Слайд 1Современная школа в контексте профессиональной деятельности преподавателя педагогики
Он-лайн-семинар 18 ноября
2019
Слайд 2 Введение в проблему семинара
Слайд 3Вызовы Времени
В пространстве социальных отношений вызовы времени – это настойчивый
сигнал с нарастающей ультимативностью, с повышением эмоциональности, провокативности требования определиться
с ответом, а не отойти в сторону, не проигнорировать.
Понятие «вызова времени» непосредственно связано с понятием цели общественного развития и этом случае вызовы времени следует рассматривать не как беду, напасть, несчастье, а как стимул к росту, развитию.
Слайд 4 Расходы на образование в России достигли той
границы, после которой связь между расходами и результатами перестает быть
линейной. Дальнейший рост результатов связан с ростом эффективности использования средств.
Характеристики непрерывного образования включаются в состав показателей развития человеческого капитала, определяющего рост современной экономики, параметры использования навыков в трудовой деятельности.
Большую отдачу дают вложения в подготовку педагогов и повышение их квалификации.
Российское образование в зеркале международных исследований
Слайд 5
Комплексную оценку влияния образования на качество человеческого капитала и его
капитализацию состоит из четырех частных индексов.
По первому частному индексу,
который измеряет уровень формального общего и профессионального образования, - 4-е место.
Второй частный индекс измеряет формальное использование имеющегося образовательного потенциала и свидетельствует о нашей конкурентоспособности -18-е место.
Третий измеряет постоянное наращивание человеческого капитала через повышение квалификации и перепрофилирование —33-е место.
Четвертый оценивает владение компетенциями XX в. - 42-е место.
Для успехов в постиндустриальном развитии важны третий и четвертый частные индексы - система образования не дорабатывает в части формирования и быстрого обновления современных знаний, навыков и компетенций для постиндустриальной экономики.
Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие. ВШЭ, М., 2018
Человеческий капитал
Слайд 6Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N
204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года" - задача обеспечения к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования.
https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html
Слайд 7Переходность времени и культуры
С одной стороны, очевидна исчерпанность классической педагогической
парадигмы, а с другой – невозможно однозначно определить, каковы образовательные
идеалы современного человека… Сегодня важны педагогический критический анализ, рефлексия и коллективное профессиональное обсуждение
Вадим Маркович Розин
Слайд 8Опережающая подготовка
Концепция опережающего образования была впервые
представлена на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (1996)
Опережающая подготовка кадров – инициирование подготовки и переподготовки кадров по новым и перспективным направлениям деятельности до ввода в действие новых инновационных подходов и технологий, реальная потребность в которых возникнет в долгосрочной перспективе
Слайд 9Актуальные компетенции
(Целевая модель компетенций 2025)
Источник: Доклад WorldSkills Russia «Россия
2025: от кадров к талантам». Доступ: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf
Слайд 10Некоторые результаты исследований современной школы
Серия Современная образовательная аналитика
Слайд 11Конкурентное превосходство в сфере образования предполагает опережающую разработку и освоение
новых образовательных услуг, новых образовательных программ, новых педагогических технологий, нового
уровня профессиональной практической подготовки, образовательных инноваций.
С педагогических позиций наибольший интерес представляет личностный уровень критериев конкурентоспособности что в свою очередь это обусловливает обращение к такому индикатору конкурентоспособности национальных систем образования, который используется в международных сравнительных исследованиях качества образования (МСИКО), а именно планируемые образовательные результаты.
Слайд 13Сегодня кардинально меняется отношение к отстающим ученикам – педагоги смотрят
на школьников как на людей с разными потребностями и способностями;
исчезает понятие «неуспевающие».
Приветствуется обучение в разновозрастных группах.
Тенденция самореализации выражается в выстраивании педагогического знания в контексте развития критического, креативного, группового мышления.
Тягунова И.А. Мировые тенденции развития школьного образования. ж.Педагогика, № ,2019
В центре личность школьника
Слайд 14Содействие самоопределению личности ученика средствами
школьного образования
в быстро
меняющемся
мире.
Слайд 15Существует объективная зависимость между успехами в учении (высокими образовательными результатами)
и высокой самооценкой себя, как учащегося (Дж. Хетти)
Поддержка и
развития ценностно-ориентированного познавательного интереса, в русле которого находятся цели обучения, становится важнейшим, если не ведущим (!) компонентом любой системы обучения (отечественные исследователи)
Слайд 16
Изменение мотивации школьников 20 -21 вв
Слайд 17
Причины, осложняющие отношение к школе
Слайд 18Мифы о «поколении Z» в контексте существующих исследований
Современная аналитика образования.
