Разделы презентаций


Урок в соответствии с ФГОС ООО

Содержание

Типология уроков на основе системно-деятельностного подходаУроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок в соответствии с ФГОС ООО
Типология уроков на основе системно-деятельностного

подхода

Урок  в соответствии с ФГОС ОООТипология уроков на основе системно-деятельностного подхода

Слайд 2Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
Уроки «открытия» нового знания
Уроки отработки

умений и рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля

Типология уроков на основе системно-деятельностного подходаУроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля

Слайд 3Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений

реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет

включения в неё новых элементов
Урок открытия нового знания (ОНЗ)	Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.  Содержательная цель:

Слайд 4Алгоритм конструирования урока открытия нового знания

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания

Слайд 5Структура урока открытия нового знания
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности.
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения

нормативных требований учебной деятельности. Для этого:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
Структура урока открытия нового знания	1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 	Цель: выработка на личностно значимом уровне

Слайд 6Приемы для этапа мотивации
Графический диктант.
"Да-нет".
Рифмованное начало урока.
Эпиграф к уроку.
Цитирование высказываний

известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
Интеллектуальная разминка.

Приемы для этапа мотивацииГрафический диктант.

Слайд 72. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
На

данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному

выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся

Слайд 8Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:
вспомнить,

что они уже умеют и знают по данной теме;
активизировали мыслительные

процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:вспомнить, что они уже умеют и знают по

Слайд 9 3. Этап выявления места и причины затруднения.
Основная цель этапа –

организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить

места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали
зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения)
соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения)

3. Этап выявления места и причины затруднения.	Основная цель этапа – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на

Слайд 10Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем

именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не

хватает для решения пробного задания.

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и

Слайд 11Работа на данном этапе строится следующим образом:
Ученики анализируют свои попытки

выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
В

ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.
Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Работа на данном этапе строится следующим образом:Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и

Слайд 12 4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Основной целью этапа построения

проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и

на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)
предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.	Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей

Слайд 13выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если

новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод

дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)
выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) – изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.


выбрали способ построения нового знания (как?) – метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее

Слайд 14Работа строится так:
Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое

именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
На

основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).

Работа строится так:Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет

Слайд 15Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
Способ уточнения (если способ

можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
Способ дополнения —

требует введения новых практик и умений.
Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Выбирается способ, который позволит получить новое знание:Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже

Слайд 16 5. Этап реализации построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного

проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант,

который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
5. Этап реализации построенного проекта.	На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и

Слайд 17 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Основной целью

этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение

учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия
при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.	Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней

Слайд 18 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа

самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне

внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо:
организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.	Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является

Слайд 19организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону
создать (по возможности) ситуацию

успеха для каждого ребенка
для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления

причин ошибок и их исправления

организовать самопроверку учащимися своих решений по эталонусоздать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенкадля учащихся, допустивших ошибки,

Слайд 20 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Основной целью этапа рефлексии

учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной

деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке	Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися

Слайд 21учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют

степень их соответствия
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для

самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствиянамечаются цели дальнейшей деятельности и

Слайд 22Урок отработки умений и рефлексии
Рефлексия — это особый навык, направленный на

самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их

и оценивать.

В упрощенном понимании-это "разговор с самим собой".
Урок отработки умений и рефлексии Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои

Слайд 23Урок отработки умений и рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных

затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Урок отработки умений и рефлексии  Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

Слайд 24Структура урока рефлексии
Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности
Актуализация и фиксация затруднений

в индивидуальной деятельности
Локализация индивидуальных затруднений
Построение плана коррекции выявленных затруднений
Реализация построенного

плана
Обобщение затруднений
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и повторение
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Структура урока рефлексииМотивация (самоопределение) к коррекционной деятельностиАктуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельностиЛокализация индивидуальных затрудненийПостроение плана коррекции

Слайд 25Структура урока рефлексии
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Основной целью

мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом

уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели требуется:
создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

Структура урока рефлексии	1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.	Основной целью мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка

Слайд 26актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»)
исходя из

решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу

коррекционных действий («могу»)

актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо») исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки

Слайд 27
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Основной целью является подготовка

мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений

в собственной деятельности.
Для этого необходимо:
организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, – определений, алгоритмов, свойств и т.д.
активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.	Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к

Слайд 28организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение учащимися

самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для

рефлексивного анализа
организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

организовать мотивирование («хочу» – «надо» – «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов

Слайд 29 3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений

является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднения
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.	Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений

Слайд 30В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют

пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения

ситуации, когда ответ случайно верный, а решение – нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе – выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет – получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления

