Слайд 1МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
План.
Сущность основных понятий.
Цель маркетинговой деятельности.
Принципы маркетинга.
Функции маркетинга.
Этапы маркетинговой
деятельности.
Слайд 2Сущность основных понятий
Маркетинг - управленческий процесс, заключающийся в создании продуктов
(товаров и услуг), определении их цены и средств продвижения на
рынке с целью удовлетворения потребностей покупателей, организации и общества в целом.
Слайд 3Сущность основных понятий
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой
в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее
источником его активности.
Потребности человека обусловлены процессом воспитания, социокультурной средой, в которой происходит его развитие.
Слайд 4Сущность основных понятий
Классификация человеческих потребностей (В.П. Симонов):
Витальные (биологические) потребности —
в пище, воде, сне, температурном комфорте, безопасности и защищенности, которые
призваны обеспечить существование человека. Они порождают множество материальных квазипотребностей в одежде, жилище, технике, необходимой для производства материальных благ, и т.д.
Социальные потребности включают необходимость принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих.
Слайд 5Сущность основных понятий
Идеальные потребности — потребности в познании окружающего мира
и своего места в нем, в познании смысла и назначения
своего существования как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного.
Слайд 6Сущность основных понятий
По мере развития общества растут и потребности его
членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их
любопытство, интерес и желания, т.е. конкретизированные потребности.
Поэтому производители целенаправленно предпринимают действия для стимулирования желания потребителей обладать тем или иным продуктом. Они пытаются сформировать связь между желаниями, предпочтениями покупателей и тем, что они выпускают.
Слайд 7Сущность основных понятий
Следующее понятие вытекает из того, что желания людей
практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены.
Покупатели
приобретают те продукты, которые доставят им наибольшее удовлетворение в рамках их финансовых возможностей, т.е. желание, подкрепленное покупательской способностью, называется спросом.
Слайд 8Сущность основных понятий
Определение человеческих потребностей, желаний и запросов позволяет прийти
к понятию «продукт».
Продукт — все, что может удовлетворять определенные
потребности и предлагаться на рынке с целью приобретения, использования или потребления.
Слайд 9Сущность основных понятий
Маркетинг необходим, прежде всего, в тех случаях, когда
люди решают удовлетворить свои запросы с помощью обмена.
Обмен —
акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Слайд 10Сущность основных понятий
Выполнение обозначенных условий делает обмен возможным, а состоится
он или нет зависит от того, пришли ли стороны к
соглашению и готовы ли они заключить сделку.
Основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Слайд 11Сущность основных понятий
Рынок — совокупность существующих или потенциальных продавцов и
покупателей продуктов.
На рынке определяется ценность предложенного продукта, его значимость
для покупателей, его способность удовлетворить их потребности.
Помимо рынка товаров существуют рынки услуг, идей, природных ресурсов и иных объектов, имеющих ценностную значимость. Для нас наибольший интерес представляют характеристики рынка образовательных услуг.
Слайд 12Сущность основных понятий
Услуга — это любое мероприятие или выгода, которую
одна сторона может предложить другой и которая в основном не
осязаема и не приводит к овладению чем-либо.
Слайд 13Основные характеристики услуг
Неосязаемость.
В отличие от товаров, услуги нельзя
увидеть, попробовать, ощутить до тех пор, пока они не будут
приобретены.
Учитывая данную характеристику, маркетинг направлен на повышение осязаемости услуги, создание материальных доказательств
ее полезности и необходимости для потребителя.
Слайд 14Основные характеристики услуг
Неотделимость от источника.
Услуги в отличие от материальных товаров,
которые производятся, хранятся на складе, распространяются через посредников, обычно предоставляются
и потребляются одновременно.
Слайд 15Основные характеристики услуг
Непостоянство качества
У однотипных услуг колеблется в весьма
широких пределах, в зависимости от того, кто их предоставляет, когда
и где. Поэтому, осуществляя маркетинг услуг, следует обратить особое внимание на то, как организовано взаимодействие между продавцом и покупателем, на компетентность, доброжелательность того, кто оказывает услугу.
Слайд 16Основные характеристики услуг
Несохраняемость
Услугу в отличие от товара невозможно сохранить,
«законсервировать».
Слайд 17Цель маркетинговой деятельности
Цель маркетинговой деятельности ДОУ — оказание населению качественных
образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей как клиентов, так и
сотрудников ДОУ.
Слайд 18Принципы маркетинговой деятельности
оказание услуг, соответствующих потребительскому спросу;
удовлетворение потребностей сотрудников ДОУ;
ориентация
на достижение качественного результата работы ДОУ;
обеспечение конкурентоспособности ДОУ на рынке
образовательных услуг на основе гибкой стратегии управления;
создание и поддержание благоприятного имиджа ДОУ, информирование реальных и потенциальных потребителей об образовательных услугах, стимулирование спроса на них.
Слайд 19Функции маркетинга
Исследовательская функция заключается в изучении макро- и микросреды ДОУ,
рынка образовательных услуг, выявлении существующего и потенциального спроса потребителей на
образовательные услуги, определении целевого рынка.
Организационная функция предполагает разработку политики предложения услуг и ценовой политики, т.е. определение реестра услуг ДОУ, установление цены, управление качеством и конкурентоспособностью услуг.
Коммуникативная функция осуществляется посредством организации продвижения услуг ДОУ на рынке образовательных услуг, установления взаимоотношений с окружением ДОУ.
Инновационная функция реализуется в рамках организации научно-исследовательской деятельности по созданию и оказанию услуг-новинок, модификации имеющихся услуг.
Слайд 20Этапы маркетинговой деятельности
Этап 1 — анализ рыночных возможностей ДОУ:
создание системы
маркетинговой информации,
проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды ДОУ.
Слайд 21Этапы маркетинговой деятельности
Этап 2 — отбор целевых рынков ДОУ:
сегментирование рынка
образовательных услуг,
выбор целевых сегментов, на которые ДОУ будут ориентироваться,
позиционирование услуг на рынке.
Слайд 22Этапы маркетинговой деятельности
Этап 3 — создание комплекса маркетинга ДОУ:
формирование портфеля
услуг ДОУ (политики предложенных услуг, ассортиментная политики),
определение цен на услуги
ДОУ (ценовая политика),
организация продвижения образовательных услуг на рынке(сбытовая, коммуникативная политика).
Слайд 23Этапы маркетинговой деятельности
Этап 4 — управление маркетинговой деятельностью в ДОУ:
планирование
маркетинга,
организация деятельности маркетинговой службы ДОУ,
контроль.