Мифы о «поколении Z»,выпуск 1, 2019
Слайд 19Мифы о «поколении Z» в контексте существующих исследований
Современная аналитика образования.
Мифы о «поколении Z»,выпуск 1, 2019
Слайд 20Персонализированное обучение
Персонализированное обучение - это мощное утверждение, целью которого является
то, чтобы ученик взял на себя ответственность за процесс обучение
и стал пожизненным учеником.
Международное бюро просвещения ЮНЕСКО. Training Tools for Curriculum Development: Personalized Learning. IBE/2017/OP/CD/04.
Персонализированное обучение может осуществляться на различных уровнях образования, включая персонализацию учебной программы, курсов, учебных материалов и мероприятий, а также другой поддержки обучения.
Благодаря персонифицированному обучению каждый учащийся получает образование, которое соответствует его индивидуальным особенностям и потребностям, и учится таким образом, который является наиболее подходящим для него, что приводит к различным результатам обучения для каждого учащегося»
Глоссарий ЮНЕСКО http://dmz-ibe2-vm.unesco.org/en/glossary-curriculumterminology/p/personalized-learning
Слайд 21Сильными сторонами стратегий персонифицированного образования является:
Темп обучения корректируется для
каждого учащегося, все учащиеся имеют время, необходимое для демонстрации мастерства.
Обучение оптимизировано и адаптировано для каждого учащегося, а также управляется его интересами, что для учащихся это более значимо и актуально, что может привести к большей вовлеченности учащихся в стремлениях к достижениям.
Учащиеся получают больше выбора, но они, как правило, берут на себя больше ответственности за свое обучение и развивают саморегулируемые учебные модели поведения и деятельности, которые необходимы для достижения ближайших целей и целей непрерывного обучения.
Обучение поддерживается технологией, учащиеся могут получать более частую и немедленную обратную связь через формирующие оценки, проверки на понимание с результатами, предоставленными в режиме реального времени.
Слайд 22Стратегия развития московского образования до 2025 года ПОТОК и РОСТ
https://вики.школа2025.москва/index.php/Стратегия_развития_московского_образования_до_2025_года
Слайд 23
акцент на академических успехах школьников;
высокая степень использования учащимися образовательных ресурсов;
высокий
уровень требований к учащимся в образовательном учреждении;
использование независимой системы стандартизированных
экзаменов как основы для эффективного управления образованием;
школы, в которых учащиеся проводят больше времени за учебой после уроков, выполняя домашнее задание, получая дополнительное внеурочное обучение или занимаясь частным образом, как правило, демонстрируют более низкие результаты.
Ковалева Г.С. Результаты России в международных исследованиях качества школьного образования - https://ioe.hse.ru/data/2014/10/31/1102556424
Факторы, которые «работают» внутри школы, оказывая позитивное влияние на успехи учащихся в обучении:
Слайд 24В рамках исследования PISA важным параметром является академическая резильентость (от
англ. resilient — «живучий, устойчивый, несгибаемый»)
Под академически резильентными
обучающимися понимают тех, кто входит в нижние 25% по индексу PISA по экономическому, социальному и культурному состоянию в своей стране, а их результаты соответствуют наиболее высокому квартилю по академическим результатам по общей выборке (во всем мире).
.
Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии М, Современная аналитика образования. № 3 (20) С.30
Академическая резильентность
Слайд 25Поверх барьеров: исследуем резильентные школы . Вопросы образования № 2, 2018,
С.198 -227
Слайд 26Причины успеха
Поверх барьеров: исследуем резильентные школы . Вопросы образования № 2,
2018, С.198 -227
Слайд 27Факторы содержания, влияющие на успешность достижения образовательных результатов
Качество
образовательных достижений школьников в основном определяется:
качеством учебных заданий, предлагаемых им
педагогами (стимулирование мышления, навыков коммуникации и кооперации, развитие новых «предметных»видов грамотности –правовой, экологической, межкультурной и др.; развитие навыков саморегулирования умения учиться) ;
пропорциональностью разных форматов подачи информации;
от степени надпредметности содержания школьного образования;
Слайд 28Задачное построение содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические задачи направлены:
на освоение систематических знаний;
на
самостоятельное приобретение и интеграцию знаний;
на разрешение проблемных ситуаций;
на сотрудничество и
коммуникацию;
на самоорганизацию и саморегуляцию;
на рефлексию;
на становление ценностно-смысловых установок.
Ценность содержания школьного образования для учащихся можно повысить, если его результаты будут обеспечивать возможность решения значимых для них проблем
Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка
Слайд 29Междисциплинарные (надпредметные) программы: возможности
Являются конкретным инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим единство
подходов преподавателей к достижению общих целей образования
Обогащают возможности учебного
плана, не приводя к перегрузке школьников
Могут рассматриваться как программа педагогической поддержки процесса самообразования школьника и расширения форм учета достижений школьника в образовательной деятельности
Могут выступать средством интеграции основного и дополнительного образования, самообразования ученика
Не требуют дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на линейные курсы (учебные предметы)
Слайд 30Надпредметное содержание
(пример - программа формирования ИКТ-компетенции учащихся)
Школы международного
бакалавриата –программы «Теория познания», «Творчество, Деятельность, Служение /
Creativity, Activity, Service»
Слайд 32 Освоение содержания в соответствии с заявленными в ФГОС
ОО целями за годы учебы в школе происходит не только
на уроках, но и в процессе внеклассной и внешкольной деятельности; поэтому неправомерно сводить содержания школьного образования лишь к содержанию учебных дисциплин.
Скрытое содержание (hidden curriculum)
«фон», «среда», «подтекст», «контекст», «школа как со-бытие», «школа - «дом», «ритуалы» и «символы», «традиции» и «обряды»
Слайд 33Технологический фактор, влияющий
на успешность достижения образовательных результатов
успешность обучения зависит
от широкого и адекватного использования разнообразных стратегий преподавания с акцентом
на обратную связь
Образовательная стратегия - это система, включающая в себя выводы принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а также связи между этими компонентами системы (Д.Г.Левитес)
Образовательная технология — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.
Метод (обучения, воспитания) = процесс полагания и реализации конкретной цели. Связь «цель – метод» выступает как важнейшая характеристика полагающей деятельности, обусловливающая выбор способа преобразования ситуации.
Светлана Алексеевна Расчетина
Слайд 34 Современное образование обусловливает потребность в обновлении взаимодействия взрослых и
детей, учителей и учащихся путем более глубокого осмысления и приближения
к истинному пониманию таких категорий, как:
«совесть», «честь», «стыд», «вина», «добро и зло», «предательство и надежность»;
«истина, правда, ложь»;
«надежда», «вера», «любовь и уважение», «толерантность», «великодушие и достоинство», «благодушие и снисходительность», «счастье, дружба, зависть»;
«отчуждение, страх, непонимание»;
«свобода, независимость и ответственность»
и др.
Слайд 35Вызов — вот то слово, которым Роджерс обозначил ключевую идею
человекоцентрированного подхода к образованию.
«Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям,
сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нами, — это вызов. Он предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися. Он предполагает непростое принятие на себя обязательств демократического идеала».
Роджерс Карл., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 1994
несмотря на обилие наглядных примеров, подтверждающих дееспособность гуманистических инноваций в сфере образования, некоторые места в книге кажутся утопическими; при этом, они описаны так правдоподобно, что поверить в них проще простого.
Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/15536-dzherom-frejberg
Слайд 36Индивидуальный прогресс ученика
Новый опыт
Опыт
Оценка-поддержка – формирующее оценивание, самооценка,
самоанализ, самоконтроль, самопроверка
Слайд 37
Трансформация формы организации обучения
Индивидуальная;
Классно-урочная;
Бель-Ланкастерская система (школа взаимного обучения);
Батовская система
( класс – индивидуальные занятия);
Мангеймская система (классы формируются по
способностям учеников);
Дальтон-план; Бригадно-лабораторная система;
Виртуально-распределенное обучение:
Бесклассно-курсовое обучение;
Школа индивидуальных маршрутов;
Семейное образование
Традиционный урок Современный (конструктивистский) урок
Слайд 38Позиция учителя – основной фактор успеха и неудачи
Слайд 39Актуальные задачи профессиональной деятельности преподавателей педагогических кафедр
Слайд 40Преподаватель современного вуза
Приоритетная задача преподавателя современного университета
сегодня заключается в содействии процессам становления личности, что «неизбежно сопряжено
с такими проблемами, как гармонизация внутреннего мира человека, человека и окружающего мира, понимание образованности человека не только как общей культуры в сочетании с профессионализмом, но и как духовной ценности, фундирующая все виды социальных практик.