Слайд 31Цель на данном этапе — учить школьников шаг за шагом

анализировать свои действия и понять, почему именно это задание вызвало

затруднения;
учить работать по вопросам:
какое задание я выполнял?
какое знание я использовал ?
каким способом я решал задачу?
по какому алгоритму я действовал?
что делал сначала?
что потом?
где возникло затруднение?
Чего мне не хватает для правильного решения?
Цель на данном этапе — учить школьников шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно

Слайд 32 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений
Основной целью

этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановка

целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений	Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных

Слайд 33выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то

есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы

записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы,

Слайд 34На данном этапе урока необходимо составить индивидуальный (или групповой) план

решения проблемы.
Формулируем цели:
общая цель: коррекция знаний, устранение пробелов.
для каждого ученика

(или группы) цель должна быть конкретной.
На данном этапе урока необходимо составить индивидуальный (или групповой) план решения проблемы.Формулируем цели:общая цель: коррекция знаний, устранение

Слайд 35Определяем средства:
что поможет школьникам достичь цели?
что понадобится ( учебник, конспект,

алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д. ).
Определяем способ.
составляем план, как

будет решаться проблема.

Определяем средства:что поможет школьникам достичь цели?что понадобится ( учебник, конспект, алгоритм, таблица, дополнительная литература и т.д. ).Определяем

Слайд 36 5. Этап реализации построенного проекта
Основной целью этапа реализации построенного проекта

является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и

формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) – с помощью предложенного эталона для самопроверки

5. Этап реализации построенного проекта	Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в

Слайд 37в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с

эталоном для самопроверки
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или

придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверкидалее в обоих случаях выбрать

Слайд 38 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основная цель – закрепление

способов действий, вызвавших затруднения.
Для реализации этой цели:
организуется обсуждение типовых затруднений
проговариваются

формулировки способов действий, которые вызвали затруднения
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.	Основная цель – закрепление способов действий, вызвавших затруднения. Для реализации этой

Слайд 39 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Основной целью этапа

самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий,

вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки:
выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону	Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является

Слайд 40проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют

знаковые результаты
фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся,

не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу

проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаковые результаты фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Слайд 41Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по усвоенному способу и

сам оценивает — насколько хорошо у него получилось, получилось ли

вообще применять вновь усвоенное правило.
Каждый ученик работает самостоятельно, выполняет задание по усвоенному способу и сам оценивает — насколько хорошо у него

Слайд 42 8. Этап включения в систему знаний и повторения
Основной целью этапа

включения в систему знаний и повторения является применение способов действий,

вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой
выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
8. Этап включения в систему знаний и повторения	Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является

Слайд 43 8. Этап включения в систему знаний и повторения
Теперь учащиеся получают

задания, которые связывают новое знание с уже пройденным материалом или

задания, подготавливающие к восприятию следующей новой темы.
Хорошо подходят задания, содержащие игровые элементы, блиц-опросы, викторины и т.п
8. Этап включения в систему знаний и повторения	Теперь учащиеся получают задания, которые связывают новое знание с уже

Слайд 44 9. Этап рефлексии деятельности на уроке.
Основной целью этапа рефлексии деятельности

на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка

ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
уточняют алгоритм исправления ошибок
называют способы действий, вызвавшие затруднение
фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности
оценивают собственную деятельность на уроке
намечают цели последующей деятельности
в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества)

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.	Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления

Слайд 45 Примеры заданий для урока - рефлексии
кластер
сорбонки
текст с пропусками
блиц-опрос
РАФТ
да/нет
корзина идей

Примеры заданий для урока - рефлексиикластерсорбонкитекст с пропускамиблиц-опросРАФТда/неткорзина идей

Слайд 50РАФТ
Социоигровой приём РАФТ заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии критического мышления. Название

приёма произошло от первых букв слов.
R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F —

format — (форма)
T — topic (тема)
Суть приёма: описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа.
Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроках математики: "Ты — квадратное уравнение. Расскажи о себе"
РАФТСоциоигровой приём РАФТ заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов.R — role

Слайд 51
Да/нет
Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются,

либо опровергают.

Да/нет Учитель зачитывает суждения, определение терминов, понятий. Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают.

Слайд 52Корзина идей

Каждый ученик в течение двух минут записывает все, что

ему известно по теме. Далее начинается групповой этап: учащиеся (в

группах, по парам) делятся знаниями, обмениваются информацией. На третьем этапе (коллективном) каждый называет одно сведение, факт по теме (без повторов!). Все сведения записываются на доске (в корзину) без комментирования. Cразу видно, кто активно "наполняет корзину", а кому требуется помощь.
Корзина идейКаждый ученик в течение двух минут записывает все, что ему известно по теме. Далее начинается групповой

Слайд 53Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: научить детей структуризации полученного

знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот,

научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы;. Содержательная цель: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Урок общеметодологической направленности   Деятельностная цель: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного

Слайд 54 Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия

в единую систему.

Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Слайд 55Структура урока общеметодологической направленности
1. Этап мотивации 2. Этап актуализации и фиксирования

индивидуального затруднения в пробном учебном действии 3. Этап закрепления с проговариванием

во внешней речи 4. Этап включения изученного в систему знаний 5. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Структура урока общеметодологической направленности	1. Этап мотивации  2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном

Слайд 56Урок развивающего контроля
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных

разделов курса, предполагают написание контрольной работы и её рефлексивный анализ.

Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия. На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.
Урок развивающего контроля 	Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы

Слайд 57 Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала,

то содержание контрольных работ по объёму в 2-3 раза превышает

обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание; 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объёму в

Слайд 58Эти этапы проводятся на 2 уроках, которые разделены временем, необходимым

учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это

время не должно превышать 1-2 дней).
Эти этапы проводятся на 2 уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на

Слайд 59 В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии),

различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и

педагогический контроль. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

Слайд 60 При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование

способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим

учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости

Слайд 61Первый урок. Проведение контрольной работы. Структура урока:
1. Этап мотивации (самоопределения) к

контрольно-коррекционной деятельности.
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности является

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.


Первый урок. Проведение контрольной работы. Структура урока:	1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.	Основной целью этапа мотивации (самоопределения)

Слайд 62Для реализации этой цели требуется:
определить основную цель урока и создать

условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»)
актуализировать

требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»)
исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»)
установить форму и процедуру контроля
предъявить критерий выставления оценки
Для реализации этой цели требуется:определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в

Слайд 63 2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
Основной целью этапа актуализации

и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание

ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:
организовать повторение контролируемых способов действий (норм)
активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.	Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления

Слайд 64организовать мотивирование учащихся («хочу» – «надо» – «могу») к выполнению

контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и

последующего рефлексивного анализа
организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы
организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок)
предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию

организовать мотивирование учащихся («хочу» – «надо» – «могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных

Слайд 65Второй урок. Анализ контрольной работы. Структура урока:
3. Этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной

целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом

уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» – «надо» – «могу») и формулировку ими основной цели урока
проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости –согласование их оценок с оценкой учителя

Второй урок. Анализ контрольной работы. Структура урока:	3. Этап локализации индивидуальных затруднений.	Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является

Слайд 66 Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится

на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода)
на основе алгоритма исправления

ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений
выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода)

Слайд 67 Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение

с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут

выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, развитию умения критериально обосновывать свою точку зрения.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня.

Слайд 68 4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Основной целью этапа построения

проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и

на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять)
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.	Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей

Слайд 69выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то

есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы

записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.)


выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы,

Слайд 70 5. Этап реализации построенного проекта.
Основной целью этапа реализации построенного проекта

является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и

формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:
самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки
5. Этап реализации построенного проекта.	Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в

Слайд 71в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с

эталоном для самопроверки
далее в обоих случаях выбрать из предложенных или

придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки
решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу)
Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

в первом случае – соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверкидалее в обоих случаях выбрать

Слайд 72 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основной целью этапа обобщения

затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для

реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:
обсуждение типовых ошибок
проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.	Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов

Слайд 73 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа

самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке

рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.	Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как

Слайд 74провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково

результаты
зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной

работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результатызафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения 	Учащиеся, не

Слайд 758. Этап решения заданий творческого уровня.
Основной целью этапа включения в

систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение

и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся: При положительном результате предыдущего этапа:
выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой

8. Этап решения заданий творческого уровня.	Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий,

Слайд 76выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем
При отрицательном результате

предыдущего этапа:
повторяют предыдущий этап, но другого варианта

выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем 	При отрицательном результате предыдущего этапа:повторяют предыдущий этап, но другого

Слайд 77 9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
Основной целью этапа рефлексии деятельности на

уроке является: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности; осознание метода преодоления затруднений

в деятельности; осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:
проговаривают механизм деятельности по контролю
анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления
9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности	Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является: самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности; осознание

Слайд 78называют способы действий, вызвавшие затруднение
фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной

деятельности и ее результатов
оценивают полученные результаты собственной деятельности
при необходимости определяются

задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
намечают цели последующей деятельности

называют способы действий, вызвавшие затруднениефиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатовоценивают полученные результаты собственной

Слайд 79Трещёв А.М., smkasu@aspu.ru, тел.: 61-08-25

Трещёв А.М., smkasu@aspu.ru, тел.: 61-08-25

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика