августа 1942 года с полком убыл в тыл для переформирования и переобучения на новые самолёты. Полк осваивал новые типы истребителей, сначала Як-1, а затем поставлявшийся по ленд-лизу американский «P-39N Аэрокобра»
Слайд 13Кстати, самолет Покрышкина 1943-1944 «Аэрокобра»
Слайд 14В январе 1943 года 16-й гвардейский авиаполк был послан за
границу, в Иран, чтобы получить новую технику. 8 апреля лётчики-гвардейцы
вернулись на фронт и сразу же включились в воздушные сражения на Кубани. 9 апреля 1943 года, во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» с бортовым номером «100», с позывным «белая сотка», Покрышкин сбил Bf.109.
В воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений А. И. Покрышкин проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики. Его новые тактические приёмы для патрулирования воздушного пространства, такие как «скоростные качели», «кубанская этажерка», и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе. В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
Слайд 15За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда
же А. И. Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского
Союза.
Слайд 16С января по начало мая 1944 года А. И. Покрышкин
с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944
года он получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку. С марта 1944 года он — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше, вылетать на боевые задания. Он должен был уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.
Слайд 17С января по начало мая 1944 года А. И. Покрышкин
с полком находился в тылу на переформировании. В феврале 1944
года он получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку. С марта 1944 года он — командир 16-го гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше, вылетать на боевые задания. Он должен был уделять больше времени командованию частью, управляя действиями своего полка с командного пункта.
Слайд 1819 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных
побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в
третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. Журнал «Смена» назвал Александра Покрышкина «лучшим лётчиком Советской страны», поместив его портрет на обложку августовского выпуска.
Слайд 19А. И. Покрышкин в день награждения третьей звездой Героя
Слайд 20В 1945 году полковник А. И. Покрышкин командовал дивизией в
ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Дивизия
под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года.
Слайд 21Еще факт
Американский «Правдивые комиксы», посвящённый сражениям на трёх фронтах Второй мировой
войны, опубликовал в 45-м выпуске за 1945 год рассказ о
полковнике Александре Покрышкине под названием «Ястреб небес».
Слайд 22В СССР официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил
650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов
лично и 6 — в группе.
Слайд 23С ноября 1981 года — военный инспектор-советник Министерства обороны СССР.
Скончался
13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
Слайд 25СПАСИБО ЗА ПРОСМОТР
Все сделал Ярослав Репов, работая с программой «ПАВЕРПОИНТ
2010»