Конкурентоспособность отечественного высшего образования анализируется, как правило, в контексте международных рейтингов университетов, в которых большое значение имеют такие показатели как академическая репутация и репутация среди работодателей.
Слайд 42Изменение содержания профессиональной подготовки
Отказ от понимания
содержания профессиональной подготовки как «энциклопедической совокупности» предметных знаний (информации) в
пользу развития прикладных умений, формирование которых происходит на базе современных научных знаний, рефлексии опыта профессиональных проб, что и определяет такие особенности процесса профессиональной подготовки как нелинейность, вариативность, модульность, индивидуально ориентированный способ освоения содержания подготовки.
Слайд 43Лучшие практики университетской подготовки учителей
непрерывная актуализация содержания образовательных программ в
зависимости от потребностей образовательной системы;
ориентация программ подготовки учителей на изучение
педагогики (а не на академическое образование по предмету);
четкое определение компетенций учителя, как ожидаемых результатов (модель компетенций ТСМ), в которой выделена ключевая компетентность – направленность на развитие ребенка;
исследовательский характер обучения.
Паси Сальберг Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии. М., 2015
Сергиенко А.Ю. Управление педагогическим образование в Сингапуре./Управление образованием: теория и практика 2018 №1(29) С.23 -35
Слайд 44Задача расширения пространства подготовки педагогических кадров
Учитывая существующую и прогнозируемую потребность в педагогических кадрах, особое значение
приобретают следующие задачи:
повышение вариативности форм освоения профессии учителя;
привлечение в профессию талантливых выпускников школ;
подготовка к разнообразным условиям профессиональной деятельности;
привлечение в профессию и переподготовка выпускников непедагогических направлений подготовки, имеющих желание работать в школе;
формирование новых мотивационных механизмов закрепления будущих педагогов в школах.
Слайд 45Вариативность моделей подготовки университетской учителя
Слайд 46
Университет как центр подготовки педагогов к инновационной деятельности (Расширение взаимодействия
со школами)
Наиболее распространенными формами взаимодействия являются следующие:
проведение
аудиторных занятий лучшими учителями , проведение мастер-классов;
представление и обсуждение результатов инновационного опыта на семинарах ;
организация междисциплинарной практики студентов ;
изучение лучших практик инновационной деятельности в рамках НИР студентов ;
проведение исследовательских проектов и подготовка ВКР по изучению опыта инновационной деятельности ;
проведение студентами независимой экспертизы инновационного опыта;
разработка нетрадиционных заданий для самостоятельной работы по дисциплинам (междисциплинарные проекты);
Слайд 47
Университет как центр подготовки педагогов к инновационной деятельности (Расширение взаимодействия
со школами)
разработка новых (авторских) модулей, дисциплин, практикумов, обновление содержания дисциплин
/ решение профессиональных задач, написание учебников и учебно-методических пособий ;
проведение занятий учебного курса на базе школ ;
проведение Форсайт и стратегических сессий с участием представителей образовательных учреждений;
создание школ –лабораторий и школ – исследовательских площадок;
планирование совместной работы в формате «смешанного обучения» (аудиторные и виртуальные встречи) ;
совместная разработка содержания и процедуры со школьниками, ориентированными на педагогическую профессию;
организация летних школ для учителей;
подготовка заинтересованных педагогов к поступлению в магистратуру и аспирантуру по направлению «Педагогические науки и образование».
Слайд 48Стоящие перед отечественным образованием масштабные цели могут быть достигнуты только
в результате проведения системных исследований образования, в которых особое значение
приобретают исследования взаимообусловленных процессов модернизации общего и педагогического образования.
Слайд 49Педагогический университет
Коллективные исследования
на основе взаимодействия исследовательских и педагогических коллективов
Новое
качество подготовки будущих педагогов
Слайд 50Возможные актуальные направления опытно-экспериментальной работы и коллективных исследований
Слайд 51Возможные актуальные направления опытно-экспериментальной работы и коллективных исследований
Слайд 52Благодарю за внимание
и
приглашаю к обсуждению